Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну

9022
Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №1

В этот раз я вам расскажу про грядущий сверхтяжелый носитель Российской Федерации — Енисей. Но сначала немного предыстории. В истории отечественной космонавтики было 2 сверхтяжа это Н-1 и Энергия. Если вторая ракета довольно известна обывателю как триумф советской науки, то первая не пользуется такой же славой. Такое положение вещей сложилось в связи с тем, что долгое время данный аппарат был засекречен, так как являлся, по сути своей, провалом. Н-1 проектировалась в 60-е с целью высадки советского человека на Луну. Но из-за своей сложности, вызванной в первую очередь огромным количеством двигателей на первой ступени (30 штук), она так и не смогла «взлететь» по-настоящему. Она совершила 5 испытательных полётов, каждый из которых закончился неудачей. После победы США в лунной гонке, работы по всей программе были свернуты, а вскоре последовала отмена Н-1. Да, её могли довести до ума, но к тому времени она уже морально устарела, к тому же фактор ненадежности никуда не пропал.

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №2

СССР сосредоточился на более перспективном проекте — сверхтяжелой ракете Энергия. К 1987 году новый носитель был готов. Тогда же он отправил на орбиту массогабаритный макет Полюс весом 77 тонн. В следующем же году Энергия отправила на орбиту советский челнок — Буран. На этом история лучшего сверхтяжа в мировой истории подошла к концу. Вы спросите, а как же Сатурн-5? Он и больше тонн выводит (135 супротив 100), да и летал почаще. На что я вам могу сказать, что Энергия имела огромный потенциал для модернизации. В перспективе она должна была выводить до 200 тонн на околоземную орбиту в своей модификации Вулкан. Конечно и Сатурн-5 имел возможность для модернизации, вот только политики были удовлетворены победой в лунной гонке и не желали двигаться дальше Луны. А Советское руководство на полном серьезе предполагало осуществить полёт на Марс, чтобы одержать над США ещё одну грандиозную победу в космосе. Помимо этого предполагалось создание полностью многоразовой версии — ракеты Ураган.

Через три года после полёта Бурана Советский Союз развалился, а его наследие осталось висеть бременем на бюджете России, но не надолго. В 1993 году программу официально закрыли, а в 2002 году произошло обрушение крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Оно похоронило под собой две готовые Энергии и летавший в космос Буран. Так Россия окончательно потеряла возможность возродить проект. Занавес.

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №3

После десятилетия вставания с колен в 2014 году была анонсирована российская лунная программа. Она предполагает освоение естественного спутника Земли в 3 этапа.

Первый этап (2021—2025 гг.) — «Вылазка» (мы здесь). Он предполагает изучение Луны беспилотными зондами «Луна» (Луна-25, 26, 27, 28) с целью решения научных задач, разведывания местности и подготовки дальнейших шагов. В то время как на Земле будут проводиться испытания корабля Федерация и разрабатываться модули орбитальной станции. Надо сказать, что Луна-25 строится уже довольно давно, но в октябре этого года всё-таки должен состояться запуск на южный полюс Луны. Следующие станции пока в разработке… Касательно Федерации. Критика проекта идёт довольно давно, так как он мучается уже лет 10. Но первый полёт должен состояться уже в 2023 году (вот здесь информация получена от работника Энергии, так что можете ей доверять).

Луна-Глоб
Луна-Глоб

Второй этап (2025—2035 гг.) — «Форпост». Строительство окололунной орбитальной станции и, непосредственно, высадка на Луну и пребывание на её поверхности в течение 2 недель. Ранее планировалось участвовать вместе с американцами в строительстве станции Gateway. Но поскольку мы мним себя равноправным партнером с США, то нас не устраивает станция, где мы на вторых ролях. А с нашими финансовыми возможностями это именно так и обстоит. Мы вышли из совместной программы и переключились на Китай. Продолжение следует….

Третий этап (после 2035 года) — «База». Строительство постоянной лунной базы, которая будет заниматься промышленным освоением Луны. Конечно же, вместе с Китаем.

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №5

Как-то так. И для всего этого великолепия нужны новые, куда более мощные ракеты, чем имеющиеся. Перво-наперво решили заменить тяжелую ракету Протон. Сделали — Ангара-А5 в скором времени заменит советского дедушку. В своём лучшем варианте Ангара способна выводить на земную орбиту около 30 тонн полезной нагрузки. Но то орбита Земли, а что Луна? К ней ракета способна вывести около 10 тонн полезной нагрузки. Такая тяговооруженность пригодна только для беспилотных запусков, но не для пилотируемых. Известно, что она отправит на поверхность спутника Луну-28, а также, возможно, тяжелый планетоход на Луне-29. Но одними беспилотными полётами сыт не будешь. А для отправки людей нужен сверхтяжелый носитель, который начали разрабатывать в 2018 год — ракета Енисей.

