NASA и SpaceX создадут первый марсианский город к 2030 году

Это перевод статьи американского учёного и писателя Эрика Хоэля.

5280

Данный текст является переводом статьи американского учёного и писателя Эрика Хоэля.

В 2011 году США свернули программу космических шаттлов, тем самым оставив страну без доступа к околоземной орбите. Шаттл «Индевор» отправили в пенсионное турне по стране. Когда его перевозили из города в город это выглядело как траурные мероприятия. Несмотря на бодрящую риторику официальных лиц было ясно, что мы наблюдаем за выносом гроба, и тогда казалось неизбежным, что моё поколение всю жизнь будет привязано к Земле.

И как разительно отличаются ощущения спустя 10 лет, неправда ли?

Разработки в космической отрасли ведутся быстрее, чем когда-либо со времен “Аполлона” – нет, быстрее. И те, кто задаёт быстрый темп для всех остальных, работают в компании SpaceX. В Бока-Чика, штат Техас, где они строят свою огромную многоразовую ракету StarShip, строительство было впечатляющим, быстрым и очень публичным. Каждый день над площадкой летают беспилотники, чтобы сделать фотографии для многочисленных новостных программ, которые только и следят за развитием SpaceX. И нет никаких сомнений в том, что цель компании – город на Марсе.

Именно поэтому, когда я первоначально опубликовал свои прогнозы на 2050 год, первым прогнозом было существование города на Марсе. Обычным (и разумным) ответом было: «Вы критикуете других футуристов за слишком неправдоподобные прогнозы, но ваш первый прогноз – марсианский город к 2050 году, что само по себе неправдоподобно». Такой скептицизм был бы оправдан даже в 2013 году, но потом SpaceX захватила 30% мирового рынка контрактов на коммерческие запуски, а к 2018 году эта доля удвоилась, достигнув 65%. Я думаю, что на данный момент есть все основания верить прогнозам.

Тем не менее, все это настолько ново, что еще не стало достоянием общественности. Только в прошлом месяце авторы из NASA и SpaceX выпустили первый совместный технический документ по предполагаемому марсианскому городу, названному SpaceX “Звездная база Альфа”. Строительство города будет зависеть от флагманского проекта SpaceX – корабля StarShip. Это все еще находящаяся в разработке массивная, но многоразовая ракета, самая большая из когда-либо созданных. Спроектированная для массового производства из (относительно) дешевой нержавеющей стали, она имеет обтекаемую форму с минимальным количеством деталей и сможет как приземляться, так и взлетать со своих внеземных пунктов назначения. В будущем ожидается появление флотилий таких кораблей, десятки которых будут вместе отправляться на Марс во время стартовых окон, действуя подобно космическому каравану.

Слишком оптимистично? Даже в космической отрасли многие просто не понимают, насколько большим достижением является StarShip в плане удешевления космических перевозок. Блогер Кейси Хэндмер пишет:

StarShip спроектирован таким образом, чтобы иметь возможность выводить на НОО [низкую околоземную орбиту] грузы более 100 тонн по цене менее $10 млн. за запуск и производить до тысячи запусков в год. Заправляясь на НОО, полностью загруженный StarShip сможет доставить более 100 тонн груза в любую точку Солнечной системы, включая поверхность Луны или Марса, за менее чем $100 млн. на один корабль. Предполагается, что StarShip сможет доставить миллион тонн груза на поверхность Марса всего за десять стартовых окон.

100 тонн груза в космос менее чем за 100 миллионов долларов. Это столько же, сколько в некоторых случаях стоили одиночные запуски! Для сравнения, средняя стоимость запуска 100 тонн массы в космос в период с 1970 по 2000 год составляла более полутора миллиарда долларов – около $1 677 950 000 долларов. Сегодня эта сумма на порядок меньше, что полностью меняет соотношение экономических затрат и выгод космических путешествий.

Еще один недооцененный факт: источником топлива StarShip, в отличие от других ракет, является метан, который можно производить из сырья, доступного во всей Солнечной системе. Ракеты не могут брать с собой топливо для обратного перелета, но StarShip сможет путешествовать к планетам или лунам и, если там можно производить метан, как на Марсе, заправляться для полета назад. Но поначалу звездолеты вообще не будут возвращаться. В упомянутом выше документе говорится:

Первая серия StarShip, запущенных к Марсу, будет без экипажа и предназначена для демонстрации возможности успешного запуска с Земли и высадки на Марс с помощью систем посадки человека. Эти аппараты также доставят на Марс значительное количество груза до прибытия человека. Кроме того, такие миссии могут обеспечить доставку мобильных роботизированных средств, которые могут быть использованы для проведения планетарных научных исследований.

