Тем временем всемирно знаменитый «мошенник и аферист» Илон Маск всё-таки построил систему Starship в металле

38596

Вот она, перед вами в собранном виде. Это именно то, что в ближайший месяц-два отправится на орбиту. Над созданием этого 119 метрового гиганта команда инженеров в Бока-Чике (ныне: Starbase) работала всё лето. И уже в скором времени мы увидим полёт самой мощной ракеты за всю историю человечества (по заявлениям Маска 100-150 тонн на НОО, а в одноразовом варианте все 250).

Помимо самой системы был создан стартовый стол и башня обслуживания. Она состоит из 8 секций, которые базируются на мощном железо-бетонном фундаменте. Её закончили собирать в середине июля, а в 20-х числах привезли так называемый “бублик” — это то кольцо, на которой базируется Super Heavy. И в конце месяца система обслуживания Starship была завершена. Теперь к самими летным экземплярам.

Ускорителем является прототип Super Heavy — BN4, это уже второй образец за лето. Ранее говорили, что первым отправится в космос BN3, но это оказалось не так, а этот прототип использовался для статических тестов и прожига 3 Рапторов. Собрав BN4 на него установили 29 (!) двигателей, которые создают тягу в 6 670 тонн. Нужно отметить, что в серии на Super Heavy будет 33 двигателя, что больше чем у родненькой Н-1. Помимо этого были установлены 4 решетчатых руля, которые обеспечивают управляемую посадку.

Ключевым объектом в предстоящем полёте является прототип SN20, его сборка началась в марте и ещё продолжается, так как его половина не полностью закрыта термоплитками. Несколько дней назад на него установили 3 обычных Раптора (на которых летали все предыдущие прототипы) и 3 вакуумных, которые нужны для полёте на орбите. Сейчас SN20 ждут статические тесты и прожиг двигателей отдельно от BN4 (их расстыковали). Что ж, разобравшись с системой пора вспомнить про план полёта.

Как я уже многократно говорил, полёт стоит ожидать в сентябре-октябре этого года. Это связано не только с предполётной подготовкой, но и с законами США. На данный момент Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) проводит разные экспертизы для того, чтобы удостовериться в безопасности орбитального полёта. Ранее с агентством уже был согласован план полёта. Старт происходит в Бока-Чика (Техас), далее полёт проходит над Атлантическим, Индийским и Тихим океаном, чтобы приземлиться в водах Гавайского архипелага. Ускоритель же, через 4 минуты полёта должен отстыковаться от SN20 и осуществить управляемую посадку в водах Мексиканского залива. Т.е. для обоих прототипов это будет первый и последний полёт и никто их не мыслит использовать повторно. Так как на данном этапе разработки стоит задача вывести этот дюбель-гвоздь на орбиту. А вот в следующем году мы уже, весьма вероятно, будем лицезреть первые посадки Super Heavy и успешные приземления с орбиты самого Старшипа.

Теперь я предлагаю порассуждать о перспективах этого полёта. Вспоминая советский опыт в виде 4 полётов Н-1 нельзя не упомянуть о том, что риск нештатной ситуации в этом мероприятии – огромен. Даже несмотря на прожиги и многочисленные статические тесты нужно давать себе отчёт в том, что всё может и, скорее всего, пойдет не так. Вопрос лишь в том, на каком этапе полёта это случится. Мне видится несколько сценариев.

Начнем с пессимистических: во время запуска происходит БАБАХ и половина Starbase превращается в груду обломков, что влечёт известные последствия в деле всей программы. Другое развитие событий чуть менее катастрофическое. БАБАХ происходит до отстыковки Super Heavy от Старшипа и последствия для инфраструктуры Техаса не такие плачевные. Третий вариант предполагает проблемы во время расстыковки и взрыв непосредственно над океаном. Теперь перейдем к реалистичным вариантам: старт и выход на орбиту проходит благополучно, но приземление SH происходит не так мягко, а Starship, из-за отвалившихся плиток, частично или полностью уничтожается при входе в атмосферу. Также есть вариант проблем на орбите с новенькими Raptor Vacuum. Более благоприятное развитие событий предполагает успешный вход в атмосферу, но жесткую посадку об воду в запланированном квадрате. Ну и самый оптимистический вариант это успех полёта на всех этапах вплоть до аккуратной посадки SH и Старшипа в воду. Вот как-то так я вижу первый орбитальный полёт этой сверхтяжелой ракеты. Реальность же, может оказаться куда интереснее.

