Юра не простит: Почему российский космос не ждёт ничего хорошего

24839
~ ДИСКЛЕЙМЕР ~

Этот текст не предназначен для чтения людьми, которые считают себя «персонами вне политики». Мы живём в XXI веке — во времени, где отсутствие политической позиции, равно как и демонстративное от политики дистанциирование, имеет столь же большой вес, сколько и пресловутая «активная гражданская позиция». Поэтому если вы считаете себя «простым человеком», далёким от политики, текст вам вряд ли понравится. Ведь вы являетесь одной из главных причин того, что здесь будет описано.

Я также прекрасно отдаю себе отчёт в том, что материал может не понравиться нашим давним зрителям и читателям, гражданам Российской Федерации, ввиду довольно негативного тона. Если у вас возникнет невыносимое желание им возмутиться, это ваше право (хотя лично по моему мнению, возмущаться вам стоило бы другими, гораздо более опасными и страшными событиями). Тем не менее, сделать это вы можете в комментариях под материалом и в социальных сетях. Просто держите себя в руках, пожалуйста.

На этом с предупреждениями разобрались, будем переходить к самой теме сегодняшнего материала: Кто виноват в том, что российский космос не ждёт ничего хорошего? Если вы внимательно прочли дисклеймер и согласны с условиями, смело читайте дальше. Если нет — можете вместо этого посмотреть наш недавний ролик об астероидах. Тоже хорошая опция.

Виновники. Один из них построил систему, второй — разрушает Роскосмос, являясь одним из ключевых механизмов этой системы. Источник фото: Коммерсант

Итак, виновники проблемы перед вами. Мне кажется, многие и так это понимают, но, если нет, я сейчас попытаюсь объяснить, почему.

Практически вся история российской, именно российской, а не советской космонавтики начиная с 2000-х сопровождается управленческим кризисом. И под этим кризисом она и пишется: должности получают не те, кто являются лучшими специалистами, но те, кто проявляют большую лояльность. Такой подход частично можно оправдывать в условиях внутренней государственной конкуренции между службами и органами – тогда личная лояльность превращается в лояльность общему делу и в более усердную работу над победой над конкурентом. Однако в условиях государственной монополии личная лояльность так и остается ограниченным фактором обязательства нижестоящего чиновника перед вышестоящим. Я тебе, а ты мне.

Возникает круговая (на самом деле – строго вертикальная) порука, когда нижний чин получает ограниченный доступ к кормушке в обмен на молчание о преступлениях чина высшего.

В условиях становления современного российского государства приоритет личной привязанности перед профессиональными навыками привел к вырождению качественных менеджеров среднего уровня – тех, кто не устраивал поставленных руководить сверху силовиков. Некомпетентность, разгильдяйство и воровство каскадно спускалось с самого верха вниз в течение примерно десяти лет.

Это вовсе не значит, что сейчас всякий рядовой инженер, работающий в структурах Роскосмоса, является бездарем и коррупционером, вовсе нет. Просто количество бездарей уже несколько лет как достигло критической массы — той, когда вымывание следующего более нижнего уровня уже и не требуется.

Этому уровню можно не платить зарплату, закрывать рот, подсовывать подписки о невыезде и драконить любыми способами. А что они сделают в ответ? Кому пожалуются? Напишут на снегу «Путин помоги»? Не смешите людей, практика показывает очень стойкие возможности российского человека к выживанию без зарплаты месяцами: работы продолжаются, жалобы являются скорее исключением, чем правилом (строители космодрома Восточный, например. Им не платили зарплату в 2016-м, 2017-м, задолжали и за 2018-й. А они всё строят!) А брошенной после забастовок подачки оказывается достаточно для восстановления коллективной лояльности. Тут недовольных осаживает уже сам уровень иерархии, мол, «чего бузишь? Заплатили? Радуйся и заткнись, а то уволить могут. Оно тебе надо?»

Вот и получается, что вертикальная некомпетентность управляющих пересекает горизонтальную готовность терпеть у «простых рабочих» и инженеров. И каждое такое пересечение – это отдельная отрасль, отдельное направление, отдельный столп экономической и социальной жизни современной Российской Федерации. Исключением являются разве что силовики, чья лояльность дополнительно стимулируется из бюджета, фактически – за счет тех, кто готов это терпеть.

Ну что, с общим видом получившейся структуры разобрались. Теперь давайте конкретно о космосе и Роскосмосе. И о Дмитрии Рогозине.

Само решение поставить находящегося под персональными санкциями и невъездного в цивилизованный мир человека иначе как идиотским на первый взгляд не назовешь. Это отрезает множество путей международного сотрудничества, лишает государство возможности представлять себя на международных мероприятиях (именно на высшем уровне), крайне ограничивает маневренность в коммерческих переговорах и в развитии в целом.

Но это – если мы исходим из официально декларируемых целей Роскосмоса: изучать космическое пространство, развивать науку, предоставлять доступ к новейшим космическим разработкам, бла, бла, бла… На самом деле причина назначения Рогозина была совсем другая: он должен был стать тараном, которого западное сообщество будет вынуждено принимать, несмотря за введенные за вполне конкретные деяния санкции, несмотря на абсолютно хамские шутки про батуты, несмотря на постоянную антизападную милитаристскую риторику. И, надо сказать, план почти сработал! Приезжает такой в Mоскву horoshy droog Бранденстайн, возвращается в свои Штаты – и обращается к конгрессу с просьбой временно снять с Рогозина санкции, ради приезда! Ну не виноват человек, что его на такую должность назначили, ну бывает. Сотрудничать же как-то надо!

Хорошие друзья Джим и Dmitry. Визит главы NASA после аварии пилотируемого «Союза» в октябре 2018-го. Источник фото: РИА Новости

Всевозможные аналитики в сети уже давно говорят, что в Кремле сидят хорошие тактики, но ужасные стратеги. И назначение Рогозина могло обернуться тактическими победами вроде поездок в США и Мюнхен (на Международный астронавтический конгресс) вопреки санкциям, навязыванием собственных условий в международных проектах здесь и сейчас. Могло, но, к счастью, не обернулось: Конгресс США и Брюссель оказались непоколебимы, а все, что остается самому Рогозину – надувать щеки в пропагандистских шоу и обиженно бросать «не особо-то и хотелось».

В стратегическом же плане назначение этого персонажа является вообще ужасной для российского космоса ошибкой. Это ж надо добровольно обрезать самый высокий уровень коммуникаций в тот момент, когда в Штатах должна решаться судьба проекта окололунной станции! Когда прорабатывается миссия, её формат, привлекаются международные партнеры, подписываются меморандумы и даже предварительные контракты. И в этот момент Российская Федерация, неспособная сейчас заниматься самостоятельными масштабными проектами, берет и демонстративно отворачивается!

Тут уж время американцам говорить «не особо-то и хотелось», только они, как лидеры проекта, находятся в положении, в котором могут себе это позволить. Я не знаю, что теперь придется сделать Роскосмосу, чтобы получить хоть какую-то долю в проекте (а попытки не прекращаются, уж поверьте, у нас есть об этом информация) – переговорных рычагов в виде пресловутых пилотируемых Союзов и движков РД-180 вот-вот не станет, Китай не спешит налаживать полноценное сотрудничество, и даже Европа к 2022 году откажется от Союзов – тех, которые ракеты, а не пилотируемые корабли.

Русский космос становится токсичным, повсеместный от него отказ без налаживания новых форматов сотрудничества значит только одно: пока Роскосмос ловил сверхприбыли, которые терялись в нереализованных проектах и так и не проведённой модернизации, партнеры и конкуренты развивались. И вышли на уровень, на котором РФ уже попросту нечего им предложить. Именно токсичность руководства (и, как следствие, всей структуры) вкупе с технологической стагнацией загнали Роскосмос в ту ситуацию, где помимо такого родного и близкого Минобороны его услуги больше никому не нужны.

Все озвученные выше факты свидетельствуют об одном: Рогозин — не тот человек не на том месте. Поставленный точно такими же управленцами сверху, он является, пускай и важным, но лишь косвенным фактором. Не будь там Рогозина, был бы кто-то другой, благо, всевозможных Ролдугиных земля русская много породила. Происходящее в Роскосмосе — лишь индикатор системных проблем необратимого характера, но никак не временная трудность. И уж тем более не случайность.

В условиях, когда руководящие инженеры (вдумайтесь, ин-же-не-ры) и космонавты (кос-мо-нав-ты) становятся рупорами пропаганды, и плевать, попросили ли их, либо они сделали это добровольно, когда силы второго космического ведомства в мире брошены на борьбу с «мошенником Маском» и на продвижение линии партии в личных аккаунтах Instagram, ничего хорошего это ведомство не ждёт. Ему попросту нечем заниматься: многострадальческий модуль «Наука» не могут дособирать и запустить уже почти два десятилетия, корабль нового поколения «Федерация» всё никак не доберётся до испытаний, не разработана (точнее — не реализована) ни одна самостоятельная межпланетная миссия, самые надёжные в мире ракеты начинают давать осечки, а самые испытанные временем системы — сходить с ума. Государственная комиссия уже почти полгода не может объяснить, откуда на МКС взялась дыра. Это всё тоже индикаторы. Индикаторы того, что метастазы добрались уже и до самого низкого — исполнительного — уровня. Сейчас, когда я вычитываю эти строки, у Роскосмоса состоялся очередной проблемный пуск: плохо отработала третья ступень «Союза», ситуацию с выводом спутника спас РБ «Фрегат». Но узнали мы об этом от Стефана Израэля, главы Arianespace — европейской компании, которой теперь пришлось переносить собственные предстоящие запуски на «Союзах».

Доли на рынке коммерческих запусков с 2010 по 2018-й год. Доля Роскосмоса за восемь лет упала с 58% до 8%. В то же время компания «не-инженера» Илона Маска забрала эту долю себе, отъев кусок ещё и у американских конкурентов: 68%. Думаю, причины ненависти штатных пропагандистов и федеральных СМИ к SpaceX не требуют дополнительного объяснения.

И тем лучше для партнёров, что они вовремя одумались и озаботились подушками безопасности, пока дело не дошло до человеческих жертв.

Я совершенно не склонен жалеть и упомянутых уже инженеров-космонавтов, которые работают под началом Рогозина. Особенно тех, которые с приходом Дмитрия Олеговича свои должности получили. Можно бесконечно долго оправдывать свои действия высокими идеалами, но это тот случай, когда человек должен отдавать себе отчёт где, для чего и для кого он работает. Очевидная сделка с совестью, на которую они все пошли, лишает их права на моё сочувствие. Мне немного жаль лишь рядовых исполнителей — тех самых, кто действительно идёт в Роскосмос ради космоса. Жестокая действительность быстро ломает их представления об отрасли и её будущем, а вместо работы мечты талантливые люди получают роль заложника системы.