В январе 2018 года Владимир Путин подписал указ о создании на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжёлого класса. На самом деле наработки по проекту шли несколько раньше, но теперь он обрел юридическую силу. В течении трех лет шла проработка технической документации проекта. Но теперь его отправили на переработку. Роскосмос финансирует разработку ракеты по остаточному принципу, не концентрируя на нем много ресурсов.

После окончательного утверждения технической документации, в течение 8 лет будут идти научно-исследовательские и опытно-конструкторные работы. По окончанию их, в 2028 году планируется запуск с космодрома Восточный. Последующие полёты состояться в 2029-2035 годах. Ну что ж, с историей разобрались, перейдем непосредственно к ракете.

Космодром Восточный
Космодром Восточный

Облик Енисея периодически видоизменялся и даже сейчас неизвестно, конечную ли я концепцию вам показываю. По идее ракета должна иметь универсальную сборку. В чём суть? Каждый модуль сверхтяжа представляет из себя отдельную ракету. Первая ступень представляет из себя 6 блоков первой ступени ракеты Союз-5 (Иртыш). Её первый запуск назначен на 2023-2024 год. Основной же ступенью будет первый блок Союза-6. Это ещё одна ракета, которая разрабатывается параллельно с Иртышом, она призвана заменить старенькие королёвские Союзы. Обе ступени призваны вывести ракету на орбиту земли, ну а далее в ход вступает тяжелый разгонный блок. Именно с помощью него полезная нагрузка будет доставлена к Луне.

Нужно отметить, что на данный момент Роскосмос грамотно расставляет приоритеты. Он не гонится за Енисеем, в первую очередь деньги идут на его составные части. То есть Иртыш, Федерация и Союз 6. После ввода в эксплуатацию этих ракет, работа над сверхтяжем пойдет с новой силой.

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №9

Ну а что же по характеристикам весь этот компот из себя представляет? Обладая стартовой массой в 3200 тонн Енисей будет выводить на Низкую Околоземную Орбиту более 120 тонн Полезной Нагрузки. На Луну же сверхтяж будет выводить более 25 тонн ПН. Помимо Енисея существует и его более тяжелая версия — Дон. Его главное отличие состоит в наличии четвертой ступени, которая существенно увеличивает массу выводимой нагрузки. Так, Дон сможет выводить на НОО около 150 тонн, а к Луне запускать грузы массой 35 тонн. Но его создание относится к 2032-2035 году.

На данный момент определена нагрузка первых полётов. Запуск в 2028 году отправит на орбиту естественного спутника Федерацию, в следующем 2029 году в космический корабль посадят космонавтов. Программа первых двух полётов состоит в облёте Луны. В это же время будет происходить строительство орбитальной станции. Она же послужит опором для высадки на лунную поверхность. После, последуют минимум 2 запуска с компонентами сухопутной базы.

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №10

Помимо этого, бывший глава Роскосмоса Игорь Комаров заявлял о возможности осуществления марсианской экспедиции с помощью грядущего носителя. Это, конечно, фантазия, но беспилотные запуски ракета вполне себе потянет. Также, Енисей может выводить тяжелые космические телескопы на удаление в 1.5 млн км от Земли. Планируется осуществлять не менее 2 пусков в год с космодрома Восточный.

Как мы видим, планы у Роскосмоса наполеоновские. Но в принципе осуществимые. Для реализма я бы советовал сдвинуть сроки на несколько (десятков) лет вправо, хотя… вполне возможно, что это и не имеет смысла, так как всё зависит от экономики Российской Федерации и от перспектив её роста, которые при нынешнем режиме довольно туманны. Но нужно верить в лучшее и стремиться его достигнуть. Удачи!

Енисей — будущая российская сверхтяжелая ракета для полётов на Луну, изображение №12

119 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Сер 03, 2021 14:57

Отличная статья! Спасибо!
До этого не слышал о ракете “Ураган”.
Для реализма я бы советовал сдвинуть сроки на несколько (десятков) лет вправо, хотя… вполне возможно, что это и не имеет смысла, так как всё зависит от экономики Российской Федерации и от перспектив её роста, которые при нынешнем режиме довольно туманны.” – Это центральная мысль любой статьи о проектах Роскосмоса.

