Проект первого в России частного космодрома заморозили. Возможно, навсегда

Ivan Lapchenko

Новини

По словам главы компании «Космокурс», пока США уже на прямом пути к туристическим полетам в космос, Россия находится в этом вопросе «на уровне папуасов», главным образом из-за бюрократии.

2123

По словам главы компании «Космокурс», пока США уже на прямом пути к туристическим полетам в космос, Россия находится в этом вопросе «на уровне папуасов», главным образом из-за бюрократии.

Старт ракеты / © Getty Images

Под Нижним Новгородом компания «Космокурс» — созданная в 2014 году для разработки ракетно-космической техники и организации туристических суборбитальных полетов — должна была построить первый в России частный космодром и многоразовый космический комплекс. Однако, судя по всему, своих Blue Origin и Virgin Galactic, а тем более SpaceX нашей стране не видать. Как рассказал в комментарии РИА Новости гендиректор «Космокурса» Павел Пушкин, проект пришлось приостановить.

Препятствием, по его словам, стала хорошо известная всем бюрократия, из-за которой согласовать даже начальный этап строительства космодрома — санитарно-защитные зоны — не удалось, хотя договаривались об этом еще год назад. Документы отправили в нижегородский институт Роспотребнадзора, Федеральное медико-биологическое агентство и сам Роспотребнадзор. Ответа разработчики так и не получили.

«По космодрому ничего не согласовывается. Все друг на друга кивают. По технике мы многое проработали, но в таких условиях остановили работы», — заявил Пушкин.

Казалось бы, в таком должен содействовать «Роскосмос», но, как отметил гендиректор компании, ведомство не может вмешиваться в согласование экологических норм, а министерства Нижегородской области помогать не хотят. Возникли проблемы и с проектированием ракеты для туристических полетов, поскольку Министерство обороны два года не выдает нормативную документацию.

«Эту документацию ведомство готово давать исполнителю только в случае, если они являются заказчиком. По нашему проекту, естественно, они не являются заказчиком. То есть они все правильно говорят с юридической точки зрения. <…> В этом году компания Blue Origin должна запустить первого туриста, Virgin Galactic — тоже. А у нас в стране до сих пор не верят в техническую возможность таких полетов, мы на уровне папуасов. Сейчас американцы полетят, а мы этот потенциальный рынок потеряем», — возмутился Пушкин.

Кто инвестор? В 2018 году в интервью ТАСС Пушкин так отвечал на этот вопрос: «Инвестор один, и проект профинансирован. Много инвесторов — это плохо, потому что каждый будет тянуть одеяло на себя. Наш инвестор не компания, а частное лицо, бизнесмен, крупный машиностроитель, который хочет этим заниматься — это его мечта и желание заниматься космосом. Инвестора назвать не могу, поскольку он не хочет, чтобы его называли. Почему? Этого я не знаю, возможно, он просто скромный человек».

Единственный проект «Космокурса», на реализацию которого еще есть надежда, по версии Пушкина, — сверхлегкая ракета грузоподъемностью до 500 килограммов. Сейчас на ее разработку ищут заказчика — коммерческого или федерального.

По информации РИА Новости, власти Нижегородской области не в курсе, что инвестор отказался от проекта космодрома. В пресс-службе Министерства имущественных и земельных отношений агентству заявили, что сейчас рассматривают варианты с участком.

Первый полет корабля с космическими туристами хотели осуществить в 2025 году. Он бы продлился 15 минут, при этом порядка пяти из них туристы пребывали бы в невесомости. Стоимость такого путешествия — около 200-250 тысяч долларов. Космический комплекс, как предполагается, должен состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 километра. И корабль, и ракету хотели создать многоразовыми.

О том, что бюрократия мешает реализации планов покорения космоса, Пушкин говорит не впервые. Так, более полугода назад он написал на своей фейсбук-странице: «Мы завязли в разработке обоснований для прохождения различных процедур. Какая тут роль Нижегородской области и их правительства? А практически никакая. Мы все делаем в соответствии с законодательством. Многие вопросы вообще федерального уровня, и область получит только заключения на руки. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что ей большое спасибо. Значит тут велика роль «Роскосмоса»? Да ее вообще нет. Нормативку они нам выдать не могут. Часть нормативки им не принадлежит, остальной, как оказалось, не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сам умеют только работать в рамках постановления президента или премьер-министра. И вообще, они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы вроде «бросить это дело и не париться». Короче, обосновываем мы выхлоп каждого дизель-генератора на космодроме, канализацию и прочие штуки. Сами планы космодрома давно готовы».

Источник

27 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Бер 04, 2021 23:47

Новости не удивлён.
Наш инвестор не компания, а частное лицо, бизнесмен, крупный машиностроитель, который хочет этим заниматься — это его мечта и желание заниматься космосом.
Вот он богатейший человек, а мне(обычному обывателю) его жаль. По хорошему жалко человека. И будет он биться головой в эту бетонную стену, пока не поймёт всю тщетность и своё бесправие даже с такими денжищами.
Мужик, плюнь ты на это, езжай в цивилизованную страну и строй свою мечту там. Иначе рано или поздно сам попадёшь в немилость, и бизнес потеряешь, и деньги, и будущее своей семьи, а будешь сопротивляться и свободу. Обдерут как липку и выкинут на помойку.

Бер 04, 2021 23:55

Да, есть же примеры Мильнера и Зимина.

