Зачем человеку Марс?

Anton Shvets

Колонки

Человек, зачем тебе Марс? Зачем ты бредишь им? Зачем эти космические полёты? Куда ты хочешь улететь? Или от чего? Что ты хочешь показать Вселенной, человек? Тебе вообще есть, что показать?

2387

Человек, зачем тебе Марс? Зачем ты бредишь им? Зачем эти космические полёты? Куда ты хочешь улететь? Или от чего?

Что ты хочешь показать Вселенной, человек? Тебе вообще есть, что показать?

Ты не можешь сделать Сахару или Троещину пригодной для жизни, но рассуждаешь о терраформировании Марса. Неужели ты покорил все континенты Земли, чтобы замахиваться на другие планеты?

70% человечества не покидает свою страну от рождения до смерти. Человек, ты уверен, что тебе пора на Марс? Может, для начала организуешь экскурсии с Донбасса во Львов или из Ракки в Нью-Йорк?

Зачем пытаться строить на спутниках Юпитера рай, если ты не построил рая ни в Ницце, ни в Багдаде?

Что ты хочешь принести во Вселенную, человек?

Ты хочешь нести счастье и прогресс во Вселенную? А ты не пробовал сначала донести прогресс в Улан-Батор, Тхимпху и Бейрут? Ну, может в эти города удалось провести электричество, но что там с их окрестностями?

Твои проблемы, человек, такие, что впору говорить о терраформации Мосула, а не Марса. Потому как человеку без специальных средств в Мосуле находиться просто опасно.

Такие вопросы я слышу регулярно. И подобные вопросы со времён Хайдеггера задают на разные лады разные люди. И это вполне серьёзные вопросы. Попробуем на них ответить. Потому что вопросы на самом деле не про Марс и вообще не про космос.

Well I don’t know if I’m walking on solid ground.

Cause everything around me is falling down,

And all I want — is for someone — to help me.

Aloe Blacc, «I Need a Dollar»

Зародившись в Африке, вид homo за достаточно короткий по геологическим меркам промежуток (примерно 2 миллиона лет) заселил всю планету.

Примерно 23 тысячи лет назад племена первобытных охотников homo sapiens прошли по оголившемуся дну Берингова пролива и колонизировали Аляску, а потом, может быть, и Северную с Южной Америки. Позднее, судя по всему, поход по пересохшему дну Берингова пролива был ещё не раз повторен другими племенами спустя тысячи лет.

Что я по этому поводу думаю?

Например, я думаю о том, что человечество рождено несчастным.

Счастливое существо не будет идти по торосам и снегам Берингова пролива в самый разгар очередного ледникового периода, кутаясь в шкуры, неделями, просто потому, что верит — впереди будет лучше, чем было здесь. Без пуховиков, палаток и термосов, без бензина и, возможно, даже без огня, сжирая упавших соплеменников и животных из ведущего стада, эти ребята пёрли вперёд.

Человечество определённо рождено несчастным, но с верой в светлое будущее.

За тысячелетия после колонизации Америк вера в то, что где-то ещё будет лучше, будет вести тысячи и миллионы в никуда. В смысле вести в будущее, конечно.

Племена древних иудеев будут искать Землю Обетованную или Ханаан. Монголы будут искать берег последнего моря, попутно покорив всё, до чего дотянутся. Готы будут искать Ойум и найдут его в верховьях Днепра. Да и вообще, вся индоевропейская экспансия прокатится во все стороны по Евразии (персы, армяне, германцы, курды, индусы, кельты, таджики, албанцы, славяне — это всё индоевропейцы). Затем индоевропейская экспансия прокатится по Африке, обоим Америкам и Австралии. Зародившись где-то под современной Самарой, индоевропейцы, уже забыв про свои единые корни, покроют все континенты нашей планеты, и сын Stephen Koenig Armstrong и Viola Louise Engel воткнёт флаг США в Луну.

Или не так.

Bad times are comin’ and I reap what I don’t sow.
Well, let me tell you somethin’ all that glitters ain’t gold.
It’s been a long old trouble, long old troublesome road,
And I’m looking for somebody come and help me carry this load.

Aloe Blacc, «I Need a Dollar»

Сейчас человечество вырывается из цепких пут безвременья, названных некоторыми слишком суетливыми публицистами «концом истории». Вырывается не потому, что человечество такое всё из себя смелое, офигенное и прогрессивное, совсем нет. Вырывается, потому что слишком ко многим пришло осознание, что наша планетка не самое уютное место для жизни. К некоторым это осознание забежало с дом с бандой безумных псевдорелигиозных фанатиков. А к некоторым ещё не забежало, но крутит дули с экрана монитора.

Да, наша планетка — такое себе место для жизни.

И речь сейчас не о вырубке тропических лесов, загрязнении мира пластиком, парниковом эффекте, угрозе импактных вымираний и прочих вещах, которые тревожили властителей дум с момента смерти Совка. Смерти, оказавшейся на проверку летаргическим сном.

Что я об этом думаю?

Снова в строю старые призраки. Снова на Ближнем Востоке вырезают мирняк десятками тысяч, снова в Европе создают пояс безопасности от угрозы с Востока, снова каждый враг каждому. Снова союзы создаются и рассыпаются на глазах изумлённой публики, быстрее, чем сохнет краска в типографии. Где будет новая зачистка в Сабре и Шатиле, какое гражданство будет у нового Ариэля Шарона и какой бог запишет на себя пятьдесят сотен новых мучеников — не знает никто.

Думали ли вы о таком будущем, покупая лишнюю пачку гречки накануне 21 декабря 2012-го?

Не думали.

И это, кстати, лишний раз показывает, что это самое «безвременье» с его благоглупостями нашему поколению суждено вспоминать как недостижимый золотой век (хотя он ни разу не был золотым).

Наша планетка — такое себе место для жизни, и была таким местом всегда. Просто иногда человечеству не хватало времени поднять рыло от корыта. А иногда хватало.