Сер 03, 2021 15:25

Спасибо! Про ракету Ураган у меня есть заметка, я её через некоторое время залью сюда.

Сер 03, 2021 15:40

Надо бы отметить, что это перепост с Cat_Cat)

Сер 03, 2021 16:31

Как автор имею пооолное право.
Но я рад, что и в здешних кругах знают котоимпериум.

Сер 03, 2021 15:47

Читал через строчку. Серьёзного там ничего нет….

Сер 03, 2021 16:34

Помимо Енисея существует и его более тяжелая версия — Дон. Его главное отличие состоит в наличии четвертой ступени, которая существенно увеличивает массу выводимой нагрузки. Так, Дон сможет выводить на НОО около 150 тоннПоясните пожалуйста, как наличие 4й ступени увеличивает выводимую на НОО массу?

Сер 03, 2021 17:24

При условии, что топливо в четвёртой ступени имеет отрицательную массу, все правильно.

Сер 03, 2021 17:50

та чому? Ступенева технологія саме і дозволяє максимізувати корисне навантаження. Інша справа, що навіть триступеневі системи зараз відходять з мейнстріму. А чотириступеневі, взагалі, як на мене — моветон

Сер 04, 2021 11:10

ну имхо, 4 ступень может быть каким-то двигателем. хоть ионным. с неким запасом топлива и электроникой.
фактически накладка на груз.
он него не нужна особая тяга. работает он в космосе.
нагрузки минимальны.
да его даже отстыковывать не обязательно

Сер 04, 2021 11:24

Ступень знаете ли имеет длину. И переходной отсек имеет длину. И все это будет иметь макаронные (с) размеры диаметром с Союз-6 (третья ступень). И над всем этим счастьем повесим 150 тонн в обтекателе, который хоть и может быть надкалиберным, но в разумных пределах, явно не 10 метров в диаметре. А потому снова длина. Прикиньте поперечные нагрузки на весь этот паровозик.

Сер 03, 2021 16:39

В Питере есть река Мойка. Именно так называется разрабатываемый уже долгое время в РК перспективный комплекс для полетов во сне и наяву.

Сер 03, 2021 16:40

Луна-25 строится уже довольно давно, но в октябре этого года всё-таки должен состояться запуск на южный полюс ЛуныВот лезут разные ассоциации на слова “довольно давно… но все-таки… запуск…”
Одно радует – на южном полюсе луны в ближайшее время будет безлюдно, так что пусть летят.

Сер 03, 2021 20:40

А они Луну “штатно” не развернут на 46 градусов? 😉

Сер 03, 2021 17:11

Трогательно написано. Прямо до слёз… И картинки красивые

Сер 03, 2021 18:09

Тема глав-жулика, укравшего у Н-1 идею с 30ю движками и башней – не раскрыта.

Сер 07, 2021 12:09

В смысле украл? Свидетели есть? НЕТУ. Вы простите часом, не из РФ? Движков изначально было больше, хорошо “жульничали”. В 1-ом рабочем прототипе вышло 29. Какие на*рен предЪявы?

Сер 07, 2021 13:52

Контент видалено за запитом автора

Сер 04, 2021 12:42

Трогательно написано. Прямо до слёз… И картинки красивые“Военприёмка” добралась до Alpha Centauri?

Сер 03, 2021 17:15

Предлагаю назвать статью “Самый большой распил Роскосмоса”. Про NASA же есть такая статья у автора.
А ещё у меня предложение к редакции сделать автозамену – вместо “Владимир Путин” чтобы сайт показывал “Адольф Гитлер”. С Конaныхиным же весело получилось)

Сер 03, 2021 20:04

Да, думал, что типа нейтраль будет, но потом стало понятно, что у одних попил, а у других – величайший проект.

Сер 04, 2021 12:44

А ещё у меня предложение к редакции сделать автозамену — вместо «Владимир Путин» чтобы сайт показывал «Адольф Гитлер»На Гитлера не тянет. Скорей, на Муссолини. Так что предлагаю заменять на “Великий Дуче“.