Аналогично — далеко не лучшим образом — дела обстоят и с частными космическими компаниями: США, ЕС, Япония, а вслед за ними и Китай отдают часть работ частникам: это стимулирует экономику, поддерживает внутреннюю конкуренцию, обеспечивает запасные варианты. И разгружает государственные агентства, позволяя им сосредоточиться на том, что не приносит прибыль: на науке, исследованиях и долгосрочных планах. Российская Федерация не может себе позволить такой роскоши: любые отрасли, любые на первый взгляд частные компании (за примером далеко ходить не надо — подумайте об интернет-гигантах) настолько жёстко интегрированы в ту самую вертикальную систему, что на самом деле просто являются её частью. Со всеми вытекающими (пускай пока что и меньше выраженными) проблемами. Просто посмотрите на S7 Space и её эпопею с запусками «Зенитов» с «Морского старта». Я не исключаю, что компания действительно искренне собиралась осуществлять пуски, но к чему это привело? Она стала заложницей политических игр Кремля. И никакого вам космоса, только интересы государства, мальчик.

Сергей Сопов, гендиректор S7 Space. Ещё полгода назад он рассказывал о многоразовых ракетах и орбитальных космодромах, а неделю назад подал в отставку. Источник фото: Ведомости

Что будет дальше? Многое зависит от готовности США пойти навстречу Роскосмосу — по любым причинам; будь то снятие подсанкционного руководителя с должности, начало настоящей плодотворной работы на благо международных проектов, либо смена политического курса всей Российской Федерации. Пока что все три варианта выглядят маловероятными, я не верю даже в самый вероятный (снятие Рогозина) из них. Следовательно, можно экстраполировать происходившее за последние годы на годы предстоящие: отношения между космическими ведомствами останутся натянутыми, постепенная потеря внешних рынков ещё больше скажется на финансовом положении российской космической отрасли, пропагандистский эффект от РД-180 и пилотируемых «Союзов» сойдёт на нет, так что в медийном поле придётся делать то же, что происходит и в других отраслях — рисовать фантастические планы («Ангара», «Енисей» и лунная станция — плоды из этой корзины) и обвинять врагов в нежелании сотрудничать.

Подойдёт к концу срок эксплуатации МКС, ключевые космические агентства будут работать над реализацией плана окололунной станции, а Российская Федерация по уже упомянутым причинам может остаться вообще не у дел: её услуги уже не будут нужны. Останутся только запуски в интересах Минобороны и попытки понравиться Китаю (в чём Китай не заинтересован — Поднебесная хочет полностью независимую и самостоятельную программу). Судя по слабому владению вопросом, президент РФ не видит в космосе выгод и интересуется им только с точки зрения международного престижа, куда больше интереса он проявляет к смежной области, боевым ракетам и военным спутникам. А где нет интереса у президента РФ, там в РФ ничего не будет. Ждите новых рассказов про кузькину мать и про развивающие 20 мах в плотных слоях атмосферы ракеты.

Многие мои знакомые часто возражают, когда я говорю, что в целом рад такому пессимистичному сценарию. Мол, космическое сотрудничество — то немногое, что помогает поддерживать связь и налаживать сотрудничество, сохраняет высокие идеалы и веру в человечество. Даже СССР и США смогли найти общий космический язык! Да, я полностью согласен. Но мне есть что возразить: сотрудничество Штатов и Союза было одновременно конкурентным и взаимовыгодным. Две великие космические сверхдержавы обменивались опытом, делились наработками и, так или иначе, строили будущее. Каким опытом через пять лет РФ сможет поделиться с США? Какими наработками государства смогут обмениваться? Хорошенько подумайте и ответьте на этот вопрос сами себе. Я понимаю, что это может быть неприятно и грустно. Но чем раньше вы это осознаете и примете, тем проще будет столкновение с реальностью.

На прямых эфирах, да и в текстах часто находятся люди, которые обвиняют меня в предвзятости к Роскосмосу, в «русофобии» и в том, что я, в отличие от многих коллег, не пытаюсь создавать видимость нейтралитета. Друзья, пора повзрослеть и понять: нейтралитета не существует. Я не хочу быть бездушной болванкой, закидывающей очки «и вашим, и нашим». Я не хочу быть рупором тех самых «простых людей вне политики», речь о которых шла в дисклеймере. Я хочу, чтобы Alpha Centauri была для вас тем проектом, в чьей правдивости и искренности вы всегда можете быть уверены. Мне омерзителен Рогозин, мне омерзительно всё, что происходит с Роскосмосом, мне омерзительны ложь, воровство и ненависть, которую вобрала в себя российская социально-политическая система. И я продолжу об этом говорить. До тех пор, пока ситуация не изменится.

Павел Поцелуев, руководитель Alpha Centauri.

288 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Лют 22, 2019 14:54

Как ни грустно это признавать, а приходится.

Бер 10, 2019 13:40

Ну, вот, уважаемый Андрей Марков, “как ни грустно это признавать, а приходится” констатировать, что, в массе своей, мы так и остались “кухарками”, готовыми подхватить “свежий ветер”, не удосужившись отрыть форточку – никто из участников “обсуждения” даже в её сторону не посмотрел. Так что “нечего на зеркало пенять”! Ещё Жванецкий с Райкиным увещевали: “Фокусник? Обеспечивай народ курями!”. Применительно к Вам это звучит так: “Умный? Неси свет разума людям”!

Бер 10, 2019 16:40

Уважаемый Vladimir Usakov пишет: ” мы так и остались «кухарками»”. Прошу Вас не приписывать меня к вашему сообществу “кухарок”. Я стараюсь, всего лишь, “нести свет разума” Вам.

Бер 16, 2019 20:52

Вали отсюда кремлебот! Твой ответ это вода водой, небойсь у вовочки научился…

Лют 22, 2019 15:15

На подходе 2020 год, где Экзомарс, от которого восторгов “Мы тоже умеем в Марс!” , и [ну к 2020 уже ж должны] Наука. На ближайшие лет 20 этого должно хватить.

Лют 22, 2019 15:45

Да забудьте вы про Науку. не будет ее

Лют 23, 2019 17:50

Уважаемый “Алекс”, Прежде чем спрашивать.”где”, хотелось бы понять, а Вы где? Что Вы сделали, чтобы плотно войти в “Экзомарс”? Нет, я не говорю об участии “здесь и сейчас”, но хотя бы (например, в лаборатории по обеспечению надёжности защиты аппарата от факторов космической природы),- где увидеть именно Вашу мысль? Не понимаешь? Ну, так не “оттопыривайся” своей никчёмностью.

Лют 22, 2019 15:22

Жестоко, но справедливо. Спасибо

Лют 23, 2019 18:13

Побойтесь Бога, какая тут жестокость, если базовые аспекты, которые кратно более жестоки, оставлены без рассмотрения? А Ваше “спасибо”,- зайцу стоп-сигнал. За что “спасибо”, если его некуда приложить? Возможно, Вы имеете стабильный доход и, “лёжа на диване”, огорчаетесь (косвенно) влиянием космических неудач на имидж Вашего предприятия. Не обольщайтесь – прилетит по полной!

Лют 22, 2019 15:24

Так это? А у нас чего? Все та-же госмонополия на все, мечтать конечно можно.
О многоразовых легких/свехлегких носителях. Не более…
В НКАУ и КБЮ заседают люди с абсолютно совковым мЫшленьем.
Пытающихся найти инвестора, который вложит деньги в наработки 70-80х годов прошлого века.

Лют 22, 2019 15:29

Украинский космос долгие годы во многом копировал российскую модель. Но для Украины я вижу шанс на изменения, это не противоречит модели государственной. Для России я такого шанса не вижу.

Лют 22, 2019 15:50

А існує подібна публікація про Українську галузь?

Лют 22, 2019 22:32

ресурсное проклятие, относительная бедность Украины на высокомаржинальное сырье может дать нам шанс, но видя как в металлургии оптимизация заменяет развитие, оптимизм угасает!

Лют 24, 2019 14:54

Павел, а можно статейку на Альфа Центавре о достижениях и шансах на изменения в украинском космосе?
А то все про российский, да американский…

Лют 26, 2019 19:02

Так и сейчас копирует в принципе, с поправками на размер бюджета.
Либерализация – как и у соседушек считается за ругательство
Буду рад ошибаться!

Бер 27, 2019 17:01

Павел, отправил вам письмо на почту, буду благодарен если ответите.

Лют 22, 2019 16:23

Можно-ли в Украине реализовать что-то подобное на Copenhagen Suborbitals?
В Даниии можно, у нас нельзя…

Лют 22, 2019 16:28

Без качественных правок законодательства — нельзя.

Лют 22, 2019 16:31

В Украине за 25 лет умерла полноценная аэрокосмическая отрасль. Разрушение кооперации СССР, отсутствие запроса (стратегии развития отрасли в условиях рынка) и финансирования от государства, невостребованность специалистов привели к тому, что мы имеем на настоящий момент. Был светлый пример SeaLunch (и то это была конфетка, которую предложили Украине за отказ от ядерного вооружения) и тот провалился. Украинское космическое агентство выступает импотентом в международной кооперации. Единственное светлое пятно – сегодня большой спрос у частной космонавтики и тут еще могут быть востребованы наши старые специалисты, технологии и классическая школа. Пример, Firefly в Днепре (и то за счет того, что венчурную компанию, финансирующую проект, возглавляет украинец. Дай бог, чтобы эти ростки тоже не зачахли.

Лют 26, 2019 20:51

Она была полноценной? Два бриллианта Антонов и Южмаш/КБЮ.
Последний “дуэт” был таковым исключительно когда финансирование вояки давали без ограничений, но и спрос был…
Стратегия, в условиях рынка? О чем это вы, какой рынок? Как они соображают в реалиях рынка, СиЛонч кстати хороший пример. Мармеладные фантазии про 10-12 пусков, при реальных 2-3 пусках в год.
Теперь ракеты нет, поставки комплектухи, через еще одни руки и дополнительная крупноузловая сборка. Пациент скорее жив, чем мертв.
С инициативностью там как раз совсем швах… Совсем свежак, касаемо космодрома на Херсонщие.
Где конкурс, где расчеты, что оптимальнее по затратам?
А оптимальнее “имхо” – воздушный старт/морской старт2 с экватора. Полторы тонны на НОО/ССО/ГПО перекрывает большую часть всех прикладных ПН.
Firefly в Днепре потому, что дешевле.
Фалькон1 обошелся в 100млн. У Firefly инвесторы дали половину.
Это при том, что хороший семпл у ЮМЗ есть 63С1, движок есть РД8.

Лют 22, 2019 16:48

Вся надія на приватні компанії, відсторонені від держави. Щось типу Firefly Aerospace, яка має свій підрозділ в Дніпрі.

Лют 22, 2019 22:04

о Фаерфлай как раз новости сегодня есть:
https://www.theverge.com/2019/2/22/18234604/firefly-aerospace-cape-canaveral-florida-launch-site-slc-20

Лют 23, 2019 18:22

Уважаемый “Igor Возний”, а что Вы лично предлагаете? Вы так и не поняли, что яркий образчик “совкового мышления” это то, что Вы здесь написали. Не понимаешь – “молчи в тряпочку”, а если хочешь понять – обратись к людям
мыслящим и понимающим.

Лют 25, 2019 09:45

В чем совковость? Можно внятно? Если вы такой мыслящий и понимающий.
Ибо совковость демонстрируете вы, по типу: ” -сиди не высовывайся, мудрейшие из мудрейших лучше знают и все понимают”.

Лют 27, 2019 15:26

А у нас под выборы начали пеарить постройку украинского космотдрома плавучего под Херсоном!)))

Бер 03, 2019 13:32

В чем вы увидели там пеар?

