Почему в степях Казахстана разлагается Буран. Кто виноват?

Maximus Novikov

Статті

Многие знают, что на Байконуре, уже более 30 лет, пылиться и медленно разлагается Буран, памятник советской инженерной мысли. Но кто же виноват в том, что так получилось? В этой короткой статье я попытаюсь в этом разобраться.

41950

Лет 5 назад я узнал, что на Байконуре в одном из ангаров покоятся два «Бурана» и даже элементы РН «Энергия». Тогда моему возмущению не было предела. Над этой системой на протяжении многих лет трудились тысячи людей. На эту программу были потрачены миллионы, да что там, миллиарды. И вот теперь они стоят и ржавеют.

Однако я не сторонник сразу писать в комментариях: «Роскосмос все попилил, все пропало, караул». Я решил прежде изучить вопрос, и как оказалось, я сильно ошибся в своих первых выводах. История не стала от того менее печальной, но теперь смотришь на это совсем по-другому. Поэтому, чтобы попробовать повысить осведомленность общества, я решил разобрать эту ситуацию.

Начнём издалека. Почему программу «Буран» не возобновили? Почему мы сегодня не видим запуски этих прекрасных исполинов? Эта программа, как и проект коллег из-за океана, изначально была обречена. И хоть нам, энтузиастам, очень нравятся челноки «Буран» и «Спейс шаттл», но надо понимать, что они существовали только из-за Холодной войны. Пентагону нужно было доставлять свои многотонные спутники-шпионы, угрожать Советам возможностью украсть наши спутники и космические станции.

Советскому Союзу не хотелось отставать, он собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия». Однако системы обеих стран изначально были нерентабельны и, попросту, нецелесообразны для гражданского сектора. Но были военные, а с ними и деньги, и им было не так важна цена за килограмм на LEO (низкую околоземную орбиту). Но Холодная война на какое-то время затухла, и ракетчики начали считать деньги. Стало быстро понятно, что монструозные челноки под роль рабочих лошадок совсем не подходят. По этой же причине сейчас развивается рынок ракет легкого класса.

Новые ракеты лёгкого класса. Credit: everyday astronaut

 Технологии не стоят на месте. С каждым годом инженерам удается вместить тоже самое оборудование в более маленький корпус. Вы же не ждёте, курьер привезёт Вам пиццу на огромной фуре? Для этих целей они пользуются велосипедами. Так же происходит и с ракетами. Гораздо выгоднее использовать для этих задач ракеты среднего и малого класса. Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттлов, поэтому сейчас у компании Илона Маска более 27 бустеров, что позволяет SpaceX делать запуски почти каждую неделю. Со «Спейс шаттл» это было бы невозможно, так как восстановление одного челнока занимало более 3 месяцев. Можно было сказать: «Просто сделайте больше шаттлов, и тогда можно запускать их чаще». Но нет. Тут мы упираемся в главный нюанс. Стоимость производства одной ракеты Falcon 9 равняется 62 миллионам долларов, а стоимость запуска шаттла составила 1.5 миллиарда долларов. Для постройки одного шаттла затрачивалось более 30 миллиардов долларов. Конечно, это довольно приблизительные цифры, да и системы разные, каждая со своими особенностями. Но глобально у них одна цель. Доставлять нагрузку на орбиту. И я думаю, очевидно, что Falcon сделает это гораздо дешевле, как за килограмм нагрузки, так и за пуск в целом.

Почему я в статье о «Буране» позволил себе писать о «Спейс шаттл»? Был произведён всего один пуск «Бурана», поэтому у нас нет достоверных сведений о времени на восстановление к полету и стоимости пуска. Хоть «Буран» имел некоторые кардинально другие решения, он почти идентичен с шаттлом по размерам, габаритам грузового отсека, массой.

