NASA заключает лунные контракты с Blue Origin, Dynetics и SpaceX (Starship)

В четверг NASA объявило, что заключило три контракта, чтобы начать предварительную разработку систем посадки на Луну (Human Landing System), которые доставят астронавтов на поверхность Луны менее чем за пять лет.

8467

«Все, что нужно для успеха, NASA получит от этих трех подрядчиков».

Eric Berger, 30.04.2020, Ars Technica


Starship садится на Луну
Credit: NASA

В четверг NASA объявило, что заключило три контракта, чтобы начать предварительную разработку систем посадки на Луну (Human Landing System), которые доставят астронавтов на поверхность Луны менее чем за пять лет.

Приняв решение по Human Landing System, чиновники космического агентства вновь подтвердили в интервью, что они по-прежнему полны решимости высадить пару космонавтов на Луну к 2024 году и обеспечить устойчивое присутствие к 2028 году. На вопрос, останется ли в повестке дня 2024 год, несмотря на пандемию COVID -19 и множество других проблем с такими жесткими временными рамками, руководитель NASA по космическим полетам, Даг Ловерро, ответил: «Это не только в повестке дня, это главный приоритет».

Лунный посадочный модуль ALPACA от Dynetics
Credit: NASA

Эти контракты примечательны как своим разнообразием, так и очевидной готовностью NASA рискнуть, поставив на SpaceX и его нестандартную концепцию с амбициозной системой Starship.

«Все, что нужно для успешной посадки в 2024 году, NASA получит от этих трех подрядчиков. А также то, что необходимо для устойчивого лунного присутствия к 2028 году», – сказал Ars администратор NASA Джим Брайденстайн. «Мы в восторге. Каждый из этих подрядчиков приносит не только уникальные проекты, они приносят уникальную историю и уникальную философию развития. Все это делает NASA лучше».

Интегрированный посадочный аппарат от Blue Origin на поверхности Луны
Credit: NASA

Три контракта

Контракты, которые охватывают период в 10 месяцев, были заключены со следующими командами:

579 миллионов долларов США для National Team, возглавляемой Blue Origin. Blue Origin будет выступать в качестве генерального подрядчика, создавая лунный посадочный модуль Blue Moon в качестве «спускаемого элемента» системы наряду с управлением программой, проектированием систем, а также обеспечением надежности и безопасности миссий. Lockheed Martin разработает многоразовый «элемент подъема» и возглавит полетные операции. Northrop Grumman создаст «передаточный элемент», а Draper возглавит управление спуском и обеспечит бортовое радиоэлектронное оборудование. Миссия запустится на ракете New Glenn.

253 миллиона долларов команде под руководством Dynetics. Предложение компании о посадке на Луну является нетрадиционным и включает в себя компанию Sierra Nevada Corporation в качестве основного партнера. Спускаемый модуль ALPACA оснащен парой отделяемых баков, которые сбрасываются раздельно, что позволит повторно использовать модуль. Содержимое этих баков истощается, затем они сбрасываются во время спуска. ALPACA может быть запущен на ракете Vulcan от United Launch Alliance.

– YouTube

youtu.be

135 миллионов долларов для SpaceX. Компания предложила свою сверхтяжелую ракету Super Heavy и Starship, чтобы доставить людей на Луну. Преимущество Starship заключается в том, что в случае успеха транспортного средства она предложит NASA недорогое, многоразовое решение для своих нужд.

Четвертым известным претендентом на контракт с Human Landing System был Boeing, который сотрудничал с базирующейся в Хьюстоне Intuitive Machines. Boeing, который уже заключил контракт с NASA на создание базовой ступени ракеты Space Launch System и верхней ступени Exploration Upper Stage. Но Boeing контракт не получил.

Брайденстайн сказал, что суммы отдельных контрактов не отражают рейтинг или предпочтения космического агентства. Скорее, по его словам, награды основаны на суммах, запрошенных каждой из трех команд, и объеме работ, которые они предложили завершить в течение следующих 10 месяцев. «Некоторые люди могут посмотреть на размер этих сумм в долларах и подумать, что мы поддерживаем только фаворитов», – сказал он. «Но на самом деле это не так».

