ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Лунные пещеры

Этот текст также доступен на русском языке

Немую короткометражку 1902 года Le voyage dans la Lune (Путешествие на Луну) часто считают одним из первых в мире научно-фантастических фильмов. Примерно за двенадцать сюрреалистических минут фильм рассказывает об удивительных приключениях шести астрономов- астронавтов на Луне. Весёлый экипаж, одетый как волшебники, грузится в капсулу и пушкой отправляется на встречу нашему спутнику. Благополучно “приземлившись”, храбрая шестёрка спускается в пещеры, где обнаруживает гигантские грибы. Затем их захватывает местное население – насекомообразные лунатики, и ведут ко двору своего короля.

Конечно, пушкой для отправки человека на Луну мы пользоваться не будем, да и первый контакт под лунной поверхностью тоже фантазия. Но по крайней мере один аспект фильма оказался верным : на Луне есть пещеры. Наши знания о них ограничены, но от этого они не становятся менее привлекательными мишенями для будущих исследователей космоса. На самом деле, когда-нибудь эти пещеры могут стать нашим домом.

Georges Méliès. Untitled sketch for A Trip to the Moon. 1902.

Итак мы решили, ну или собираемся жить в лунной пещере, тогда нам необходимо лучше понять наш новый дом. На Земле причиной возникновения подобных объектов является эрозия, а так как на Луне мы не встретим жидкой воды, можно предположить что на Луне первопричиной появления является (являлся) вулканизм.

Горячая лава начинает извергаться и стекать по склону вулкана, неравномерно охлаждаясь. Наружный слой потока остывает быстрее чем внутренний, формируя корку. Внутренний же продолжает оставаться достаточно горячим и продолжает движение проедая туннели и формируя пещеры названные лавовыми трубками.

Подобные объекты встречаются и на Земле – в Исландии, на острове Чеджу (Ю.Корея) и в восточной Африке. Большинство из них длиной в пару километров, но не все. Например пещера Казумура на Большом острове (Гавайи) имеет длину 65 км, и в некоторых местах, её ширина составляет почти 2 метра.

Лавовая пещера Нахуку-Терстон на Гавайях.
 NPS Photo/D. Бойл

Но на Луне при зарождении подобных формаций действуют иные правила. “Луна-это экстремальная среда”, – говорит Трейси К. П. Грегг, вулканолог из Университета Буффало. “Если бы мы взяли [вулкан] и просто переместили его на поверхность нашего спутника, мы бы заметили разницу как в самом процессе извержения так и в возникновении лавовых пещер.

Как известно ночь на Луне длится чуть более 14 земных суток, и температура может упасть до −170 °C. Извергающая лава при подобных температурах остывает гораздо быстрее, точнее быстрее остывает её наружная оболочка. К тому же лунная лава, как правило, более текуча, чем земная лава, что позволяет ей перемещаться с большей скоростью.

И это конечно это ещё не все различия между двумя мирами. Ещё один фактор – гравитация : сила притяжения на Луне составляет всего одну шестую часть от земной, что влияет на саму структуру основы будущих пещер. Возможно лунные пещеры сделаны из более прочного материала : “Там нет воды”, – говорит Дэвид Блэр, координатор научных исследований из Brown University. – Здесь нет ни океанов…ни рек…ни дождя. И поэтому [лунная] порода остаётся более прочной, в течение более длительного периода времени.

В совокупности эти факторы могут означать, что лавовые трубки Луны могут затмить даже самые большие из их земных аналогов. Когда Блэр был аспирантом в Purdue University, он провёл своё исследование. Его работа предполагала, что лунные лавовые трубки могут быть около 5 км в поперечнике—достаточно широкими, чтобы разместить в них остров Манхэттен. И эта работа показывает как мало мы знаем о нашей луне, даже спустя полвека после миссии “Аполлона”.