Или не так.

I had a job but the boss man let me go.
He said: «I’m sorry but I won’t be needing your help no more».
I said: «Please, mister boss man, I need this job more than you know».
But he gave me my last paycheck and he sent me on out the door.

Aloe Blacc, «I Need a Dollar»

В 1863 году в Лондоне запустили первую линию метрополитена. Поезда ездили на угле. Шестикилометровое метро на угле с пассажиропотоком 26 тысяч человек в день 150 лет назад. Был построен туннель под Темзой и там тоже пустили поезда.

Британия была передовой страной мира в начале XIX века, да и сейчас вроде не пасёт задних. Индустриализация была в Британии весьма массовой, а внедрение достижений научно-технического прогресса — быстрым и резким. Метро начали строить, потому что вокруг Лондона в начале XIX века быстренько возвели шесть железнодорожных вокзалов, а попытки проложить железку через сам Лондон натыкались на сопротивление общественности, которая боялась, что от вибраций могут разрушиться памятники архитектуры в центре города.

Что я об этом думаю?

Ничего не даётся просто так. Британцы живут хорошо, потому что за них повкалывали прошлые поколения. Подобная скорость внедрения инноваций и развитие индустрии не могли не вызывать острой ломки общества.

Культовой и, судя по всему, столь же мифической фигурой, как, например, Джек Потрошитель, в Британии стал Генерал (или Король) Лудд. Согласно легенде, Нед Лудд стал автором Манифеста рабочих и возглавил движение сопротивления индустриальной революции. Эдакий Джон Коннор времён стимпанка. Неда Лудда, скорее всего, никогда не существовало, но это не помешало появлению масштабного движения его сторонников.

Не очень образованные, не всегда досыта евшие и тяжко работающие люди, прозванные луддитами, громили станки, машины и прессы, потому что искренне верили, что индустрия отберёт у них работу. Когда фабрикант ставил в цех завода станок — десяток работяг вылетали с работы на улицу, где их уже ждали рабочие, потерявшие работу на других фабриках.

Шёл суровый XIX век, и в 1811 году потеря работы, действительно, могла обозначать голодную смерть, если не для всей семьи рабочего, то уж для его детей точно. Неурожаи каждые 11 лет как по расписанию и отсутствие холодильников, приводили к тому, что еды постоянно не хватало.

Тысячи человек экстраполировали увольнения на десятках производств и пришли к выводу, что машины сделают безработными и ненужными сотни тысяч рабочих.

Опасаясь голодной смерти, десятки рабочих, членов их семей и просто неравнодушных граждан вступали в тайные сообщества и занимались индустриальным саботажем. Ну как саботажем. Могли ворваться на любую фабрику и уничтожить станок, который стоил безумных денег. В какой-то момент времени деятельность разрозненных ячеек луддитов стала настолько активной, что к их разгрому пришлось массово привлечь армию. А я напомню, что этот тот самый 1812-й, когда самой большой проблемой всем в европейском мире казался Наполеон. Британская армия же вынуждена была гонять сограждан, громящих фабрики по всей Англии.

Кровопролитные бои правительственных войск с луддитами привели к тому, что за индустриальный саботаж и порчу станков стали присуждать смертную казнь. Десяток человек казнили по приговору суда, десятки были просто убиты, сотни и тысячи были высланы в Австралию.

Сейчас праправнуки тех самых рабочих живут лучше, чем миллиарды других жителей планеты Земля, именно потому, что в стране их предков прошла индустриальная революция; хотя луддиты искренне верили, что станки обрекут их на голодную смерть, а их потомков — на забвение.

Тяга предпринимателей к увеличению прибыли и сокращению издержек привела к тому, что всё больше продукции становилось доступно всё большему числу людей по всё более низкой цене.

Жадность привела к изобилию вместо голода.

Однако прогресс по-прежнему вызывает сопротивление, потому как сейчас человечество в очередной раз испытывает ломку. В нашем случае всё намного хуже, так как новый технологический вал не сосредоточен в Йоркшире. Этот вал накатывает всюду, куда добрался смартфон, а значит, всюду вообще. Сейчас уже говорят о неолуддитах, и каждый может видеть их сам. Антипрививочники, борцы с ГМО, борцы с ядерной энергетикой, сторонники запрета клонирования, религиозные мракобесы и прочие. Ну и, конечно, в строю остались люди, которые верят, что машины оставят без еды их и семьи. Правда, теперь люди опасаются не станков, а Искусственного интеллекта.

Так зачем человеку Марс?

What in the world am I gonna to do tomorrow?
Is there someone whose dollar that I can borrow?
Who can help me take away my sorrow?

Aloe Blacc, «I Need a Dollar»

Есть огромное искушение объяснять тягу человечества к другим звёздам (а если не выходит к звёздам, то хотя бы к другим планетам) простыми вещами.

Есть огромная тяга сказать, что так было всегда. Что таким уж человечество стало в процессе эволюции и развития. Побеждал тот, кто проводил экспансию. И никуда от этого не деться.

Неандерталец заселил Европу, а потом кроманьонец потеснил неандертальца.

Монголоиды заселили Америку, а потом европейцы потеснили американоидов.

И было всегда и так будет всегда — волна за волной.

Есть огромное желание сказать, что так на Земле мы долго не протянем, потому что наша планетка — весьма опасное место, и число идиотов на ней растёт с каждым днём. Не сломаем экологию, так дождёмся прилёта кометы. Или «выстрелит» метан-гидратное ружьё. Или начнутся необратимые изменения климата — и Земля станет снежком. Или планету стерилизует гамма-всплеск от близкой сверхновой. Или появится какой-то новый вирус. Человечество в игре всего 3 миллиона лет, что по планетарным меркам краткий миг. Примерно раз в 100–200 миллионов лет на планете происходят массовые вымирания по всяким разным причинам, и никто не знает, сколько осталось песчинок до нового раунда.