Лют 22, 2019 15:27

Мдаааа

Бер 10, 2019 13:53

Вот это “мысль” – строго в соответствии со статусом!

Лют 22, 2019 15:40

Das ist traurig und wahr.

Лют 22, 2019 15:59

Павел, полностью поддерживаю. Спасибо за статью.

Лют 22, 2019 16:02

Администратор сайта ранее, в анонсе, писал – не надо ПОЛИТИКИ !!! А на деле – включился в предвыборную компанию за Порошенко, и, прочитал участникам сайта доклад написанный в СБУ!!! Да, я так понимаю этот текст!!! Ваш оскорбительный тон и незнание реальных вещей(вы же не работали и не работаете в “Роскосмосе”), а то, что “бабки сказали на лавочке”….) хотя, есть и справедливые аспекты. Моё предложение – доклад СБУ изъять, и, не разжигать рознь и ненависть между славянскими народами!!! Кстати, в РФ, за это деяние – есть статья в УК РФ !!! Надо “приближать звёзды” к людям, как вы декларируете, а не лезть в “политику” и “тащить” Ваш сайт в болото!!!…

Лют 22, 2019 16:45

смею предположить – Вы знаете реальное положение вещей и работаете в Роскосмосе? В таком случае напишите, пожалуйста статью-опроверение в которой перечислите реальные успехи и достижения Роскосмоса за последние годы? Где технологии новее 50-и летних Союзов?
Где успехи в смежных отраслях (гражданская, военная авиации, электроника, системы уаправдения)?

Лют 22, 2019 23:24

Есть отличные успехи в новых вариантах распила)

Лют 22, 2019 16:46

Кстати, Виктор – статью кодекса УК РФ в слкчае с главредом альфа-центавры вы можете свернуть в трубочку и… скурить. Угрожать этой статьей Вы можете лишь своим согражданам.

Лют 22, 2019 16:49

Виктор, эта статья, это мнение автора о ситуации. Форма подачи – жёсткая, но аргументированная. А теперь по пунктам:

  1. “Ваш оскорбительный тон” выражать неуважение к людям, которые не заслуживают этого уважения по-моему честно. А вот обратное – уже лицемерие.
  2. “рознь и ненависть между славянскими народами” почитайте внимательно, в статье нигде не упоминается ни одной национальности, ни в каком ключе. Ни положительном, ни отрицательном. Путин и Рогозин не равно русские и русские не равно Путин и Рогозин. Можете считать что в этой статье разжигается ненависть к Роскосмосу и правительству РФ в целом. За это, насколько я помню, нет статьи. По крайней мере в цивилизованных странах. Кроме того, в РФ проживают не только русские. Разве что вы считаете русских “титульной нацией” в РФ. А вот за это уже есть статья.
  3. “А на деле — включился в предвыборную компанию за Порошенко, и, прочитал участникам сайта доклад написанный в СБУ!!!” Тут даже сложно что-то комментировать… Можно было бы посмеяться, года 4 назад, но шутка как-то уже затянулась.
    Виктор, я вас не уважаю за ваши социально-политические взгляды. При этом, я вас уважаю за то, что как и я любите космос и ратуете за его изучение и освоение. И это нормально, потому что люди не делятся на плохих и хороших, “ихних” и “наших”, они сложнее и интереснее.
    А дискуссия начинается с открытого высказывания своего мнения.
Лют 22, 2019 22:37

Олександр, полностью поддерживаю

Лют 22, 2019 17:12

Я думаю, тут все с интересом ознакомятся с вашей объективной статьей.

Лют 22, 2019 18:47

Виктор, остыньте, пожалуйста.
Вы обвиняете Павла в том, чего он в своей статье не писал (см. коммент Oleksandr Makovetskyi) и, фактически, является Вашей фантазией. И тут возникает парадоксальная ситуация – Вы выдвигаете обвинения самому себе, а претензии предъявляете Павлу.

Лют 22, 2019 22:35

виктор, в отличии от ввп,порошенко не управляет в ручном режиме украинской промышленностью

Лют 23, 2019 11:10

Лучше расскажи, м*****к, за что в РФ нет статьи!

Лют 24, 2019 14:38

Не надо оскорблять участников, пожалуйста.

Лют 22, 2019 16:30

Автор текста знает о том, что NASA официально подтвердило, что будет использовать Союзы для отправки астронавтов в космос даже после ввода в эксплуатацию Dragon и корабль Boeing ? Известно ли автору, что космонавты Роскосмоса получили разрешение и приглашение к сотрудничеству при полетах на кораблях Spacex и Boeing? Знает ли автор, о том что половина российской политической и экономической элиты, это граждане Европы и США? О каком прекращении сотрудничества России, Европы и Америки может идти речь, если у нас в управлении страны повсеместно задействованы иностранные граждане западных стран? Автор знает что для большинства проектов ЕСА и НАСА российские ведомства разрабатывают научные приборы и участвуют в пусках, исследованиях и разработке? Известный пример – на Curiosity установлена российская энергоустановка. Сотрудничество по космосу не только не останавливается, но и набирает все большие обороты. И я вижу российскую космическую программу очень перспективной. У автора предвзятое отношение к России и он недооценивает многие моменты. Политика застит Павлу глаза.

P.S. Просто чтобы вы понимали, я за объективную точку зрения. Я не являюсь сторонником нынешнего политического курса России. Более того, пребываю в оппозиции к устоявшемуся режиму власти в родной стране.

Лют 22, 2019 16:36

Маленькая поправочка: не Blue Origin, а Boing CST-100 StarLiner. Учите матчасть.

Лют 22, 2019 16:38

По памяти писал. Извиняюсь. Я исправлю сейчас.

Лют 22, 2019 16:37

Союзы то будет использовать, а вот платить за это не будет. Бартер будет. Сотрудничество. До момента свертывания МКС. А потом все…
Сделать прибор и поставить его на чужой аппарат это классно, но это разве не деградация?
Я вот не вижу перспектив. Хотя очень хочу увидеть…

Лют 22, 2019 20:15

уверен, что будут и Союзы (только если роскосмос сам себя не уничтожит) – американцы любят и умеют в конкуренцию. Но 8-и летняя монополия роскосмоса закончится и разговоров о прыжках на батуте больше не будет. Роскосмос займет свое место как поставщик некоторых узлов + оставит за собой некоторуюю долю рынка, которая будет уменьшаться и здесь не мое, предвзятое, мнение, а законы биологии – побеждает тот кто умеет изменяться и адаптироваться, роскосмос застрял в 70хх годах и лишь некоторые части этого организма еще на что то способны. В базы на Луне и полеты к Марсу организуемые исключительно Роскосмосом или в которых Роскосмос принимает участие в качестве отличном от поставщика некоторых модулей я не верю потому, что этому нет никаких предпосылок – технологии не берутся с потолка и если бы у рФ что то сейчас было готово к полету к луне в середине 20-х годов, то мы бы УЖЕ сейчас это видели ( если брать аналогии, то Джемини полетел в 61 году, а Аполло в 69, и это при том, что Лунную программу заливали просто морем ресурсов – в РФ же даже предпосылок не видно). То-есть если бы не было “людей” типа Рогозина и его начальства, то я бы (лично мое мнение) спрогнозировал Роскосмосу роль аналогичную Канадскому космическому агентству (т.е крепкий средний уровень с хоршей перспективой и базой), но Канадцы доброжелательны и не шантажируют партнеров, с учетом же указаных персонажей – прогнозировать очень сложно.

Лют 22, 2019 16:42

“Как было опубликовано на сайте госзакупок США, агентство планирует приобрести ещё два места на кораблях «Союз»: одно на запуск осенью 2019-го, второе — на запуск весной 2020-го. В документе отмечается, что это необходимо на случай задержек с началом регулярных пилотируемых полётов Crew Dragon и Starliner. В противном случае с декабря 2019-го есть риск остаться без американских астронавтов на МКС.”

Цитата з новини, яка була опублікована тут тиждень тому. Так що думаю, що автор в курсі )).

І ці 2 місця – це скоріше для перестраховки, ніж від “щирого” бажання співпраці з РогозоКосмосом.

Лют 22, 2019 17:41

Політична/економічна еліта – вони хочуть з Росії викачати всі ресурси, які тільки можна, і засісти десь в тій самій Європі чи США на дно, і насолоджуватися безтурботним життям. А на майбутнє їхньої ж держави їм начхати.

Лют 22, 2019 18:23

вы же понимаете, что те примеры которые вы приводите – это не полноценная косм. программа? Вы приводите отдельные узлы -на том же Кьюриосити установлен испанский REMS, следуя вашей логике “я вижу испанскую космическую программу очень перспективной”.
PS: обьективности ради, даже после того что я вам и Аэромеханику ответил – мне очень жаль, что роскосмос с собой этосделал. Я считаю, что космос может быть освоен только усилиями всего мира и чем меньша в отрасли дегенератов типа Рогозина тем лечше.

Лют 22, 2019 22:42

Мирослав, к сожалению Роскосмос это субьект росийской политики, этакая мелалька за былые заслуги

Лют 22, 2019 21:14

Где вы нашли российскую энергоустановку на Curiosity ?
Там есть RTG (РИТЭГ) разработки и производства Rocketdyne и Teledyne Energy Systems, испытанная Idaho National Laboratory.

А сотрудничества конечно будет всё меньше и меньше. Возможно, Конгресс США его директивно прикроет.
Потому, что Р.Ф. стала геополитическим противником. И потому, что Китай а не Р.Ф. будет основным конкурентом США в космосе, и сотрудничество будет ставить США в проигрышное положение (если по одну сторону – Китай, с другой – некий блок США и Р.Ф.).

Для Р.Ф. конечно интересно «сотрудничество» по двум причинам.
Первая – это возможность примазаться к американским достижениям, и соврать, что без российского участия у них ничего бы не получилось.
Вторая – возможность своровать что-либо из американских технологий (хотя бы то немногое, в чем рогозинцы разобраться смогут).

А для США – это совсем не интересно: вложить в проект ~90% затрат и человеко-часов труда, и формально считаться не лидером, а только одними из двух; да ещё оказаться технологически-обворованными геополитическим противником…

Лют 22, 2019 22:00

За 8 лет, с 58 процентов рынка, до 8!!! 50 процентов! Карл!! Какие перспективы??

Лют 22, 2019 22:37

Я работал научным сотрудником в ИМБП РАН в лаборатории экстремальной физиологии. Участвовал в совещаниях по программе БИОН-2. Могу сказать что проект много раз переносили по срокам и дажи чипы для мышей клянчили у американцев. Это позор какой-то. Инженер, разработавший систему жизнеобеспечения для грызунов подрабатывал написанием компьютерных программ. Так как на 20 тыс не прожить. Это ли не позор? Хватит втирать дичь. Я проработал там с января 2012 года по июнь и когда уволился, из -за нехватки средств (жена ушла в дикрет по уходу за ребёнком). Меня попросили вернуть халат, который американцы, работавшие по програме БИОН в 90-х оставили в лаборатории, а мне он был выделен в связи с отсутствием бюджета для закупки собственных (при этом в лаборатории была прачка и прачешная). Вот оно – свидетельство развала и деградации. Так что не надо лапшу на уши вешать. Иди работай в Роскосмос за гроши, а потом расскажешь как там всё здорово. Отчего ты думаешь дыра в Союзе?