Сер 03, 2021 17:33

У остальных космических агентсв в планах 1-2 ракеты, а у Роскосмоса я уже сбился со счёта: Ангара, Союз 5, Союз 6, Амур Спг, Енисей, Дон, какойто ускоритель с крыло и думаю это не все

Сер 03, 2021 18:33

Ага. Да и вместо упомянутой в статье Федерации теперь то ли Орел, то ли Орленок. Или оба, я запутался. Ну по сути идея-то ясна, вбрасывать постоянно как можно больше проектов, оставляя почти все на этапе эскизов – это не дорого, а пиара можно много напустить, типа смотрите сколько всего делаем, при этом по факту не делая почти ничего.
Да, кстати, Луна 25 не факт что успеет в октябре полететь, а уж 28я так официально переехала на 27 год с 25го. Вообще, складывается впечатление, что по 2-летней давности данным статья написана. Та же Федерация которая 2 года как не Федерация, в 22 году точно никуда не летит.

Сер 03, 2021 18:45

Чижик-Пыжик полетит ))

Сер 03, 2021 19:17

Меня тоже это очень сильно удивило. Проект “Федерация” закрыт в 2019-м. Как автор мог такое пропустить в свою статью, непонятно. Возникают вопросы к другим данным, которые он тут пишет.

Сер 03, 2021 20:06

Та же Федерация которая 2 года как не Федерация, в 22 году точно никуда не летит.Да, там план уже на 24-й…

Сер 07, 2021 12:14

У нас тут последователи нарисовались, у них Циклон4м в 22 запустят…

Сер 03, 2021 20:08

Но будет построен только дворец Роскосмоса.

Сер 03, 2021 20:11

А еще “ядерный буксир”.

Сер 07, 2021 12:13

А реально не будет толком ничего, ну как 🙂 … За тридцать лет – 2 масс-габаритных макета на Камчатку.

Сер 03, 2021 17:45

“Через три года после полёта Бурана Советский Союз развалился”
Нехай якнайскоріше той Єнісей запускають

Сер 07, 2021 18:19

Ну ладно Союз вам чем-то не по нраву, а Россия чем вам не угодила?

Сер 07, 2021 18:52

Контент видалено за запитом автора

Сер 07, 2021 18:59

Ох, ничего себе вопрос.
Ответ на него есть, например, в этих документах
https://informnapalm.org/database/

Сер 07, 2021 23:01

Царь умер, доздравствует царь. Так понятно?
(В этой географической местности королей не было.)

Сер 08, 2021 08:44

РФ — та сама імперія. Ті самі життєві принципи, та сама загроза світу. І, перш за все — ВСІМ сусідам. Без винятку
Бо імперії, як відомо, живуть лише доки розширюються. І вся історія останніх 30 років беззаперечно підтверджує цю аксіому

Сер 07, 2021 18:49

Контент видалено за запитом автора

Сер 08, 2021 08:47

Процес об’єктивний, від нас не залежний і незворотній. Питання в темпах. Союз розвалили гонка озброєнь, санкції і війни. Але й безглузде розпорошення ресурсів на Н-1 та Буран теж додали свій внесок.

Сер 08, 2021 17:50

СССР развалился, оставив столь же агрессивную, по Вашим словам, Россию. “Такую же империю”, которая хочет расширяться и грозит всем соседям. Развалится Россия – останутся её наследники, ещё более агрессивные (так как меньше ресурсов и хочется “вернуть свою землю”).

Сер 08, 2021 18:41

Чиєї землі хочуть 14 країн, що були колись республіками? Хіба що вірмени з азербайджанцями гризуться за Карабах. І все. А чому? Тому що, коли нація стає господарем на своїй землі, чужі землі її практично не цікавлять. Національна держава в цьому сенсі самодостатня. І, навіть якщо Кубань проситиметься в склад України — навряд чи їх колись приймуть.
Точно те саме відбуватиметься і при Параді Суверенітетів-2.
Це знали і наші діди. І за те воювали:
“Мы … ведем борьбу за то, чтобы каждая нация жила свободной жизнью в своем собственном самостоятельном государстве. Уничтожение национального угнетения и эксплуатации нации нацией, система свободных народов в собственных самостоятельных государствах – это единственный строй, обеспечивающий справедливое разрешение национального и социального вопроса в целом мире.
Мы ведем борьбу против империализма и империй, ибо в них один господствующий народ угнетает культурно и политически и эксплуатирует экономически другие народы. Поэтому мы против СССР и против германской “Новой Европы”.
Мы со всей решительностью ведем борьбу против всех интернационалистических и фашистско-национал-социалистических программ и политических концепций, ибо они являются инструментом завоевательской политики империалистов”
http://avr.org.ua/viewDoc/9543/

Сер 03, 2021 17:46

Универсальной модульности нет, возврата ступеней нет, даже 1этапа выведения… В чем новации? Конверсия Протона на КероЛокс пабагатому? На дворе 21 век, летать в космос за существенно меньшие деньги, вот основной тренд. Упирающиеся этому, будут на свалке истории – увы.

