Starship от Blue Origin или перспективы Джеффа Безоса на рынке космических запусков

8181

Многие слышали об аэрокосмической компании самого богатого человека на Земле, но не многие видели её плоды. Будем честны, Blue Origin только сейчас вклинивается в космическую среду, а потому достаточно интересно, что же компания Безоса может противопоставить лидеру в сегодняшнему отрасли – SpaceX, от не менее известного Илона Маска.

Проекты компании

New Shepard

Blue Origin в 11-й раз успешно запустила и приземлила корабль New ...
New Shepard на испытаниях

New Shepard – это небольшая ракета с капсулой для экипажа, предназначенная для суборбитального полёта туристов в космос. Ракета является многоразовой, но на данный момент она не запустила ни одного человека выше линии Кармана.

Итак, посмотрим, что же New Shepard может нам предложить. За достаточно большую для большинства людей сумму, вы сможете побывать в космосе, в лучшем случае, минуту. Остальное время вы будут подниматься и падать. Однако, на данный момент рекорд данной системы составляет всего 104,5 км. Т.е. всего на 4,5 км выше линии Кармана.

Blue Origin успешно провела запуск новой версии космического ...
Капсула New Shepard. Поскольку капсула совершает только суборбитальный полёт, ей не нужна термозащита и усиленная конструкция.

Каковы же перспективы данного проекта? Ну, думаю, уже понятно, что это просто смешно. Платить кучу денег за то, чтобы получить чисто формальное достижение глупо. Если уж так хочется полетать в облаках, то за эти же деньги можно нанять на несколько часов бизнес-джет и летать на его максимальной высоте. Эффект будет примерно такой же, но не нужно будет терпеть перегрузки, а ещё у вас останутся деньги на мороженку…

С учётом того, что те же SpaceX и Роскосмос предлагают туристические полёты к МКС, а SpaceX, так может даже сделать полёт чисто на Crew Dragon, в будущем, с возможностью облёта Луны…

Вообщем-то, не будем томить, проект не жизнеспособный, как туристический, но NASA хочет на нём что-то там поизучать. Не знаю что, и почему для этого нельзя использовать МКС, но флаг им в руки. Так или иначе, а частных заказов данной системе, явно, не видать.

New Glenn

New Glenn | The Lyncean Group of San Diego
Наглядное сравнение размеров. Слева на право: New Shepard, Falcon 9, New Glenn.

New Glenn – перспективная ракета-носитель, использующая первую многоразовую ступень. Ракета может исполняться в 2-х или 3-х ступенчатом варианте. Использует топливную пару метан/жидкий кислород для 1-й и 2-й ступени, пару жидкий водород/жидкий кислород на 3-й (Она же 2-я, если ракета в 2-х ступенчатом варианте).

Первый полёт данной ракеты планируется в следующем году. По сути своей, модель полёта в точности копирует таковую у F9, но отличается система наращивания забрасываемого веса на НОО. Если у FH это решается добавление одинаковых бустеров, идентичным самому “ядру”, то в проекте Безоса используется переходная ступень. Но вот проблема, какое же место она будет занимать? На рынке запусков в США уже есть Илон Маск и ULA, которым принадлежит большая часть запусков. Проблема New Glenn в том, что она опоздала лет на 5.

С грузоподъёмностью на НОО в 45 тонн New Glenn занимает весьма странное промежуточное положение, между F9 и FH. (22,8 тонны и 63,8 тонны на НОО соответственно) Ракета достаточно тяжёлая, а тяжёлые ракеты не сильно-то востребованы рынком, так как большая часть нагрузок помещается на F9 и его одноклассников среди лёгких ракет, таких как Протон-М, Ариан-5 и т.д. А о востребованности более тяжёлых образцов мы можем судить по активности того же FH, которая на данный момент не очень-то впечатляет, особенно на фоне своего младшего брата F9.

Это достаточно странно, т.к. столь тяжёлый агрегат, явно, не сможет соперничать с F9, а соперничество с FH выглядит достаточно глупо… FH – это связка из 3-х F9, т.е. технически ничего не мешает использовать бустеры отдельно, как самостоятельные лёгкие РН.