Лют 22, 2019 16:36

Гарний аналіз. Повністю підтримую думку автора, особливо щодо персони Рогозіна.
От буквально вчора це чудо ляпнуло, що “Маск не является специалистом техническим в этом вопросе, просто не понимает, о чем идет речь”, а вже через день ми спостерігаємо черговий успішний запуск Фалкона з модулем, який прямує в напрямку Місяця.

Лют 22, 2019 17:00

Ожидаю оскорбления чувств верующих.

Лют 22, 2019 17:06

Зараз декому правда очі різатиме)))

Лют 22, 2019 17:37

Від московії недалеко втікли, але так чи інакше, шанси ще є.

Лют 23, 2019 15:18

Давайте все ж тримати себе в руках і не писати те, що може ображати адекватних учасників обговорення. Дякую!

Лют 25, 2019 09:54

а в чому образи? це їх суть
Саме адекватних то не ображає, не повинно ображати!

1.Присоединяюсь к предложению общаться на русском(английский уже забывается).давно рядом не было говорящих по украински людей.
2. Всех кто служил в Советской Армии, и, тем более – в “ГСВГ”, с праздником “23 февраля”; проживающих и здравствующих по обе стороны “Пограничной полосы им. Яценюка”(памятник себе успел построить однако)…
У нас были сержанты с “учебки” из Украины. Спрашиваю: а что вы так “прилежно” служите – ответ: без “лычки” Батька домой не пустит!!! …Это прибаутка была такая, армейская.
3 Спасибо, всем участникам, которые переживают за проблемы с “Роскосмос”(время такое: надо делать БЫСТРО И МНОГО ДРУГИХ РАКЕТ, и, на всё не хватает ресурсов!!! А проблемы, действительно есть. и, их никто не отрицает!…
4 Политический строй в РФ и на Украине – одинаковый, капиталистический, олигархический, в самом нехорошем варианте, но, у нас войны кончились – а у вас ещё идёт…тысячи убитых, десятки тысяч раненых и обездоленных, и миллионы беженцев(мигрантов)!!!…
5. Только ПОЛНЫЙ МИР даст всем зажить нормально и слушать прекрасные песни на украинском языке(недавно ОЛЕГ ЛО продекларировал кратенько….

Лют 25, 2019 23:33

Так если братские народы – должны розуметь;)

Лют 26, 2019 14:21

*Росії, але суті та ставлення до ситуації не змінює.

Лют 22, 2019 18:06

Печально, но факт

Бер 03, 2019 06:00

Уважаемый Sergey Markov!
Печально, что столько умных, грамотных и неравнодушных людей обсуждают отдельный факт. “Освоение” космоса, будь оно само по себе, настолько затратно, что если бы не “сопутствующие” эффекты, то и говорить бы не о чем было. Вот, ваш рабочий стол, например. Его, если вы столяр, то можете изготовить сами, но даже при этом вы не обойдётесь без использования того, что делали другие (инструменты, материалы, фурнитура…). А если не столяр или времени на это жалко – купите в магазине. Так вот, прикиньте, сколько разных специалистов и технологий задействуется для производства вульгарного канцелярского стола? А тут – космические системы! Печально то, что, “сопутствующие” – дело, в большинстве случаев, частное, а горбатится на это частное всё человечество, тратя ресурсы и наращивая производство энтропии.
Разные субъекты “космической деятельности”, в силу естественного желания не попасть в зависимость от конкурента, вынуждены “изобретать колесо”, чтобы самим “стол” изготовить. А теперь прикиньте, что потребуется для производства собственных комплектующих, особенно, ЭРИ? Даже США по этой позиции на китайскую “иглу” подсели.
То, что доминантой событий в мире является борьба за ресурсы и рынки сбыта – данность, думаю и обсуждать нет надобности. Однако, неоспоримо и то, что эффективность “космической” деятельности, как и любой деятельностью, связанной с разработкой и использованием наилучших доступных технологий, прямо зависит от возможности кооперироваться. Особой темой здесь является то, что вообще всё вырастает из науки и образования. Печально, что мы сами, не без помощи извне, естественно, начали разрушение этой базы задолго до перестройки.
А рынок – он и в футболе рынок! Скупил Р.Абрамович в Челси лучших футболитов (один Дидье Дрогба чего стоил), нанял лучшего тренера и несколько лет “выкашивал” всё подряд. С мозгами даже хуже – сами утекают, будучи невостребованными.
Печально, что мы даже не пытаемся обсуждать, что необходимо договариваться о том как всем выбираться из сложившегося положения (на “кочке” никому не удастся отсидеться),- либо в элиту (а это менее 5%), либо в маргинальное быдло.

Лют 22, 2019 18:08

Ох, Павел-Павел – сейчас же полыхнет. Сейчас же набегут.

Лют 22, 2019 23:32

Вот же ж, всё-таки выродилось обсуждение в срач. Печально.

Лют 22, 2019 23:55

ну все же не так как могло бы быть – всего два персонажа полыхнули, из них один пообещал какие-то итоги в декабре, я очень и очень сомневаюсь (причины я описал выше), но посмотрим.

Очень жаль, что должная, далёкая от “грязной” политики, объективная дискуссия превратилась, как говорят в Незалежной, БРЕХНЮ!!!….

Лют 23, 2019 12:01

Андрей Марков: “выродилось обсуждение в срач”
Скорее, в обсуждение с элементами срача, поскольку основное количество комментов вполне по теме и их исполнение во вполне спокойном и адекватном стиле. Истеричных комментов, или “высеров кирпичами”, ИМХО, всего два или три. А это, для такого рода статей, не слишком много.
Андрей Марков: “Печально”
Вот тут позволю себе с Вами не согласиться. Дело в том, что по ходу этой забавы (срача), как правило, вылезают самые крайние точки зрения на обсуждаемую тему, которые при спокойном ходе толковища, скорее всего, не были бы затронуты. ИМХО, срач является неплохим индикатором степени поляризации пользователей ресурса. Другое дело, что сам процесс разгребания горы кирпичных говен в поисках “зёрен истины” есть процедура не самого приятного свойства.
И ещё один плюс срачей: они, как правило, увеличивают количество посещений как самой срач-страницы, так и ресурса в общем. А это, я думаю, Вы согласитесь, дело небесполезное. 🙂

Лют 25, 2019 09:55

Де саме? Безглузді випади безумовно є.

Лют 22, 2019 18:23

Спасибо за объективный подход, разгромил тупую браваду хвастунов и злых завистников, хорошее честное мнение, с чувством. Но всё же сердце кровью обливается, Роскосмос недостойный наследник советской космонавтики. Очень жаль.
Ненавижу Роскосмос , мерзкого Рогозина и лживого Путина.

Лют 22, 2019 18:42

Банально нет “Королёва”, который сказал “а мы запустим спутник и с его помощью увидим, что они там в Белом Доме за документ подписывают”.
Кто в теме – поймёт…

Лют 22, 2019 22:30

в NASA, например, нету Королева, администраторы меняются чуть ли на раз в год, мало того – нынешний руководитель вызывал большие вопросы при его назначеии именно потому, что был далековат от отрасли, но в NASA все относительно нормально, хотя они как и роскосмос говорят о хроническом недофинансировании.

Администратора JAXA мало кто без гугла и назвать не может – но они не топят такс и не посылают партнеров скакать на батуте, но в то же время мы толко вчера следили за очень сложным этапом Хаябусы.
Подобная же история с ESA…

Лют 25, 2019 18:58

в принятом бюджете НАСА на этот год профинансированы абсолютно все перспективные проекты.

тут хороший обзор: kiri2ll.livejournal.com/1165357.html

Лют 22, 2019 18:45

Это не просто развал Роскосмоса, это часть общего развала инженерных систем в раше. Сначала валятся самые сложные системы – космос и авиация, потом дороги и порты, системы жизнеобеспечения и противоаварийные системы. Далее коммуникации в коммунальной сфере. Единственное, из тренда выпадает обрушение мостов – ведь это весьма простые конструкции и по расчетам должны были разрушаться последними. Но судя по событиям и происшествиям в раше, всё валится паралельно. И этот процесс необратим и со временем раша превратится в территорию, где будет физически опасно находится не из-за террористов-бандитов-врагов, а из-за того, что с вероятностью, близкой к единице, вас там ударит током, или кирпич на голову упадет, или самолёт, или вы сгорите-утонете- отравитесь. И этот прогноз был описан еще после аварии на Саяно-шушенской ГЭС.

Лют 22, 2019 19:05

Хорошо, жёстко и справедливо.
С какими-то частностями можно не соглашаться, но сути это не меняет.

Лют 22, 2019 19:24

Спасибо за статью, Павел. Я житель России.
На самом деле вы максимально аргументированно и мягко всё обрисовали, действительность куда хуже. Особенно в средних и малых городах. Про сельскую местность вообще молчу.

P/S/ Смотрю ваш Ютуб-канал уже 2 года, примерно с 30-40 тыс подписчиков (или около того). Удачи всей команде и так держать 😉

Лют 22, 2019 19:29

Спасибо за поддержку и понимание. Мне всегда очень приятно видеть в комментариях наших “старичков”, тех, кто были с каналом давно!

Лют 22, 2019 19:34

Вы молодцы, вся команда, Павел! Спасибо за Ваш труд!

Лют 22, 2019 22:56

++

Лют 22, 2019 19:50

Отличная статья! Всё чётко , по полочкам разложено. Вы делаете большую работу! Спасибо огромное, Павел. Очень хочется верить, что данная статья откроет многим россиянам глаза на колоссальные проблемы существующие в части космической политики РФ (проще говоря – её уверенную деградацию), да и в самой России в целом.

Лют 22, 2019 19:53

Откроет глаза только тем, кто на это способен, к сожалению. Здешняя аудитория, в основном, уже умеет думать, за исключением 2-3-х персонажей. Остальные так и останутся зашоренными. Увы!

Лют 22, 2019 20:57

Паша респект!

Лют 27, 2019 16:54

Сергей, “друг наш Паша”, будучи ненавистником России, о чём он говорит в конце своей “статьи”, вас не настораживает? Вот. я, например, зная доподлинно положение дел в Роскосмосе, пытаюсь объяснить.что Рогозин – чурка с глазами, но он только чурка, а нам необходимо понять зачем и какой космос нам нужен. Здесь “друг наш Паша”, нам не только не помощник но… .

Лют 22, 2019 21:13

Как гражданин России, соглашусь с изложенным.

Лют 22, 2019 21:20

На мой взгляд обьективно.Хотя честно сказать от тебя Павел не ожидал,по причине что многие из северных соседей могут обидится на эту правду с соответствующими выводами.Ведь канал все же не только познавательный,но и коммерческий.

Лют 22, 2019 21:38

Благодарю. Скажу честно — по-моему, в тексте практически нет мест, на которые можно обидеться. Могут обидеться сотрудники из отрасли, но я об этом тоже написал.

Поэтому я рассчитываю на благоразумие и зрелость наших читателей.

Лют 22, 2019 21:48

Не понимаю, зачем создавать хайп вокруг отдельного персонажа. К тому же, будет много обиженных. Через неделю выложите пост с сообщением, сколько отписалось на ютубе?

