Орбитальное маневрирование. Большая и малая тяга

Рассказ о манёврах на орбите. Кратко и с формулами.

14165

Зачастую нам кажется, что раз в космосе вакуум и невесомость, значит двигатель космического аппарата – это единственная действующая на него сила. Но в реальности главной силой почти всегда является притяжение планеты, на орбите которой аппарат находится, а потому результаты работы его двигателя оказываются контринтуитивными. Давайте в этом разберёмся.

Набор орбитальных манёвров, совершаемых разгонным блоком Бриз-М при выведении спутника на орбиту, близкую к геостационарной
Рисунок не в масштабе

Орбита космического аппарата определяется Кеплеровыми элементами. И этих элементов орбиты есть целых шесть штук:

  1. большая полуось
  2. эксцентриситет
  3. наклонение
  4. долгота восходящего узла
  5. аргумент перицентра
  6. средняя аномалия
Схематичное изображение орбиты

Но говорить мы тут будем только о двух параметрах: высоте над поверхностью Земли и наклонении орбиты. Причём высота будет считаться не относительно поверхности в конкретной точке, а относительно среднего радиуса Земли, равного 6371 км. Т.е. Земля будет считаться идеальным шаром. Да и сами орбиты будем по большей части круговыми считать. Наша задача лишь в том, чтобы понять, как в принципе совершаются орбитальные манёвры, а не в том, чтобы совершить манёвр в реальности, поэтому подобное упрощение вполне уместно.

Ещё одно упрощение даёт нам сама жизнь… На практике орбитальное маневрирование делится на два диаметрально противоположных случая: маневрирование двигателями большой тяги (ЖРД) и маневрирование двигателями малой тяги (плазменными, ионными и т.п.). В первом случае двигатель в момент манёвра становится главной действующей силой. Но именно в момент! Т.е. его воздействие кратковременно, в разы короче времени, необходимого на один виток по орбите, можно считать, что он мгновенно меняет скорость космического аппарата. Во втором случае двигатель может работать днями, месяцами и даже годами, но его тяга абсолютно ничтожна по сравнению с притяжением планеты, являясь лишь малой поправкой к ней. Самым сложным для расчёта был бы случай длительной (несколько витков вокруг планеты или более) работы двигателя с тягой, соизмеримой с силой притяжения, но на наше счастье (ну или несчастье, как посмотреть) такое почти никогда не встречается.

Для начала рассмотрим наиболее простой случай – большую тягу. И попробуем с её помощью поднять высоту нашей круговой орбиты.

Изменение высоты орбиты по Гомановской траектории

Посмотрите на рисунок выше. Сначала мы находимся на круговой орбите, обозначенной зелёным. Затем мы мгновенно импульсом увеличиваем свою скорость на величину ΔV. Наша орбита перестаёт быть круговой, становится эллиптической. В той точке, где мы находились в момент включения двигателя, у этой орбиты перигей – ближайшая к Земле точка, а через половину витка будет апогей – наиболее удалённая от Земли точка. По мере удаления от Земли, преодоления её гравитации, наша скорость будет падать, и в апогее станет относительно небольшой, мы начинаем приближаться назад к Земле, при этом ускоряя своё движение, пока не достигнем нижней точки, где скорость снова будет велика. Но мы не дадим аппарату начать двигаться к Земле! В апогее мы снова включим двигатель и импульсом ΔV` ускорим движение спутника, чтобы он перешёл на круговую орбиту, обозначенную красным. Жёлтым же обозначена та самая Гомановская траектория – половинка эллиптической орбиты, соединяющая две круговые.

Насколько нам нужно изменить скорости во время первого и второго включения двигателей? Для начала посчитаем скорости V1 и V2 движения спутника на начальной и на конечной круговой орбитах. Скорость орбитального движения вокруг Земли считается очень просто: V = 631324/SQRT(H+6371)

SQRT, если что, это квадратный корень. V – скорость в м/с, H – высота орбиты в километрах.

Для высоты 180 км (фактически минимальная возможная стабильная орбита) получим почти идеально точно 7800 м/с. А для 575 км, например – 7575 м/с.