Для того чтобы New Glenn выстрелил, Безосу нужно чудо. Ракета тяжёлая, в лучшем случае её ценник можно ожидать в районе 100 и более миллионов долларов, что гораздо больше стоимости даже нового F9, не говоря про б/у вариант. С другой стороны FH стоит 150 миллионов новая и 90 миллионов б/у. Однако, у FH теряется только вторая ступень, которая стандартна, как на F9, так и на FH, что позволяет экономить огромные суммы денег, на унификации ступеней. У New Glenn теряется, либо только 2-я ступень, либо целых две. Т.е. из-за большего числа расходников, ценник будет выше. Ведь, каждая ступень содержит свою электронику и двигатели.

Конечно, можно было бы подумать над тем, как сделать промежуточную ступень многоразовую, спасаемую из океана, но пока работ в этом направлении от Blue Origin не было замечено. А потому, весьма, не понятно, на какую часть рынка нацелена Blue Origin со своей новой РН и как они собираются конкурировать с уже зарекомендовавшей себя F9, FH и активно лоббирующейся РН от ULA – Vulcan.

Blue Moon

Blue Origin | Blue Moon
Кадр из презентации Blue Moon

Blue Moon – это проект беспилотного лендера, который после кооперации с National Team (представленной “старичками” индустрии в лице Boeing, а также Lockheed Martin и Draper) стал частью Лунного лендера, для Лунный орбитальной станции Gateway. Она же перевалочный пункт для экипажей Ориона и обоснование существования проекта SLS и Орион.

Blue Origin built a team to beat SpaceX in a NASA moon-landing ...
Лендер в полной сборке. Как видим, Blue Moon – это всего-лишь 1/4 от всего аппарата.

Стоит отметить, что данный лендер на прямую конкурирует с Moon Starhip. И, если Маску удастся выдержать сроки или опередить конкурентов, то, очевидно, что программу Лунного лендера от National Team закроют, а с ней исчезнут и контракты с NASA. Напомню, что у Blue Origin нет своего корабля, а только часть лендера и РН. Т.е. даже в самом лучшем случае, они смогут доставлять на поверхность Луны только грузы. Что при победе Moon Starship и его грузоподъёмности, выглядит, весьма, не востребовано.

Проще говоря, данный проект напрямую зависит от того, сможет-ли Маск выдержать сроки по созданию его Moon Starship или нет. Честно говоря, перспективы этого проекта тают с каждым новым прототипом в Бока-Чика.

BE-3 и BE-4

Blue Origin | BE-3
Схема BE-3

Отдельно хотелось бы выделить и проекты двигателей, но тут, для экономии нашего времени, я бы хотел ограничиться тем, что данные двигатели являются достаточно перспективными и могут пойти на продажу или использоваться в будущих проектах компании, опустив кучу технических подробностей и историю их создания.

Покончить с американской зависимостью от двигателя РД-180 ...
Схема BE-4

Какие пути есть у компании?

Если Blue Origin действительно хочет закрепиться на рынке и даже перейти в наступление, откусив свой большой кусок среди частников, то ей действительно надо бы задуматься над перспективами и уже сейчас бить в колокола.

Самым простым и очевидным является повышение многоразовости ступеней. Как вариант, уже предложенная мною ранее парашютная схема посадки на воду или в пустыню (с амортизирующими надувным подушками, по типу тех, что используются в CST-100 и десантных бронемашинах).

Космический корабль Boeing CST-100 Starliner успешно приземлился
Амортизирующие подушки CST-100, кадр из момента посадки CST-100, в пустыне, после своего первого полёта

Развитие других проектов не увенчается успехом, т.к. компания известна своей медлительностью, а потому добиться своевременной реакции ей будет очень сложно, а потому единственным вариантом для компании является концентрация на уже существующих проектах. С учётом того, что это также отнимет время, хоть, и в существенно меньшем количестве, нежели начало нового проекта, очевидно то, что всё это дело будет конкурировать уже не столько с уже налетавшими своё F9 и FH, сколько с системой Starship и Super Heavy. А это уже совершенно иной уровень. Так, что же может такого сделать Blue Origin?