Лют 22, 2019 21:52

Паша, спасибо за статью. Очень ценю ваш проект. Хотел бы спросить, какую цель при написании данной статьи вы ставили ? Например просто высказать и очертить свою личную позицию, или возможно что то иное? Вопрос без подвоха, мне просто интересна ваша мотивация.

Лют 22, 2019 22:18

Отчасти это ответ на попытки критиковать меня за плохое отношение к Роскосмосу. Отчасти — просто накипело.

Лют 22, 2019 22:02

ВНИМАНИЕ: АВТОР ДАННОГО КОММЕНТАРИЯ БЫЛ ЗАБЛОКИРОВАН ИЗ-ЗА ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ И УХОДА ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕМЫ МАТЕРИАЛА. ВЕТКА ЗАКРЫТА ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ.

Прежде чем призывать читателей воздержаться от выражения своих политических позиций – автору следовало бы поучиться сдерживать свои.
Я вижу в тексте рассуждения на уровне ясельной группы, подаваемые в качестве откровений. Автор, ты хоть когда-нибудь руководил коллективом хотя бы в 10 человек? А в 100?
Тогда почему ты делаешь заявления космического масштаба о принципах управления целыми отраслями и государствами?
У “Роскосмоса” есть ровно одна фундаментальная проблема: хроническое недофинансирование на протяжении десятилетий. Без вливания больших денег и реструктуризации в данный момент вытащить отрасль из кризиса невозможно. Можно сколько угодно кричать, что нынешнее руководство тычется наугад – но до сих пор не нашлось ни одного человека, который смог бы предложить нормальный, вменяемый план по выходу из кризиса.
Я открою маленький секрет: великолепный инженер абсолютно не обязательно будет хорошим руководителем. Скорее наоборот. Поэтому тут отнюдь не к Рогозину претензии. Помимо Рогозина в корпорации есть хренова гора всевозможных экспертов – и даже целый Совет Генконструкторов. Именно эти люди и должны определять курс развития “Роскосмоса”, а вовсе не единолично Рогозин, как представляет себе автор.
В данный момент я просто предпочту подождать несколько лет, чтобы потом ткнуть автора в этот его “прогноз”.
Первые итоги мы сможем подвести, впрочем, уже в декабре этого года.
А пока что можно не бросать бисер на ветер – я просто подожду.

Лют 22, 2019 22:09

но до сих пор не нашлось ни одного человека, который смог бы предложить нормальный, вменяемый план по выходу из кризиса
Ой… и тут мы вспрминаем фамилию Дмитрия Олеговича… Рогозина являвшемся вначале куратором Роскосмоса с 2011 года Хотя я с Вами согласен – ключевое слово у вас “нормальный”.

Я открою маленький секрет: великолепный инженер абсолютно не обязательно будет хорошим руководителемВ том то и проблема, что Рогозин даже не инженер.

PS: деанонимизируйтесь пожалуйста, мне бы хотелось с вами пообщаться в декабре. Кстати, о каких итогах вы говорите? Или это будет сюрприз?

PS: я был одним из двух руководителей в коллективе состоящем из 25 человек, я вписываюсь в вашу детсадовскую табель о рангах, как человек которому позволено высказывать свое мнение?

Лют 22, 2019 22:56

В том то и проблема, что Рогозин даже не инженер.Маск тоже не инженер. И что?
Я и не писал, что руководитель Роскосмоса должен быть инженером. Это чисто административная должность.

PS: деанонимизируйтесь пожалуйста, мне бы хотелось с вами пообщаться в декабре.Зачем мне деанонимизироваться?
Данная площадка вполне даёт возможность в декабре вернуться к рассмотрению вопроса вновь.

>я вписываюсь в вашу детсадовскую табель о рангах
Вот это вообще какая-то детская обида прорвалась сейчас, насколько я понимаю. Я всего лишь намекнул на некоторые проблемы, о наличии которых может не подозревать человек, не имеющий представления об управлении крупными коллективами – а тут уже такие обидки.
Впрочем, отвечу – нет, не вписываетесь. 25 человек и 200 000 человек – это немного разные цифры и несколько иная специфика. Я вот наглядно, изнутри наблюдал за производством численностью около 15 тысяч человек на протяжении примерно пяти лет. Я могу заявить, что примерно 95% диванных экспертов в реальности не осилят осуществить эффективное взаимодействие даже на уровне смежных подразделений одного цеха. Но все эти эксперты почему-то рвутся нам рассказать, как же управлять целой отраслью, а ещё лучше – государством.

А чего я жду от декабря – в декабре можно будет прикинуть, насколько будут исполнены декларируемые на текущий год задачи. Вот уже от этого можно будет отталкиваться хотя бы.

Лют 22, 2019 22:26

Не знаю, где вы увидели претензии только к Рогозину, когда в тексте написано следующее:
“Не будь там Рогозина, был бы кто-то другой, благо, всевозможных Ролдугиных земля русская много породила. Происходящее в Роскосмосе — лишь индикатор системных проблем необратимого характера, но никак не временная трудность”

Это и есть ключевая мысль текста. Рогозин — просто индикатор.

А предложить вариант выхода из кризиса я могу запросто: прекратить войны, прекратить накачивать население пропагандой, прекратить ставить на должности силовиков и друзей, прекратить попирать права человека. Готово ли руководство РФ воплощать мой план? Не думаю.

Лют 22, 2019 22:47

А предложить вариант выхода из кризиса я могу запросто: прекратить войны, прекратить накачивать население пропагандой, прекратить ставить на должности силовиков и друзей, прекратить попирать права человека.Обратись с этим требованием к США. А то с Россией – это ты не по адресу.

Происходящее в Роскосмосе — лишь индикатор системных проблем необратимого характера, но никак не временная трудностьПроисходящее в Роскосмосе – индикатор распада СССР и наглядное пособие на тему, почему же СССР всё-таки был нужен.
Потому что кооперация предприятий космической отрасли была возможна только в рамках единого геополитического пространства. В условиях отсутствия единого государства вся эта кооперация пала жертвой мелких личных амбиций поместных князьков – и это отнюдь не в российский огород булыжничек.

В общем и целом у меня есть одно убедительное пожелание – прекращай демонстрировать инфантилизм, присущий украинцам постсоветского поколения. Он тебе застит глаза и мешает трезвой оценке ситуации. В результате ты начинаешь бредить в прогнозах, абсолютно игнорируя реальность и замещая её своими представлениями о неких процессах, суть которых тебе не понятна.

Лют 22, 2019 22:51

Когда журналист руководит учёными-конструкторами -это ли не унижение? В вузах ректоры с непрофильным образованием – это нормально? Надо быть рабом, чтобы терпеть такой плевок в лицо.

Лют 22, 2019 23:06

Поражают меня такие люди. Путинизм экономически неэффективен, начнём с этого. В таких условиях и Роскосмос просто ОБРЕЧЁН быть неэффективным. Как такое можно не понять за 19 лет путинизма – просто удивительно. Уж последние-то лет 10 об этом просто на каждом углу говорят.

Лют 22, 2019 22:24

услышал

Лют 22, 2019 22:28

услышал я от россиянина фразу “делай что должен и будь что будет“.Феерично: должен-топи печи Освенцима, должен-веди под уздцы чконя в сенат, должен повар приготовь-ка людоеду царьку человечинку!

Лют 22, 2019 22:31

Дякую за вашу позицію! Повага!

Лют 22, 2019 23:06

Паша, твоя точка зрения ясна. Я с ней согласен.
Если так и будет продолжаться, то доля Роскосмоса в международных проектах будет продолжать снижаться, и через 7-10 лет и вовсе сойдет на нет.

Лют 23, 2019 05:04

Уважаемый Денис К.! На фото вижу нормального,ироничного, крепкого телом и сравнительно молодого человека, соглашающегося со сложившейся ситуацией и, как бы признавая: “Смирись с неизбежным”. А кто “горшки обжигать” будет?!

Лют 22, 2019 23:30

Так-так-так. Не, ну конечно на эмоциях где то чуть эмоционально завышено, но в общем то полет по печальному падению произведен хороший. Ну и параллельно так красиво на вентилятор накинуть – это нужно уметь) Спасибо за статью.

Лют 22, 2019 23:56

даешь рок в это скучное гнездо снобов! 🙂

Лют 22, 2019 23:31

К сожалению, но все действительно “не в лучшем виде”. Только два замечания, почему “бездушная болванка”? Ты же делаешь это ради пользователей, чтобы предотвратить “срачи”, а это не плохо, это скорее профессионально. Про тем чем делится со штатами, насколько я знаю ещё есть чем, проблема в том что все это теряет свою актуальность.
Честно надеюсь что все будет хорошо. Вчера один американец написал: When it comes to space related matters, I miss the Soviet Union. We needed them to keep a fire lit under our asses.
Я в свою очередь надеюсь на взаимность 🙂

Лют 22, 2019 23:42

Посмотрим, как всё будет. Вы гораздо оптимистичнее меня в этом плане 🙂

Лют 23, 2019 04:00

К сожалению, П.Поцелуев, претендуя на системность своих представлений о проблеме, на самом деле, вырывает из общего контекста развития цивилизации не самый значимый фрагмент (не от “печки танцует”), что в значительной мере, как я думаю, провоцирует столь пёстрый балаган, поскольку обсуждением это назвать нельзя – сплошная рефлексия. Это лишь подтверждает, что “вышли (они) все из народа” – из нас. А мы сегодня, как это определил простой мужик из сибирской глубинки И.Султанов – сброд. Поэтому, держа в уме “космос”, беспросветную бедность подавляющего большинства населения, огромную территорию страны с более чем третью мировых запасов ресурсов, с которой нас выметут (заместят) как мусор, если мы не вернёмся в состояние НАРОД, необходимо не лаяться в сети, а выступать с полезными на этом пути предложениями и искать единомышленников для претворения их в жизнь. Единомышленники, как известно, рождаются в работе, а в борьбе – только враги. Нужно думать и работать (в команде, конечно), а не ёрничать, поджавши хвост и ругаясь матом.

Лют 24, 2019 00:43

Похоже, что Vladimir Usakov считает автора статьи россиянином, заинтересованным в том, чтобы РФ сохранилась как субъект. У меня для Владимира плохие новости. Ну и текст комментария вызывает вопросы. Что значит “контекст развития цивилизации”, если разговор конкретно про космос? Кого интересует ваше возвращение из “сброда” в “НАРОД” и при чем тут Роскосмос? “Ёрничать, поджавши хвост и ругаясь матом” – это вообще о чем? Это ради того, чтобы набросить, а там дальше автор пусть оправдывается, что он не ерничал, хвост не поджимал и матом не ругался? Это просто риторика совецких газет 1930-х годов.

Лют 24, 2019 15:02

Как-то нелогично, г. Shlomo V. – если Россия не сохранится как субъект, то “страдания” по Роскосмосу – бессмыслица. И, что тогда обсуждать? А если есть попытка как-то оценить ситуацию (это Павел), понять, что ещё (при “плохих новостях”) нам доступно в общем контексте развития цивилизации (это выстраданное за многие годы моё желание), то есть, как это я понимаю, предмет цивилизованной дискуссии. Но, дискуссии, а не бессвязного пережёвывания сто раз пережёванного.
А “хвост” к Павлу не прилепляйте – не нужно передёргивать. Да и мат не я и не на Павла “набросил” – почитайте другие отзывы и, если найдёте нечто, созвучное вышеизложенному, готов это обсудить отдельно. А “россиянин” Павел или нет здесь не имеет значения, поскольку космос отсасывает у землян ресурсы и нужно понять, кому это в глобальном мире может быть выгодно, поскольку это “бизнес и ничего личного”. И “совецких” не подсовывайте, не понимая сути и попугайствуя не по делу.