Безусловно приятно видеть, как ещё вчерашние рендеры воплощаются в металле, и мы можем видеть работу людей своими глазами. И это всё за относительно небольшие сроки. Так как по настоящему за разработку Starship компания взялась после полёта Falcon Heavy и запуска Crew Dragon. Т. е. где-то с 2018-2019 года. Да, ещё раньше были рендеры и заявления, так в 2012 году был план создания Falcon X, а в 2016 Interplanetary Transport System. Но это были лишь мультики и влажные фантазии. Так как в тот момент компания была занята далеко не этим. Так что мы имеем все основания считать, что система была разработана и реализована в металле за срок в 2-3 года (хотя разработка двигателя идёт где-то с 2012). И именно это говорит нам о том, что технологии идут в гору, раз такие масштабные проекты реализуются в пределах одной пятилетки. И нам выпало огромной счастье жить в такое время.

40 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Сер 11, 2021 14:36

И снова – можно все таки не использовать для хостинга картинок вконтактник, а использовать другой хостинг? Может будет хоть какое-то уважение к пользователям?
Не первый раз уже…

Сер 11, 2021 14:44

Хм, у меня картинки сразу же открылись. Неужели так быстро автор отреагировал?

Сер 11, 2021 14:51

Это зависит от провайдера – например Киевстар рубит всё, что относится к вконтакту (в том числе и sun9-36.userapi.com).
Я конечно могу врубить заворот трафика через свой микрот в Лондоне (облако AWS), но не понимаю зачем мне это делать постоянно… да еще и на трубе…

Сер 11, 2021 15:20

Каждый раз, как Ермолина читаешь – вроде и неплохо все, но вот “родненькая Н-1” же ж, тоже ракета, тоже в космос собиралась. Какие “пятилетки”, “совецкий опыт”, нас же дети читают!? А уж рендеры на фоне влажных фантазий – чистейшая манипуляция.

Сер 11, 2021 15:22

Вспоминая советский опыт в виде 4 полётов Н-1 нельзя не упомянуть о том, что риск нештатной ситуации в этом мероприятии — огромен.А чому необхідно порівнювати саме з прикрим радянським досвідом 50-річної давнини? Логічніше тоді з американськими Сатурнами. Стаття написана дуже якісно, але з якою метою? Як на мене, то з метою помусолить можливі негативні наслідки майбутнього запуску. Згадується мені фанатська футбольна кричалка, яку ми, фанати київського клубу “Динамо” в студентські роки до втрати голосу зикали на центральному Київському стадіоні. Трохи перефразуюю її:

Все может быть, все может статься
с женою может муж растаться
Он может бросить пить, курить
Но, чтобы Маска разлюбить, –
Вот этого не может быть.

Сер 11, 2021 16:05

Ну, старшип ближе к Н-1 чем к сатурну хотя-бы по числу движков (“сердце” РН) и их схеме работы (замкнутый цикл). Если что и проблемы будут схожие. Ну, мне лично ассоциацию с Н-1 наводят ещё и рещетчатые аэродинамические рули. Конечно, отличий тоже много, но мне кажется Н-1 ближе. Между прочим, финальная ступень эволюции Н-1 тоже довольно своеобразная: http://www.astronautix.com/n/n1.html

Сер 11, 2021 16:42

Нічого спільного, окрім кількості двигунів ці дві ракети не мають. 

Сер 11, 2021 20:54

http://www.astronautix.com/n/n1.html
УХ какая серьезная статья! Разобрали все по полочкам.

Долго искал у Н-1 рули. Нашёл! )))

Сер 11, 2021 15:28

Пожалуйста, при насписании заголовков учитывайте, что часть публикаций с сайта попадает в Новости Google. И подобные шутки могут отпугивать читателей.

Сер 11, 2021 15:50

“Ускоритель же, через 4 минуты полёта должен отстыковаться”
долго работает, как Дельта…
“а Starship, из-за отвалившихся плиток, частично или полностью уничтожается при входе в атмосферу. “
это гвоздь испытаний, по аэродинамическому качеству напоминает проект МТК-ВП , в многоразовости которого были сомнения…

Сер 11, 2021 18:03

Ну прямо классика советского инорепортажа: “Ярко светит солнце над Парижем, но не радует оно парижан”™ Как ещё автор забыл про ожидаемые катастрофы разлома Сан-Андреас, забываем стандарты советской пропаганды ((

Сер 11, 2021 19:07

Это самый сложный в техническом плане пилотируемый космический корабль созданный людьми?

