Спортивный Ракетомоделизм

2422

Привет дорогие читатели, в этой статье постараюсь рассказать о ракетомодельном спорте: что из себя представляет, виды соревнований и немного из личного опыта.

Спортивный Ракетомоделизм, изображение №1

В общих чертах

Ракетомодельный спорт подразделяется на категории: S3, S6, S7, S9 и др. Основное отличие в том, что есть «спортивные снаряды» — максимально легкие и практичные ракеты, где победу дает время от взлета до приземления, а есть «копии» — модели реальных ракет, где победителем считаются модели с наиболее реалистичным внешним видом и «правильным» полетом.

Также надо понимать что некоторые параметры правил могут меняться на разных соревнованиях. Например: максимальный диаметр, тяга двигателей, минимальные размеры ракет. Иногда классы как S3 могут подразделятся на несколько подклассов. Я представляю усредненные значения, а также основанную на личном опыте информацию.

«Спортивные снаряды»

Эти ракеты делают максимально легкими, дабы взлететь на максимальную высоту и затем спускаться как можно дольше. Двигатели ставят диаметром 10мм или 13мм в зависимости от регламента соревнований. Также ракеты должны соответствовать минимальной ширине и высоте, из-за этого выше двигателя можно увидеть утолщение, сделать «спичку» не получится. Победа — за ракетой с наибольшим временем полета. Разделяются по типу системы спасения ракеты. Ниже — картинка моего снаряда. Вес с двигателем и парашютной системой — 20-25 грамм. Взлетал на высоту порядка 80 метров. Время полета порядка 2 минут.

Ракета на взлете
Моя “унифицированная” спортивная ракета на взлете

Класс S1 — модели на высоту

Стандартные спортивные снаряды без системы спасения. Цель — достигнуть максимальной высоты. Достаточно непопулярный класс. На небольших региональных и областных соревнованиях редко его можно встретить. Возможно есть на всероссийских соревнованиях. Я сам в данном классе не участвовал, сказать могу мало что.

Класс S3 — модели с парашютами

Относится к спортивным снарядам. Цель та же — время полета. Система спасения — парашют. На детских соревнованиях в этом классе обычно участвуют самые младшие, так как правильно сделать парашют достаточно просто. Именно в этом классе лучше всего начинать участвовать в соревнованиях, такую ракету достаточно легко изготовить, да и с парашютной системой проблем возникнуть не должно.

Посадка ракеты класса S3
Посадка моей ракеты класса S3
Схема с сайта Федерации Ракетомодельного Спорта РФ
Схема

Класс S6 — модели с лентой

Очень интересный для соревнований класс. Вместо парашюта — тормозная лента. На детских соревнованиях в него допускают более старшую группу — 14-16 лет. Связанно со сложностью правильного расчета и изготовления ленты: подбор соотношения ширина-длина, размер ленты, вес и конечно же правильная укладка в корпус ракеты.

Фото ракеты S6 на соревнованиях (не моя)
Фото ракеты S6 на соревнованиях (не моя)

Моя ракета S6 на большой высоте (и это с 10-ти кратным зумом)
Моя ракета S6 на большой высоте (и это с 10-ти кратным зумом)

Класс S9 — модели с ротором

S9 — самый интересный на мой взгляд класс за исключением S7. В нем, вместо парашюта или ленты используется ротор — огромный винт, который при этом надо запрятать в миниатюрный корпус ракеты и не преодолеть порог в 30 грамм. Цель — наибольшая продолжительность полета. Я до этого в классе не участвовал, хотя его можно встретить довольно часто. Сейчас я как раз разрабатываю один такой снаряд и механизм складывания и вращения ротора — это целое инженерное искусство.

Схема снаряда с ротошутом
Схема снаряда с ротошутом

Фото из Google
Фото из Google

«Модели-копии»

Класс S7 — модели на реализм

Моя любимая часть соревнований — копии реальных ракет. Каждая ракета должна и внешним видом (стендовая оценка) и полетом быть как можно более похожей на своего старшего брата. Именно в этом классе полет фантазии не ограничен (почти) никакими рамками. Общий вес двигательной установки е должен превышать 250-500 грамм (в зависимости от регламента), что позволят создавать огромные многоступенчатые ракеты которые очень красиво летают. Это очень популярный класс и встречается он практически на всех соревнованиях.

Спортивный Ракетомоделизм, изображение №9

В заключение

Существует еще много различных классов и под-классов, про которые я не рассказал: из-за их маленькой распространенности или же просто объединил как например спортивные классы (есть например S3A, S3B в зависимости от тяги двигателя). Я готов также ответить на любые вопросы в комментариях.

Личное мнение

Заниматься ракетомодельным спортом очень интересно, не бойтесь и пробуйте, сначала можно сделать и запустить ракету у себя дома (не в доме пожалуйста). Пробуйте разные комбинации материалов и размеров, высчитывайте все исключительно опытным путем, ведь так интереснее! Если вы живете в Украине то у нее очень сильная федерация и украинцы соревнуются с американцами на ЧМ, и может быть и вы когда-нибудь туда попадете. Добра вам.

52 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Сер 31, 2021 12:00

Всем привет

Сер 31, 2021 12:07

Я из Украины, половина картинок не погружается, поменяйте хостинг. А через впн работает.