Двусторонний подход

NASA фактически пока не выбрало окончательную архитектуру для своей первой миссии по посадке на Луну в рамках программы Artemis. И Брайденстайн, и Ловерро заявили, что окончательное решение по этой архитектуре миссии Artemis III, намеченной на 2024 год, не будет принято в ближайшее время, а в конце начальной 10-месячной фазы контракта на Human Landing System. «Мы сохраняем эту часть открытой прямо сейчас, поскольку видим, как эти проекты созревают и развиваются, так как мы только начинаем работать с подрядчиками», – сказал Ловерро.

В течение оставшейся части этого года NASA будет оценивать техническую готовность различных подходов к доставке как посадочного модуля на лунную орбиту, так и самой технологии посадочного модуля. Ловерро повторил, что предпочитает строить или интегрировать посадочный модуль на земле и запускать его в одной объединенной системе.

«Ясно, что это одна из сделок, через которую мы пройдем», – сказал Ловерро. «Я действительно считаю, что гораздо менее рискованно идти вперед и интегрировать вещи на месте старта. Это меньше запусков. Там меньше независимых двигательных установок и энергосистем. Так что, безусловно, в этом есть огромное преимущество. Но оно приходит с ограничениями по грузоподъемности, и на другие вещи такого рода”.

NASA применяет двунаправленный подход к программе Artemis. Агентство имеет четкий мандат от Белого дома на высадку людей на Луну к 2024 году. Некоторые критически называют эту дату «политической», но сторонники быстрого графика говорят, что это внесло необходимую срочность в программу. В то же время NASA также хочет избежать ловушек программы Apollo, которая провела шесть миссий на Луну, а затем закончилась из-за высоких затрат. Создание Artemis способно обеспечить устойчивость в течение длительного времени.

По истечении первоначального 10-месячного контракта NASA может отказаться от трех или двух конструкций посадочных модулей. Брайденстайн сказал, что расчет будет зависеть от финансирования, и от того, какие проекты позволят NASA работать быстро и устойчиво. Он также призвал компании сотрудничать с инженерами в центрах NASA, в том числе с теми, у кого нет опыта полета человека в космос, такими как Лаборатория реактивного движения (JPL) в Калифорнии, чтобы довести свои проекты до совершенства в этом году.

То, что агентство пытается сделать с этими контрактами, является беспрецедентным, как с точки зрения разрушения традиционных аэрокосмических шаблонов, так и с точки зрения скорости. Для сравнения, контракт Grumman на создание лунного модуля для программы «Аполлон» был заключен в марте 1963 года на сумму 387,9 млн долларов США. Первый лунный модуль с экипажем полетел шесть лет спустя в марте 1969 года на Аполлоне-9. Посадка Аполлона-11 состоялась в июле 1969 года. Контракт Груммана стоил 3,2 миллиарда долларов в современных долларах.

О Starship

Контракт со SpaceX (Starship), вероятно, удивит многих в аэрокосмическом сообществе, которые с некоторым скептицизмом смотрят на амбициозный проект (основатель SpaceX в конечном итоге планирует построить сотни кораблей для заселения Марса). Но Брайденстайн сказал, что NASA не может позволить себе игнорировать потенциал этой системы.

Starship на поверхности Луны
Credit: NASA

«SpaceX действительно хорош в полете и испытаниях, а также в неудачах и исправлениях», – сказал он. «Люди посмотрят на это и скажут: «Боже мой, мы только что видели, как Starship снова взорвался. Почему вы даете им контракт?» Ответ в том, что SpaceX действительно хорош в итеративном тестировании и исправлении. Для них это не ново. У них есть такой проект, который, в случае успеха, сможет трансформироваться. Он снизит расходы и увеличит доступ, и это будет способствовать коммерческой деятельности, о которой исторически мы только мечтали. Я полностью верю, что Илон Маск будет успешным. Он сосредоточен как лазер на этой деятельности».