Воплощение идеи использования первых StarShip в качестве одноразовых для доставки роверов NASA, на мой взгляд, маловероятно – более того, я думаю, что, возможно, технологическое участие NASA в полетах первых StarShip на Марс будет минимальным, что является показателем того, что первенство перешло от государства к частному сектору. NASA просто слишком медлительно. Это может показаться излишней критикой, но вспомните телескоп «Джеймс Вебб». Он должен был быть запущен в декабре 2021 года, что уже значительно позже, чем первоначально запланированный запуск в 2007 году, а потом он был снова отложен, потому что, ах, они его уронили (прим.: телескоп был запущен 25 декабря 2021 года).

Так что вполне возможно, что NASA окажется в положении, когда кто-то скажет: «Эй, давайте, мы собираемся на Марс, и у нас есть место для робота», а им придется ответить: «Извините, нам понадобится пять лет, чтобы построить ровер для этой миссии, не могли бы вы подождать немного?»

Хотя первые корабли, очевидно, будут беспилотными, но каким будет путешествие, когда на них появятся экипажи? Что ж:

StarShip с экипажами будут иметь порядка 1100 м 3 пространства в носовой части (большая часть которого будет герметичной для обитания человека).

Это примерно размер одной трети олимпийского плавательного бассейна. Это может показаться довольно мало, и так оно и есть, но давайте рассмотрим распределение средней жилой площади в разных странах:

Крошечная коробочка с надписью «HK» – это Гонконг (всего 15 м2 площади). Даже если только половина из предложенных 1100 м3 будет жилой, при экипаже в 20 человек это приблизительно 22 м3 на человека, что примерно соответствует размеру небольшой спальни. Очевидно, что пространство будет разделено на общие и спальные помещения, но учитывая, что некоторые люди на Земле спят в трубах, это кажется выполнимым, и ситуация значительно меняется, если на корабле будет находиться 12 человек, а не 20. В техническом документе говорится:

Люди, вероятно, будут жить на StarShip в течение первых нескольких лет, пока не будут построены дополнительные места для проживания, поэтому необходимо оценить и снизить радиационный риск с помощью оборудования, запланированного для поддержки первоначальной инфраструктуры. Первая волна непилотируемых StarShip также может быть перепрофилирована по мере необходимости для поддержания жизни людей на поверхности.

Другими словами, корабли StarShip, будучи размером с небольшое здание, являются местами проживания.

Но чем именно будут заниматься люди на Марсе? Однажды я заключил пари с исследователем Саймоном ДеДео из Института Санте-Фе, что первые экипажи на Марсе будут в основном строителями, и что строительство на Марсе будет выглядеть примерно так же, как строительство на Земле, за исключением того, что все будут носить скафандры. Он в свою очередь утверждает, что к моменту полета на Марс все будет напечатано на 3D-принтере и сделано роботами с дистанционным управлением – очень автоматизированный, нечеловеческий и футуристический процесс. Теперь, когда мы знаем больше о плане, похоже, что мы действительно будем полагаться на человеческую силу, на людей, живущих в самих кораблях:

Согласно текущим планам SpaceX, StarShip также будут нести оборудование, необходимое для поддержки человеческой базы, включая оборудование для увеличения производства электроэнергии, добычи воды, производства жидкого кислорода/метана, заранее подготовленные посадочные площадки, радиационную защиту, антипылевое оборудование, внешние укрытия для людей и оборудования и т.д.

Многое из вышеперечисленного будет произведено здесь, на Земле, а строительство на Марсе будет выглядеть практически так же, как и строительство здесь. Оборудование будет адаптировано к марсианским условиям, но во многих случаях оно будет удивительно похожим на земное. Кейси Хандмер отмечает:

Caterpillar или Deere смогут с минимальными изменениями вывести в космос свою существующую продукцию и использовать ее в космосе. Если говорить серьёзно, какой-нибудь огромный карьерный грузовик Caterpillar уже является чрезвычайно прочным и механически надёжным. McMaster-Carr уже имеет тысячи деталей, которые могут работать в шахтах, на нефтяных вышках, и в любой другой неблагоприятной среде, по сравнению с которой вакуум космоса – восхитительно благодатная среда. Адаптированный к космосу трактор нуждается в лучшей краске, совместимыми с вакуумом гидравлическом источнике питания, подшипниках, смазках, изоляции проводов и дублирующем комплекте датчиков дистанционного управления.