Space shuttle vs Buran Energiya

Поэтому мы можем использовать эту программу США для наглядного доказательства, что «Буран» являлся бы фактической растратой бюджета, если бы эта программа была бы продолжена. И даже NASA, имея в разы больше ресурсов, остановила пуски своих челоноков в 2012. Так что тут можно сказать, что Россия просто быстрее одумалась, хоть и из-за нехватки средств. И как бы нам это ни было больно признать, но эпоха сверхтяжёлых ракетопланов заслуженно ушла, какими бы впечатляющими не были пуски этих махин.

Теперь, когда этот момент уяснён, давайте вернёмся в степи Казахстана.
Что же стоит в том ангаре?
Изделие 11Ф35 МТ – макет для статических испытаний, который изначально не должен был лететь в космос. 11Ф35 2К – второй лётный экземпляр, который должен был отправиться к станции «Мир» в 1991 году, но так и остался прикован к земле.

Credit: Виталий Раскалов

 А еще там стоят 14 боковых блоков «А» РН «Энергия».

Почему же эти титаны уже почти 30 лет пылятся в цехах, и только вандалы, и дикие животные посещают этот памятник инженерному гению? Многие, не разбираясь в вопросе, сразу винят Роскосмос. Но тут вины этой госкорпорации нет. Напомню, что когда Советский Союз развалился, космодром Байконур стал территорией Казахстана. Но с 1994 года Россия арендует часть космодрома Байконур. Ключевая фраза «часть». Если изучить соглашение, действующее до 2050 года, мы можем узнать, что тот ангар, в котором сохранился «Буран», не арендуется Россией. Эта территория до 1997 года принадлежала Казахстану. Руководство страны заявляло, что у Казахстана есть планы по использованию ракетоплана. Но и они со временем поняли, что это совсем нерентабельно и нецелесообразно, поэтому продали территории этого ангара компании «Инфракос», которая собиралась запускать эти машины. Прошло много лет, а никаких пусков не произошло. Корабль уже был в совсем не летном состоянии. Компания продала эту территорию какому-то предпринимателю, который решил использовать корабль, как экспонат в музее. Но и он ничего не сделал. Более того, этот предприниматель куда-то пропал, и когда в 2018 Роскосмос обратился к Казахстану с желанием купить ангар, те сказали: «Не можем его вам продать, так как это частная территория». «Буран 2К» хотели купить и немцы, и парк «Патриот». В этом году Казахстан решил вернуть эту территорию в госсобственность, но суд заявил, что возврат имущества Казахстану невозможен. Все настолько запуталось, что есть несколько компаний и частных лиц, которые заявляют, что этот «Буран» принадлежит именно им. А пока они спорят и разбираются, ангар рушится.

Подведу итоги. Решение остановить программу «Буран» было правильным, в противном случае, просто оттягивали бы неизбежное, тратя неимоверные деньги. Но мне очень жаль, что такие прекрасные машины, в которые люди вкладывали душу, на глазах разрушаются от времени и работы недобросовестных людей.

Очень бы хотелось, чтобы этот эспалин, апогей советской инженерной мысли, был бы по достоинству сохранен. Его место в музее, а не как средство для самоутверждения вандалам и насест для птиц. Но не найдётся человека, который один был бы единолично виноват за случившееся. В этом виноват капитализм, которого все так ждали.

294 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Тра 30, 2021 21:09

Думаю что если бы Путин позвонил Назарбаеву, вопрос с Бураном был бы решён за пять минут. Но Путину это неинтересно…

Тра 31, 2021 11:14

Вы правда думаете, что по звонку Путина Назарбаев сразу же публично незаконно отнимет у кого-то частную собственность?..

Тра 31, 2021 14:19

Непублично. В Казахстане пока не европейская демократия.

Чер 04, 2021 09:48

Никому не интересно

Тра 30, 2021 21:57

В этом виноват капитализм
Скорее, права собственности, которые чтут, каким-то чудом, что само по себе важнее любого отдельно взятого экспоната.