Starship от Blue Origin – “Star Glenn”

Моё видение “Star Glenn”

Кооперация проекта Лунного лендера Blue Moon и перспективного РН New Glenn, по образцу и подобию системы Starship, где роль Super Heavy будет выполнять 1-я и 2-я ступени системы New Glenn, а роль мини-версии Starship увеличенная 3-я ступень, превращённая в самостоятельный корабль с минимум переделок обтекателя.

По сути своей, 7-метровое основание и почти 15 метровый обтекатель, для ПН делают из 3-й ступени New Glenn идеального кандидата на роль малой версии системы Starship.

Для большинства грузов и миссий возможности системы Starship будут избыточны. Лунная программа, так и вовсе, вероятно, никогда не использует возможности Moon Starship даже близко к 90%, а потому более лёгкая версия может тут оказаться очень кстати и даже конкурентоспособна. К примеру, чистая ротация и смена персонала на Лунной станции, навряд-ли потребует более 20-30 тонн, которые данная система точно сможет обеспечить (вообще, около 45, но увеличение 1-й ступени понизит ПН РН, вероятно, до 30-35 тонн), точно также, как и стандартное пополнение припасов или рутинные перевозки оборудования. (Грузоподъёмности в 30-35 тонн должно хватит для перевозки любого Лунного оборудования, а также персонала из 10-20 человек)

Схема запуска и посадки “Star Glenn” аналогична таковой у Starship. Точно также, как и набор ролей аппаратов (универсальный транспорт, грузовой, заправщик), как и схема с дозаправкой на орбите, однако, из-за существенно меньшего веса всей системы, уменьшиться и количество необходимого топлива, а потому и число необходимых дозаправок, вероятно, будет меньше.

Т.е. по итогу мы получаем оптимальный, для ближайших потребностей человечества, аппарат. Само собой, не сильно подходящий для колонизации Марса, но зато достаточно подходящий к удовлетворению потребностей ближайшего будущего на Земной орбите и Луне, что в свою очередь позволит Blue Origin уверенно занять свою нишу на рынке космических запусков. Тем более, что у Blue Origin уже есть опыт посадки ракет, а потому создание навигационных систем для “Star Glenn” не будет какой-то проблемой.

Итог

Blue Origin выходит на рынок с достаточно не понятными перспективами, создаётся даже ощущение отсутствия какого-либо чёткого плана действий. Проект новой РН занимает непонятную позицию “между” F9 и FH, при этом, он не способен конкурировать с каждой из них по отдельности и не нацелен на самую массовую нишу запусков. На одной продажи двигателей как-то целую аэрокосмическую компанию не окупишь, а зависимость проекта лендера от не расторопности (которая не наблюдается) конкурента как-то не придаёт силы аргументам за то, что компания сильно нацелена на Лунные миссии. Космический туризм тоже обходит Blue Orgin мимо. “Попрыгунчиком” пока что заинтересовалось только NASA, да и Virgin Galactic наступает на хвост.

В общем-то, конкуренты окружили со всех сторон, а проекты компании как-то не внушают больших надежд. Конечно, Безос может поддерживать свою компанию на плаву достаточно долго, но деньги любят счёт. А потому компании требуется некий новый проект, который будет своеобразным “якорем” на рынке, способный конкурировать в своей нише не только с уже зарекомендовавшими себя системами, но и с будущим Starship. Пример одного из таких проектов мы только что рассмотрели. Химера из Blue Moon и New Glenn, с частичным копированием возможностей Starship.

А что по этому поводу думаете вы?

P.S. Вообще, на этой недели я хотел выпустить продолжение цикла “Облик и концепция”, но прочтение нескольких статей возбудило во мне интерес к теме Blue Origin, а потому продолжение выйдет на следующей неделе.

63 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Лип 24, 2020 18:29

Получается – Blue Origin не боец против SpaceX

Лип 24, 2020 18:32

Я бы сказал что он метит на место второго подрядчика.

Лип 24, 2020 19:53

Как по мне, так на сейчас я не вижу реальных бойцов против Спейсов.