Иначе говоря, для того, чтобы трактор работал на Марсе, нужны минимальные изменения. Поэтому, если вы хотите представить себе будущее через десять лет, представьте себе большую марсианскую строительную площадку, занятую людьми в скафандрах на тракторах John Deere. 

Так когда же нам следует ожидать первых пыльных миссий? Согласно совместному техническому документу:

SpaceX активно разрабатывает Starship для сперва орбитальных полётов, после чего они намерены совершить полёты на Луну без экипажа и при первой же возможности провести первые испытательные полёты на Марс. Возможно, уже в 2022 году, или, если это не удастся, то в 2024 году.

Эти планы сперва могут показаться абсурдными. Однако Starship (первоначально представленный как «Межпланетная транспортная система») прошёл путь от блеска в глазах SpaceX в 2016 году до последнего этапа разработки в настоящее время. Если темпы разработки сохранятся, то они действительно могут успеть к 2024 году. Это означает, что к 2030 году люди вполне могут уже начать строительство «Звёздной базы Альфа» и постоянно жить на Марсе.

Я знаю, что такие предположения звучат странно, это классический случай подсчёта цыплят до осени. Есть несколько причин, по которым процесс может замедлиться. Во-первых, возможно, SpaceX столкнётся с финансовыми проблемами, если не сможет запустить Starship к следующему году. Кроме того, Россия и Китай могут запустить на орбиту множество противоспутникового мусора, закрыв нам путь в космос, сделав низкую околоземную орбиту слишком опасной (также называемый «синдром Кесслера»). Ещё одно возможное препятствие – политическое регулирование, основанное на опасениях по поводу приватизации космоса миллиардерами. Причин нашей колонизации другой планеты много, и некоторые из них необъяснимы. Ими трудно поделиться, трудно убедить кого-то – это все равно, что убедить кого-то полюбить определённый жанр музыки. Вы либо чувствуете атмосферу первооткрытия, либо нет, и если вы её не чувствуете, то все это кажется чрезмерным, раздутым и ненужным. Но позвольте мне назвать, пожалуй, самую конкретную причину, которую я могу придумать, чтобы отправиться на Марс: достать DVD, диск, который находится на неработающем марсоходе около марсианского Северного полюса.

На нем записаны аудиосообщения для людей будущего, живущих на Марсе, в том числе от Карла Сагана и Айзека Азимова. Хор человеческих голосов ждёт нас на другой планете. Он был отправлен на борту марсохода «Феникс» в 2008 году и защищён от марсианских погодных условий, поэтому его все ещё можно будет прослушать. Бесценный исторический артефакт просто лежит под открытым небом. Чтобы получить его, вам придётся отправиться на Северный полюс Марса летом, или, если вы отправитесь туда зимой, вам придётся разбить замороженный слой сухого льда, которым покрыт марсоход.

На записи Саган непринуждённо разговаривает перед водопадом в Итаке, штат Нью-Йорк. Ничего не говорится о том, что он умирает от редкого заболевания костного мозга в возрасте 62 лет. Он говорит своим характерным голосом:

Я не знаю, почему вы на Марсе… Может быть, мы на Марсе, потому что поняли, что если человеческие сообщества существуют во многих мирах, то шансы на то, что мы вымрем в результате какой-нибудь катастрофы в одном мире, гораздо ниже. Или, может быть, мы на Марсе потому, что там можно заниматься наукой, что в наше время открываются врата в мир чудес. Или, может быть, мы на Марсе, потому что мы должны быть там. Потому что в нас заложен глубокий кочевой импульс, заложенный эволюционным процессом. В конце концов, мы произошли от охотников-собирателей. И на протяжении 99,99% нашего пребывания на Земле мы были кочевниками. И следующее место, куда мы отправимся странствовать, будет Марс. Но по какой бы причине вы ни оказались на Марсе, я рад, что вы там, и я хотел бы быть с вами.