К слову о стоимости Бурана, вероятнее всего, он был бы в эксплуатации и пусках даже дороже баснословно дорого Шатла, так как Буран каждый раз при запуске терял (уничтожал) самую ценную и дорогую свою часть — двигатели. Они находятся прям на Энергии и разбиваются всмятку вместе с ней. В тоже время Шатл возвращает их с собой на Землю целыми, пусть и поработавшими.

В итоге, более бедная страна построила себе более дорогой “звездолёт”. Иронично.

Тра 30, 2021 23:11

 Буран каждый раз при запуске терял (уничтожал) самую ценную и дорогую свою часть — двигатели. Они находятся прям на Энергии и разбиваются всмятку вместе с ней.Там была идея возвращать Энергию по частям на парашютах, как я понял. Просто не хватило ресурсов, чтобы до ума довести. К 90-му году СССР уже трещал по всем швам, было не до космоса. А так бы мог быть полностью многоразовый корабль раньше Старшипа.
В итоге, более бедная страна построила себе более дорогой «звездолёт». Иронично.Экономику использования Бурана мы уже никогда не узнаем.

Тра 31, 2021 00:09

Идей то всегда пруд пруди, ценность же имеют лишь те, что дожили до реализации,)

Тра 31, 2021 07:38

“Там была идея возвращать Энергию по частям на парашютах, как я понял.”
многоразовыми проектировались боковушки, центральный блок заканчивал путь в океане вместе с двигателями, интересный был проект Энергия-2, полностью многоразовый…

Тра 31, 2021 16:39

возвращать Энергию по частям на парашютахУ Маска тоже была такая идея, помнится. Не взлетела. Т.е. технически воплатить ее не смогли даже спустя 20+ лет. Следовательно, идея – так себе, придуманная на коленке, лишь бы оправдать чудовищную неэффективность этой связки. Так что нет, не мог бы.

Чер 03, 2021 03:18

Возвращать планировалось всего лишь БлокиА. Это дорогие, но “керосинки”, рд-170. И хотя теоретически они почти не требовали ” переборки” после полета – фактически могли и требовать каких-то работ. Плюс приземление ступеней “перпендикулярно рабочей нагрузке”. Но вот с двигателями второй ступени, размещенными на блокеЦ водородниками РД-0120 все хуже – их возвращать не планировали, ибо они почти выходят на орбиту, и “падают ” оттуда.

Чер 03, 2021 14:33

Там была идея возвращать Энергию по частям на парашютах.Существовали также проекты оснащения первой ступени проекты оснащения блоков первой ступени складываемыми крыльями. Если не ошибаюсь, упор хотели сделать именно на этот вариант.
А так бы мог быть полностью многоразовый корабль раньше Старшипа.Комплекс “Энергия – Буран” не предусматривал повторное использование второй ступени. Тут, скорее, особое внимание следует уделить ГК-175 (т.е. “Энергия-2”). Однако, ГК-175 изначально предназначался только для выведения полезной нагрузки на орбиту.

Чер 01, 2021 10:41

>”Скорее, права собственности, которые чтут, каким-то чудом, что само по себе важнее любого отдельно взятого экспоната.”

Скорее управленцы, которые продали его. А законы и частную собственность тут трогать не надо. Космический корабль в частные руки, даже прототип, да, ещё и в Казахстане. Я бы понял, в США или какой развитой стране…

Чер 01, 2021 12:24

Ну, продажа, это дело лет давно минувших. А дела текущие, всё же, про то, что просто так взять то, что хочется взять, нельзя. Занятно и то, что суд отказал правительству. Нам бы суд способный сказать другим ветвям власти “нет”…

Что до развитых стран, предметами же искусства владеют частные лица, как и архитектурными памятниками, как и историческими экспонатами, типа мумий. Принципиальной разницы нет.

Да, история с Бураном неприятная, но от этого не становится чем-то вопиющим или невозможным “за бугром”. К тому же, будем честны, у нас есть проблемы тысячекратно превосходящие 1 заброшенный гений инженерной мысли. Системные.