Брайденстайн также похвалил Blue Origin и ее основателя Джеффа Безоса за то, что он вложил миллиарды долларов в разработку аппаратного обеспечения, что дало компании шанс начать работу с Blue Moon. И хотя Dynetics, возможно, не является общеизвестным именем в аэрокосмической отрасли, Брайденстайн сказал, что «компания тихо сотрудничала с NASA в течение десятилетий и приносила «огромное количество опыта и возможностей».

Это перевод статьи NASA awards lunar lander contracts to Blue Origin, Dynetics—and Starship.

190 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Кві 30, 2020 23:57

SpaceX Starship and Super Havey!

Брайденстайн:
“… Я полностью верю, что Илон Маск будет успешным. Он сосредоточен как лазер на этой деятельности. ”

Оперативно!…имею вввиду первод.
А я не успел сделать перевод…. 🙁

Тра 01, 2020 07:04

Так Александр же написал в теме будущих переводов, что он его будет делать.

Тра 01, 2020 10:38

Сравнение Лунных посадочных систем… от трех выбранных НАСА исполнителей.

https://uploads.disquscdn.com/images/00b87648f61a1c277a59a98ca158093350a997290b836104af720a89a401381b.jpg

Тра 01, 2020 01:40

Думаю благодаря самой низкой заявленной суммой в 135 млн. долларов SpaceX со своим очень смелым и прогрессивным проектом вошли в число призёров. Главное они в игре! Основной бюджет будет разыгрываться как раз через 10 месяцев когда выберут одного победителя из трёх. Starship уже активно разрабатывается и тестируется. К тому же Спейсы умеют работать быстро и целеустремлённо, достаточно вспомнить как они выиграли у Боинга с их Старлайнером. В общем интересное время наступает! Радует то что НАСА наконец то начали расставлять приоритеты а не размениваться по мелочам. Так что проект Артемида скорей всего состоится!

Тра 01, 2020 02:44

Согласен!

Тра 01, 2020 03:09

Интересный новый рендер Старшипа, сразу вызывает ряд вопросов.
1)Зачем нужна белая краска? Единственное, что приходит на ум – это специальная краска, разработанная NASA, которая не даёт лунной пыли прилипать. Но это действительно настолько полезно, чтобы добавлять лишний вес кораблю?
2)Отсутствие теплового экрана предполагает, что корабль не будет возвращаться на Землю? Тогда его заправка должна происходить на орбите Луны, а сам аппарат будет курсировать только между станцией и поверхностью? А как же грузы? Наверное будут просто разные грузовая и пассажирская версия.
Интересно чего именно SpaceX должны достичь в конце десятимесячного периода. Надеюсь в ближайшие месяцы появится хоть какая-то информация.

Тра 01, 2020 07:07

Интересно чего именно SpaceX должны достичь в конце десятимесячного периода. Надеюсь в ближайшие месяцы появится хоть какая-то информация.Ну, типа у них уже есть готовые прототипы… у других – макет и рендер. Но, к Спейсам отдельный подход, ибо другие – повторение того, что было 50 лет назад, а у этих – Старшип, в который мало кто верит.
)Отсутствие теплового экрана предполагает, что корабль не будет возвращаться на Землю?Да, КК не будут возвращать на Землю.

Тра 01, 2020 16:54

От SpaceX наверняка ожидают гораздо больше чем от двух других компаний, всё же это самый рискованный проект. Поэтому им наверняка предъявили самые жёсткие требования.

Тра 01, 2020 11:32

Сдается мне, что Бергер использовал в статье устаревшие картинки.
Вот здесь Старшип из нержавейки на Луне:
https://3dnews.ru/986724
https://twitter.com/elonmusk/status/1122824422031646720?s=20

https://pbs.twimg.com/media/D5US3AeU8AAHxyV?format=jpg&name=large

Тра 01, 2020 16:29

Нет, в статье актуальные рендеры из официального твиттера SpaceX.