В семидесятых годах было сделано несколько обоснованных предположений…но они основывались на устаревших знаниях о лунных материалах”, – говорит Блейр. “И в течение следующих десятилетий, эти предположения оставались основой для нашего понимания о формировании лунных пещер.

Интересно что одна из миссий программы (Apollo 15)совершил посадку в Хэдли Рилл, который можно считать одним из проявлений как лунного вулканизма так и появлением лунных трубок, хотя он выглядит как обычное русло реки.

Хэдли Рилл, один из снимков миссии Apollo 15
NASA

До сих пор нет научного консенсуса о том, как образовались эти извилистые рытвины, но одна теория утверждает : это были лавовые трубки, верхняя часть которых (крышка) со временем просто рухнула. образовав канал. Если это правда, то наблюдения действительно подтверждают теорию Дэвида Блэра.
14 сентября 2007 года с японского космодрома стартовала миссия, благодаря которой были получены более убедительные доказательства – миссия Kaguya. Бесформенный кубоид, официально известный как Селенологический и технологический исследовательский аппарат (SELENE), был запущен Японским агентством аэрокосмических исследований для измерения гравитационного поля Луны и наблюдения за её поверхностью. Наблюдая за изрезанным ландшафтом, называемым холмами Мариуса, одна из камер запечатлела необычную дыру размером с “Боинг-747”.

Яма Marius Hills – окно в крыше из лавовой трубки?
 NASA/JPL

В 2011 яму Marius Hills посетил ещё один аппарат – LRO, который обнаружил подобные объекты и на Северном полюсе Луны. Несколько лет спустя уже миссия GRAIL обнаружила по крайне мере десять аномалий в гравитационном поле Луны. Исследователи полагают, что это своего рода отпечатки подземных пещер шириной более километра.

Но пока у наших исследователей нет изображений внутренней части лунной лавовой трубки, все теории о возникновении и формировании остаются теориями. “Насколько они длинные, насколько обширны – это остаётся для нас загадкой”, – говорит Анджело Пио Росси, геолог из Бременского университета Якобса в Германии.

Идея использовать лунную лавовую трубку в качестве места обитания человека на самом деле не нова; она существует по крайней мере с 1980-х годов, и именно поэтому они остаются первоочередными объектами для исследований. И сейчас , когда человечество готово вернуться на Луну — на этот раз навсегда, если всё пойдет по плану,—возникает новая волна интереса к этой идее.

Да жить и работать на поверхности Луны идея заманчивая. Но что делать с постоянной бомбардировкой небольшими метеоритами, которые не сгорают без атмосферы, что делать с опасным излучением и большими перепадами температур? С другой стороны пещера как жильё обеспечит встроенной защитой от всех этих невзгод. Жизнь под поверхностью может также облегчить доступ будущему лунному населению к залежам льда-ценному источнику воды. Трудно недооценивать, насколько это облегчило бы жизнь на Луне.

Но, опять же, наши познания об этих объектах сформированы на основе теорий и нескольких изображений. Итак, помимо обеспечения достаточной безопасности , что же нам необходимо узнать о нашем будущем доме?

Это можно сравнить с покупкой дома, – говорит Грегг. – Вы не купите дом, с прохудившейся крышей, которая вот-вот рухнет. Ну или для начала проведёте капитальный ремонт жилья перед переездом.” И конечно убедимся что у нас достаточно места – комфортно жить не запретишь, даже если наше пребывание будет коротким.

Робот-спелеолог DAEDALUS (Дедал).
Юлий-Максимилиан/ESA

Мы ещё не знаем существует ли идеальное жильё для будущих миссий, но прежде чем самим искать его на Луне мы можем отправить наших помощников – роботов. Действительно, исследование таких пещер “является одним из следующих вызовов для NASA”, говорит Али Ага, исследователь Лаборатории реактивного движения (JPL). А в последнее десятилетие проектировщики ряда миссий предложили свои идеи для автономного исследования лавовых трубок.