Бер 05, 2021 02:34

К сожалению, некоторые заработки возможны только в России. Я имею в виду заработки этого “машиностроителя”. За рубежом такое не сделаешь. Поэтому ему нечего делать за рубежом. А в России он вероятно хотел использовать дешёвую рабочую силу и квалифицированные кадры за недорого. Тогда бы всё получилось. А на Западе ему было бы трудно конкурировать.

Бер 05, 2021 10:08

Контент видалено за запитом автора

Бер 05, 2021 10:54

Уже похвально, что человек не очередной дворец решил строить, а поднять предложение на рынке труда для квалифицированных кадров.
Но чем больше людей, которые умеют думать, тем опасней для банды. Так что нечего тут…

Бер 05, 2021 11:16

В России тоже не получается, ровно по тем же причинам, которые привели к тому, что в богатейшей стране мира до сих пор зарплаты у “квалифицированных кадров” в разы ниже, чем на западе.

Бер 05, 2021 10:59

Я вот сколько смотрю на такие дела и комменты по отношению них, так и ощущение приходит что у нас народ слишком нежный. И это идет еще с тех пор, в которые у нас снимали “Гости из будущего”, а у них в это же время “Терминатор”. Ожидания от реальности до сих пор у народа и я не исключение, что “должны помогать”, “что все обязаны сделать”. А это офигительно не так. И жизнь борьба, и класс чиновников борзый, тупой и сильный, благодаря нашей пассивной позиции. Но при этом “хороший человек” знает наверняка все расклады. Очень смешно жалеть такого человека. Я бы пожал ему руку и, в крайнем случае, пожелал удачи, (хотя даже это перебор – он в шоколаде). Может и выгорит. Надо как то толкать. “Делай что можешь и будь что будет”

Бер 05, 2021 14:34

Да, чиновники сильные, но в некоторых странах они вынуждены подчиняться заранее известным правилам, на них можно найти управу через суд или других чиновников. В крайнем случае у такого чиновника есть сроки полномочий.
А в некоторых странах чиновники настолько сильны, что их уже не “сковырнуть”. Они доят людей и бизнес и используют эти средства для удержания у власти. Должности обычно покупаются, и если чиновничий “бизнес” идёт успешно, то за деньги же и продлевается. Для удержания власти высших чиновников используется уже вся мощь госмашины, и поддержка других чиновников, т.к. сложившееся положение вещей их в подавляющем большинстве устраивает. В такой ситуации это уже явно ОПГ со всеми вытекающими… Захотят – дадут работать, и будут доить, не понравишься – обдерут как липку и пустят под нож.

Бер 05, 2021 23:36

у нас снимали «Гости из будущего», а у них в это же время «Терминатор»
Тоже мне аргумент. А как на счёт “Левиафана” и “Назад в будущее”?
И жизнь борьба, и класс чиновников борзый, тупой и сильный, благодаря нашей пассивной позиции.
Вы кого то обвиняете в своей пассивной позиции?
Очень смешно жалеть такого человека. Я бы пожал ему руку и, …
Плевать ему на вашу руку, собственно как и на мою жалость.
он в шоколаде
То что у него денег валом, не значит что он счастлив. Он при всём своём богатстве не может реализовать соизмеримые мечты, вот я его и жалею. А вы ему руки жмёте – вот это действительно смешно.
«Делай что можешь и будь что будет»
То есть вы предлагаете ему и дальше долбиться головой в бетон. О да, “дельный” совет. 🙂

Бер 05, 2021 20:52

Бедный инвестор  забыл главное правило любого начинания в любой постсоветской стане: “надоЖдать”. Прибалтика – не считается. 😀

Бер 06, 2021 19:21

Или не забыл, но малоЖдал

Бер 05, 2021 11:44

Представим, что у него бы получилось созадать прибыльный, работающий космический бизнес. Что бы случилось далее? Бизнес бы отжали (и развалили), бизнесмена посадили бы на бутылку. Так что, повезло, можно сказать.

Бер 05, 2021 14:44

Це буквально те, що я йому тоді казав, коли він тут публікувався… в 2019, здається.
Жоден з подібних чи схожих проектів в РФ неможливий виконанням. Бо там є ключове слово “приватний”. Тобто, незалежний. А якщо ще притомний і свідомий — то й поготів.
Чому?
Відповідь поза космосом і поза економікою.
Тому що такі проекти — паростки економічної свободи. А ви ж усі знаєте, що свободи (будь-які) несумісні з імперським конструктом РФ. Свободи для того конструкта — смертельна отрута. Гримуча суміш. Як метан з киснем під спідницею SN10

Бер 05, 2021 21:04

Жоден з подібних чи схожих проектів в РФ неможливий виконаннямНу, почему же? Если ты старый уважаемы пайщик кооператива “Озеро”…

Бер 05, 2021 21:22

А шоб не борзєл той пайщик 🙂

Бер 05, 2021 16:17

По сведениям газеты “Ведомости” инвестор “Космокурса” – Искандар Мвхмудов.
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/09/22/840859-kosmokurs-roskosmosa

Бер 05, 2021 16:40

Да уж, образцово-показательный российский “бизнесмен”. Измайловская ОПГ.

Бер 05, 2021 16:50

Вам шашечки или ехать?
)

Бер 06, 2021 04:23

Ну, понятно… Других “инвесторов” на Руси сейчас быть и не может… Поэтому “машиностроитель” и светится не хотел…

Бер 07, 2021 18:29

Чел собрался не имея ни компетенции, ни опыта,ни производственной базы, ничего в общем, через 4 года отправлять в космос людей. И делать это в Центре России, в одном из самых населенных регионов. А потом удивляется, что никто с ним не хочет иметь дело:D