S7 это вообще жесть, когда делают шатлы, а они не взмываються в небо, а с плавным стартом. А потом еще и планирующая посадка…
https://www.meme-arsenal.com/memes/706b6bb9472bf84db5def515da4513bf.jpg

Сер 31, 2021 15:48

Я картинки загружал с устройства, проблема- хост сайта. А шаттл это категория s11 или s12 – модель-копия космического планера. Но можно и в S7 запустить. А копия шаттла у которой видео популярное на Ютубе моя любимая

Сер 31, 2021 16:07

Проблема в том что хостинг на вконтакте, который должны блочить провайдеры в Украине
sun9-10.userapi.com
можете сами dns info глянуть

Сер 31, 2021 12:12

так, картинок нема

Сер 31, 2021 12:25

Какие есть ограничения по высоте полёта без согласования с властями? По идее, это должно как-то регулироваться в целях безопасности полётов авиации.

Сер 31, 2021 12:30

То же самое хотел спросить

Сер 31, 2021 13:46

Думаю и по мощности должны быть.Чтоб не повредило жюри.

Сер 31, 2021 15:43

Есть ограничения по мощности в каждом классе и его под классе. Соревнования по идее санкционированны так что можно до куда хочешь. А самому до 120 метров по идее (по закону о дронах для РФ)

Сер 31, 2021 14:43

А на фото, где модель Союза стартует, чувак не слишком близко сидит?

Сер 31, 2021 15:44

Достаточно. Эти движки бомбануть почти не могут если только их не начинали порохом

Сер 31, 2021 15:48

По-моему любой ракетный двигатель гипотетически может бомбануть. Нет?

Вер 02, 2021 22:35

А чем же их начиняют, если не порохом?..

Сер 31, 2021 15:32

Скажите, а двигатели делают сами (на всяком “карамельном топливе” и т.д.) или есть что-то промышленное или какая-то конверсия (приспособление в качестве двигателя других устройств) или ещё что?
Поделитесь самыми ходовыми конструкциями…

Сер 31, 2021 15:45

На соревнованиях Только покупные. У меня – запас то ли советских то ли ранних российских. Также можно их купить в интернете без проблем. Самому – какие хочешь

Сер 31, 2021 15:46

По ходовым конструкциям на сайте frms.ru заходите в раздел модели и там чертежи и там будет схемы. У меня похожая отработанная схема и унифицированная ракета на все классы

Сер 31, 2021 15:47

Могу статью опубликовать с другого ресурса тут, на АЦ. Про ракету и топливо – все самодельное

Сер 31, 2021 16:08

Вот ролик про модельный ТРД
https://youtu.be/12fR9neVnS8
В штатах ракетное моделирование вообще сильно развито, там даже модели F9 делают с реактивной посадкой.

Сер 31, 2021 19:09

Контент видалено за запитом автора

Сер 31, 2021 20:15

Да. Там много интересного. Я знаю где я могу взять огромную гору журналов. Может мне прочитать и почерпнуть чего?

Сер 31, 2021 20:53

Контент видалено за запитом автора

Сер 31, 2021 20:58

А я делал двухступенчатые ракеты из спичек и фольги. Про тарелки молчу

Вер 01, 2021 07:07

Звучит страшно

Вер 01, 2021 08:56

Страшней была идея добавлять туда марганцовку в качестве окислителя)

Вер 01, 2021 16:30

Только фольгу надо было использовать из под сигаретной пачки. Там она была проклена бумагой. А то обычную фольгу разрывало и запуск не получался)))

Вер 01, 2021 17:02

Да, она из угля как бы оболочку создает прочную, какие-то нанотехнологии)

Вер 01, 2021 07:25

Вчора цікавився питанням занять ракетомоделюванням для мого 10 річного сина, в моєму місті (Харків). Виявилося що заняття безкоштовні включаючи матеріали та двигуни для пусків! Хто спонсорує поки не цікавився. Зробив в них замовлення на одну зібрану модель, набір для збірки, пусковий пристрій та двигуни.

Вер 02, 2021 22:38

Скорее всего ТСОУ спонсирует.

Вер 01, 2021 14:32

А на высоту какой рекорд? Или какая макс.высота средняя на соревнованиях для таких ракет?

Вер 04, 2021 07:36

Если снаряд спортивный на двигателе 13мм и ракета лёгкая и качественная то метров на 60 точно взлетишь а может и выше

Вер 02, 2021 06:56

В детстве был в восторге от ракето и авиамоделирования, даже был призером 🙂

Вер 05, 2021 09:47

Веду кружок, в том числе и ракеты делаем. Не знаю, как на Украине, а в РФ серьёзная проблема с покупными движками для моделей. Или дорого или нет. Сейчас новый учебный год и у меня в 3-ёх организациях всё стоит из-за отсутствия двигателей. Можно, конечно, наплевать и заказать дорогие, но тогда участвовать в пусках будут полтора-два человека, а остальные соберут ракеты “на полочку”.
Сама тема клёвая, но заходить в неё, на мой взгляд, следует имея опыт в авиа. В отличие от того же авиа, нет плавного роста сложности изготовляемых изделий, скорее скачкообразный.
По поводу же спорта – у нас в регионе РФ всё грустно. Этому способствует как законодательные идиотизмы, так и в целом, отсутствие интереса к данному направлению. Ныненшние руководители заинтересованы в сдаче отчётов и примазывании к грантам, саморекламе больше, чем в тех.творчестве или спорте.
Как пример – были соревнования. Ракеты +авиа в нескольких классах. В организаторах и сочувствующих прям все – ДОСААФ, управление по спорту и молодёжной, управление образования, администрация города и т.д… Участвуют дети от 1 класса + взрослые. В итоге соревнования проходят на аэродроме, где ни тентов, ни туалетов, ни столов. Заезд для участников на аэродром – платный(копейки, но сам факт). Никакого звукового оборудования, кроме матюгальников. Никакого освещения в СМИ. Испанский стыд.

Вер 05, 2021 10:32

Я зашёл без опыта в авиа. Насчёт движков – да дорого. А в РФ освещаются только крупные очень соревнования, да и то не сильно. Обидно конечно.