Вот вам и повод отправиться на Марс: физически заполучить этот диск. Затем вы сможете отвезти его на своём переоборудованном тракторе в место проживания, сбросить пыль с ботинок, повесить скафандр и, возможно, налить себе стакан дорогого виски, чтобы впервые послушать эти записи там, где они и должны слушаться. Возможно, тогда, когда за окном обиталища красный песок будет играть в узорах, огромных и необъяснимых, услышанные откровения, которые невозможно передать, будут резать вас так сладко, что вы заплачете.

121 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Лют 06, 2022 21:00

Несколько мыслей по статье:
How much space is enough (м2)?
Russia – 22
Самая крупная страна мира, а люди как тараканы по щелям рассованы.
строительство на Марсе будет выглядеть практически так же, как и строительство здесь. Оборудование будет адаптировано к марсианским условиям, но во многих случаях оно будет удивительно похожим на земное.
Согласен. 3Д печать в строительстве даже на Земле в зачаточном состоянии и за последние 10-15 лет я не увидел прогресса. Так что только старые добрые, бульдозеры/экскаваторы созданные с ноля по подобию земных.
Caterpillar или Deere смогут с минимальными изменениями вывести в космос свою существующую продукцию и использовать ее в космосе.
А вот это полная ерунда. Там надо менять всё. В смысле общий принцип работы и основные составные части те же, но все их характеристики и материалы надо менять и пересчитывать.
Да вот он сам пишет:
Адаптированный к космосу трактор нуждается в лучшей краске, совместимыми с вакуумом гидравлическом источнике питания, подшипниках, смазках, изоляции проводов и дублирующем комплекте датчиков дистанционного управления.
…и миллиону других модификаций и полных замен.
Иначе говоря, для того, чтобы трактор работал на Марсе, нужны минимальные изменения.
Наивный мечтатель. Перекрасить, поменять смазку в подшипниках и слать на Марс? Ещё один “воздушный дизайнер” 🙂
представьте себе большую марсианскую строительную площадку, занятую людьми в скафандрах на тракторах John Deere.
Какие люди? Он же только что написал про дистанционку:
дублирующем комплекте датчиков дистанционного управления.
Сам себе противоречит.
Написано неплохо, вдохновляюще, но мало связано с реальным ходом дел.

Лют 06, 2022 21:18

Начнем с начала? 🙂

Лют 06, 2022 21:28

Начнем с начала?
Почему бы и нет, только не с начала, а… продолжим. Если конечно у вас есть силы, время, аргументы и… выдержка. 😉

Лют 07, 2022 21:40

Согласен. 3Д печать в строительстве даже на Земле в зачаточном состоянии и за последние 10-15 лет я не увидел прогресса. Так что только старые добрые, бульдозеры/экскаваторы созданные с ноля по подобию земных.
Думаю, что передовые технологии, отработанные на Марсе, будут возвращаться на Землю (учётом другой гравитации, конечно). Так что действительно, “строительство на Марсе будет выглядеть практически так же, как и строительство здесь”, только “здесь” строительство будет выглядеть немного не так, как “вчера”.

Лют 08, 2022 00:00

только «здесь» строительство будет выглядеть немного не так, как «вчера».
Очень на это надеюсь. Я когда лет 15 назад увидел проект 3Д принтера для печати домов, был восхищён. Тогда казалось что лет через 10 уже половина строительства будет таким, но время прошло, а мы всё топчемся с ручной укладкой кирпичей или каркасниками. И лично я, прокручивая в голове процесс 3Д печати здания, не могу понять в чём конкретно затык. Вроде бы все технологии уже есть, дело в перспективе жутко, нет даже безумно выгодное. Уже много лет роботы собирают радиоаппаратуру набивая детали из ленты в плату, так и на стройке… знай только подвози бетон, арматуру, балки, трубы, провода, розетки и другой скарб необходимый на стройке. …а воз и ныне там. Не понимаю.

Лют 07, 2022 22:19

А вот это полная ерунда. Там надо менять всё.
Мы это обсудили уже, но почему-то под темой про кровь. 🙂 В общем, да, марсианский экскаватор через 20-30 лет будет мало похож на земной, но эти изменения будут накапливаться постепенно по мере накопления опыта. Условия на Марсе в районе экватора не намного суровей, чем на Земле за полярным кругом, так что начинать будем с небольших модификаций.