Лют 23, 2019 10:21

Молодец Паша правильные и очень умные слова, хоть от тебя можно услышать скупую правду к сожелению. Единственный путь к миру и сотруднечеству это космос и наука, а Россия и от него отварачиваеться. Полностью согласен с твоей статьёй. Всегда приятно почитать или послушать умного человека. Спасибо

Лют 23, 2019 10:47

Как я понял, статья написана с болью за дело освоения космоса. Жаль, что великая космическая держава превращается в пигмея. Есть попытка анализа этого превращения и дело здесь вовсе не в том же Рогозине – он проходная фигура, а в том, что нынешнее руководство России взяло курс на конфронтацию с западом. Это не могло не сказаться и в деле сотрудничества в космосе. На самом деле это плохо для всего Человечества и тормозит его развитие в деле освоения космоса, но думаю, что в таком ракурсе никто в сегодняшней России и не мыслит – там на повестке дня использование космических технологий для военных целей, хотя любому адекватному человеку понятно, что применение этих технологий в принципе невозможно ибо это означает полное уничтожение жизни на Земле…
Когда-то мирный космос вырос из военного, движимый группой энтузиастов и мечтателей. Потом превратился в элемент престижа и демонстрацию технологических возможностей без применения военной составляющей. Сегодня Россия опять делает упор на военную составляющую. Я не стану анализировать для чего ведётся эта глупая и бесполезная с моей т.з. политика, но следствием является по факту потеря сильного игрока в деле развития мирного космоса, а вот это жаль…
Как мне кажется, не стоит заострять своё внимание на частных деталях – рогозины и т.д. Стоит попытаться понять есть ли у сегодняшней России возможность и желание направить свои усилия на мирную составляющую развития космических технологий, что пойдёт на пользу всему Человечеству, но для этого у руководства России должно быть чёткое понимание того, что Россия это составная ЧАСТЬ современного мира, а не некая сила, которая противостоит ему… Остальное ерунда.

Лют 23, 2019 13:45

Oleg Badaev: “есть ли у сегодняшней России возможность и желание направить свои усилия” У России есть желание, у её руководства – нет. К великому сожалению, у России желания не совпадают с возможностями. Желания у людей, возможности у Рогозина (тонко чувтсвующего конъюнктуру).

Лют 23, 2019 10:56

каждому свое-я не россиянин но не принимаю статью….. автор явно не в теме и судит в основном по заказным медиа-вбросам…. Переубеждать тут бесполезно….. Будем посмотреть-кто чего достигнет
Разве что насчет Рогозина Д.А.-я согласен стопроцентово

Лют 23, 2019 11:03

“Заказные медиа-вбросы”? КОМУ и ЗАЧЕМ они нужны? Это же конспирология в чистом виде.

Лют 23, 2019 20:52

кому нужны-да обычная конкуренция -где любые методы хороши

Лют 23, 2019 11:09

вы третий человек который обвиняет автора в том что он далек от темы – не желаете написать встречную статью? Предыдущие два были несколько странными.
По поводу заказных вросов – не согласен, поскольку заказчиков не видно. Если вы намекаете на американцев, то абсолютно все сотрудники НАСА которых так или иначе мне доводилось читать отзывались о росс. космонавтике положительно, а если вы говорите не о НАСА, то Маск постоянно отпускает комплименты (та е самая пресловутая история с двигателями)

PS: Рогозин Д.О , Д.А это у них Медведев

Лют 23, 2019 11:23

Судя по графику – после майдана беда началась. Полезли туда, куда не стоило и получили санкциями больно по носу.

Лют 24, 2019 00:51

Не только санкции, но и девальвация рубля в 2014 году (вскоре после того, как они сбили “Боинг”). Они катастрофически зависят от высокотехнологичного импорта, который стал стоить вдвое дороже. А госбюджет уже был подорван войнами, популистскими решениями и олимпиадами.

Лют 24, 2019 11:17

Раха зависит не только от высокотехнологичного импорта, но вообще от ВСЕГО импорта. Абсолютно во всех сферах. Ничего, кроме нефти и газа, раха производить не в состоянии, да и те только при наличии импортных технологий и оборудования. Зависимость колеблется по отраслям от 70 до 100 процентов.

Лют 23, 2019 11:33

Павел, честно говоря и без вас многие, кто интересуются космосом понимают то, что Роскосмосу в будущем не светит ничего хорошего. Вы все правильно написали, соглашусь с каждым вашим словом о причинах, это капитализм и побеждает сильнейший. Но я честно говоря разочарован тем, что мы говорим об этом на таком канале, где не должно быть место политике, потому что политика – это не ваш уровень, политика это грязная игра больших дядь и обычные люди тут являются только марионетками. Я думаю вы понимаете что эта статья приведёт к очередному полит. срачу, который проник уже во все темы, связанные с Россией и Украиной. Огромная просьба, не подливайте масло в огонь, пусть хотя бы тут останется свободное место от этого г…

Лют 25, 2019 16:37

Во первых в 21м веке быть аполитичным – преступление
во вторных давайте тогда факты обсуждать. что же мешает роскосмосу взять лидерство в космосе?

Лют 28, 2019 14:25

Тут и так все понятно – никому это не надо, в первую очередь руководителям государства. На Национальные проекты РФ, собираются потратить до 2024года 26 трлн.руб и всего 2,5% на науку… Но ладно, это вроде тоже не малая сумма. На мой взгляд у Роскосмоса, как и в РФ в целом нет конкретных целей, нет адекватного плана на будущее, нет высококлассных руководителей.
Что вы имеете в виду, когда говорите что быть аполитичным – преступление? Отказ идти на бессмысленные выборы? Или что?

Лют 23, 2019 11:39

Павел, я понял в чем проблема со статьей – Вы пишите, что сотрудничество с будет сворачиваться и сойдет на нет имея в виду Союзы, крупные проекты типа LOP-G или полета к Марсу, ваши же оппоненты отвечают вам модулями на Кьюриосити (я бы еще добавил ионные двигатели), и они и вы правы – вы правы в том, что росскосмос остановился в развитии и деградирует как оргаизация способная совершать прорывы и двигать космонавтику в будущее, они правы в том, что технологии предоставляемые росскосмосом являются и будут являться (но доля будет постоянно падать) составляющими мировыхх космических программ. Думаю проблема статьи в том что для дискуссии не была подведена общая база и все – все правы (кроме пары совсем фриков)

Лют 23, 2019 15:31

То, что перечислиляют мои оппоненты – это очень незначительные элементы космических программ (да, важные, но даже необязательные), стран, производящих такие комплектующие – масса. В тексте речь идет именно о запросе на «русский космос», то, что делает государство космической державой.

Лют 24, 2019 15:41

Уважаемый Павел П., не нужно судить “строго” тех, кто “незначительные элементы” и “необязательные” предлагает рассматривать – у каждого “своя колокольня”. Объём знаний, кругозор, способность к обобщениям, наконец. у всех разные!
Возможно, и вам, прежде, чем предлагать это для обсуждения, хорошо бы, попытаться понять, зачем нам столь гнилой Роскосмос? А, выявив необходимое нам – обратиться к людям с вопросом: “Как спасти это полезное от рогозиных?”.

Лют 23, 2019 15:10

Путин – худшее, что стало с нашей страной за последние 20 лет 🙁

Лют 23, 2019 16:01

Павел, замечательно, что Вы разместили этот материал ещё и в журнале “Всё о Космосе”. Отличное партнёрство.

Лют 24, 2019 07:00

Это не Павел, это я. Хотя уже и поздно, надеюсь Павел не против…

Лют 24, 2019 17:50

Извините, не знал. Всё равно мне нравится такое “перекрёстное опыление” 🙂

Лют 23, 2019 18:54

Павел Поцелуев, спасибо за статью, зацепила. Только чувствую, теперь нас с вами точно от Рунета отключат….

Лют 23, 2019 19:21

Не, не получится.

Лют 23, 2019 19:30

Хотелось бы верить…

Лют 23, 2019 20:16

Скажу от лица инженера работающего в РФ всю жизнь, имеющий опыт общения с гос. предприятиями. В целом согласен, однако не понравилась упрощенное описание “структуры” предприятия и большинства работников, автор не мелочится, стрижет всех под одну гребенку(и менеджеров и инженеров и строителей), логически распространяет и на всю отрасль и на все гос-ство в целом – мы видим банальный необоснованный негатив который как минимум является проявлением непрофессионализма. Автор просит держать себя в руках, а сам на горячую выливает очень эмоциальную речь. Читатели ждут не эмоции(хотя видимо некоторым они по душе), а спокойный взвешенный и трезвый взгляд на проблему.
ЗЫ. Мир не черно-белый

Лют 23, 2019 21:42

Большой жирный +. Спасибо.

Лют 23, 2019 22:34

OK. Один из фриковатых комментаторов который был позже забанен обещал некие предварительные итоги уже в декабре (как не дико это звучит). Насколько я понял он имел в виду второй запуск Ангары, и будь это любое другое космическое агентство, то я бы даже не удивился: “ок, 25 лет разработки, один раз успешно запущена, пора как бы”. Но в случае с роскосмосом – посмотрим. Я вроде бы с одной стороны удивлюсь, если они не осилят проект который делали тридцать лет и который по всем показателям уже должен быть готов, а с другой стороны не удивлюсь вовсе.

Лют 24, 2019 13:43

Отличная статья! Дополню лишь, что РФ по моему мнению наоборот специально отворачивается от совместной Лунной программы. Это не выгодно руководству, там надо работать и выполнять обещанное, и ничего не украдешь! А вот выделять миллиарды рублей на собственную Лунную программу, это выгодно, можно же ничего не делать, а деньги разворовывать!

Лют 24, 2019 18:08

Поначалу даже читать не хотел статью под таким названием. Думал всё, и сюда добралась политическая (анти)пропаганда и команда Альфа-центавры опустилась до такого. Но всё-таки прочел. В большей мере согласен с изложенным и если хоть немного провести “личное расследование” то все факты подтверждаются и ничего не искажено. Меня вот другое поразило. Имея столь многонациональную аудиторию (и, де-факто, враждующие настроения в этой аудитории), руководство Центавры сумело собрать настолько мудрых людей у себя, что даже такой откровенно агрессивный пост не оброс целой кучей взаимных оскорблений и школьного уровня комментариями. Павел, я очень рад, что уже два года являюсь внимательным подписчиком вашего канала. Оставайтесь на том же векторе и только набирайте ускорение! Огромное вам спасибо за вашу работу!

Лют 24, 2019 18:13

Благодарю. Скажу честно, я опасался гораздо более негативной реакции. Однако пост «зашёл» даже за пределами нашей собственной площадки — и на d3.ru, и на ЯПлакалЪ (чему я вообще удивлён).