P.S. Казахстан, как это ни странно, политически более прогрессивен, чем РФ. Да, там всё ещё много проблем, но по пути развития он опережает большого соседа. Сам удивился, когда начал натыкаться на такие данные от политологов (настоящих, а не самоназванных из телика).

Чер 04, 2021 09:28

Буран это полезная нагрузка, а не РН.

Чер 04, 2021 16:55

В этом то и проблема.

<>
А приземлялся он на каких двигателях?

Чер 06, 2021 19:52

Он планировал на крыльях + манёвровые движки для коррекции, не более.

Тра 30, 2021 22:07

Контент видалено за запитом автора

Тра 30, 2021 22:36

Статья писана дилетантом с кучей пропагандистских штампов.
Некоторые фразы – прямой плагиат.
Вы же не ждёте, курьер привезёт Вам пиццу на огромной фуре?….Фраза заимствована Everyday Astronaut

Россия просто быстрее одумалась, хоть и из-за нехватки средств.Программа Энергия-Буран была приостановлена еще в 1990 году,т.е при СССР. Россия одумывается до сих пор, что бы еще остановить.
NASA, имея в разы больше ресурсов, остановила пуски своих челоноков в 2012НЕ! В июле 2011. Как следствие катастроф, а не недостатка ресурсов.
собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия»Скиф пытался взлететь без Бурана. Это другая история.
Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттловА это при чем? Они никогда не конкурировали и не пересекались во времени.
И как бы нам это ни было больно признать, но эпоха сверхтяжёлых ракетопланов заслуженно ушла, какими бы впечатляющими не были пуски этих махин.Ну да…. По-моему, она только начинается….

Тра 30, 2021 22:46

Вы пропустили слово “махровым”. …махровым дилетантом. Всё остальное верно на 100%.

Тра 31, 2021 15:50

Спасибо за критику. Но не со всем я согласен.

  1. «Фраза заимствована Everyday Astronaut»
    Не уверен чем использование наглядного примера – худо. Это только хороший пример, но никак не плагиат его темы, исследования. Или же у нас теперь желание наглядней обьяснить свою точку зрения наказуемо?

  2. «Программа Энергия-Буран была приостановлена еще в 1990 году,т.е при СССР. Россия одумывается до сих пор, что бы еще остановить»
    Имелось ввиду, что Россия решила не продолжать финансировать эту программу, что в моем понимании синонимично с «одуматься», в данном контексте.

  3. «Скиф пытался взлететь без Бурана. Это другая история»
    Безусловно, Скиф это другое. Но в том числе и из-за него началась разработка РН Энергия. А разработка Энергии и Бурана стартовали одновременно. Поэтому не думаю что стоит разделять эти программы, ибо все это было программой военных, которые просто решили убить сразу несколько зайцев. Или получить прикрытие, но это уже другая тема.

  4. «А это при чем? Они никогда не конкурировали и не пересекались во времени»
    Вы уверены? Технологии, а особенно космонавтика, никогда не идут назад. Тогда была бы деградация отрасли. Почему же тогда NASA решила сменить шатлы на falcon? Да, напрямую они не пересекались. Но зачем тогда NASA финансировали разработку Falconа, если у них был рабочий, тяговитый шаттл. Вы же не верите что все из-за «безопасности»? После первой катастрофы шаттла еще 25 лет пускали шаттлы. После второй еще 8 лет пускали их. И почему-то небезопасность никого не пугала. Причина проста. Нужно просто изучить полезную нагрузку которую выводил этот челнок. Он нужен был военным, а им, как и в любой стране мира, плевать на смерть семи человек, ведь они хотят «спасти тысячи людей». Как только эта нагрузка стала компактней, военные бросили шатл, а вслед и NASA, которой гораздо дешевле использовать для своих задач Атласы.

  5. «Ну да…. По-моему, она только начинается….»
    Прошу прощения, но тут Вы показываете свою техническую неграмотность. Не называйте starship ракетопланом. У него совсем другая конструкция и концепция, которая во многом решила проблемы space shuttle. Я говорил именно о сверхтяжёлых ракетопланах. Не все что возвращается из космоса – ракетоплан, изучите вопрос.