Лип 24, 2020 18:39

Статья, в принципе, хорошая 🙂 Но вы решили написать серию материалов про компанию Безоса и не подумали посмотреть название этой самой компании.
Blue Origin (не Blue Origine). Я этот недочёт в тексте поправил (как и некоторые другие грамматические и синтаксические ошибки). В следующий раз будьте внимательнее.

Лип 25, 2020 04:56

Действительно, есть у меня некий бзик с этим с этим словом, который всплывает уже несколько лет, но в данной статье я его не нашёл:)
Спасибо за то, что поправили)

Лип 28, 2020 09:34

Да, и пунктуацию не лишне было бы проверить.

Лип 24, 2020 19:10

Згоден

Лип 25, 2020 17:03

Пана Яківа в спейсХ здається почули – фундамент стартового стола Старшіп – шестикутний 😉

Лип 25, 2020 17:34

Я довлєю над ними, як Швець над судами

Лип 24, 2020 19:27

Есть один, но огромный нюанс:

США последовательно идут к концепции частных космических кампаний, которые конкурируют между собой. И таких кампаний должно быть хотя бы две, больше – лучше, но две это необходимый минимум. NASA стремится не допустить монополии.

Пока второй “кампанией” являются ULA, и именно поэтому у них всегда будут запуски, будь то по 250 миллионов или по 500. Нью Гленн объективно метит на место “второго номера” к фэлконам, равно как и блю мун метит быть “вторым номером” при лунном старшипе. Цель – не обогнать Спейсов (по крайней мере, пока), а вытеснить из госзаказа остальных. Само по себе это уже сделает кампанию окупаемой, и дальше уже можно будет говорить про конкуренцию, туризм и тп…

Лип 24, 2020 19:54

Пока второй «кампанией» являются ULA, и именно поэтому у них всегда будут запуски, будь то по 250 миллионов или по 500. Ну, там Вулкан должен предлагать цены значительно ниже, в районе 100-150.

Лип 24, 2020 21:02

Никогда не говори никогда.
ULA тоже не вечна и, похоже, уже дышит на ладан.
Услуги Альянса слишком дороги, а ракеты не представляют технического прорыва ни в какой степени.
Если Вулкан полетит примерно одновременно с Нью Гленом, то контроль перейдет в руки Безоса. Он сможет по мановению пальца похоронить Альянс вместе с Вулканом: у него цены на порядок меньше, перформанс в разы выше, а двигатели для Вулкана поставляет тот же Безос.
И получается, что безос сможет пришибить Альянс либо снижением цены, либо задержками, вплоть до замораживания, поставок двигателей.
Рано или поздно, но Джефф их зпдавит. Альянс ему не соперник, а вот “побороться с SpaceX его давняя мечта. Тем более, там личные отношения между Маском и Безосом.

Лип 24, 2020 21:11

Каждый пуск Вулкана – это опять таки денежка Безосу, причём немаленькая – двигатели составляют приличный кусок цены ракеты…

Лип 25, 2020 05:44

Цель — не обогнать Спейсов (по крайней мере, пока), а вытеснить из госзаказа остальных.Тогда к НАСА появляется новая задача, не допустить чьей-либо монополии на … конкуренцию со Спейсами

Лип 27, 2020 10:56

Причём, это не новая задача — всегда так было.
Раньше отдельно подкармливали Локхид и МакДоннел/Боинг.
Теперь ULA vs SpaceX/Blue Origin

Лип 24, 2020 19:51

С учётом того, что те же SpaceX и Роскосмос предлагают туристические полёты к МКС, а SpaceX, так может даже сделать полёт чисто на Crew Dragon, в будущем, с возможностью облёта Луны…Всё же, такая услуга на 2 порядка дороже, а это 3 большие разницы.
НГ может спокойно конкурировать с Вулканом и Ариан-6, а также с Фалконами. Они могут выводить по 2-3 спутника на ГПО или же вообще на ГСО, для военных будет интересно. До появления Старшипа, 7 обтекатель – интересное решение для вывода объемных грузов. НАСА может позарится. Есть разные варианты, где НГ будет иметь преимущества. Как по мне, так это лучшая РН после Фалконов. Да, пока не вышел Старшип. Далее видно будет.