Теперь считаем собственно манёвр… Сначала нам нужно, просто для удобства, посчитать определённую промежуточную величину Vp = SQRT((V12+V22)/2)

Ну а теперь ΔV = V1(V1/Vp – 1) и ΔV` = V2(1 – V2/Vp)

Вот так мы и увеличиваем (или уменьшаем, если тормозить, а не разгонять, космический аппарат) высоту орбиты с помощью двигателей большой тяги. Обязательно двумя включениями двигателя.

Для примера, чтобы со 180 км подняться до 575 км нужно будет сделать импульсы на 113,3 м/с и 111,7 м/с. Суммарно двигатель должен будет изменить скорость на 225 м/с.

Интересно, что величину импульсов, выдаваемых двигателем, можно посчитать и другим путём, через отношение радиусов орбит. И если воспользоваться таким методом, то можно получить интересные графики:

Графики относительных величин первого и второго импульсов двигателя

Начиная с соотношения радиусов орбит, равного где-то так 6, величина второго импульса, когда мы разгоняемся для выхода на конечную круговую орбиту, начинает снижаться. А при соотношении радиусов орбит, равного примерно 15, рост высоты конечной орбиты приводит к снижению уже суммарной величины обоих импульсов! При очень большом отношении радиусов начальной и конечной орбит становится выгодной так называемая би-эллиптическая траектория, когда мы сначала поднимаемся очень высоко, а затем – спускаемся на нужную высоту:

Би-эллиптическая траектория смены высоты орбиты

Здесь у нас сразу три импульса работы двигателя, но парадоксальным образом они все в сумме меняют скорость космического аппарата меньше, чем всего два импульса Гомановской траектории, при этом давая тот же конечный эффект. Впрочем, выигрыш тут очень мал (на графике видно, что суммарная величина delta-V снижается крайне медленно), а вот время, которое требуется для манёвра, возрастает очень сильно. Поэтому такую траекторию используют крайне редко.

Теперь попробуем сменить наклонение… Если что, наклонение – это угол между плоскостью орбиты и плоскостью экватора.

Манёвр смены наклонения орбиты

Спутник подлетает к одной из точек пересечения орбитой плоскости экватора. В этот момент у него есть скорость Vi. Напомню, что скорость является величиной векторной, т.е. у неё есть направление. В данном случае это направление – касательная к данной точке исходной орбиты. После манёвра спутник должен оказаться на конечной орбите, где у него будет скорость Vf. По величине она такая же, т.к. высоту орбиты мы не меняли. Однако направление изменится, теперь это будет касательная к той же точке, но новой орбиты. Чтобы Vi превратилась в Vf нам нужно прибавить к ней вектор ΔV. Двигатель должен будет сделать именно это, придать спутнику приращение скорости ΔV. Из тригонометрии понятно, что ΔV = 2*Vi*sin(Δi/2).

Сделаем расчёт для примера. Допустим, у нас исходная орбита имеет высоту 575 км и наклонение 90°, мы на полярной орбите. И мы хотим сменить наклонение так, чтобы оно стало равно 97,66°, повернуть плоскость всего на 7,66°. С такой высотой и таким наклонением орбита станет так называемой солнечно-синхронной. Импульс двигателя должен будет изменить скорость на… 1012 м/с!

Не сложно заметить, что даже весьма незначительное, казалось бы, изменение наклонения требует очень и очень большой delta-V. Напомню, что подъём орбиты с 180 до 575 км требовал всего 225 м/с. Впрочем, мы можем перейти с круговой орбиты на эллиптическую, в апогее совершить манёвр смены наклонения, а в перигее вновь сделать орбиту круговой с той же высотой, что была изначально. Таким образом можно сэкономить несколько процентов delta-V. Правда, как и в случае с би-эллиптической траекторией, только ценой значительного увеличения времени манёвра, а также увеличения числа включений двигателя, которое у ЖРД не редко бывает ограниченным.