Сер 11, 2021 19:42

Его создают как самый экономичный в своём классе, а сложность изготовления не должна конфликтовать с основной идеей.

Сер 11, 2021 19:11

Поки читаєш, мурашки розміром зі Starhopper по тілу бігають

Сер 11, 2021 20:10

То что полетит сейчас,летит тестово.Возможен конечно и RUD ,но скорей всего именно во время выполнения бустером и кораблем посадочных алгоритмов.Конструкция все же не оптимизирована,привода решетчатых рулей используют стандартные батареи с модели 3.,с той же емкостью и габаритами,а это несколько левых тонн в оголовке интерстейджа.,и много чего ещё тянуто начерно.Но в целом да,событие из ряда вон,и FAA прикусит язык,мы живем при написании новой страницы в истории аэрокосмоса.

Сер 11, 2021 20:11

Головне щоб стартову площадку не роз!рвало!

Сер 11, 2021 20:19

Эх, увидеть-бы первый полёт этой системы…

Сер 11, 2021 20:22

Да, величия монументу не занимать, как идеи так и масштабности!
Спорю, старт и посадка бустера пройдет успешно (тем более что точности не надо). Шип перегреется.

Сер 11, 2021 20:42

Ничего, в воде остынет, лишь бы мягкая посадка удалась, чтобы было что проанализировать потом

Сер 11, 2021 20:47

Простите – если не секрет (необязательный вопрос), кто вы по профессии?

Сер 11, 2021 20:48

Если не будет резонанса или звукового разрушения двигателей при старте или сразу после старта, то все получиться. И стартовый стол выдержит, что-то он хлипковатым кажется для 6к+ тонн тяги

Сер 11, 2021 21:08

Стартовый то выдержит, а вот что под ним ХЗ.

Сер 13, 2021 01:24

Меня хлипкость смущает, она какая-та картонная, реально петарду напоминает.
Да и автор статьи обученный прошлыми запусками даёт заднюю – мол раньше тоже при испытании взрывались. Ага… ага…
Чувствует пятой точкой, что может рвануть. Надо оправдать такой огромный бюджет, деньги печатают, они переманили учёных со всего мира, а вот ракеты строят на глазок.

А сейчас выкатили бочку, прилюдно поставили сверху вторую, примерили и опять сняли. У меня так кстати жена мне свитер вяжет, постоянно примеряет на мне и перевязывает. Походу так же они и ракеты изготавливают.

Сер 13, 2021 09:40

Вас, Петровых, не понять: свитер примерять – хорошо, ракеты примерять – плохо.

Сер 13, 2021 01:30

Фтопку. Скоро всё фтопку. Пряные потуги не имеющие под собой никакой серьезной инженерной основы. Вчерашние моделисты возымели бабла и тужатся родить модели своей молодости в порыве остервенелого гигантизма. Летающая петарда. На Союзы 50-летней давности глянуть – дык оно же видно, что оно может дотянутся до космоса. А это?

Сер 13, 2021 08:41

Джентльмены, а есть идеи как будут отцеплять крановую подвеску от SN20? Это все-таки примерно 115 метров высоты сборки плюс орбитальный стол тоже не низенький… Плохо представляю стандартный метод с автовышкой с человеком на такую высоту.

Сер 15, 2021 03:36

Есть такие вышки.

Сер 15, 2021 06:00

Можете ссылку на производителя, фото/видео в работе…?

Сер 15, 2021 06:12

Серийные Bronto Skylift F 112 HLA имеют стрелу в 112 м. Сомневаюсь. что у них же нет в аренду какого нибудь особо длинного агрегата метров на 20 выше…

Сер 15, 2021 08:00

Хмм. 112 это любопытно. Не знал что такие есть, думал 70-80 метров предел. Но не думаю, что они “особо длинные агрегаты” тихонько хранят в чулане, а не пиарят вовсю на своём же сайте.

Сер 13, 2021 23:02

Да, согласен на 100% – интересные времена переживаем товарисчи!

Сер 14, 2021 12:39

Скорее бы оно уже полетело!