Мы этому тоже очень рады. Спасибо за тёплые слова 🙂

Лют 25, 2019 07:38

За Батута обидно. Он ни в чем не виноват! Он же ничего не умеет. Давайте просто подождем еще чуть чуть. Может тогда РФ перестроиться на делать то что выгодно.

Лют 25, 2019 11:26

Ну во-первых – все правда. Во-вторых, а что кто-то из россиян не знал кто такой Рогозин? Человек с практически неонацистскими взглядом – более “коричневой” партии ,чем Родина, я в России и не припомню. Это так, к слову. Самое печальное в этой истории – не только Юра не простит, но время будет потеряно безвозвратно. Надежда на что-то будет, когда страна переживет этот милитаристский угар или если переживет. Пока “холодильник” не может пробить “дно” из ящика и поэтому сейчас важнее Сирия, ДНР, Венесуэла (из свеженького), скрепы, подъем с колен, попы на космодроме с хороводами и “святой” водой (своеобразная версия гомеопатии для ракет). Мда, пока как-то так. И на всякий случай, для не согласных – да, я гражданин РФ, плачу второе больше налогов,чем среднестатистический россиян.

Лют 25, 2019 14:06

Уважаемый россиянин Boris Drozdovsky!
Вам, наверное, нет и сорока лет, что, с учётом “духа и буквы” вашего комментария, “нормально” ложится на “постулат”, вдолбленный поколению детей перестройки: “Социализм, это всё отобрать и разделить”, тогда как во многих странах, в частности, в Европе социализм реально построен (не без “особенностей”, конечно, однако, всё большее число европейцев исповедуют принцип: “Нельзя жить лучше, чем хорошо!), а его базовый лозунг: “От каждого – по способности, каждому – по труду”. Это, кстати, хорошо ложится на ваше: “…Плачу втрое больше налогов, чем среднестатистический россиянин”. Если же ещё ваши налоги с доходов от реального производства, то это вообще достойно большого уважения. В любом случае, ваш объект труда сегодня – одна из самых уязвимых позиций хозяйственной деятельности и это определяется комплексом процессов, стекающихся в одну глобальную беду. И “неточность” в обсуждаемой и, почему-то, одобряемой вами статье одна: то, что в ней отражено – следствие! А вот о причинах, которые для нас раскрыли Ф.Ницше, К.Маркс (его, кстати весь цивилизованный мир осмысливает заново), З.Фрейд и, конечно, Хосе Ортега-и-Гассетт и которые нам бы не мешало начать понимать, общаясь в сетях, в том числе, но общаясь с позиций не оттопыриваться своим невежеством, а искать пути решения навалившихся на нас проблем. Мне, например, всё написанное Павлом известно, как говорится, изнутри. И, думаю, немного найдётся среди думающих людей тех, кто в общих чертах, даже не будучи погружёнными в “космос”, всего этого не знал (да и комментарии, в целом, об этом свидетельствуют). Тогда зачем Павел это предложил обсуждать (тем более, что если не будет России,то и “космоса” не будет, как. впрочем и вашего ДЕЛА)? Почитайте последние фразы “друга” Павла и, хотелось бы надеяться, что поймёте, что вас “уже посчитали”.

Лют 25, 2019 16:31

Простите, Владимир, я 2 раза перечитал комментарий. Буквы русские, но суть многих предложений не понял. Но кое-что могу ответить: 1. действительно, мне нет 40 лет. Мне исполнилось 39 в сентябре. 2. Когда я пошел в первый класс – перестройка и гласность была в разгаре. Так что, да я дитя перестройки. 3. Да, налоги с реального производства. Правда я написал только про свои как с физлица. С самого производства – это отдельная “песня”. И многое у моего производства вопреки, а не благодаря существующим правилам страны. Кто пишет правила – известно. Качество их известно ещё лучше. 4. Уверен, что есть масса людей, которые занимаются переосмыслением “трудовых лагерей” и “общественных жён” по версии К. Маркса, но мне интереснее мнение Павла. 5. И да, социализм – это всё взять и поделить. Это удобно и приятно.

Лют 25, 2019 19:46

Здравствуйте, Павел. Я понимаю, что сайт украинский. Но, есть много нас, русскоязычных, которые не владеют украинским языком, к великому сожалению. Очень грустно, что нам, необразованным, приходится пользоваться Гуглом, чтобы прочитать посты на украинском языке. Может быть, стоило бы попросить пользователей сайта писать на русском? Вообще-то, в таких случаях, делается 2 версии сайта на двух языках. И в правом верхнем углу ставится кнопочка выбора языка. Если же есть цель не разделять пользователей по языковому признаку, то надо честно предложить всем пользоваться одним языком межнационального общения – например, английским, ну, или русским, на худой конец. Заметьте, в моём предложении нет никакой политики, только смиренная просьба.

Лют 27, 2019 01:24

Андрей, приветствую! Я понимаю, что люди, не знающие украинского, могут сталкиваться с некоторыми неудобствами. Однако я не могу требовать от людей общаться на каком-то конкретном (пусть даже не русском, а английском языке) — у нас есть небольшой набор правил: вести себя вежливо, не хамить, не оффтопить и не уводить дискуссию в сторону. Дополнительные правила (которые в теории могут ограничить людей — ну вдруг человек только по-украински общается) я не хочу.

Да и пока “проблема двуязычия” не стоит остро. В крайнем случае (если будет много обсуждений) — прикрутим автоматический переводчик к комментам. Что с русского на украинский, что с украинского на русский.

Пока что пускай всё остаётся как есть.
Благодарю за понимание!

Лют 27, 2019 10:25

Здравствуйте, Павел. В свою очередь, спасибо за понимание. Я жалею, что затронул эту тему. Вы, конечно, правы: “пускай всё остаётся как есть”. Теперь технический вопрос: в списке постов справа я вижу всё. При переходе по ссылке или из верхнего колокольчика я попадаю куда-то в середину всех коментов. Сейчас я просто случайно долистал до конца и увидел этот Ваш комент полностью. Это из-за того, что слишком много коментов в этом блоге, или у меня что-то не так?

Лют 25, 2019 20:15

И, да – когда за столом собираются люди из разных стран, правилом хорошего тона считается говорить на том языке, который понимают все присутствующие, не зависимо от собственных предпочтений. Вот, например, я попал на встречу с итальянцами. Их было трое. Я один не говорил по-итальянски. Никто из них не позволил себе даже между собой при мне говорить по-итальянски, зная, что я их не понимаю. Все говорили по-английски. Это называется словом “культура”.

Андрей. Упрекать украинцев в том что они общаются на родном языке, на основании того, что Вам трудно воспользоваться гуглом…. Это край… Особенно на фоне тех подлостей и мерзостей что “некоторые россияне” натворили в последние годы.
Не россиянам сейчас учить других правилам хорошего тона…

Лют 26, 2019 10:29

Да я никого не учил, а просил. Гуглом мне пользоваться не трудно и я им пользуюсь. Он не точно переводит, вот и все. Что ж, через некоторое время освою и украинский язык.

Лют 26, 2019 11:23

А давайте хотя бы здесь обойдёмся без политической оценки действий той или иной стороны.
Лично я пропускаю комменты на украинском, т.к. не хочется ломать голову. Судить о написанном в них можно по реакции других комментаторов. Да, несколько неудобно, но если пишущие считают, что так они подчёркивают свою идентичность, то это их дело. Честно говоря, не думаю, что здесь есть люди, которые не владеют русским языком. Я могу понять тех кто здесь пишет на украинском и их мотивацию, но и они должны понимать, что доставляют некоторым участникам определённые неудобства… с моей т.з., если ты хочешь быть услышанным, то общайся на всем понятном языке. ИМХО.

Лют 27, 2019 18:12

Браво, все по правде жизни. Радует, что есть еще не лицемерные люди, способные открыто критиковать происходящий идиотизм.

Лют 28, 2019 17:14

Свежий пример “прорыва” России в космосе. Уже почти уничтожили (продали) Пулковскую обсерваторию. https://vk.com/wall11506203_7737. Самое показательное здесь — поведение научного сообщества, которые горячо поддерживают это решение. То ли их купили, то ли запугали, то ли они потеряли рассудок. Единицы имеют смелость и гражданское мужество критиковать за самодурство “больших начальников”. И так повсеместно и со всеми науками в России. Вузы с ректорами-депутатами от Единой России по совместительству (немыслимо на мой взгляд вообще человеку академику или профессору состоять в партии любой и тем более подлизывать одно место). Печально и позорно.

Бер 27, 2019 22:17

Пулковская обсерватория стоит посреди города. Что там уничтожать? И как работать астрономам?

Бер 28, 2019 19:56

Вы, Вячеслав мягко говоря не владеете информацией. Зачем вы врете?? По заданию что-ли – за 11,8 руб. за пост??

  1. 20 км от центра – посреди города??? Карта тут – https://ibb.co/yXTzh11
  2. на этой обсерватории есть радиотелескоп, позволяющий вести наблюдения в любую погоду и даже днем – он не зависит от метеоусловий, которые здесь действительно далеко не идеальны. Этот блок легко – при наличии грамотного руководства может быть расширен.
  3. обсерватория – это прежде всего люди – коллектив ученых – и любые переезды, которые легли в якобы мотивировку “перенести в более южные регионы с большим запасом набл. дней” – это в любом случае остановка наблюдений на неопределенный срок, затраты и запуск снова, не всегда в полном составе. Это опять же вред науке и наблюдениям.
  4. сколько таких объектов в России (и не только в сфере астрономии – парки, памятники культуры и т.д.) стерли с лица России и вместо обещанных переносов и восстановления в другом месте – просто солгали и не построили и не перенесли ничего. Да повсеместно. В каждом крупном городе, где дорогая земля под застройку такая ботва.
  5. я уже не говорю про просветительский эффект для молодежи – вы смотрите трансляции Наса, Годдард и им подобные. Я регулярно смотрю – там работе с молодым поколением и обновлению кадров уделяется первостепенное значение – экскурсии, вовлечение с малых лет, чтобы выцепить из массового потока детей уникумов, которые потом будут новыми Масками или инженерами, менеджерами проектов в НАСА, двигающих человечество вперёд. Так вот в России – этого вообще мизер. Отсюда и старение кадров и утеря научных школ (далеко не только в астрономии). Санкт-Петербург – это город с 5 млн населением – возможностей для прививания с молодых ногтей любви к астрономии огромны, но с таким подходом – продажи земель под Элитную недвижимость – ничего не будет.
    Так что увы – вы не правы.
Лют 28, 2019 19:35

https://www.youtube.com/watch?v=Kj-XmQ8XDQ8 немножко о конце Роскосмоса-не дождетесь как говорят в Одессе…. ЕСА во многих проектах с Роскосмосом как бы не противно это было ура-патриотам

Лют 28, 2019 23:21

Ок… ладно… Значит вы читаете статью в которой анализируются перспективы Роскосмоса с точки зрения сегодняшнего дня и прошлых заслуг, читаете аргументы, одним из которых был тот, что кроме 50и летних Союзов толком уже почти 40 лет ничего не делали (а самому Роскосмосу как отдельной организации на днях стукнуло всего 27 лет, я напомню) и вы что делаете? Правильно – вы выставляете ролик в котром Союз выводит на орбиту спутники группировки OneWeb, ну ОК, ладно, что уж…
UPD: в статье не говорилось, что “все кранты сотрудничества вообще не будет больше, вот прямо сейчас”, в статье говорится о том, что сотрудничество будет сворачиваться вплоть до миниммума, а самостоятельно Роскосмос мало на что способен.