А значит, надо бежать. Бежать куда угодно. И потому нам нужен для начала Марс. А потом — и спутники Юпитера, а потом — и другие звёзды, другие галактики, а может, и другие вселенные.

Есть огромный резон в том, чтобы экспансию объяснить поиском новых рынков во благо прогресса. Времена нынче смутные, и долю рынка нужно успеть застолбить. И потому корпорации хотят расширить свои рынки за пределы атмосферной шапки, а человечество хочет от корпораций прогресса. И Марс тут — просто цель, идя к которой человечество получит возможность на сдачу отхватить аналог джипиэса, паровоза или ядерной электроэнергетики. Среди вполне реальных целей космической экспансии — локализация добычи ресурсов и производственной базы за пределами планеты. Марс — просто цель и символ. Лучше пусть символом будет Марс, чем победа в очередной гонке вооружений.

Много можно придумать простых ответов и подкрепить их всячески.

Но не нужно.

Каков же будет сложный ответ на вопрос: зачем человеку и человечеству Марс, если человек не может обустроить Землю и соседний подъезд?

Нахер пошли.

Вот самый сложный ответ, потому что этот ответ уничтожает презрительный вопрос.

Потому что вопрос вообще не про космос.

Никогда не будет рая там, где нет людей, готовых его создать.

Человечество может отказаться от космической экспансии в том или ином виде. Собственно, в промежуток между 1980 и 2015 годами человечество фактически сделало это. И как там — уже настал мир в Секторе Газа? Копанки Донбасса автоматизировали и в шахты лезут андроиды? Может, колтан в Африке добывают без использования детского труда?

Никогда и нигде не будет равного развития человечества. И быть не может. И потому люди, которые предлагают вместо космической экспансии заняться установлением прочного мира, — это банальные снобы и новые луддиты.

В день, когда человечество покорит спутники Юпитера, в Сахаре по-прежнему будет пустыня, но, может, её забьют солнечными батареями. А может быть, и нет. В этот же день в Тегеране казнят диспетчера за то, что общался с джиннами, а в Москве оштрафуют подростка за ловлю покемонов в храме.

Да и вообще, на Земле будет хватать мест, где хорошо, если начнут вылезать из средневековья, когда человечество начнёт создавать на Марсе первую колонию.

Произойдёт это по одной причине.

Нельзя решить проблемы хоть человека, хоть группы людей, если они сами не хотят решать своих проблем. Ещё бессмысленнее задача становится, если группа людей вообще не осознаёт, что проблемы у них есть.

Индустриализация сделала жизнь человечества лучше не потому, что промышленники хотели решить проблемы всех подряд, а потому что промышленники хотели заработать денег для себя. Это было суровое время, без нынешних соплей, и своим благоденствием мы обязаны тому времени.

Ведь человечество рождено несчастным, и когда ты бесплатно решаешь для миллионов проблемы, скажем, с едой, люди начинают убивать других людей не ради пищи, а, например, из-за цвета кожи или догматов, засевших в голове. Можете решить проблемы с едой, обеспечить всех одеждой, развлечениями, хоть даже базовым безусловным доходом, но пройдёт время и вы пронаблюдаете, как облагодетельствованные вами бездельники найдут из-за чего сойти с ума.

Как мы видим, благоденствие и высокие социальные стандарты не спасают человечество и не делают из нашей планетки приличного места. Жертвы любого масшутинга или теракта подтвердят.

Статья ведь на самом деле не про Марс совсем.

У нас в стране тоже хватает людей, которые любят, глядя на плоды прогресса или планы развития, выйти и спросить: «А как это повлияет на жизнь пенсионерки / учительницы / простого человека?». И потом такие вопрошающие любят веско добавить: «Лучше бы делом занялись».

Тут тебе вспомнят и тарифы, и уровень пенсий, и зарплат.

И тут тоже много простых ответов можно давать вопрошающему, и обоснования приводить, как оно там косвенно повлияет на благо каждого.

Но лучше нахер послать такого человека.

Как повлияет? Да никак не повлияет.

Нельзя решить проблемы хоть человека, хоть группы людей, если они не хотят решать своих проблем.

Если кто-то хочет повышения пенсий путём ещё большей нагрузки на экономику, так что экономика совсем сдохнет — ну так не будет у вас никаких пенсий. Совсем. Причём уже скоро.

Если кто-то хочет пересчёта кредитов, потому что выплатить их не могут, ну так у вас банков не будет. Опять же совсем и опять же скоро.

Если кто-то хочет повышения зарплат и ни шагу не сделал, чтобы создать независимый профсоюз, ну так не будет у вас повышения зарплат.

Если уж кто-то хочет позаботиться о других, то пусть научит их заботиться о себе самостоятельно.

Дай человеку рыбу — и он будет сыт целый день. Научи его рыбачить — и он будет сыт всегда.

Лао-Цзы, китайский философ, VI век до нашей эры

А если человек не хочет учиться рыбачить, забей на него и лети на Марс.

Антон Швец
04.08.2016

470 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Гру 15, 2021 17:04

Пост размещён с разрешения автора.

Гру 15, 2021 18:16

О, пан Поцелуєв таки затяг пана Швеця в благословенні простори АЦ? Вважаю це епохальною подією, якщо Антон не втече, а буде нас періодично тішити подібними шикарними монографіями.
До речі, це розлоге пояснення невідворотності експансії дуже добре ілюструє мою давнішню тезу тут
Експансія людства Сонячною системою є природною і невідворотною. Вона стане своєрідним повторенням епохи Великих Географічних Відкриттів, тільки на новому рівні можливостей і в незрівнянно більших просторових масштабах..”

