Вы когда-нибудь стояли рядом с настоящим космическим аппаратом, который полетит в космос? Да не с рядовым спутником, а модулем космической станции? Ну, наверное, если вы работаете в космической отрасли – то да. А вот для простого любителя космонавтики это непередаваемое ощущение!

Поэтому, когда пресс-служба Роскосмоса предложила мне посетить Центр имени М. В. Хруничева, чтобы своими глазами увидеть Многофункциональный лабораторный модуль “Наука” перед отправкой на Байконур, я не могла отказаться.
Долгая и трудная история работы над “многострадальным лабораторным модулем”, как его часто называют, известна, пожалуй, каждому, кто следил за российской космической отраслью последние 20 лет. В его основе лежит ФГБ – функционально-грузовой блок транспортного корабля снабжения ТКС, разработанного ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея для обслуживания орбитальных станций “Алмаз”. ФГБ изначально разрабатывался так, чтобы при необходимости становиться модулем космической станции, легко сменяемым и модифицируемым под конкретные задачи. Неудивительно, что после закрытия проекта “Алмаз” ФГБ широко использовались в советской, а затем и в российской космической программе. Они служили буксирами, стали основой многих модулей станции “Мир”, а предпоследний ФГБ под названием «Заря» стал первым модулем МКС. Последний же оставшийся ФГБ должен был стать его дублером.
Когда “Заря” была успешно выведена орбиту и модуль «Юнити» состыковался с ней, положив начало МКС, было принято логичное решение использовать ее дублера, чтобы изготовить еще один блок Российского сегмента, тем более что модуль, точная копия “Зари”, был практически готов. В 2004 году было принято решение сделать на его основе лабораторный модуль, который заметно расширил бы возможность для проведения научных экспериментов на российском сегменте МКС. Запуск был запланирован на 2007 год.

Как мы уже знаем, в 2007 году запуск не состоялся. Проблемы с финансированием, многократные доработки и переделки, а также загрязнение металлической стружкой, которую обнаружили сначала в трубопроводах, а затем и в топливных баках модуля, сдвигали сроки его запуска все дальше и дальше. Сейчас, когда я пишу эти строки, модуль все еще находится в Центре имени М.В. Хруничева, но активно готовится к отправке на Байконур для прохождения финальных испытаний и сборки. Надо сказать, так далеко разработка этого модуля пока еще не продвигалась.

… Знаете, что такое действительно большая квартира? Это когда в дальней комнате в углу незаметно стоит аквариум с бегемотами. Именно этот анекдот 90-х годов вспомнился мне, когда мы зашли в сборочный цех. Размер помещения поражает. Еще больше поражают ступени ракет “Протон-М”, головные обтекатели и отдельные модули, между которыми мы идем в дальний угол цеха, где отгорожена зона для работы с МЛМ “Наука”. Они не только невероятно огромные – они настоящие! Это не музейные экспонаты, а элементы рабочих изделий, которые однажды, ревя двигателями, поднимут на орбиту космические аппараты. От осознания этого захватывает дух.

Сам МЛМ в специальной оснастке проходит последние процедуры перед погрузкой. Уже упакованы солнечные батареи и другие элементы, которые будут установлены на него только после финальных испытаний на Байконуре. Модуль пока выглядит “голым”. Все системы, которые не вписываются в габариты транспортировочного оборудования, на него пока не установлены, говорит нам зам гендиректора Центра имени М.В. Хруничева Роман Хохлов. Это солнечные батареи, панели терморегулирования, панели микрометеоритной защиты, вакуумная термоизоляция. Все элементы, которые должны быть бережно сохранены – сопла двигателей, антенны, места крепления оборудования – закрыты специальной технологической защитой, которую представители отрасли называют “краснотой”. При подготовке изделия к полету эти защитные элементы снимут.