Тра 01, 2020 11:40

Это оптимизировынй для Луны вариант Старшипа который будет курсировать между НОО и Луной – https://twitter.com/SpaceX/status/1255907211533901825
Из того что уже успели обсудить на реддите:

  1. Отсутствие теплового щита из-за отсутствия необходимости входить в атмосферу. Также идет обсуждение целесообразности добавления крепежных ручек на корпусе (как на МКС) для обслуживания
  2. Отсутствие передних и задних крыльев
  3. Новый дизайн посадочных опор
  4. Впервые на рендере видно РСУ
  5. Наличие солнечных батарей в носовой части из-за предполагаемых приполярных мест посадки
Тра 01, 2020 12:02

Если Старшип будет курсировать между поверхностью Луны и окололунной орбитой, то чем он будет заправляться?
Таскать для Старшипа метан с Земли будет накладно.
Или будет использоваться пара водород-кислород из лунной воды?

Тра 01, 2020 12:55

Наличие “теплового экрана” по ТЗ. На 4 уже клеют.

Тра 01, 2020 21:19

То проверяют криостойкость клея которым крепить будут, на самых нагруженных участках.

Тра 01, 2020 07:03

Оперативненько! Бурления в сети по этому поводу набирают обороты ).

Тра 01, 2020 21:21

Так интересно-же, у ветеранов космо отрасли все тайна, у китая тоже. У Спейсов самая открытая политика в этом вопросе, хорошее промо и графика на трансляциях. Не на от*бись, как у УЛА.

Тра 01, 2020 08:15

Цікаво а SLS з Боїнгом де? В прольоті?)

Тра 01, 2020 08:20

СЛС запускает Орион. А Боингы отпали со своим лендером.

Тра 01, 2020 13:06

Орион не шмагли до ума довести

Тра 01, 2020 11:13

Достал их Боинг, похоже. )

Тра 01, 2020 11:29

Еще бы, получить третий дорогой долгострой подряд – вряд ли охота)

Тра 01, 2020 13:03

Та й ще “Мало денег! Мало!”

Тра 03, 2020 14:32

Абы только боинг не начал их шантажировать саботажем текущих проектов (в первую очередь СЛС)…
Боинг уже показал что готов потратить все силы на грязную игру ( как он это сделал с бомбардье потратив много сил и денег чтоб не пустить на рынок конкурента младших 737 , при этом уделил минимум внимания новой модификации 737мах с которой и должен был конкурировать этот бомбардье С-серии ,на выходе бомбардье продала самолет Эирбасу и он все равно начал продаваться уже под именем А220, а 737мах начали вдруг падать из-за того что при их проектировании решили схалтурить и сильно сэкономить.
После такого я уже никаким выходкам Боинг не удивлюсь.

Тра 01, 2020 13:02

Доробляють! Можливо встигнуть, але коли, бо пандемія, кондевіт?

Тра 01, 2020 13:03

Очень хорошо, а то эти пильщики с маникальным упорством повторяют, по сути Спейс Шатл. Только одноразовый, как обычно с конским прайсом…

Тра 01, 2020 15:46

Очень, кстати, похоже на модуль “Наука” и прочие прожекты Роскосмоса.
Попытка использовать древние технологии без тех разработчиков и “военного” контроля.

Тра 01, 2020 13:33

А SLS вже заздалегідь готує нас до наступного переносу першого пуску)
https://arstechnica.com/science/2020/04/new-report-says-sls-rocket-managers-concerned-about-fuel-leaks/

Тра 01, 2020 15:51

SLS створюють ще з 2011 року. Летіти вона ще в 2019 році мала. А зараз якщо до 2022 року справляться – то буде дуже добре.

Тра 02, 2020 21:31

Для виконання постанови Президента США “На Місяць у 2024 жінка” і підключили SpaceX зі своїм повним комплексом Старшип. З астронавтами на борту!