Гру 15, 2021 18:28

Це просто републікація з дозволу автора 🙂

Гру 15, 2021 18:42

Очевидною стає першочергова задача для

Гру 15, 2021 20:06

Ну мировоззренчески текст неплохо составлен, и в общем я лично почти со всем согласный, но вот навскидку вижу уже два момента, не вписывающихся в славную идею межпланетной и межзвёздной экспансии, прям как вирус или саранча кстати )) Первое это невозможность, как мне кажется, оторваться колонистам от проблем Земли, а точнее от проблем человеческой сущности как таковой, от её животной основы и мировоззренческих заскоков. Я не знаю, сколько надо колонистов чтобы не возникало генетических проблем, но мне кажется даже в группе из отобранных 100 человек сразу или со временем проявятся разногласия до вражды и по вопросам веры, и материальных благ, и тем более в теме продолжения рода )) И второе, это пока что адски несовместимая с биологией человека затея, мы заточены биологически на земные условия тысячами известных и ещё больше неизвестных связей, как ключ к замку, и эту связь так просто не порвать, мне кажется. В тысячу раз проще организовать колонию на полюсе холода в Антарктиде, чем на благоприятном для нас Марсе, там хотя бы можно просто дышать воздухом и чувствовать кожей ветер. Но развиваться в межпланетный вид придётся как-то, это да

Гру 15, 2021 21:02

Згадана диверсифікація людства є не злом, а благом. Бо так виникнуть зоряні нації зі своїми унікальними культурами. А це — головний чинник прогресу всього людства, як виду.
Ну а щодо умов проживання поза Землею — вже зараз можливо відтворювати всі 100% ідеальних параметрів для функціонування організму. Включно з гравітацією

Гру 15, 2021 21:06

Контент видалено за запитом автора

Гру 15, 2021 21:22

Диверсификация есть уже сейчас в той или иной степени, и началась достаточно давно, и несомненно будет продолжаться впредь, это по-видимому естественно для человеческого рода. Но вот что в рамках буквально всех диверсифицировавшихся (блин, ну и слова!) групп, страт, сообществ или как там ещё их обозвать неизменно сформируются группы клинических идиотов числом не менее 2-х, которые будут так обзывать друг друга, и всё это независимо от уровня базового и личного уровня жизни и образования -это сюрприз! А что касается воспроизвести земные условия жизни в любых условиях, то наверное да, возможно, хотя уже совсем немыслимо дорого, настолько затратно что скорее всего такого рода щит от всех напастей проще всего начинать строить на Земле, а не тратить бешеные средства на поселения в непригодных условиях

Гру 19, 2021 13:41

Майбутнє позаземних колоній які досягнуть значної чисельності населення–в кращому разі виродження за десяток поколінь,не скільки фізичне(хоч низька гравітація теж здоров’я не додасть),а більш психологічне і розумове, з появою нових вірувань і таємних культів

Гру 15, 2021 21:42

Первое это невозможность, как мне кажется, оторваться колонистам от проблем Земли…
Основная масса людей мало интересуется делами вне своей страны, а те кто интересуется с ужасом следят за беспределом творящимся по всему миру. Так что есть масса народу кто с радостью бросит землян с их проблемами и свалит подальше. Причины будут абсолютно разные, как собственно у всех предыдущих колонистов. Потом за возникшими своими проблемами о проблемах землян они забудут сразу же.

даже в группе из отобранных 100 человек сразу или со временем проявятся разногласия
Ещё какие. Будут грызть друг другу глотки. Колонисты во все времена жили в обществе сильно откинутом назад во времени из-за стеснённых условий и постоянного дефицита. А тут в “консервной банке” на краю света…

это пока что адски несовместимая с биологией человека затея, мы заточены биологически на земные условия… и эту связь так просто не порвать, мне кажется.
Верно. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но человечество никуда не спешит, времени для освоения и приспособления вполне достаточно, количество попыток не ограничено. Брутфорсь-нехочу.

Гру 16, 2021 22:40

Контент видалено за запитом автора

Гру 16, 2021 09:53

в свое время перешли от каботажного плавания в путешествиям через океаны, вопрос времени и развития технологий
Всегда можно взять с собой запас биоматериала, нужны будут лишь женщины, даже яйцеклетки могут быть чужие.

Гру 15, 2021 20:08

Швец очень крутой публицист.

Гру 15, 2021 21:08

Великолепно.
Не согласен только с двумя тезисами:
Зародившись где-то под современной Самарой, индоевропейцы…
Весьма сомнительное утверждение.
Если кто-то хочет повышения зарплат и ни шагу не сделал, чтобы создать независимый профсоюз
В ж…(извините за мой французский) профсоюзы. Они своё отжили, мутировали и превратились в вымогателей. Хочешь повышения зарплаты – учись, самосовершенствуйся, работай как для себя любимого, не дают подняться выше тут – меняй работу.

Зато вот это просто класс:
Лучше пусть символом будет Марс, чем победа в очередной гонке вооружений.
Никогда не будет рая там, где нет людей, готовых его создать.
Можете решить проблемы с едой, обеспечить всех одеждой, развлечениями, хоть даже базовым безусловным доходом, но пройдёт время и вы пронаблюдаете, как облагодетельствованные вами бездельники найдут из-за чего сойти с ума.
А если человек не хочет учиться рыбачить, забей на него и лети на Марс.
(аплодирую стоя) Браво!

Гру 15, 2021 22:37

Раз уж Вы решили скомпилировать цитаты, добавлю от себя:
человечество рождено несчастным. забей на него и лети на Марс.

Гру 16, 2021 01:56

Можете решить проблемы с едой, обеспечить всех одеждой, развлечениями, хоть даже базовым безусловным доходом, но пройдёт время и вы пронаблюдаете, как облагодетельствованные вами бездельники найдут из-за чего сойти с ума.
Тут вот какая у меня мысль возникла….

Есть люди, живущие комфортно, и люди, не имеющие комфорта.