Работа с модулем во время нашего визита не прекращается. Специалисты Центра бережно обматывают все выступающие элементы защитными поролоновыми лентами (и да, их закрепляют синей изолентой!), наносят антистатик на отдельные детали, исправляют последние найденные замечания. Журналисты центральных каналов с камерами, которые давно поняли, что главный принцип таких презентацией – успеть первым, обступают объясняющего свои действия сотрудника плотной стеной. Теперь мне понятно, почему среди журналистов столько рослых людей – даже встав на цыпочки, я не могу нормально сфотографировать происходящее. Добрый специалист Центра, поглядев на мои мучения, приносит мне табуреточку 🙂




Все системы в модуле – самые современные, заверяет нас Роман Хохлов. С тех пор, когда модуль только готовился быть дублером “Зари”, остались только корпус, двигатели и отдельные элементы топливной системы. К топливной системе из-за загрязнения проявлено повышенное внимание. Многократно проверена и продута, по его словам, каждая трубочка.



МЛМ “Наука” существенно расширит российский сегмент МКС. Помимо научного оборудования, в нем находится еще одна каюта и второй санузел. На его корпусе будет закреплен европейский роботизированный манипулятор ERA. Модуль оснащен собственными маршевыми двигателями и двигателями ориентации, а также системой перекачки топлива; его топливные баки, как и у “Зари”, спроектированы для многоразового использования. Это означает, что в составе МКС он может быть использован для управления ориентацией МКС по крену, как это раньше делала “Заря”. Сейчас для коррекции положения станции используют двигатели пристыкованных грузовых кораблей “Прогресс”, проводились также эксперименты по поднятию высоты орбиты станции с помощью двигателей грузового корабля Cygnus. Однако после стыковки МЛМ со станцией ее массовые и центровочные характеристики изменятся, поэтому для исполнения алгоритма ориентации может понадобиться задействовать двигатели модуля.




Наконец, нас настойчиво просят оставить специалистов в покое – начинается торжественная часть мероприятия, прибыла делегация Роскосмоса во главе с Дмитрием Рогозиным. Наученная горьким опытом, сажусь по-турецки прямо в ногах у расставленных камер со своим телефоном. Роман Хохлов читает официальный доклад о готовности модуля к отправке на Байконур, в ответ Дмитрий Олегович произносит свою речь. По их словам, модуль покинет Центр имени М.В. Хруничева в ночь с 6 на 7 августа, а его запуск предполагается в апреле 2021 года к годовщине полета Гагарина. Лично для меня это звучит тревожно – советсткая манера запускать космические аппараты “к важной дате” сгубила немало космической техники из-за спешки. Будем надеяться, что с “Наукой” этого не произойдет. Мне прекрасно понятно как желание Дмитрия Олеговича Рогозина стать тем, кто наконец завершит этот долгострой, так и опасение феерического провала. Надеюсь, что разум возобладает над дурными традициями, и дату запуска выберут исходя из реальной готовности модуля к полету.
Итак, МЛМ сейчас ближе к запуску, чем когда-либо был. Все мы смотрим на него с надеждой, но и с опаской – давно наши специалисты не выполняли операций такого рода. Впереди самые ответственные этапы: последние тесты на Байконуре, окончательная сборка, запуск, и, конечно же, стыковка. Более чем двадцатилетняя история постройки многофункционального лабораторного модуля, возможно, близится к концу. Я очень надеюсь, что в следующем году мы увидим, как “Протон-М” – может быть, один из тех, мимо которых я проходила вчера – поднимет МЛМ “Наука” на орбиту. В апреле или нет, – для нас, болеющих за успешное окончание этой истории, дата не важна.

Огромная благодарность пресс-службам Роскосмоса и Центра имени М.В. Хруничева за приглашение на это мероприятие и возможность увидеть изделие, ставшее легендой отечественной космонавтики, вживую!

Катя Павлущенко @Kalinegrey специально для Alpha Centauri.
Автор категорически возражает против копирования этой статьи или размещенных в ней фотографий на сторонние ресурсы без своего разрешения.