Лип 25, 2020 10:12

НГ только в картинках, а Ф/ФХ летают реально. Как так можно сравнивать? 8(

Лип 27, 2020 10:58

Года за 2 доведут.
Vulcan / Ariane-6 тоже не летают (и тоже, видимо, промахнулись мимо ниши)

Лип 24, 2020 20:54

Вы упускаете один важный аспект.
Роль Нью Гленн ещё и в том, чтобы в пусковых услугах была альтернатива SpaceX, чтобы не допустить монополизацию рынка одной компанией.

В своё время, NASA заказывала 2 ракеты, Дельта-4 и Атлас-5, соответственно, у Локхида и Боинга. Это аргументировалось именно тем, чтобы иметь альтернативный носитель и не допустить монополизацию рынка.
Однако, после этого, Локхид и Боинг создали совместное предприятие United Launch Alliance, пообещав существенное снижение цен на запуски. NASA и Пентагон поддержали в Конгрессе такой ход, создав, тем самым, монополиста. Естественно, вместо снижения цен, стоимость запусков взлетела до небес. Так всегда действует монополист.
Когда SpaceX попытался принять участие в конкурсах на запуски военного ведомства, пришлось пройти через судебные инстанции – монополист ULA и Пентагон возражали против допуска другой компании даже к конкурсам на запуски. Более того, Пентагон срочно протолкнул контракт с ULA на 20 лет вперед, на десятки планируемых миссий.
Потом была история с Зума. Тогда военные навязали SpaceX систему крепления спутника к второй ступени ракеты, произведенную Нортроп – изготовителем спутника. Эта система крепления не сработала как положена, спутник не отделился от второй ступени и сгорел в атмосфере.
Инцидент был использован лоббистами ULA в Конгрессе в качестве обвинения SpaceX в ненадежности. Благо, это обвинение смогли снять, “но осадочек остался”.

Тем не менее, фактор недопущения монополизации является важным. Поэтому Пентагон и NASA будут всячески поддерживать альтернативные ракеты, даже, если они проигрывают носителям SpaceX. И, если Нью Гленн не сможет реально конкурировать с ракетами и кораблями SpaceX, Блю Ориджин, тем не менее, будет получать отдельные государственные контракты. Тем более, что, по заявлениям Безоса, стоимость запусков Нью Гленн будет существенно, в разы ниже, чем стоимость запусков Фалькон-9 и Фалькон Хэви.
Интересный подход предпринял Безос.
Для Нью Гленн они занизили технические возможности для увеличения ресурса многоразовости. Сейчас они обещают чуть ли 50 запусков без восстановительного ремонта, а межполетные затраты на уровне ПЯТНАДЦАТИ тысяч баксов, не считая стоимости горючего и затрат на инфраструктуру запусков и возврата первой ступени носителя. Эти параметры “плавающие”, в зависимости от частоты пусков.
Впрочем, и у Фальконов имеется значительная “подушка безопасности” по ценам. Гвинн Шотвелл недавно говорила, что они реально смогут снизить цену на повторной используемый Фалькон до, примерно $33-35 миллионов, если этого потребуют условия рыночной конкуренции.
По моим прикидкам, они реально могут снизить цены и до 25 миллионов, оставаясь с 30% прибылью.

Но вы правильно акцентируете авопросы.
Конкурировать с Фальконами Безос опоздал. Теперь придется конкурировать с Старшип, а это на порядок сложнее.
Если сейчас и задумывать какую-то новую ракетно-космическую систему, то этот проект должен делаться с прицелом на Старшип и Суперхэви.
Честно говоря, я не удивлюсь, если “как из ниоткуда” появится какая-то другая фирма с реализуемым проектом конкурентоспособной системы. Может FireFly что-то втихоря готовит, может Relativity Space чем-то выстрелит, а может и Rocket Lab Питера Бека чем-то удивит. Не зря же Петя Бэк начал ловить первую ступень и перевез компанию в Лонг Бич, откуда минут 15-20 езды до завода и headquarter SpaceX. Тем более, что Маск лично горячо поддерживает и Релативщиков и Питера Бека.

Не знаю, но иметь конкурента – это очень важно.