Тра 01, 2020 12:15

Наконец свершилось гендерное равноправие. Теперь экипажи пилотируемых кораблей будут состоять из супругов. Не исключено, что в свете последних тенденций, супруги будут однополыми. Раньше NASA подвергалась атакам за фальсификацию фотографий с Луны, где не видно звезд на небе. Теперь будут подозревать в фальсификации за то, что звезды видно. То, что раньше называлось отлетная конфигурация, теперь будет называться посадочная.

Тра 01, 2020 12:47

У кого что болит, тот о том и говорит… “-супруги будут однополыми.”

Тра 01, 2020 15:15

Вот и я так подумал. Интересно, что написано в оригинальном тексте, что можно перевести как: “полны решимости высадить пару космонавтов на Луну к 2024 году”.

Тра 01, 2020 13:56

Странно, что в оригинале нет такой инфы
NASA said Blue Origin’s contract is valued at $579 million, and Dynetics will receive $253 million for the 10-month contract base period. That money covers just the first phase of a multi-year lunar lander development effort that NASA predicts could cost $18.4 billion through the end of 2024.https://spaceflightnow.com/2020/04/30/blue-origin-wins-lions-share-of-nasa-funding-for-human-rated-lunar-lander/
18.4 лярда программа. Это очень большой куш. На столько большой, что есть смысл влазить в огромные долги и сделать всё возможное за 10 месяцев, чтобы двигаться дальше. Даже если всем отдать деньги в одинаковой пропорции, то это под 6 лярдов на сторону. Маск говорил о 2-10 лярдах для Старшипа.
Не знаю, называйте меня фанбоем Спейсов/Маска/Старшипа, но на сейчас вкладывать в ощербные одноразовые лендеры, прошлого века – это тупо деньги на ветер. Если делают Старшип, то это в дальнейшем – полёты куда угодно в Солнечной система за очень дешёво. А что взять с лендера других? – 10 миссий на Луну и всё? При это РН – там идут отдельно. Здесь же – всё вместе, РН, КК, дозаправка. Старшип может быть грузовик для Луны, для Гейтвея. Он сам может быть Гейтвеем.
Консерватизм не позволит Старшипу далее развиваться. Я более чем уверен, что выберут Блю Ориджин, там много важных товарищей с ними и они делают по методичкам. Всё понятно. Старшип – слишком круто, НАСА же записала минусы – слишком нежизнеспособная концепция.

Тра 01, 2020 16:07

Возможно на этапе проектирования Спейсы смогут доказать жизнеспособность своего проекта. У Боинга с НАСА давние взаимоотношения, Старлайнер считался предпочтительнее Дрэгона, но в итоге первый после долгого перерыва пилотируемый полёт на американском корабле будет именно на Дрэгоне. Я это к чему, у Блю Ориджин и Dynetics проекты объективно пока просто бумажные, тогда как Старшип сейчас вовсю тестируется бешеными темпами. Посмотрим что будет в эти 10 месяцев! Я тоже за проект Спейсов, это действительно принципиально новый подход к пилотируемым космическим полётам, тогда как у конкурентов рендеры проектов выглядят как чуть более современная версия Аполлона.

Тра 01, 2020 16:15

Ну, у Синих лучше всего подготовленный – так обозначила НАСА. Да, Спейсы, в теории, могут догнать и перегнать предварительные оценочные данные по готовности и вообще по возможности такое запускать.
https://twitter.com/SciGuySpace/status/1255938796895567873?s=20

Тра 03, 2020 14:45

https://static.hkej.com/eji/images/2019/05/10/2134219_2d2be3b4e493fa1d742fc12d75e7ffbf.jpg
а это что Безос презентовал год назад ?!
может и просто макет , но уже не бумажный.

Тра 01, 2020 18:27

Имхо, Спейсам за эти 10 месяцев нужно совершить этот , всеми ожидаемый прыжок на 20км и успешную посадку на движках.
Тогда станет понятно, что концепция “Старшип” может сработать с высокой вероятностью.. Со всеми вытекающими, в том числе и в виде лунных контрактов.