Рад, что вы написали этот комментарий, и у меня была возможность уяснить некоторые моменты.

Тра 31, 2021 16:06

у меня была возможность уяснить некоторые моменты.Та нет, не уяснили. Детский лепет. Не надо так изворачиваться.
Учитесь хорошо и умейте признавать свои ошибки.

Тра 30, 2021 22:51

))) Вас уже обвинили в плагиате и в пропаганде, выдернув цитаты из контекста) У меня всего лишь один голос – и это будет лайк. Согласен что остановить программу было правильным решением, и большой вопрос зачем вообще выкупать эти образцы?

Тра 30, 2021 22:58

 выдернув цитаты из контекста)Да нет, просто из текста. Что написано пером… наверно должны знать.. Более того, дал обоснование, Вы как всегда, отделались общими фразами.
большой вопрос зачем вообще выкупать эти образцы?Музей знаешь? Выставка ходишь? История учишь? Не?
Ну тогда – забей!

Тра 31, 2021 19:17

Музей знаешь? Выставка ходишь? История учишь? Не?Ну тогда — забей! Спасибо за советы, вопрос немного о другом, зачем выкупать, если можно забрать, на добровольной основе конечно. Зачем эти объекты вообще Казахстану – для того чтобы продать подороже? Проще договориться, ясно же что там где они сейчас образцы просто погибнут.

Тра 30, 2021 23:07

Красноречивая картинка, опубликованная в полночь.. 🙂

Тра 30, 2021 23:20

Красноречивая картинкаНу просто очень много красного. 🙂

Тра 30, 2021 23:18

Я так понимаю, жаловаться администрации на политику бесполезно? 😉

Тра 30, 2021 23:24

Это не политика. Это о наболевшем. :))
(меня не забанят?)

Тра 31, 2021 02:01

Если очень надо, я могу вынести ему предупреждение. Но сейчас не вижу, за что.

Тра 30, 2021 23:17

Стало быстро понятно, что монструозные челноки под роль рабочих лошадок совсем не подходят. По этой же причине сейчас развивается рынок ракет легкого класса.Интересно, как автор планирует запускать людей с СЖО и припасами на ракетах лёгкого класса? 😉

Тра 30, 2021 23:40

Простите, а зачем? Для подавляющего большинства прикладных задач хватит легких носителей. До 1-2т на НОО, за как можно меньшие деньги, например за 1-2М$. Старшип ваяют за свои и средства венчурных капиталистов 100$/kg >> 10$/kg.
Потому как/если вернут нормального Гетмана – надо свой вариант Електрон-а ваять. Без бюджетного финансирования. Без падающих отработанных частей носителя, возвращающихся к месту старта ускорителей. ЛКИ и эксплуатация с экспедиционного многокорпусного судна. Снимается множество проблем с безопасностью и разными согласованиями. Пуск из малосудоходных районов.

Тра 31, 2021 00:02

Для разных задач нужны разные носители. Автор же утверждает, что можно обойтись лишь лёгкими ракетами. В итоге люди летают древними Союзами. Да, они надёжны и проверены временем, но нужно таки двигаться вперёд.
По поводу вывода мелких спутников: хотя в то время райдшеринг ещё не изобрели, но рынок постепенно бы среагировал. При полной многоразовости всех ступеней вполне возможно стоимость вывода была бы ниже. Но уже всё, прокомпостировали. Теперь Маск строит “монструозный челнок”, и утверждает, что это будет мегавыгодно.

Тра 31, 2021 00:10

Потому как/если вернут нормального Гетмана…Никто нам ничего не вернёт. Всё сами. 🙂
Только у меня подозрение, что то, что Вы называете нормальным, мне не ок. Так что нужно искать альтернативу, устраивающую всех. Мы же не будем уподобляться тем, кто “коней на переправе не меняет” десятками лет?