Лип 24, 2020 23:42

межполетные затраты на уровне ПЯТНАДЦАТИ тысяч баксов, не считая стоимости горючего и затрат на инфраструктуру запусков и возврата первой ступени носителяОно не учитывает самого главного – дорогущей 2-й ступени на водороде, которая одноразовая.

Лип 25, 2020 00:47

Стоимость второй ступени – величина постоянная и в себестоимости запуска аморти целиком. Но водородная вторая ступень, это около 20 миллионов. Если межполетное обслуэивание, со всеми составляющими выльется в несколько десятков тысяч, то себестоимость запуска ограничивается стоимостью второй ступени и обтекателя (если он останется одноразовым). Тогда навряд ля себестоимость запуска превысит 27-30 миллионов.
45 тонн на орбиту, с 100% нормой прибыли, получится меньше 60 миллионов.
Примерно так Безос считает свою бизнес-модель.
Согласитесь, что это, по современным меркам очень недорого, удельная цена $1300/кг ПН.
Другое дело супротив Старшип, у которого удельная цена может быть, как минимум, на порядок дешевле.

Лип 25, 2020 05:13

Конечно, я рассматривал вариант того, что NASA нужно держать у кормушки несколько компаний, что бы не было монополизации рынка. Но вы зря хороните ULA, они ещё могут пожить, как раз, благодаря лоббистам.
У нас тут SLS строится уже какой год, а вы хороните “Вулкан”)))

Лип 25, 2020 13:19

Тем более, что, по заявлениям Безоса, стоимость запусков Нью Гленн будет существенно, в разы ниже, чем стоимость запусков Фалькон-9 и Фалькон Хэви.Где и когда он такое говорил? В разы? Это 20 млн? Как по мне, так он бредит.
Сейчас они обещают чуть ли 50 запусков без восстановительного ремонта, а межполетные затраты на уровне ПЯТНАДЦАТИ тысяч баксов, не считая стоимости горючего и затрат на инфраструктуру запусков и возврата первой ступени носителя. Эти параметры “плавающие”, в зависимости от частоты пусков.Да, ради бога, пускай сделает. Хоть бы он с первого раза не угробил НГ при посадке.
. Может FireFly что-то втихоря готовит,Что-то очень сильно сомневаюсь.
Не зря же Петя Бэк начал ловить первую ступеньЕще не начал.
Не знаю, но иметь конкурента – это очень важно.Да, я только за честную конкуренцию. А не на уровне с ЮЛА, когда они под разными предлогами заявляют, что остальные им не ровня, поэтому их РН лучше, поэтому и цена в 3-5 раз выше.

Лип 25, 2020 02:46

“С грузоподъёмностью на НОО в 45 тонн New Glenn занимает весьма странное промежуточное положение, между F9 и FH. (22,8 тонны и 63,8 тонны на НОО соответственно)”

Если не ошибаюсь то тут сравнивается многоразовая версия New Glenn и одноразовые версии Falcon. Если так, то в многоразовой версии New Glenn стоит выше Falcon Heavy

Лип 25, 2020 05:01

Пока нет точных данных, сколько какая будет выводить. Цифра в максимальные 45 тонн запросто может оказаться “верхним” пределом всей системы. Я буду рад, если это окажется не так.

Лип 25, 2020 13:23

Есть данные о том, что 45 т на НОО – это при возврате ступени?

Лип 25, 2020 15:13

Есть данные о том, что 45т – это максималка. Без, хотя бы, 1 полёта, никто не будет писать значение возвращаемого полёта. Его у Маска-то выбивали с трудом, а тут ни разу не летавшая ракета…

Лип 25, 2020 10:06

” -Баки с гидрОзином” порадовали 😉 Перспективы Джеффа – призрачные, многа бабла, это еще не гарантия успеха, особенно если в обойме ретрограды корнями из ULA.
Интересно мнение компетентных в аэродинамике людей, решетчатые щитки работают без инверсии и на сверхзвуке, и на до звуке. Решетчатые щитки, по логике легче от тех “пирамидальных” верхних плавников. Привода тоже будут легче.