Тра 01, 2020 21:14

Ото ж держим кулаки, молимся на преподобного Илона сокрушителя лоббистов-ретроградов. СпейсХ делают то, что рисовалось по заказу НАСА, еще в 60х, когда расходником желали видеть только топливо. Боинг делает самолеты, космос не их! Вот объективно, делали-делали, а таймер не выставили и все пошло наперекосяк.

Тра 01, 2020 14:17

Что-то в Starship’е изменилось.

Тра 01, 2020 14:28

Плавники отрезали

Тра 01, 2020 18:54

А тут цікавинки складаються. Без танкерів Старшіпу — ніяк. Але не слід забувати, що танкер за раз може витягти на ННО 100…150 тон пального. Чи вистачить круїзному Старшіпу тих 100 тонн, аби дістатися Місяця, потім злетіти і прийти знов на ННО? Не знаю. Але маю сумніви. Нагадаю, маса порожнього Старшіпу близько 120 тон.
Тобто, скоріш за все доведеться кілька танкерів ганяти на ННО для одного рейса круїзера на Місяць. А може створювати ще запас на навколомісячній орбіті.
Звісно, ідея отримання води на Місяці може значно полегшити цю логістику, але тоді доведеться робити киснево-водневі “Раптори”

Тра 01, 2020 19:08

Они Рапторы делают с 12-го года, какие еще водородные движки? Какой запас на орбите? Кто будет туда его тянуть?

Тра 01, 2020 19:24

С водородными движками перебор, конечно, но вопрос того, на каких топливах Старшип будет летать на лунной орбите/сажаться на Луну/взлетать с нее и сколько он в такой конфигурации сможеть до Луны довезти/увезти – вопрос открытый. Впрочем, сие проясниться с дальнейшим ходом программы, думаеться мне – выберут вон БО или тех, вторых, и все впоросы отпадут сами собой.

Тра 01, 2020 19:31

Якщо всерйоз націляться на Місяць, доведеться переходити на водень. Бо метаном на Місяці не дуже заправишся. А якщо триматися метанової схеми, доведеться той метан розтаскувати по всіх вузлових точках рейсів. Танкерами, звісно

Тра 02, 2020 12:07

Тут в принципі незрозуміло поки що чи потрібна така транспортна система саме для цієї місячної експедиції. Правда, я не знайшов нігде скільки вантажу може доставити Старшіп на Місяць але тонн 100 набереться. Але чи будуть потрібні такі вантажі на місячній базі? Туди доведеться завозити регулярно їжу, воду можливо, кисень або інші витратні матеріали. Невеликого габариту.Тут ситуація схожа з нашою “Мрією”. “Мрія” возить здебільшого тільки великогабаритні масивні вантажі які не можна доставити нічим більше або дорого. Менші вантажі возять “Руслани” , С130 Геркулес, Боїнги, інші вантажні літаки, – вони обходяться дешевше.

Тра 02, 2020 12:30

Проблема в том, что Старшип должен быть еще и дешевле в разы.

Тра 02, 2020 15:45

Кількість вантажу радикально залежатиме конфігурації логістики, від точки останньої заправки, і від кількості тої заправки. Якщо з ННО, прямо на Місяць, а звідти одразу на ННО, то може кількадесят тон привезе на Місяць. З НОО, на Місяць. Якщо спершу на ННО прийме в себе дюжину танкерів

Тра 02, 2020 15:49

Оце? “We’re going to try landing Starship on the moon with enough propellant to return to Earth”
Неясно лише, початкова та кінцева точки маршруту. Якщо це Земля, то рендер невірний малювали, без крилець і теплозахисту. Якщо це ННО, цілком можливо. І все залежатиме від кількості танкерів з тим “enough propellant to return” але не на Землю, а на ННО

Тра 01, 2020 21:30

Прикольно получилось по распределению денег:
– Классическая схема от Аполлонов – больше всего денег;
– Подобная схема, но со сбросом баков – среднее количество денег;
– Абсолютно оригинальная схема с многоразовым кораблем – меньше всего денег