Ну что же, с манёврами на большой тяге разобрались, теперь пора переходить к малой…

Ускорение, создаваемое плазменными, ионными и прочими двигателями малой тяги, составляет сильно менее 1 мм/с2 (именно миллиметр, а не метр). Ни о какой возможности использовать Гомановскую траекторию тут речи не идёт, ведь на небольшом участке орбиты двигатель не сможет изменить скорость и на 0,1 м/с, а для большинства манёвров нужно изменение на десятки и сотни метров в секунду. Подъём или спуск орбиты осуществляется очень длительной непрерывной работой двигателя. Он всё время создаёт тягу строго вдоль направления полёта космического аппарата, стараясь его разогнать (для подъёма) или затормозить (для спуска). Из-за этого спутник начинает двигаться вокруг Земли не по кругу, а по спирали.

Спиральная траектория смены высоты орбиты. Пунктирные круги – начальная и конечная круговые орбиты

Запас характеристической скорости для такого манёвра считается весьма просто: нужно из скорости орбитального движения по первой орбите, V1, вычесть скорость движения по второй, конечной орбите, V2. Для подъёма со 180 км до 575 км это будет 7800-7575 = 225 м/с.

Этот пример может создать впечатление, что необходимый запас характеристической скорости, delta-V, не зависит от того, какая у нас тяга. Увы, но это не так…

Даже без использования би-эллиптической траектории двигатели большой тяги всегда требуют меньше delta-V. Просто в нашем примере эта разница составляет менее 0,1 м/с. Но при очень больших изменениях орбиты разница может доходить до полутора раз и даже более.

Кстати, обратили внимание: двигатель в нашем примере всё время разгонял космический аппарат, но его скорость в итоге стала на 225 м/с меньше? Дело тут в том, что как только спутник переходит от движения по кругу к движению по раскручивающейся спирали, угол между его скоростью и силой земного тяготения перестаёт быть равным 90°. У силы гравитации появляется небольшая, но ненулевая проекция на направление движения аппарата. Вот она-то и тормозит спутник. Пока угол раскручивания спирали достаточно мал, чтобы мы могли считать, что синус угла примерно равен самому углу (измеренному в радианах, конечно), проекция силы тяжести на направление движения аппарата будет ровно вдвое превышать тягу двигателя, а потому спутник будет ровно настолько сильно замедляться, насколько сильно он ускорялся бы, не будь силы гравитации.

Ну ладно, высоту орбиты мы сменили, а что там с наклонением? Тут, как ни странно, нет серьёзных отличий от случая с двигателями большой тяги. Мы всё также используем двигатель возле точек пересечения орбитой экватора, но на сей раз поворачиваем орбиту не за один раз, а за несколько, используем множество промежуточных орбит. Двигатель работает где-то 5-10% орбитального периода до подлёта к экватору и ещё те же 5-10% – после его пересечения. Учитывая две точки пересечения экватора орбитой, получаем, что двигатель работает ориентировочно 20-40% времени полёта.

Упрощённая иллюстрация смены наклонения на двигателях малой тяги. В реальности промежуточных орбит очень-очень много

Ну а какова характеристическая скорость манёвра смены наклонения? Как минимум она равна произведению орбитальной скорости на угол поворота орбиты Δi, измеренный в радианах: ∆V=V*∆i

Увы, но такой низкой эта величина будет если двигатель работает только точно над экватором. А в таком случае манёвр займёт бесконечно много времени… По мере удаления от экватора эффективность работы двигателя снижается, а потому на практике потребуется delta-V где-то на 10% больше, чем даёт эта формула.

Возвращаясь к примеру со спутником на орбите высотой 575 км, которую мы хотим повернуть на 7,66° (0,1337 радиана), получим оценку delta-V на уровне 1114 м/с.

Вновь двигатели малой тяги требуют больше delta-V, чем двигатели большой тяги. Впрочем, больше только на десятки процентов, в то время как удельный импульс плазменных и ионных двигателей в разы выше такового у ЖРД.

104 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Кві 01, 2021 09:32

Мені цікаво, як виглядає найбільш економічна орбіта для перельоту з лагранжу L4 в L5, чи навпаки. Адже вони “лежать на одній орбіті”, та ще й з космічним тілом між ними

Кві 01, 2021 10:32

НА мою думку (не рахував!) найпростsшим буде маневр, яким проходить зближення з МКС.
Тобто, якщо треба з L4 в L5, даємо невеликий імпульс уперед (гальмуємо), знижуємо орбіту, долаємо 2/3 орбіти, наздоганяючи L5, даємо імпульс для прискорення, піднімаючи орбіту. Вуаля.
З L5 в L4 навпаки, даємо прискорюючий іпмульс, пінімаємо орбіту та чекаємо, доки L4 нас наздожене. Потім опускаємо орбіту гальмуючим імпульсом.
Мінімальний імпульс повинен тільки вивести нас з зони лагранжа, але це буде ду-уже довготривалий маневр, якщо задача тотально економити пальне.