Тра 31, 2021 04:50

Сейчас не наблюдается таких машин. Электрон за ~8млн, пускает 300 кило.

Тра 30, 2021 23:49

емнип летный эзк. разрушен при обрушении крыши, а разрисовали то что для статики строился

Тра 31, 2021 08:22

У космічних кораблів того проєкту були власні імена.
Изделие 1.01 «Буран» – той що літав, був розчавлений стелею.
Изделие 1.02 «Буря» – саме його підфарбували.
Изделие 2.01 «Байкал» – десь гниє.

Тра 31, 2021 03:03

“Чувствуют себя героями”: владелец “Бурана” ответил вандалам.
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/chuvstvuyut-sebya-geroyami-vladelets-burana-otvetil-vandalam-438512/amp/

Тра 31, 2021 12:42

Вот, а говорили, что собственника найти не могут.

Тра 31, 2021 03:42

Это так мило:
Пентагону нужно было доставлять свои многотонные спутники-шпионы, угрожать Советам возможностью украсть наши спутники и космические станции.
Ух они злодей какие, зато мы такие няшки:
Советскому Союзу не хотелось отставать, он собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия».
Ещё:
Хоть «Буран» имел некоторые кардинально другие решения, он почти идентичен с шаттлом по размерам, габаритам грузового отсека, массой.
СССР скопипастил всё что смог с Шатла, и все изменения – это то чего не смог. Пару месяцев назад тут статья была на эту тему.
Ещё:
В этом году Казахстан решил вернуть эту территорию в госсобственность, но суд заявил, что возврат имущества Казахстану невозможен.
Всё очевидно до банальности. Казахстан не хочет за дёшево отдавать, потому и “предпринимателя” придумали, и “пропал” он куда-то, а-ля “мы звонили, а он двери не открыл”. Дали бы бабла больше то и предприниматель бы отыскался и все документы. Сами бы прибежали с оформленными документами в зубах, весело виляя хвостиками и преданно заглядывая в глаза.

Ни в коей мере не хотел обидеть автора. В целом я разделяю его чувства, но надо быть более честным с самим собой. Не надо сглаживать острые углы до такой степени. СССР развалился, космос прос…али, Буран изначально мёртвый проект, Спейс Шатл безумно дорогой, а Буран мёртворождённый. Да, неплохо бы его в музей, хоть и немецкий, но мы лучше либо сгноим, либо сожжём. И последнее: не тот бок Бурана показали на последнем фото. Не надо смягчать.

Тра 31, 2021 09:42

Контент видалено за запитом автора

Тра 31, 2021 14:31

Мне одному история с Бураном напоминает судьбу крейсера Украина?

Чер 05, 2021 08:58

СССР скопипастил всё что смог с Шатла, и все изменения — это то чего не смог. Пару месяцев назад тут статья была на эту тему
Выдумывайте больше) Шаттл и Энергия-Буран это концептуально разные проекты.

Чер 06, 2021 18:46

Шаттл и Энергия-Буран это концептуально разные проекты.
И именно поэтому они похожи как близнецы 🙂 И в чем же тогда их концептуальное различие?
Выдумывайте больше)
Так почему же вы проигнорировали это:
Пару месяцев назад тут статья была на эту тему
и не привели своих аргументов?

Тра 31, 2021 06:28

монструозные челноки под роль рабочих лошадок совсем не подходят. По этой же причине сейчас развивается рынок ракет легкого класса.Гораздо выгоднее использовать для этих задач ракеты среднего и малого класса. Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттловэспалинВ этом виноват капитализм, которого все так ждали.У меня хронический фейспалм

Тра 31, 2021 12:48

В этом виноват капитализм, которого все так ждали.Ха, я эту подпись пропустил, как и “эспалин”. 🙂
Да, логичное завершение статьи с такими акцентами.