Сер 03, 2021 19:55

Так вони по іншому не вміють,мабуть і за цим методом скоро розучаться

Сер 03, 2021 22:02

Так можно удешивить запуск за счёт уменьшения зарплат во всей стране. голодранцы будут запускать дешевле, но при этом сами себе запуск они позволить не смогут. Заказчик получит дешёвые пуски и возможность не портить собственную экологию, а исполнитель получит… мммм… Ничего.

Сер 04, 2021 17:39

Вы это о чем? О Российском подходе. Хотя нет, они и экологию портят гептил-амильными Протонами, и микросхем не хватает. Пуски и так дешевые, а запускать нечего. Сам Рогожкин совсем недавно плакался.

Сер 03, 2021 18:50

Люблю почитати фантастику….

Сер 04, 2021 17:39

Фонтастика так себе, для 70-х прошлого века

Сер 03, 2021 19:17

Автор забув про фактор Старшипа. Якщо Старшип полетить, це зробить всі інші існуючі носії і розробки нонсенсом. Найближчі пару років взагалі не варто що небудь робити, спочатку треба знати,чи працюватиме концепція Маска.

Сер 03, 2021 19:23

Старшип не конкурент проекту російської ракети. РФ не буде користуватися послугами Маска. Вона планує запускати власні воєнні та інші державні вантажі. Інколи, мабуть, 100-тонні супутники своїх союзників – Абхазії, Науру, Вірменії… Та конкурентів Маска на кшталт OneWeb.

Сер 07, 2021 23:05

“Абхазії, Науру,”
Да-да, и Набиру так же)))

Сер 03, 2021 20:52

Якщо Старшип полетить, це зробить всі інші існуючі носії і розробки нонсенсом. Найближчі пару років взагалі не варто що небудь робити
Какой смысл стараться, чего-то там разрабатывать, ночей не спать, если Маск всё равно всех уделает. Они это знают и поэтому спокойно пилят бюджет. Во всём будет виноват Маск, который всех задемпинговал, редиска. А военщину они и на Протонах с Союзами закинут если что.

Сер 04, 2021 10:09

Советский автопром, выпуская Москвичи, Волги, Запорожцы, также был нонсенсом относительно мирового автопрома, однако просуществовал десятки лет. Всё дело в условиях. Если изоляция, в которую загнала себя Россия, продолжится, то там так и будут создавать ракеты, морально и технически устаревшие уже к первому пуску.
Кроме того, исходя из планов создания новых ракет в Европе, Китае, Японии, Индии, через десять лет ни у одной страны, кроме Штатов, всё так же не будет многоразовых ракет-носителей.

Сер 04, 2021 12:49

Кроме того, исходя из планов создания новых ракет в Европе, Китае, Японии, Индии, через десять лет ни у одной страны, кроме Штатов, всё так же не будет многоразовых ракет-носителей. Ariane Next

Сер 03, 2021 19:59

После десятилетия вставания с колен в 2014 году была анонсирована российская лунная программа….
Первый этап (2021—2025 гг.) — «Вылазка» (мы здесь).
Улыбнуло. Я и не знал что после 2014 сразу идёт 2021 🙂
Семь лет прошло и должен быть уже второй этап — «Форпост»

Третий этап (после 2035 года) — «База»
Если потеряно 7 лет, то получим:
Третий этап (после 2042 года) — «База»

В свете всего выше изложенного ныне живущие люди среднего возраста имеют маловато шансов дожить до базы РФ на Луне.

Для реализма я бы советовал сдвинуть сроки на несколько (десятков) лет вправо…
Ну а после этого и все ныне живущие не дотянут.

Сер 03, 2021 20:06

норм статейка, ток уточню:
“Она совершила 5 испытательных полётов, каждый из которых закончился неудачей.”
все таки 4 полета…
“Так Россия окончательно потеряла возможность возродить проект. Занавес.”
даже если бы там продолжали лежать готовые к полету Энергии, на возрождение возможностей производства это мало бы повлияло…

Сер 03, 2021 20:20

Было бы неплохо картинки заливать на другой хостинг, т.к. sun9-4.userapi.com это ns1.vkontakte.ru [email protected]

Сер 03, 2021 20:56

Не важно быть – сумей прослыть, не беда!
Не важно быть – сумей прослыть, и тогда
Повсюду ждет тебя почет, а забот
Никаких и никогда.