Кві 01, 2021 11:32

При чём тут МКС?..

Кві 01, 2021 13:29

я приблизно так собі і уявляю. Трохи присісти, а потім трохи привстати. Чи навпаки. Та чи правильне таке моє уявлення? До речі, здається такі подорожі можливі з майже нульовими дельта-ве. І від рівня дельти залежатиме лише час подорожі

Кві 01, 2021 11:29

Думаю, найбільш економічним буде по великому колу. Але це не точно.

Кві 01, 2021 11:33

Точки Лагранжа какой системы? Земля-Луна или Солнце-Земля?

Кві 01, 2021 13:20

будь-якоі

Кві 01, 2021 10:11

Возможно, вопрос не по теме, но связан с орбитами, и я не знаю где его ещё задать. Когда говорят о полёте к Марсу, то упоминают “стартовое окно” – период когда расстояние между планетами минимальное. При этом направление движения корабля всегда рисуется совпадающим с направлением движения Земли и Марса. А возможно ли двигаться в обратном направлении? Т.е. лететь навстречу Марсу. Возможно, лететь навстречу будет быстрее чем догонять? Или такая траектория невозможна в принципе или энергозатратна?

Кві 01, 2021 10:52

Возможна, но чудовищно энергозатратна, причем за пределами ныне достижимого, насколько я знаю.

Кві 01, 2021 10:55

Спасибо! А где про это можно почитать? Я не соображу как такую информацию искать

Кві 01, 2021 11:36

Перелёт делают по Гомановской траектории или близкой к ней. Начальная орбита – орбита Земли вокруг Солнца, конечная – орбита Марса вокруг Солнца.
При этом как раз Марс догоняет космический аппарат, а не наоборот. Можно сказать, что как вы и хотите, летим навстречу Марсу.

Кві 01, 2021 12:18

Можно сказать, что как вы и хотите, летим навстречу Марсу.Я не совсем это имел в виду. Насколько я понял, по Гомановской траектории все тела движутся в одном направлении. В этом случае, поскольку скорость Марса больше скорости корабля, то Марс догоняет его. Но я писал о случае, когда корабль движется по дуге в противоположном направлении. Вроде как при этом скорость сближения должна быть выше. Но говорят, что энергозатраты большие

Кві 01, 2021 12:20

Не, товарищ хочет по прямой ), 55 млн км одним махом).

Позволю совет: ставьте Kerbal Space Program, и орбитальное маневрирование в первом приближении будет понятно ))

Кві 02, 2021 15:02

В “стартовое окно” расстояние между планетами не минимальное, а оптимальное. Подбирается время отправки, при котором момент прохода аппаратом афелия переходной орбиты точно совпадает с моментом прохода этой точки Марсом. Для такого полёта нужно минимальное количество топлива. Ускориться можно с помощью дополнительного ускорения смещая афелий переходной орбиты выше орбиты Марса, но лишнюю скорость придётся гасить в точке встречи, которая сместиться ближе к перигелию (соответственно нужно будет выбрать другое “стартовое окно” и тащить с собой больше топлива).
С Венерой трюк обратный: аппарат тормозит относительно Солнца и встречается с ней в точке перигелия переходной орбиты. Из-за этого перелет к ней быстрее.

Кві 02, 2021 15:37

Спасибо!
А я ещё читал где-то насчёт полёта к Марсу через Венеру. Или наоборот: к Венере через Марс, не помню точно. Типа можно построить такую дугу, чтобы сначала к одной планете перелететь, там получить гравитационный толчек и, ускорившись, полететь уже к целевой планете. Причём это не с целью посетить за раз обе планеты, а именно с целью экономии то ли топлива, то ли времени. Такое возможно?