Тра 02, 2020 16:38

Для полноты данных, рекомендую посмотреть видео от Скотта Менли, ибо статья не полная, много чего не понятного, почему и кто что-то будет делать и должен сделать до 24-го года.
Документ от НАСА почти никто не видел и даже не догадывается, а он называется NextSTEP-2 Appendix H: Human Landing System Broad Agency Announcement NNH19ZCQ001K_APPENDIX-H-HLS
Например, Дайнемики вообще не планируют демо-полёт, а сразу людей будут запускать и на СЛС (да, опять СЛС!) – типа вообще там так незаметно они затесались. На, крайний случай – много пуск 3-х элементов на Вулкане.
https://www.youtube.com/watch?v=_t6pLNEXh18

Тра 02, 2020 23:36

Глядя на Вулкан, таки реально у компашки УЛА с воображением, совсем туго. По сути перепевка Дельты 2,3 с вязанкой бустеров…

Тра 03, 2020 23:22

Дайнемики вообще не планируют демо-полёт, а сразу людей будут запускать
Точно?
Dynetics also plans to conduct an uncrewed demonstration landing prior to any crewed missions
https://www.nasaspaceflight.com/2020/04/nasa-blue-origin-dynetics-spacex-hls-artemis/

Тра 04, 2020 06:34

Точно?Видео смотрели?

Тра 02, 2020 16:38

Что интересного есть по поводу лунного модуля от Dynetics:
Of the three HLS proposals selected, Dynetics earned the highest technical and management ratings
The Dynetics HLS is easily adapted into a large cargo delivery system
Alternatively, it can ferry up to four suited crew members to or from the lunar surface
https://www.nasaspaceflight.com/2020/04/nasa-blue-origin-dynetics-spacex-hls-artemis/
https://www.dynetics.com/newsroom/news/2020/dynetics-to-develop-nasas-artemis-human-lunar-landing-system
Звучит потрясающе! Определённо хотелось бы узнать о нём побольше. Забавно ещё сравнивать длину лестницы с таковой у лендера от команды Безоса. Что будет, если оступиться на самом верху этой лазилки? 🙂

Тра 02, 2020 16:57

Только есть 1 большой минус – СЛС.

Тра 03, 2020 23:19

Так, наверно, можно было бы выразиться, если бы он кроме SLS ни на чём летать не мог. А они вообще его называют «rocket-agnostic».
Вы ещё так удивились по этому поводу в своём комменте с видео Скотта Мэнли, хотя прямо в этой статье написано:
Ловерро повторил, что предпочитает строить или интегрировать посадочный модуль на земле и запускать его в одной объединенной системе
А кроме ракеты из трёх букв ничто на такое не способно)
Так что и у BO есть такая опция: https://twitter.com/blueorigin/status/1255920054073298946

Тра 05, 2020 11:30

Хорошая информация к размышлению, спасибо за перевод. Более-менее понимаю позицию НАСА. Но уверен, многое еще скрыто “за кулисами”. Но официальные планы и обьяснения выглядят логично.
Хотя я бы отдал все деньги SpaceX))

Тра 05, 2020 11:52

Хотя я бы отдал все деньги SpaceX)У них уже есть СЛС и Вебб, а Старшип – еще более рисковано.

Тра 05, 2020 12:11

Рисковано, но если сравнивать эффективность и результативность связки “план-реализация” на единицу времени (за десятилетие, например), то меня постоянно тянет думать, что СпейсИкс более результативные, чем все их остальные конкуренты, и те же НАСА (беру в расчет и количество денег, бюджет).

Тра 20, 2020 12:27

Интересная движуха сейчас в США. Уволился руководитель в НАСА, который отвечает за пилотируемую программу страны. При этом за 1 неделю до запуска Крю Дрэгон. Да, он ответил, что с этой программой всё нормально, но что касается Артемиды, то типа что-то или кто-то не правильно был оценён.
https://twitter.com/SpaceflightNow/status/1262917797123891201?s=20
Мне интересно на кого наезды. часом не потому что не взяли Боинг и взяли тех же СпейсЭкс с их монструозным Старшипом?