Комфорт – уют, удобство; совокупность бытовых удобств.
Например – полинезийцы, ну или другие островитяне, на своих экваториальных теплых островах жили хорошо, им не нужно было обрабатывать землю чтобы получить еду, ведь все росло вокруг них на дерявьях или же на/в земле… просто бери сколько тебе надо и все. Жилье? Одежда? А зачем? И так тепло. И хорошо! Язык общения? Зачем усложнять то что и так хорошо. В гаваянском языке всего 200 слов!
Такая хорошая жизнь “как в раю” не является раздражителем, фактором, заставляющим хомосапиенса к мышлению… к придумыванию чего нибудь… к прогрессу… 
А зачем?!?! 🙂

Посмотрите назад , в историческое прошлое нашей цивилизации, и подумайте с точки зрения комфорта – Островитяне экваториальной части земного шарика ничего не изобрели, и не пытались! до прихода/приплыва северных народов.

Теперь – дискомфорт, или отсутствие того, что ассоциируется с комфортом – т.е. отсутствие уюта, удобств; совокупность бытовых удобств, еды, воды… одежды, крыши над головой для защиты от солнца, дождя холода, зверей, врагов… и т.д.
Дискомфорт заставляет хомосапиенса придумывать как выжить в среде, враждебно настроенной к нему. Т.е., дискомфорт является движителем прогресса.

А при чем здесь Марс?
Ответ прост – там нет комфорта! 
А значит есть серьезный раздражитель, ставящий жизнь/выживаемость на Марсе хомосапиенса в зависимость от его ума. Т.е. серьезный стимул для технического прогресса.

   А если человек не хочет учиться рыбачить, забей на него и лети на Марс.
Интересно было бы почитать рассуждения в таком русле.

Поэтому…

  лети на Марс. 🙂

Гру 16, 2021 03:53

Ця дуже розповсюджена думка про “Сувора цивілізована Північ – Розніжений примітивний Південь” трохи не складається з тим фактом що усі осередки давніх цивілізацій знаходяться в теплих над-плодовитих регіонах долин Нілу, Межиріччя, Інду, Янцзи. Інакше кажучи без купи людей і ресурсів технічно розвинену цивілізацію не збудуєш. Тому кидати “претензії” розвитку полінезійців, за великим рахунком, це те саме що доколупуватися до жителів плодовитої оази десь посеред Сахари “а чого це ви нічого значущого не винайшли?”.

Гру 16, 2021 08:20

Дискомфорт заставляет хомосапиенса придумывать как выжить в среде, враждебно настроенной к нему.
Тёплые края – это уют. Полинезия застряла в развитии. Дальше всех в развитии прошли европейцы и азиаты – средняя полоса. Но есть и другая крайность – север. Чукчи, алеуты, и другие оленеводы тоже не шибко развились, хоть у них то комфорта будет ещё меньше чем у “средней полосы”. Так что дискомфорта должно быть в меру, иначе природа положит на лопатки и уничтожит.

Гру 15, 2021 21:33

Рад видеть на ресурсе, Антон 🙂

Гру 15, 2021 22:18

Да, несмотря на некоторые моменты, очень хорошо сказано. Мне как раз доказывать ничего не нужно в этом смысле. Кратко – такова природа человека и не стОит с ней спорить )

Гру 15, 2021 22:21

Дай человеку рыбу — и он будет сыт целый день.
Научи его рыбачить — и он ее продаст.

Гру 15, 2021 22:36

Контент видалено за запитом автора

Гру 15, 2021 22:44

Автор статьи занимается само пиаром, потому что глупость написана через предложение.

І перейде на іншу ступінь еволюції:)

Гру 19, 2021 17:15

І перейде на іншу ступінь еволюції:)
))) ага

Гру 15, 2021 22:48

Я теперь понимаю, кто будет голосовать за закон про эвтаназию для вышедших на пенсию.
По большому счету, автор очень глупо рассуждает о проблемах человечества. И мне стыдно за тех, кто пишет, что они аплодируют стоя.

Гру 15, 2021 23:12

По большому счету, автор очень глупо рассуждает Это – не по большому счету, а всего лишь по-Вашему мнению. Разница есть?
Не бойтесь, за закон про эвтаназию пенсионеров никто голосовать не будет. Потому как нет такого закона.
Живите спокойнее, дышите глубже. Все будет хорошо.

Гру 16, 2021 08:41

И мне стыдно за тех, кто пишет, что они аплодируют стоя.
Я аплодирую.
Я теперь понимаю, кто будет голосовать за закон про эвтаназию для вышедших на пенсию.
Объясните пожалуйста вашу цепочку умозаключений как вы пришли к мысли про “эвтаназию для вышедших на пенсию” после прочтения статьи. Я, своим коротким умишком, никак не могу догадаться как у вас это получилось. Может после этого и мне станет стыдно за себя.

Гру 16, 2021 12:05

Объясните пожалуйста вашу цепочку умозаключений как вы пришли к мысли про «эвтаназию для вышедших на пенсию» после прочтения статьи.
“Если кто-то хочет повышения пенсий путём ещё большей нагрузки на экономику, так что экономика совсем сдохнет — ну так не будет у вас никаких пенсий. Совсем. Причём уже скоро.” – чтоб не было нагрузки на экономику государства, нужно минимизировать выплаты по пенсиям (так же рассуждается в статье). А так как жизнь пенсионеров напрямую зависит от пенсии, то ее снижение приведет к голоданию, смерти от болезней, в связи недостатком средств на лекарства.

Гру 19, 2021 01:12

Да, да, да! Помнится мне,была такая шутка : ” УВИДЕЛ ПЕНСИОНЕРА?!?
УБЕЙ ЕГО!”

Гру 17, 2021 23:36

Отучаемся говорить за других. 😉

Гру 18, 2021 22:49

Кстати, хотел у Вас спросить: чем эвтаназия для тех, кто вышел на пенсию, должна по Вашему мнению отличаться от эвтаназии для тех, кто на пенсию не вышел? Есть какая-то принципиальная разница? И почему нельзя принять один хороший закон про эвтаназию, в котором предусмотреть все возможные случаи?