Лип 25, 2020 15:14

Они легче, но они сделаны из титана и достаточно дорогие. Как я понимаю, у New Glenn они будут из более дешёвых материалов.

Лип 25, 2020 14:16

Цели Безоса:

  1. быть поближе к военным. Амазон хочет быть важной частью сотрудничества Пентагона с интернет гигантами.
  2. собственная система вроде Старлинка. Амазон хочет иметь преимущества по отношению к другим технологическим компаниям. Майкрософт занимается подводными дата центрами, а вот Безос космосом.
  3. Космический туризм и в целом пиар на космосе.

Все остальное это вторично, ну, будет он иметь парочку коммерческих пусков в год- это ничего не решает.

Лип 25, 2020 16:09

Вобще, министаршип – хорошая идея. Он будет востребован наряду с большим, в том числе удобно его использование совместно с большим старшипом-заправщиком. Я считаю, Маску надо было начать с такого малыша и отрабатывать все технологии на нем. И быстрее и дешевле и ущерба третьим лицам в случае чего меньше.

Лип 25, 2020 16:14

Ну как бы – размер имет значение. Обещал же BFR (вариант где не Falcon на букву F) – теперь строит 🙂

Лип 26, 2020 00:56

В случае с Маском, нынешний Starship и есть “мини”))
Тут большую часть он сможет отработать на прототипах, поетому Маску смысла в создании меньшего Старшипа пока нет, а вот Безос мог бы подсуетиться. Эдакий эрзац вариант.

Лип 26, 2020 01:05

Затянувшись вересковой трубкой с табачком с вишней
И нафиге козе боян? В смысле суетиться безосу?
Ради пиара можно сделать пару-тройку презентах, а по сути – зачем?
Ему важнее договориться с ULA, для занятия “второй позиции”, чтобы они тактично уступили место “молодым и борзым”. В смысле “альтернативному частному подрядчику”
Боингу кинули кость с F-15, локхиды пилят/строят F-35, нортропы скромно допиливают БПЛА ( X-47B оказателен) в предвкушении очередного куска пирога (очень вкусного, как минимум как Spirit).
Так что ниша ULA по факту почти свободна.

Лип 26, 2020 10:42

Да, помню, он еще обещал гигантский Старшип 🙂
А прототипы могли бы быть и поскромнее. Я понимаю, что рапторы не уменьшить, но можно перейти от конфигурации 3+3 (вакуумные+атмосферные) к 1+2.

Лип 26, 2020 14:35
  1. Боинга нет в “National Team”. Боинг подавал свою отдельную заявку на участие в Artemis HLS, и был дисквалифицирован еще на этапе предварительного отбора.

  2. Нью Гленн конечно же будет весьма конкурентоспособен, хотя бы из-за наличия обтекателя диаметром 7 метров, который обеспечивает внутренний диаметр доступный для ПН в 5.4 м., плюс РН дает возможность вывода сдвоенных нагрузок на ГПО общей массой около 13 тонн.

Лип 27, 2020 00:28
  1. Действительно, память подвела, каким-то боком спутал с Нортроп))
  2. Большой фаеринг планируется и для FH. Также он есть и у Ариан-5, но той это не особо помогло… К тому же, к моменту начала реальных стартов по заказам NG, Starship уже будет готов…
    Возможность вывода сдвоенных нагрузок, к диаметру и внутреннему объёму фаеринга никак относятся. Это делается за счёт доп. рамной конструкции, изготавливаемой для каждого типа фаеринга и ПН отдельно.

У нас и сейчас в мире тяжи не особо часто летают, мягко говоря, большую часть нагрузок выводит лёгкий F9, да и миниатюризация всего и вся как-то не даёт разгуляться в габаритах. Тем более, что это лишняя масса. Саты сейчас стараются делать как можно меньше и легче (Хотя, всегда так старались делать, не только сейчас).
Гораздо более тяжёлая ракета, явно, не сможет соперничать с F9 за его кусок рынка, тем более, с учётом низких цен Маска. FH New Glenn обгоняет только в диаметре фаеринга, но это не сильно-то и критично. А вот до Starship, ему очень далеко.
“плюс РН дает возможность вывода сдвоенных нагрузок на ГПО общей массой около 13 тонн.”
Против сдвоенных нагрузок на ГПО общей массой 26,7 тонны у FH.
Также я не особо понимаю, почему внутренний объём 7 метрового фаеринга, вдруг, станет 5.4 метра. Если вы про “суженную” версию, то это только один из вариантов NG. У FH доступный объём 5м. У NG (с широким фаерингом) примерно 6,6 м.