Лют 07, 2022 23:21

 Условия на Марсе в районе экватора не намного суровей, чем на Земле за полярным кругом, так что начинать будем с небольших модификаций.

С учетом того, что на Марсе очень разряженная атмосфера — среда, передающая температуры, по сравнению с Антарктидой — почти отсутствует.
Так что техника с заполярного круга там будет работать вообще без модификаций. Надо только дизеля на тесла-стайл поменять и всё. ))

Единственный затык, который приходит мне в голову, в случае всякой землеройной и грейдерной техники – низкая сила тяжести. Наши, земные экскаваторы часто используют собственный вес, чтобы вгрызаться в грунт. А там от веса останется 35% всего. То есть, по сути, трактор будет прочным как стальной, а весить – как будто сделан из пластика и дерева.

Лют 08, 2022 00:22

Условия на Марсе в районе экватора не намного суровей, чем на Земле
Но ведь вся вода на полюсах и именно она нам понадобится в первую очередь. Значит надо работать именно там, а не “искать потерянные ключи под фонарём“. Не так ли?
так что начинать будем с небольших модификаций.
Может и так, но в этом случае есть, как мне кажется, ключевая проблема: Каждую модификацию надо тащить на Марс и пробовать что там очередное “отвалится”, это долго и дорого. Поэтому я и напираю на том что надо сконструировать и рассчитать “с ноля”. В этом случае ошибок тоже не избежать, но это будут уже ошибки “детского возраста”.
Я уже приводил в пример подход Тесла к созданию машины нового класса (электро). Они создали полностью новый корпус, а не брали его от старого ДВС. Да, очертания там те же, но кишочки абсолютно другие. В результате их авто рвёт всех конкурентов как грелку. Оно манёвренно и энергоэффективно. Вот такие же характеристики нам нужны от техники на Марсе манёвренность и энергоэффективность. На кой чёрт нам там громоздкий, медленный “земной танк” который жрёт электрику за пятерых? Поэтому я и не сторонник “небольших модификаций” в данном вопросе.

Лют 11, 2022 21:59

Наивный мечтатель. 
+1. В украинском языке есть великолепная пословица, как никогда подходящая для описания автора оригинала статьи: “Дурень – думкою багатіє”.
Мне вот интересно стало, в чем этот “ученый и писатель”, таки “ученый”?
Судя по тому, что он не имеет ни малейшего понятия о принципах работы ДВС, он, наверняка какой-нибудь “лингвист”.

Лют 12, 2022 05:31

он не имеет ни малейшего понятия о принципах работы ДВС
Знает он это всё, просто не упомянул, наверняка подразумевая электрику. Там сколько не перечисляй всё равно всего не упомнишь.
В украинском языке есть великолепная пословица, как никогда подходящая для описания автора оригинала статьи: «Дурень — думкою багатіє»
Всё таки зря вы так. Мы все тут немножко наивные мечтатели, кто-то больше, кто-то меньше. Потому и собрались на этом сайте. Все мы мечтаем о своих “яблонях на Марсе”, у каждого своё вИдение будущего. Но как всегда жизнь внесёт свои коррективы и мы не доживём даже до половины того что нам кажется достижимым ещё при нас. Все мы тут дурни и все думкою багатеем. У него, как и у нас с вами, душа рвётся вперёд, торопится как ребёнок не задумываясь о препятствиях, разбивая коленки в кровь. Как говорится: “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги”, вот и мы думаем о работе базы на Луне/Марсе, зачастую даже не задумываясь откуда она там возьмётся. И получается очередной “воздушно-дизайнерский проект” и “разбитые коленки”. 🙂

Лют 06, 2022 21:24

Ось тут у цьому відео передбачається, що першими мешканцями Марса можуть стати Тесла-Боти, анносовані Маском минулого року.
Фантастика чи реальність?
На це запитання можна буде відповісти, на обіцянки Маска, наприкінці 2022 року, коли ці Боти почнуть своє життя.
Ось вони й стануть першими дослідниками та будівельниками на Марсі.
І так… я оптиміст-мрійник 🙂
Дуже сподіваюся, що у Маска все вийде!
https://thealphacentauri.net/wp-content/uploads/2022/02/Tesla-boty.jpg