Бер 01, 2019 22:56

Запуски для One web-как раз доказательство что наоборот сотрудничество усиливается-это новый проект…и на подходе еще….К 50-летним Союзам-а на фига выдумывать велосипед? если все отлично работает-у США только в этом году возможно возобновиться пилотируемая космонавтика а все эти годы-это был старый добрый и модифицированный Союз

Бер 01, 2019 23:22

Al Gold: ” наоборот сотрудничество усиливается…”
Должен Вас огорчить: “25 июня 2015 года, в Лондоне компании Arianespace (Эври, Франция) и OneWeb (остров Джерси, Британская монархия) подписали контракт на запуск 672 космических аппаратов системы мобильной спутниковой связи OneWeb с использованием 21 ракеты-носителя «Союз» с 2017 по 2019 год, с опционом на пять ракет-носителей после 2020 года. «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру во Французской Гвиане и также не менее 15 пусков «Союз-2.1б» запланировано с космодромов Байконур и Восточный”.

Цитировано из: https://ru.wikipedia.org/wiki/OneWeb

В дальнейшем, с началом эксплуатации носителей “Ariane-6” и “Vega-C”, Arianespace планирует отказаться от использования “Союзов”, т.к. их новые носители перекрывают весь диапазон нагрузок для ЕКА.

Бер 01, 2019 23:41

Arianespace планирует отказаться от использования «Союзов», т.к. их новые носители перекрывают весь диапазон нагрузок для ЕКА. Лозунг ЕКА: “Независимый доступ в космос для Европы”.
Ариан 6 (Ariane 6) — семейство ракет-носителей среднего и тяжелого класса, разрабатываемый Европейским космическим агентством. Первый запуск запланирован на 2020 год. Первый пуск РН Вега-С запланирован на 2019 год.

Пока Ариан-6 и Вега-С расправят “крылья”, у “Роскосмоса” есть хороший ШАНС – действительно ЗАРАБОТАТЬ валюту от зарубежного заказчика.!!! При выводе было видно – “места” ещё для 24 спутников , т.е. 300-400 шт. можно “забросить”!!! (а не просить рубли у бюджета, не очень “толстого”). Вопрос – воспользуется ли “Роскосмос” данным шансом!???…

Поддерживаю вашу надежду на успешную работу “Роскосмоса”! Там и не скрывают, что есть проблемы, и, их решают. Просто надо платить хорошие деньги и “железная” дисциплина! Далее: кабина астронавтов Дрэгона -2 всего лишь на 2куб.м. более чем в Союзе. но, и мест – 4. Не так уж и просторно! “Кочерёжка” – это точно надёжно! А пальчиком в перчатке – “сенсор может не откликнуться”, в неподходящий момент!?..

Бер 03, 2019 19:16

а на фига выдумывать велосипед?Своеобразный аргумент. С такой мотивацией мы бы до сих пор на паровозах ездили, летали на винтовых самолетах, а трансатлантическое путешествие для людей было бы путешествием всей жизни. С такими сторонниками роскосмосу и враги не нужны, вобщем.

Бер 09, 2019 04:00

Уважаемый Miroslav Rozum!
Несколько дней ждал развития Вашей дискуссии с Аэромехаником Виктором, поскольку сразу стало понятно, что вы оба “в теме”. Однако, понимая, что “брат Павел” вознамерился “открыть нам глаза”, как это делали много лет назад, вещая круглые сутки, различные радиостанции, закрывшиеся сразу после распада СССР, и видя, что дискуссия выродилась в “пшик”,- я посчитал, что в любом случае будет лучше, если хоть какой-то “сухой остаток” образуется.
Да, действительно, с “Роскосмосом”, мягко говоря, у нас “плоховатенько будет”, но ведь это только следствие и, кроме того – не космосом единым… Ностальгия по утраченному, привычка “лайкнуть”, а там хоть не расцветай и несвязные высказывания о чьих то возможностях “отдельно от других” приватизировать “космос”,- только отдаляют нас всех от трудной, но ведущей к результату дорожки (С.Сопов, например, попробовал…).
Нам сегодня силы консолидировать надо, включая те, что формировались после Янгеля, вычленять то, что ещё можно спасти и на этой базе продолжить развитие, но не в “космосе” отдельно, а начиная с дошкольных учреждений, где уже пашеподобный академик дошколятам “стандарт” втюхивает и кончая восстановлением базовой функции РАН как ВПЕРЁДСМОТРЯЩЕГО. А если просто Д.Рогозина убрать, то это как по М.Жванецкому: “…Оглянулся, а сзади аж заколосилось”!
Павел П. дал нам возможность обменяться мыслями о том, что реально на местах и все мы вместе можем сделать, чтобы “космос” был не отдельно – давайте эту возможность использовать. Вот тогда все вместе и выразим благодарность П.П.

Бер 02, 2019 11:54

Здравствуйте. Замечательная статья, спасибо вам. Полностью согласен с автором

Бер 03, 2019 15:51

И не попишешь ничего!

Бер 08, 2019 17:16

УВЫ И АХ.

Бер 08, 2019 17:19

нда

Бер 11, 2019 20:32

Прошу прощения, что снова пишу в эту тему, но я сейчас еле сдерживаюсь чтобы не перейти на мат. После вот этого:
https://www.youtube.com/watch?v=nLb8zQGPrX4
и вот этого:
https://ria.ru/20190227/1551411239.html
Это…. (здесь идет очень много нецензурной брани), это что черт побери такое? Я бы понял если бы это презентовалось как школьный или студенческий проект, но “Специалисты РКК «Энергия»”, “ученые МФТИ”. У меня на голову это не налазит – если это жействительно делали “специалисты” и “ученые”, то я серьезно пересматриваю свои ответы о том, что у роскосмоса есть хоть и маленькое, но будущее.

Бер 14, 2019 02:33

Уважаемый Miroclav Rozum, отрадно, что начинаете понимать происходящее – отсюда, при соответствующих условиях, можно придти к пониманию необходимости и определения форм собственного участия в деле преодоления сложившегося положения.

Бер 14, 2019 07:52

Не увидел в статье корня проблемы. Это отсутствие цели (кроме осваивания бюджетов). Все описанное – следствия.

Бер 27, 2019 22:14

Автор не ставил перед собой такой задачи. Обычная заказуха (или по движению сердца) по мочилову Рогозина. Кризис в пилотируемой космонавтике в мире очевиден. Все достижимые цели ничтожны, а для постановки целей другого уровня нет ни технической базы, ни желания контролирующих деньги. Вдохновляющим примером является Маск. который просто прекрасен в своем подходе и объявленных целях. Боюсь так и останется Икаром со сгоревшими крыльями.

Бер 14, 2019 08:45

Что мешает снять санкции с Рогозина?
Реально, почему какие то эмоционально-политические моменты приводят к тому что мировое космическое сообщество отворачивается от роскосмоса?
Что такого сделал Рогозин из-за чего нужно изолировать росийскую космонавтику?
Назовите причину, а то фраза “введенные за вполне конкретные деяния санкции” не очень объясняет происходящее.
В итоге мы имеем то что имеем, а именно политически мотивированные санкции приводящие к замедлению развития космонавтики.

Бер 14, 2019 09:58

Что во фразе “введенные за вполне конкретные деяния санкции” вам непонятно?

Бер 14, 2019 10:23

Уважаемый Антон Михеев! Санкции то не против Рогозина и Роскосмоса, – против НАС. А рогозинские дела – отвлекающий манёвр. Пока И.Маск пиарится, кредитуясь у Моргана, китайский луноход вторую сотню метров по “обратной стороне” луны преодолевает. А мы, между делом, с дырками в корпусе станции разбираемся, когда срочно нужно разбираться, почему у нас такие “дырки” в мозгах образовались? Поймём, что в первую очередь эти наши “дырки” необходимо заделывать и начнём это масштабно и системно – “санкции” отпадут сами собой.

Бер 14, 2019 12:14

Что мешает снять санкции с Рогозина? Даже если и абстрагироваться от его роли в развязывании войны, то – это крайне токсичная фигура. США и страны Европы таким образом высказывают свое отношение к факту назначения на высокую руководящую должность нациста Рогозина. Посмотрите как он зигует на русском марше – еврейское лобби не позволит сотрудничать с РФ пока он при власти

Бер 14, 2019 10:52

Заголовок чёткий! Юра не простит)

Бер 16, 2019 07:34

Спасибо за статью. Было интересно читать

Бер 26, 2019 23:38
Бер 27, 2019 00:44

Павел!
Искренне благодарю из России за абсолютно верную и правильную статью. Все политические моменты отображены тоже точно.
Полностью одобряю вашу деятельность по популяризации “космоса”, считаю, что это более, чем популяризация, не просто развлечение людей, а вклад в развитие.
Но хватит расшаркиваний. Хотел бы высказаться о другом, о стримах. Они ужасно бесят! Главная причина, по которой я их смотрю – недостаточное владение языком, чтобы воспринимать оригинал на слух (плюс удобное информирование в телеграм). Но что я получаю? Вместо перевода стрима от НАСА, часто бесполезный треп 🙂 А иногда дикие ошибки в ответе на элементарные вопросы. Я прекрасно понимаю, что вы делаете это на чистом энтузиазме, за что вашей команде низко кланяюсь. И что оригинал от НАСА тоже не блещет интересными данными. И что вы не синхронисты переводчики. Но предлагаю уделять больше времени неприглушенному по звуку оригиналу вещания с наложением перевода.
Спасибо.
Хочется также высказаться по обсуждаемым в комментариях проблемам Российско-Украинского “сотрудничества”, ведущихся боевых действий, оккупации и прочего. Но воздержусь. Ваш канал особо ценен тем, что рассказывает о космосе, а не о политике (хотя Вы абсолютно правы, и жить, закрывая глаза на политику, недостойно).
С уважением, Ваш давний и постоянный читатель.

Бер 27, 2019 21:47

Ничего нового. Собран весь шлак о российском космосе. В качестве фактического подкрепления приведена диаграмма по коммерческим пускам. Которые Россия конечно потеряла. Но это просто коммерция, бабло для менеджмента компаний. Такие статьи любят писать и читать наши соседи по этносу. Примитивное пропагандонство, без попытки реального анализа и оценки перспектив. Русский космос сейчас находится в кризисе, как и американский. Потеря целей и смыслов. Американцы из кризиса выходят используя финансирование голодных и активных частников, как раздражитель для старых монстров. В России с выходом из кризиса (в космосе) все значительно хуже. Но это не более чем преходящий период.

Бер 28, 2019 00:45

Кто нибудь ответьте почему тут так весело?

Бер 28, 2019 13:13

Обычное понижение уровня обсуждения со сложных вопросов на уровень примитивных реакций. Весело потому, что всем все понятно. На этом уровне позиция любого участника укладывается в короткую фразу без знаков препинания.

Поддерживаю точку зрения Вячеслава Ермолина двумя руками!!! Специально, две недели просто читал “чаты”, резюме – короткое и ёмкое слово…