Сер 03, 2021 21:19

Для реализма я бы советовал сдвинуть сроки на несколько (десятков) лет вправо.
Как говорит наш дорогой шеф – Главное в нашем деле… этот – реализьм!

https://youtu.be/6CIMCPv6A3U

Сер 04, 2021 06:10

И потом как с запущенной Науки посыпится на голову болты
Уважаемый писака хватит фантазировать про роскоммос

Сер 04, 2021 06:18

Автор, найми редактора. Вижу по тексту, что с русским языком и с правильностью написания имен собственных и нарицательных большие проблемы.

Сер 04, 2021 10:29

Так приведите конкретные косяки, а не эпитетами разбрасывайтесь.

Сер 05, 2021 13:24

> По идеи ракета должна иметь
думаю, вам стоит отреагировать на отправленные замечания/правки. Механизм правок на сайте работает и позволяет доводить текст до приемлемого состояния.
И без хамства со стороны других участников, да, Ваня?

Сер 04, 2021 08:50

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко.

Сер 04, 2021 12:25

Автору велика дяка за статтю! Якщо є ще матеріали щодо згаданих РН, із задоволенням би почитав!

Сер 04, 2021 12:31

«Луна-25 строится уже довольно давно, но в октябре этого года всё-таки должен состояться запуск на южный полюс Луны»
Взявши до уваги останні події і заяви Роскосмосу на кшталт « Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что корпорация не может запустить некоторые спутники из-за отсутствия микросхем, которые нельзя поставлять в РФ из-за санкций.» запуски туманні! Всі запуски туманні!

Сер 04, 2021 12:37

Вроде должны в августе аппарат на космодром отправить.

Сер 04, 2021 13:05

Не довго залишилось чекати! За місяць взнаємо ))

Сер 04, 2021 12:39

Чесно говоря, после фразы:
После десятилетия вставания с колен…стало не интересно ни читать, ни обсуждать.

Сер 04, 2021 17:41

а поржать? до слез 😉

Сер 05, 2021 12:22

Та ну.. Эта мантра перестала быть смешной еще 10 лет назад.

Сер 05, 2021 12:57

Да, это уже диагноз. “Сколеноз” называется. 🙂

Сер 05, 2021 13:05

та он с иронией так написал, а сколеноз перетекает в скрепоз, так что не тот случай)))

Сер 04, 2021 19:39

По-моему, средствами выведения в 100500 тонн сейчас никого не удивишь. Сейчас вопрос в экономике, многоразовости, универсальности

Сер 05, 2021 12:42

Один великорозумник назвав Starship Маска – літаючим сараєм. Можливо це й так. Але це поки що, і все швидко міняється. А от щодо цих “малюночків” – усе це літає лише в мультиках, і , хотілося б почути від того ж великорозумника, – як ось це усе називається? Як на мене – це такі вологі фантазії задля заспокоєння свого его. Приклад з кульбітами МКС, талановито забезпеченими розкосмосом, ми нещодавно бачили, і висновки кожен може зробити сам.

Сер 05, 2021 17:43

Сделать унифицированный УРМ, для пакетной “вязанки” не судьба? С теплозащитой и системой возврата в район пускового комплекса. Хотя да, это-же не скрепно и распилам помешает. “Инновации” по расейски – повторить Зенит 😉

Сер 05, 2021 17:50

Енисей-5 плагиат с РН “Энергия”, хотя в новых влажномечтаниях, уже метановые варианты УРМ РД-17/РД-18

Сер 07, 2021 11:23

Картинки не отображаются. Украина.

Сер 08, 2021 12:13

“Она совершила 5 испытательных полётов”…
Вставлю своё скромное замечание. Человек,пишущий об истории ракет сверхтяжёлого класса,должен поди знать,что Н-1 совершила всего 4 полёта. Пожалуйста, будьте чуточку поточнее.

Сер 10, 2021 12:01

В этот раз я вам расскажу про грядущий сверхтяжелый носитель Российской Федерации — Енисей
По-моему нам здесь в очередной раз пытаются втюхать т.н. “докучную сказку”. Лучший пример тому – сказка “купи слона”:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.

Сер 10, 2021 16:53

Хорошие сказки, увы не имеют ничего общего с реальностью.
20 лет назад я верил (будучи ребенком) в сказки РК что лунная база будет построена до 2015 года. Теперь новые сказки фантазируют, и это при том что бюджет РК не увеличивают