Лют 06, 2022 22:27

у цьому відео передбачається, що першими мешканцями Марса можуть стати Тесла-Боти
Я тоже желаю Маску чтобы у него всё получилось, но надо стараться оперировать чем-то более реальным. На данный момент у нас есть только земная строительная техника и, судя по всему, строить первую базу на Марсе будет нечто похожее.
Фантастика чи реальність?
Фантастика. Рано или поздно она станет реальностью, но Марс(обсуждаемый “марсианский город к 2030 году”) будет гораздо раньше. Прийдётся обходиться без них.
Дуже сподіваюся, що у Маска все вийде!
Если выйдет, то у этой медали есть две стороны:
Хорошая – на ботов навешают всю работу;
Плохая – миллиарды людей останутся без работы. Оставшись на безусловном доходе(даже если он будет) люди(основная масса), в отсутствии цели, быстро деградируют. То что получится в результате хорошо показано в фильме “Район 9/District 9″(рекомендую). А именно – огромное тупое стадо с уровнем развития детёныша павиана и горстка “яйцеголовых”, которые пытаются спасти/пасти “свой народ”.

Лют 07, 2022 01:01

Есть хороший фильм по этому поводу,-идиократия

Лют 07, 2022 01:51

Плохая — миллиарды людей останутся без работы
Не останутся.
Во-первых, роботы стоят очень дорого. Дорого стоит также и их ремонт, плановое обслуживание. В большинстве ситуаций нанять человека банально дешевле.
Например, уже давным-давно есть роботы, которые сваривают выхлопные системы автомобилей. Эти роботы трудятся на заводах по массовому выпуску автомобилей. Но в ближайшем СТО, занимающемся в том числе выхлопными системами, варить вам всё будет сварщик типа “дядя Вася”, а вовсе не робот. Ибо СТО просто разорится, если купит робота для этой работы.
Во-вторых, роботы справляются только с “тупой” рутинной работой. Так, например, собирать стандартную продукцию на конвейере – это запросто. А вот искать нестандартную поломку – тут робот уже бесполезен.
В-третьих, значительная часть людей занята в сфере обслуживания, где роботы быть может и могли бы заменить живых сотрудников, но с высокой вероятностью просто отпугнут клиентов. Например, выбирая косметику в магазине, девушка скорее всего хотела бы поговорить с консультанткой, которая сама ею пользуется, а не с машиной, которая зачитает ей сухой рекламный текст.
В-четвёртых, роботизация создаёт новые рабочие места в сфере производства, наладки, программирования, обслуживания и т.д. этих самых роботов.
Автоматизация идёт уже более двух сотен лет. Всё это время слышны крики про “люди останутся без работы”, но на практике безработица если и случается, то кратковременно и локально, а долговременно в глобальном масштабе вместо неё происходит рост производства. Т.е. раньше портной шил вручную, делал один костюм в месяц, и зарабатывал на этом свою копейку. Теперь у него есть швейная машинка, оверлок и т.д., и он шьёт по костюму в день. Да, чтобы продать столько костюмов, их цену пришлось снизить на порядок, а значит норму прибыли с единицы товара сделать мизерной, однако за счёт массовости зарабатывает он не меньше. И теперь в костюмах ходят все, а не только богачи.