Лип 27, 2020 00:38

Последняя страница. Я думаю что сами переведете, или по картинкам поймете.
https://www.harris.com/sites/default/files/downloads/solutions/more_volume_more_value_whitepaper_.pdf

Лип 27, 2020 09:05

2. Большой фаеринг планируется и для FH.Нуууу, по ширине, не так уже и большой. Текущий обтекатель – 13,1 x 5,2, а новый – 18,6 х 5,4.
К тому же, к моменту начала реальных стартов по заказам NG, Starship уже будет готов…Ф9 начали запускать для ВВС через сколько лет? Так что, это не показатель. Вулкан ни разу не летал, а уже есть контракты. Старшип может летать хоть 20 лет.
большую часть нагрузок выводит лёгкий F9Ну, я бы назвал – средняя или ближе к тяжолной РН.
да и миниатюризация всего и вся как-то не даёт разгуляться в габаритах.Это да. С одной стороны, а с другой – это ненужное усложнение и удорожание, ибо каждый кг на орбиту, особенно на ГСО – очень и очень дорого. Совсем недавно, Спейсы вывели самый тяжелый спутник на ГСО… как по мне, это стало возможно благодаря их ценам и возможностям. Подобный спутник стояло бы вывести в раза 3-4 дороже. Да, кто-то скажет, что транспорт – это малая часть стоимости самого спутника… но…. окупаемость спутников происходит через много лет, а не с первой же минуты. А это миллионы долларов, которые нужно вернуть. Даже 50 млн – это туева куча денег, которые нужно вернуть.

Лип 26, 2020 20:31

МАСК ГЛАВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА В КОСМОСЕ ДА И ЗА ВСЕ ЗА ЧТО ОН БЕРЕТСЯ СЕЙЧАС!!!))) … ДУХ ОДЕРЖИМОСТИ ИДЕЕЙ ЗАРАЖЕНА ВСЯ ЕГО “СПЕЙС ИКС”!!!))) … ЭТО ГЛАВНОЕ ЕГО КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ВСЕМИ ОСТАЛЬНЫМИ КОНКУРЕНТАМИ!!!))) … ЗА НИМ ТЯНУТСЯ ДРУГИЕ START UP -ПЕРЫ НОВОЙ ВОЛНЫ В КОСМОСЕ!!!))) … NASA выполняет 2 главные роли: … 1) это организатор мирового-шоу интереса всего мира в открытии космоса!!! Это паблик рилейшинз пропаганда достижений США!!!))) … 2) Под громкие проекты ученых очень легко распиливать бюджет проталкивать заказы нужным фирмам!!!))) ……………….. Между бюрократической конторой NASA и start up фирмами есть еще промышленные забюрокраченные гиганты как GM, и Боинг, спесивые, неповоротливые и коррумпированные!!! ………. ……..А Blue Origin относится по своей организации и предназначению и стилю работы не к Новому Космосу а NASA!!!))) … Джефф Безос Blue Origin создал чтобы реализовать свои амбиции самого крутого!!!))) … Это чисто его понты!!!))) … Blue Origin так же не спешит как NASA и так же пилит успешно деньги Безоса!!!))) ………………………………….. А СХЕМА РАБОТЫ И РУКОВОДСТВА РОГОЗЫ И РОСКОСМОСА УСТАРЕЛА ТАК ЖЕ КАК КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И У НИХ НЕТ НИ ЕДИНОГО ШАНСА ХОТЬ ПРИБЛИЗИТЬСЯ В ЭФФЕКТИВНОСТИ МАСКА!!!))) (РАЗВЕ ЧТО В СКАЗКАХ РОГОЗЫ!!!))) )

Лип 27, 2020 08:43

Это же просто невозможно читать….