Но планирование подобных подземных миссий требует преодоления логистических препятствий, с которыми мало кто из исследователей космоса сталкивался раньше. Как вы будете общаться с аппаратом, находящимся под поверхностью? Как попасть внутрь лавовой пещеры?

Планы по исследованию пещер резко сдвинулись с места в 2019 году, когда Европейское космическое агентство (ЕSА) заявило о приёме заявок от заинтересованных групп. Пять различных групп отправили свои проекты в ЕSА, каждая из которых рассматривала эти проблемы и их решения—привязанные марсоходы, рой роботов, шарообразный аппарат. На сегодняшний день количество изучаемых проектов уменьшилось до двух, и в настоящее время они проводят более углублённое исследование.

Одна группа фокусируется на том, как войти в лавовую трубку. Их решение состоит в том, чтобы использовать кран, опускающий ровер внутрь пещеры. Соединительный кабель может одновременно служить связующим звеном с аппаратом, снабжая его энергией и позволяя ему общаться с группой исследователей. Это будет первый в истории лунный кран, работающий при низкой гравитации и при отсутствии атмосферы.

Ровер, называемый Дедалом, является целью для второй группы, которая представляет его в виде сферы. Это будет первый сферический ровер, форма которого может идеально подойти для исследования пещер.

Когда Дедал спустится через окошко в крыше пещеры, он начнет передавать изображение окружающего его мира. Ровер будет сканировать пещеру с помощью лидара (лазерного радара), что позволит ему составить карту пещеры—и определить ее вместительность—даже в темноте, измерять температуру и уровень радиации.

Важно отметить, что это всего лишь концепты. То, что в итоге получится как полноценная миссия может резко отличаться от этих проектов. Довольно скоро ESA примет окончательное решение какая именно концепция подходит, и если всё пойдёт хорошо, эта миссия ЕSА может быть запущена примерно в начале 2030-х годов.

А до тех пор геологи смогут оценить, что же нас ожидает на Луне посещая их аналоги на Земле . Посещая их, учёные могут не только узнать больше о лавовых трубках в целом—как они формируются и растут—они могут проверить оборудование, которое они смогут однажды использовать, они могут попрактиковаться в управлении роботами в труднодоступной и извилистой среде.

Команда Дедала, например, ранее работала на Лансароте на Канарских островах. Пещеры там неплохой аналог лунных – вулканы там молоды, а в пещерах нет растительности.

Лансароте.
ЕКА–А. Ромео

На другом берегу океана роботы уже работают по исследования лавовых трубок в Lava Beds National Monument , в рамках проекта NASA BRAILLE. Роботы , испытываемые здесь, разработаны и созданы командой CoSTAR, международной группой, в которую входят учёные и инженеры из JPL.

Люди хотят исследовать не только пещеры на Луне —в конце концов, лавовые трубки не ограничиваются Луной. Подобные пещеры, вероятно, существуют на планете Меркурий, спутнике Юпитера Ио и в любом другом мире, где есть лава. Лавовые трубки определённо существуют на Марсе, и также были предложены в качестве мест обитания человека. Вполне возможно, что эти пещеры служили убежищем для жизни— и, возможно, до сих пор служат ей домом.

Увійдіть, щоб читати ще 26 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Кричуща Аліса Селезньова

Мешкати поза землею в умовах безпеки та комфорту близьких до земних - можна тільки в печерах. Треба надійно утримати атмосферу дійсно великих об'ємів, щоб мати достатній для щастя життєвий простір.

Чудернацький Іншопланетянин

> Судя по углу наклона её тени, учёные пришли к выводу, что глубина этой дыры превышает её ширину, что в значительной степени исключало возможность того, что это был ударный кратер. Возможно это ударный кратер плавно переходящий во вход в пещеру. Если бы потолок в лавовых трубках легко проваливался, то таких дыр было бы полно. Да и страшно было бы жить в пещере, в которой крыша сама по себе обваливается.

Ідейний Джеф Бізнес