Гру 19, 2021 16:30

Кстати, хотел у Вас спросить: чем эвтаназия для тех, кто вышел на пенсию …
В таких вопросах нужно отталкиваться от такого понятия как “Смысл жизни” (я вам как-то рассказывал из чего оно проистекает). Из-за этого получается, что любая эвтаназия противоречит Силе Жизни, как и любой вред живому. Поэтому любой закон, какой бы он ни был хороший и сладкий – он всегда будет направлен против этой Силы, а значит он не нужен, любая жизнь должна продолжаться, так долго, сколько это возможно.

Гру 15, 2021 23:17

Плюсую. Люто.

Гру 15, 2021 23:45

Стаття досить пафосна, але загалом автор доцільно відповідає на питання «Навіщо людині здався Марс?» і повністю доводить свою точку зору. Але у мене виникло доволі багато претензій і запитань до підтексту цієї статті. Адже майже кожен з нас вміє маніпулювати свідомістю не дуже свідомих людей. 

Читача послідовно проводять крізь тенета історії, викриваючи вади людства, що на протязі тисяч і тисяч років заважали йому “збудувати рай на нашій планеті”. Все так, але чому саме з безлічі імен та подій увага зосереджується саме на наведених? Після народження автора відбулась величезна кількість кривавих подій, у яких загинули мирні мешканці: Площа Тяньаньмень – 1989; місто Діла в Сомалі – 1991; місто Бор в Південному Судані – 1991; Сухумські події – 1993; громадянська війна в Алжирі у 1990-ті; різанина у Сребрениці – 1995; Андижанські події в Узбекистані – 2005; різанина в Піборі у Південному Судані – 2011; різанина в Каїрі – 2013; геноцид єзидів в Іраку – 2014; масове вбивство в Церкві Марії Сіонської в Аксумі, Ефіопія – 2020. Але чомусь автор згадує саме трагічні події 1982 року, що відбулись у таборах палестинських біженців Сабра і Шатіла, особливо підкреслюючи історичну фігуру Аріеля Шарона. По за увагою автора залишились події голодомору в Україні, Катинського розстрілу полонених польських офіцерів, Голокост євреїв під час Другої Світової війни та нескінченний перелік інших злочинів людства.
Чомусь серед усіх проблем людства автора турбує лише використання дитячої праці в Африці та відсутність миру в Секторі Газа (знов Палестина та “ізраїльська воєнщина”), начеб-то решта планети живе в мирі та злагоді.
Останнє зауваження: автор прикрашає статтю рядочками вельми успішного американського співака, який має мільонні гонорари. але у свойому хіті “I need a dollar” співає про “бідуючих американців”, які втратили роботу та їм, мабуть не вистачає лише одного бакса, щоб купити дурі. Адже бесплатну їжу, одяг, медичне обслуговування та соціальне житло їм забезпечуює клята буржуйська влада.

Все починається з любові, терпіння, виховання та освіти. Якщо в житті окремої людини чогось завадило, це призводить до викривлення її свідомості. Наслідками таких викривлень і є “нездібність окремих людей або груп людей вирішувати свої проблеми”.

А на Марс людство дістанеться просто тому, що коли у сапієнсів з`являється можливість чогось досягти, вони будуть весь час намагатись зробити це, поки не отримають успіху.

Гру 16, 2021 00:32

Контент видалено за запитом автора

Гру 16, 2021 00:33

“Автор написал про мороженое по 13 копеек. А почему не написал про хлеб по 16? Почему не написал про колбасу про 2.20 и водку по 3.62? Его это не волнует, что ли? Почему в центре внимания автора только мороженое, но он не пишет про число выпущенных Т-34 и Ил-2, как будто их никогда не существовало?”

Гру 16, 2021 01:05

Не глузуйте. Майже вся стаття – узагальнені ствердження. Але конкретика присутня і чомусь стосується саме окреслених мною тем. Як на мене, це свідчить або про недостатню освідченість, або існування підсвідомих шаблонів (сподіваюсь саме це), або цілеспрямовану маніпуляцію. Таку саму маніпуляцію зараз намагаєтесь зробити ви, підмінюючі суттєві поняття та порівняння усілякими дурницями, тим самим взагалі нівелюючи мої зауваження.

Гру 16, 2021 08:52

Чомусь серед усіх проблем людства автора турбує лише використання дитячої праці в Африці та відсутність миру в Секторі Газа (знов Палестина та «ізраїльська воєнщина»), начеб-то решта планети живе в мирі та злагоді.
Думаю потому что в отличии кратковременных событий перечисленных вами, палестинский конфликт длится всю его/нашу(его читателей) жизнь и постоянно на слуху, в отличии перечисленных вами других трагедий. Ну а дети в Африке, только потому что это дети и потому что это Африка – самый отсталый населённый континент. Африка сама по себе синоним нищеты и несчастий. Африканские дети – синоним полной безнадёги.

Гру 16, 2021 14:40

Дякую, що не залишились осторонь цієї гілки обговорення, але хотілося б почути, відповідь автора.

Гру 16, 2021 10:11

а где автор утверждает что он перечислил все трагические события в современной истории?