Кві 05, 2021 13:01

Лететь на встречу может и быстрее, но надо как-то выйти на орбиту марса, а для этого скорость примерно должна совпадать и направление движения иначе просто мимо аппарат пролетит, а это значит, что придется не просто остановить аппарат. а изменить вектор движения в другую сторону, что требует просто колоссальных затрат

Кві 01, 2021 14:16

Мне интересно: что если менять параметры орбиты, используя гравитацию Луны, к примеру если нужно с Восточного запустить спутник на ГСО. Будет ли выигрыш по ∆V в таком случае по сравнению с обычным гомановским переходом?

Кві 01, 2021 14:42

В случае ГСО гравитационные манёвры у Луны могут быть полезны. Есть конкретный пример:
https://ru.wikipedia.org/wiki/PAS-22

Кві 01, 2021 15:18

Интересная история, показывающая что выигрыш точно есть. Вопрос только насколько большой, если использовать притяжение Луны целенаправленно для достижения геостационарной орбиты. Теоретически, если подойти к луне под нужными углами и с нужной прицельной дальностью, можно свести наклонение орбиты к нулю и поднять перигей до высоты ГСО. Двигателям большой тяги остаётся только снизить апогей до высоты ГСО. Какая итоговая ∆V потребуется для такой серии манёвров?

Кві 01, 2021 16:22

Крутая история

Кві 01, 2021 15:16

Спасибо за интерсный материал. Статья написана очень доходчиво и просто. Но у меня возник такой вопрос: каким образом достигается контроль изменений траектории, выполняемых космическим аппаратом?

Кві 01, 2021 16:26

Самый простой вариант – это воспользоваться NORAD, скачивая у них TLE своего спутника.
https://ru.wikipedia.org/wiki/TLE
http://celestrak.com/NORAD/elements/
Кроме того спутник может быть оснащён GPS-навигатором (если он летает ниже навигационных спутников), отслеживаться телескопами и т.д.

Кві 01, 2021 18:32

Т.е., чтобы проверить правильно ли был выполнен маневр, надо ждать когда ребята из NORAD отследят спутник и выложат новые данные? Странно, – а если ошибка, или хуже того – диверсия… практикуется ли запрос данных у ГККО СККП?

Кві 02, 2021 15:49

Ориентироваться на GPS можно и находясь выше спутников. Суть будет та же, главное не отлетать слишком далеко.

Кві 01, 2021 20:37

Спасибо за статью, и вопрос по какой траектории происходит переход КА с ГПО на ГСО, если КА использует свои двигатели, для примера два Экспресса выведенные Протоном на ГПО прошлым годом.

Кві 01, 2021 22:40

На самой первой картинке четвёртое включение двигателя – это как раз переход с ГПО на ГСО (точнее тут – на орбиту захоронения чуть выше ГПО, но не суть важно).
Как видим, между этими орбитами нет никаких переходных траекторий. Они просто пересекаются, и в точке пересечения спутник импульсом двигателя переходит с одной на другую.

Кві 02, 2021 20:15

“Для высоты 180 км (фактически минимальная возможная стабильная орбита) получим почти идеально точно 7800 м/с. А для 575 км, например — 7575 м/с.”
Поясните пожалуйста, почему на более высокой орбите меньшая скорость?

Кві 02, 2021 21:25

Там же формула приведена: V = 631324/SQRT(H+6371).
Эта формула выводится из закона всемирного тяготения. Если на пальцах, то чем дальше от Земли, тем меньше влияние её гравитации, и следовательно тем легче от неё улететь.

Кві 04, 2021 19:58

Блин дошло! спасибо!

Кві 02, 2021 22:51

Центробежное ускорение пропорционально квадрату скорости и обратно пропорционально радиусу поворота. a ~ V^2/R
Ускорение свободного падения обратно пропорционально квадрату расстояния до центра земли. g ~ 1/R^2
Орбитальное движение предполагает, что центробежное ускорения равно ускорению свободного падения. V^2/R = 1/R^2 (всякими константами мы тут пренебрегли)
Отсюда получаем, что V^2 = 1/R, V = SQRT(1/R)
Т.е. чем больше радиус орбиты – тем ниже орбитальная скорость.
Если не пренебрегать константами, такими как гравитационная постоянная и масса Земли, то получится V = 631324*SQRT(1/R)