Чер 06, 2021 17:46

А я именно из-за этой цитаты влепил диз.
Нет, как раз из-за дорвавшихся до власти “капиталистов” все полимеры были прос… Но, думается мне, автор обвинял не их)

Тра 31, 2021 06:52

В этом виноват капитализм, которого все так ждали.
А при чём тут капитализм?
У меня на даче забор завалился… а я всё тяну с его ремонтом… тоже, капитализм, видимо, виноват!? 😉

Тра 31, 2021 12:50

А кто же ещё виноват? Конечно капитализм! Пришёл бы социализм и всё сам починил! 🙂

Тра 31, 2021 15:56

Я сам не любитель подобного рода утверждений. Но это тот редкий случай, где я могу позволить себе так сказать. Мне сложно представить чтобы такой бардак с собственностью и правами на имущество был бы при советском режиме. Поправьте меня, если я не прав.

Тра 31, 2021 07:51

Спасибо за материал. Думал все “Энергии” утеряны. Две вроде разрушены в 2002 году при обрушении ангара где хранились. Это какая-то традиция ничего не хранить и не беречь.

Чер 01, 2021 16:10

традиция ничего не хранить и не беречь.А Ленин? Хранят, берегут.

Чер 01, 2021 16:12

А Ленин? Хранят, берегут.И дело потихоньку возрождают…

Тра 31, 2021 12:54

Як на мене, інакше і бути не могло. І не буде

Тра 31, 2021 14:31

Начались каникулы?

Тра 31, 2021 14:31

Ну, и чего заминусили статью? Из “прынцыпов”? Каких, интересно? Мой +

Тра 31, 2021 14:37

Ну, лично я поставил минус за финальный пассаж о капитализме. Терпеть не могу подобное нытьё, увы (не в обиду автору). Ужасный капитализм виноват в том, что прекрасный совсоюз надорвался и лопнул, а чудесные люди, этим совсоюзом взращённые, не особо рвутся сохранять его наследие 🙂

Тра 31, 2021 14:41

Последний пассаж даже выделен чёрным цветом. Он никак не влияет на качество основного текста. Это частное мнение, специально обозначенное, типа З.Ы.. Вы ставите оценку тексту статьи или личному мнению автора?

Тра 31, 2021 14:46

Мой “минус” за потуги на экспертизу, щедро пересыпанные какими-то идеологическими штампами. Сравнивать результаты использования “Шаттлов” с единственным полетом “Бурана”, делая при этом серьезное лицо – это даже не попытка анализа причин заброшенности образцов на картинке.
А то вот я летом 2018 сделал такой снимок, и никак не могу понять почему этот проклятый капитализм приводит к двум таким разным результатам.

Тра 31, 2021 14:57

А Вы полистайте всю прошлую историю публикаций на эту тему, хотя бы на этом сайте. Там было много дискуссий по этому поводу. И прежде, чем минусовать,
хотя бы вникните в суть дела.

Тра 31, 2021 15:16

Более того, утверждать, что шаттлы могут быть заменены ракетами “малого и среднего класса”…
ОК, у вас есть ПН массой 7 тонн на ГПО. Давайте впихнем ее в “Союз-2”.
Хотя я не минусовал. я просто не согласен с некоторыми ключевыми тезисами.

Тра 31, 2021 15:38

Мне в принципе статья не очень зашла, даже без последних абзацев с личным мнением, которые я не заметил. Новой информации для меня в ней почти нет и я не стал бы эту статью кому-то рекомендовать. Ставил минус, т.к. был удивлён положительным рейтингом.

Тра 31, 2021 15:44

Ставить оценку по чужому рейтингу – супер способ. Нет для Вас новой инфы – проходите мимо. Для кого-то другого может и есть новость.