Гру 18, 2021 00:31

Чомусь серед усіх проблем людства автора турбує лише використання дитячої праці в Африці та відсутність миру в Секторі Газа (знов Палестина та «ізраїльська воєнщина»)Я щось пропустив, і “ізраїльську воєнщину” хтось звинувачує в використанні дитячої праці в Африці? Або до чого тут “знов”?
“Іноді сигара – лише сигара”. 🙂 От Ви навели купу страшних подій, і не написали про геноцид в Бурунді та Руанді на початку 90-х, і я маю більше приводів Вас звинуватити в упередженості, ніж Ваши закиди щодо упередженості автора.
На мій погляд, автор просто навів два “негаразди” на планеті Земля, які на слуху у більшості російськомовних читачів. Так, вони на слуху завдяки московській пропаганді (і зазвичай з кремлівськими акцентами), але це реальні проблеми, які були актуальні і на початку 1980-х, і на початку 2020-х. А більшість подій, які згадали Ви, були разовими, і не підходять як приклад до конкретної теми.
І про “воєнщину” пишете саме Ви, а не автор. Я думаю, що автор добре розуміє, що саме Ізраїль більш за все зацікавлений в тому, щоб в Секторі Газа був наведений порядок і настав мир.
Останнє зауваження: автор прикрашає статтю рядочками вельми успішного американського співакаА Вам не здається, що ці рядочки дуже добре демонструють психологію ліваків?
Все починається з любові, терпіння, виховання та освіти…З тим, що написано після цих слів – повністю згоден і підтримую. 🙂

Гру 18, 2021 02:19

От Ви навели купу страшних подій, і не написали про геноцид в Бурунді та Руанді на початку 90-х, і я маю більше приводів Вас звинуватити в упередженостіЩо до трагічних подій, нажаль їх дійсно набагато більше, навів лише деякі.. Але мене цікавило питання, чому з усіх трагічних подій, автор обрав саме конкретну подію, пов`язану із непробачною бездіяльністю Аріка Шарона? 
А Вам не здається, що ці рядочки дуже добре демонструють психологію ліваків?Нажаль “дитяча хвороба лівацтва” властива молоді, що зросла в умовах достатку та спокою. Навіть у Північній Америці зараз це дуже поширене явище.

Але повертаючись до теми нашої розмови, у мене залишилось багато питань:
Чому з усіх людських філософів автор згадує лише Мартіна Гайдеггера, ніби ніхто в світі до нього не замислювався над екзистенційними питаннями?
Чому серед усіх батьків, які дали життя видатним піонерам космосу, автор згадує лише батьків Ніла Армстронга? Щодо мене особисто, батьки Майкла Коллінза заслуговують ще більшої поваги.
Загалом, чому автор не вважає за потрібне згадувати імена інших представників людства (вигадані особи на кшталт Джека Різника та “короля Ллуда” не враховуються)?
До чого тут рядки віршів саме англійською? Хіба це не нагадує вам цитування рядків з Біблії?
І чому виникла така гостра потреба використовувати абсентну лексику як останній акорд?

Будь-яку ідею можна втілити в тексті нескінченною кількістю засобів. Але форма, що огортає головну думку, не повинна бути важливішою за саму думку. Інакше, як уже зазначалося, виникає асоціація з фігурою на броневику.

Гру 16, 2021 11:15

Прочитал статью еще раз, но уже на свежую голову. И возникло желание узнать мотивацию написания ее, так как главным ее посылом, как мне показалось:
Каков же будет сложный ответ на вопрос: зачем человеку и человечеству Марс, если человек не может обустроить Землю и соседний подъезд? Нахер пошли.
Может я не прав, и в ней есть смысл другой? Поправьте меня тогда пожалуйста.
P.S. 1000 извинений за мою безграмотность.

Гру 16, 2021 19:04

 так как главным ее посылом, как мне показалось:…Наверное, Вы правильно нашли ключевую фразу. Просто выводы каждый сделал разные.
Для меня – земляне ВСЕГДА будут находить повод для чувства необустроенности, ВСЕГДА на Земле будут нерешенные проблемы. Зациклиться на этих проблемах – значит потерять вектор развития. Тот, кто чувствует в себе силы, уходит вперед, в авангарде прогресса, наплевав на рутину и ноющих сограждан.
Остальные – подтягивайтесь по мере возможностей и желаний, обустраивайтесь, решайте разные бытовые проблемы, выигрывайте войны, сажайте картошку, это тоже нужно.
Я не увидел никакого человеконенавистничества.

Гру 16, 2021 21:19

И все же статья плохая, так как она призывает не обращать внимание на нужды живущих ради будущего тех, кто может себе это будущее позволить и сейчас.

Bob Gershon
А на Марс людство дістанеться просто тому, що коли у сапієнсів з`являється можливість чогось досягти, вони будуть весь час намагатись зробити це, поки не отримають успіху.

Гру 18, 2021 00:39

Вы всё поняли правильно: тех, кто говорит “Вот тратите деньги на ***, лучше бы мне в подъезде лампочку поменяли” нужно посылать куда подальше. А лучше не нахер, а просто поднять задницу с дивана, и поменять, собака, эту драную лампочку. 🙂 Или убрать во дворе.

Гру 18, 2021 20:50

Есть много примеров в истории, когда всеобщая, скажем так, безбашенная идея занесенная в головы, приносила колоссальные и безвозвратные потери. Мы их как бы знаем, но никогда не рассматриваем причины. А потом сами себя начинаем оправдывать, мол по-другому было тогда никак и в этом не мы виноваты, теперь нам будет наука и т.д. И тот же Маск не раз высказывался, что многое ненужно было делать совсем и очень много времени было потеряно.
Да же ваш пример с лампочкой, вроде как простой, но достаточно показательный. В моем детстве, которое проходило в многоэтажном доме, вопрос с лампочками закрывал дворник, и это была его прямая обязанность и коммунальные тогда были очень низкие. Сейчас же, коммунальные платежи выросли в сотню раз, но лампочки в подъезде мы меняем за свой счет.

Гру 16, 2021 20:46

“Сейчас человечество вырывается из цепких пут безвременья, названных некоторыми слишком суетливыми публицистами «концом истории».”

Ой ли…..

Гру 16, 2021 21:13

очень искрометно, словно Ленин на броневике))
Но все по существу. Молодец.

Гру 17, 2021 07:10

Мощно!