Лют 07, 2022 22:47

Главная ошибка при обсуждении “замены человека роботами” – это представление робота в виде механизма. Наоборот, мы должны понимать, что робот – это искусственный интеллект и нейросети (в том понимании, в котором они сейчас существуют, то есть без strong AI и страшного Skynet).
Роботы уже сейчас забирают ваши рабочие места. Сколько операторов контакт-центров лишились работы, когда роботы научились говорить “Если вы хотите сказать нам спасибо, нажмите 1, а если поругать, приставьте пистолет к голове”? Без шуток, не везде, но технология есть – вы можете позвонить в коммунальную службу, продиктовать показания счетчиков и вам выставят счет ровно за это. Вы можете в больнице скинуть 100500 медицинских изображений с МРТ роботу и скоро он найдет на них патологии, по которым врач сможет поставить диагноз. Это тоже работает. При этом нейросеточки постоянно самообучаются.
Даже в крупных контакт-центрах, где все еще работают люди, AI с нейросеточками влезают в процессы и маршрутизируют запросы, отвечают на самые понятные из них и т.д.
Знаете, с чего начал Гугл, когда купил Ютуб? Он провел эксперимент. Натравил свою нейросеть на базу видосов ютуба – без цели. Найди что найдешь. И сеточка скоро отчиталась. Первое, что она нашла, были диагональные линии и изображения котиков. Потом изображения лиц людей. Про это есть лекция какого-то досвідченого чувака из Яндекса, не буду искать, простите, у меня аллергия на Яндекс, чтобы ссылки давать.
Планирование и контроль выполнения работ, оценка ситуации, корректировка планов, контроль исполнения, тактическое руководство на уровне подразделения, контроль конкретной машины (экскаватора, автобуса, неважно чего), все рутинные работы.
Роботы уже сейчас на Земле водят поезда (в Японии многие больше доверяют компьютеру за штурвалом, а не живому человеку, хотя там самые высокие скорости у паровозов), продают (например, магазины Amazon без продавцов или управление интернет-продажами), обеспечивают безопасность (см. видеоаналитика), водят машины, доставляют “доставки” (это у курьерских так посылки называются), пишут новости etc. etc.
А теперь представьте, что мы отправим на Марс один небольшой дата-центр, который заменит там тысячу человек со всей необходимой для них инфраструктурой. И да, как писал уважаемый кум Яків, пролетариев на Марсе не будет, потому что экскаватором будет управлять AI. Не нужен “номер в гостинице” для бригады экскаваторщиков со всей едой, водой, кислородом, резервированием безопасности и прочими миллионными расходами.
Вы думали, Маск создает Neuralink просто так? Чтобы закрыть свои детские страхи?

Лют 10, 2022 16:57

пан блискуче деталізував моє дещо загальне бачення цих процесів. Єдине, що я б ще згадав, що датацентр(и) планети потрібні і будуть створені. Як вузлові елементи планетарної інформ-мережі. А от виконанням конкретних задач вони навряд чи керуватимуть. Там скоріше бригада роботів організовуватиме розподілений ШІ поєднанням своїх ресурсів в одну “локалку”. За такої архітектури, ШІ кожного окремого елементу “локалки” може бути вельми скромних потужностей, а отже кілька разів резервований

Лют 07, 2022 13:01

А еще какой-нить единственный старшип, взорвавшийся на орбите, тоже по логике автора может стать “противоспутниковым мусором”.)

Лют 07, 2022 13:52

Хм, а когда такое было, чтобы КА сам взорвался на орбите? Конечно, я вспомнил про Аполлон-13, и возможно ещё похожие случаи были. Так что
старшип, взорвавшийся на орбите, тоже по логике автора может стать «противоспутниковым мусором»
Да, может, но вероятность этого минимальна. А вот желание некоторых отстающих и догоняющих вставить лидеру палки в колёса вполне реально.

Лют 10, 2022 15:26

А до этого КА были одновременно и вторыми ступениями?

Лют 07, 2022 15:46

Нержавеющую жесть мелко не порвешь)))

Лют 10, 2022 15:26

Зато в плоский лист размотает легко))

Лют 07, 2022 14:27

Як то і було сказано, Пролетарів на Марсі не буде

Лют 07, 2022 14:34

Контент видалено за запитом автора

Лют 07, 2022 14:40

оті, що сидітимуть в кабінах катерпілерів і тиснутимуть на педалі та важелі. Вони там зайві. Рівень навіть вже існуючої робототехники (всі працюючі марсоходи) дозволяє ВСЕ це робити без біологічного об’єкта, який здатен працювати лише третину всього часу і котрому кожному потрібна СЖЗ по масі співствна з масою самого катерпілара

Лют 07, 2022 16:01

Та колись все там буде: і пролетарі, і злодії, і повії, і безхатьки… Але не скоро.

Лют 07, 2022 16:09

Контент видалено за запитом автора

Лют 08, 2022 00:33

Та колись все там буде: і злодії, і повії… 
От тільки пролетарів не буде, їх місце займуть роботи. Рої роботів. І безхатьків не буде. Бо ніде йому буде валандатися, коли кожен герметичний кубометр на обліку.

Лют 09, 2022 07:22

“Свежо предание, но верится с трудом.” ©

Лют 12, 2022 21:28

Є така страшенно небезпечна подія, пов’язана з глобальним потеплінням: метангідратний вибух. Або ще називають метангідратна рушниця – імовірне вибухоподібне вивільнення метану з метангідратів, які зараз прикриті льодом.
Метан цей добувати і використовувати на Старшипах за межами Землі