Тра 31, 2021 21:18

Контент видалено за запитом автора

Тра 31, 2021 18:50

Мертворожденный проект, стандартная реакция на хотелки политиков в авторитарном государстве. Советы ни по культуре производсва, ни по финансам – не могли потянуть такой амбициозный проект

Тра 31, 2021 20:15

Какие-то фантомно-буранные боли. За спейс-шаттл, который в разы успешнее, говорят меньше. Макет этого изделия стоит в немецком музее, т.е. как техническое достижение “Буран” точно увековечен, а вопрос “почему рф не заберет оставшиеся образцы себе?” интересный. С одной стороны – рф гордиться только прошлыми достижениями и данный “Буран” мог стать отличным поводом для пропаганды а-ля “дидылетали” и прочее. С другой стороны – рф на данный момент важнее храм в болотном цвете и 100500 военных частей на границе с НАТО, ну и про дворцы не забываем…

Чер 01, 2021 11:14

Хм, тут стоит вспомнить историю с крейсером Украина и заводом ТАПОиЧ в Ташкенте. За ненужный собственному флоту старый крейсер Украина запросила ни много ни мало один миллиард долларов. За возобновление производства Ил-76 в Ташкенте узбеки запросили в 2008 году в виде инвестиций/взятки в завод в размере один миллиард долларов без каких-либо гарантий (идентична сумма прям с потолка взята в обоих случаях). У всего есть своя цена и два мёртвых недостроенных Бурана не стоят тех денег, за которые их хочет продать казахский бизнесмен, получивший на них право собственности лишь по счастливому для него случаю. Они лишь немногим дороже металлолома.

Тра 31, 2021 20:18

Граффити вообще не правильные нарисовали. Надо было нарисовать колбасу по 2,20, женские чулки и болгарский шампунь, т.к. именно за этими товарами стояли в очередях те люди, которые проектировали это “великое достижение великой страны”

Тра 31, 2021 20:28

Ну хорошо, если команде альтернативно одарённых позволено минусовать достаточно нейтрально поданную тему, то почему мне, обычному юзверю, не позволено лицезреть как плюсующих так и альтернативных, что за фейсбучные приёмчики?

как пагодка в стране папедившего коммунизма?

Тра 31, 2021 22:42

Нормуль, кочумаем, а страна победившей незалежности пагодкой поделиться желает? Почём торгуете?

Чер 01, 2021 08:58

для меня эта статья является парной новостью вот к этому:
https://ic.pics.livejournal.com/ibigdan/8161099/16562885/16562885_original.jpg

Чер 01, 2021 10:28

Сколково…

Чер 01, 2021 11:20

эспалин?! Что-то новое 🙂

Чер 01, 2021 11:29

Воспалин…

Чер 01, 2021 17:29

Отвечаю по существу:
Почему в степях Казахстана разлагается Буран?Потому что он сейчас на фик никому не нужен. Время “Буранов” ушло.

Кто виноват?Никто. См. ответ выше.

Чер 03, 2021 19:42

можно конечно повторять пропаганду о том что челноки только для военных задач, и чтоб утащить русские спутники на землю но есть факты.
МКС во многом построена благодаря Шаттлам.
Так же как и установка и очень важные ремонты Хаббла. Были также ремонты других спутников, которые были очень важными и все такое

Чер 05, 2021 16:15

Да кроме Бурана – знаешь сколько железяк – ускорителей, реакторов, самолетов типа Каспийский Монстр, понастроено, незапущено и заброшено! А производств, городов, деревень!

Чер 05, 2021 16:28

Кто такой ЭСПАЛИН? Что-то из аптечных лекарств?

Автор – двоечник, надо писать не эсполин, а исполин!!!!

Автор, надо писать не эспалин, а исполин

Эспалин, апогей – ошибка, учись писать правильно – экспалин, опагей…

Чер 08, 2021 12:54

Мне как конструктору двигателей блока Ц противно читать комментарии Идиоты причём здесь Беларусь и т д и т по

Чер 08, 2021 13:07

Не надо ругаться – эспалины этого не любят. 🙂
Беларусь такая же наследница СССР, как и все остальные. А это живое обсуждение.

Чер 08, 2021 15:20

(модераторское)
А вот ругаться на людей вы здесь совершенно точно не будете