Гру 17, 2021 20:40

По-поводу Маска я и раньше говорил, что он хочет “сорваться” на Марс по одной простой причине, что тут на Земле его все “стреножат”. Это и власти, и “прогрессивная обчественность”, требующие от него заниматься проблемами, пардон, “засранной” Земли, миллионами бездомных и голодных по всей Земле. Вот оказывается какое его “святое” предназанчение, “говна” убирать в госпитале под названием Земля. И в последнее время это становится очевидно, чем он становится богаче и чем больше у него достижений, тем это давление усиливается. Мол всё ему дала Земля, поэтому он обязан всё “вернуть”…мля… А если он не хочет “возвращать, делиться, жертвовать всё для больных, бедных и бездомных”, не хочет посвятить “все силы и талант” на “спасение бедных и несчастных людей”, то он – “зажравшийся буржуй”, расист, которого надо подвести под статью о “харазмете, расизме” и прочих “заклеймениях”… Вот поэтому Маск и хочет “утекти” на Марс. А все его разговоры про “многопланетное человечество” – это чтобы не бесить всех собак, которых на него пытаются вешать “прогресисты”. Там на Марсе он начнёт с нуля строить нормальное человеческое общество, уже по своему представлению, а не по представлению когресса США и “демократов-социалистов”.

Гру 18, 2021 01:38

🙂 Вот умеете Вы вроде бы правильные мысли оформить так, чтобы трудно было “плюс” поставить. 🙂

Гру 18, 2021 06:45

Правда….она всегда некрасивая.

Гру 18, 2021 07:49

Маск может купить остров и жить там как захочет. Сейчас человечество живёт лучше, чем в прошлом. Маск так сильно переживает про бездомных, что сил нет – пора валить на Марс? Смешно да и только.

Гру 18, 2021 21:21

Майже згоден з вашою думкою, але з одним зауваженням: Ілон не може не розуміти, що навряд чи зможе особисто “втекти” з нашої планети, яку людство дійсно поступово перетворює на величезний смітник. Адже короткий вік людини накладає доволі суттєві обмеження. Думаю, його головна мета – максимально наблизити момент, коли людство отримає другий шанс розпочати свою історію з насправді білого аркушу. Нажаль, на мою думку буде дуже важко позбавити марсіанську колонію тих негативних рис, які набуло людство протягом свого історичного шляху.

Гру 18, 2021 18:03

Большинство комментариев весьма забавны. Такое впечатление,что менее удачливые коллеги писателя ,пытаются одернуть выскочку. Мол,ну и что он такого особого изобразил? Подумаешь,-Шекспиром себя возомнил,-да мы между прочим не хуже можем глаголом жечь. Просто,-мы же скромнее,в оракулы не набиваемся! В этом хоре как то утонул вопрос по существу,-А действительно,зачем нам этот Марс здался? По моему, мнение Илона Маска( Человека года ,между прочим по версии журнала Тайм) наиболее лаконично. Если человечество не станет мультипланетным видом,-оно рано или поздно погибнет!

Гру 18, 2021 18:52

Большинство комментариев весьма забавны. Такое впечатление,что менее удачливые коллеги писателя ,пытаются одернуть выскочку. Мол,ну и что он такого особого изобразил? Подумаешь,-Шекспиром себя возомнил,-да мы между прочим не хуже можем глаголом жечьТак, нам, невдахам-графоманам, залишається лише критикувати письменників у цьому житті, скреготіти зубами від чорної заздрості, а також розважати скромних шанувальників найвидатнішого російського поета та надихати їх писати коментарі, де вони ретранслюють думки «людини року за версією “Time”».
Але маю для вас сумну новину: чи стане людство багатопланетним видом чи ні, рано чи пізно наш вид зникне.

Гру 18, 2021 22:12

Думаю, ми зникнемо раніше, ніж наш вид.

Лют 11, 2022 11:20

Ага, все-равно через пять млрд лет Солнце погаснет.
Берем ящик водки, но сейчас)

Гру 18, 2021 18:30

Зачем нам нужна эта мультипланетарность? Представьте себе,что спорят между собой два вируса,мол стоит ли нам перескакивать из Васи Пупкина на Петю Ложкина. Можно же просто обустроить внутренности Васи,почистить ему печень от последствий дешового пойла,примарафетить,и заживем богато и счастливо,-на что другой вирус например возражает,- мол,-Но простите уважаемый,ведь сколько бы мы этого Васю не облагораживали,он все равно в один не очень прекрасный день крякнется,и мы все вместе с ним. Разве не логично?

Гру 18, 2021 19:11

Все так. Але з одним невеликим нюансом. В Системі лише Венера дозволить людям жити в так-сяк придатній гравітації. Тож, скоріше за все буде реалізована схема біпланетне+мультихабітатне людство

Гру 18, 2021 22:23

Як для Львів’янина то дуже вражає. Але от за що Самару так? Прям серпом по яйцям!

Гру 19, 2021 00:33

Ооо,приятная неожиданность. Антон вездесущ 🙂 После “Петра и Мазепы”, “site.ua” и фб Д7, тут свои лонгриды постит. Круть!

Гру 20, 2021 22:14

Пост хорош как личное мнение автора о своем мировоззрении, не более чем. Тем более не несет никаких идей и предложений, просто рассуждение на тему…
Почему вообще пост сосредоточен на вопросе: “зачем человеку Марс”? Зачем человеку вообще что либо?
Мы сложные биологические машины с “иксрой”-“душой” (кому что ближе) с осознанием своего существования в данном течении времени и как все живое на нашей планете мы боремся за выживание(один из первых врожденных инстинктов), каким способом и как это происходит это совсем другая “история” о которой можно долго рассуждать …

Січ 07, 2022 18:59

Кстати. Недавно слышал и мне понравилось насчет того что в Африке как бы родина нашего вида.
Но там же есть малярия. мухи цеце. земля не очень подходящая под земледелие, но без усилий дающая некое количество еды.
Т.е. жить можно, развиваться нет.

А вот ЮВА, там тот же климат но нет эндемичеких паразитов в болезней. Плодородные почвы и вот результат. Даже в доисторические время огромное населения цивилизация.

Вполне себе можно предположить что найдется планета. Очень нескоро подходящая нам вообще идеально

Січ 23, 2022 10:32

Крутой текст, спасибо