РН “Маяк”- будущее украинского космоса или нет?

9490

Предыстория

В середине 2000х годов КБ «Южное» объявило о возможности разработки семейства ракет-носителей «Маяк» (в июне 2005 года макеты трёх версий ракет — «Маяк-12», «Маяк-22» и «Маяк-23» были показаны на авиасалоне в Ле-Бурже). Там же было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между правительством Украины и компанией EADS в области самолётостроения, космической отрасли, связи и безопасности. На данный момент проект находиться то ли на стадии разработки, то ли заморожен для переброса всех сил на создание Циклон 4М — неизвестно.

Ракеты-носители линейки "Маяк" - длиннопост | Пикабу

Описание и характеристики РН “Маяк”

Как говорят представители КБ «Южное» :

Ракеты-носители семейства «Маяк» предназначены для выведения космических аппаратов на низкие и средние околоземные орбиты, включая солнечно-синхронные.

В зависимости от модификации (от Маяк-L1 до Маяк-H5) ракета-носитель может вывести на НОО от 1,5 до 30 тонн. Напомню, что Falcon 9 Block 5 SpaceX выводит до 22,5 тонн без возвращения ступени и 15,6 тонн с возвращением, Falcon Heavy до почти 64 без возвращения ,а самая навороченная российская Ангара 38.

Силовая установка первой ступени самой тяжелой модификации (H5) представлена двадцатью двигателями собственного производства — РД-810 (по информации официального сайта КБ), хотя на некоторых порталах вроде “Military Navigator” указан двигатель РД-815 в количестве трёх штук. Аналогично с РД-801, который отмечен на сайте КБ как предназначенный для создания тяги и управления полетом первой ступени. (Как я понимаю, планы постоянно менялись.) К слову, тяга РД-810 на 200 кН меньше, чем Raptor Маска, а РД-815 на 460 кН больше, правда горючее разное, у SpaceX это метан, а у наших — керосин (метан перспективнее, а применение керосина проработано, оба довольно экологичны).

РД-810
РД-815
РД-801

Конструкция ракеты выполнена привычной пакетной схемой с использованием одинаковых ступеней, как на ракетах Falcon Heavy и Ангаре. Использование одинаковых ступеней призвано удешевить стоимость ракеты, хотя, как показывает мировая практика, падение цены не происходит. Это отлично описано в одной из последних статей Стивена Лернера (https://thealphacentauri.net/69502-angara-ocherednoy-plach-yaroslaven/)

Российская Ангара (сверху) , Falcon Heavy Илона Маска (слева), и главный герой — статьи РН Маяк Украины (справа).

Перспективность проекта

К сожалению, ступени РН “Маяк” садиться не умеют, а значит и их повторный запуск, снижающий стоимость последующих стартов, невозможен. Стоимость запуска ракеты очевидно больше, чем у конкурента в виде SpaceX, что означает сложность в конкурентоспособности (Стоимость Falcon Heavy примерно 150 млн. долларов). Но невольно начинаешь задумываться, что, возможно, лучше закрыть этот дорогостоящий проект, у которого отсутствуют инновации и прогрессивные фишки, перебросив все силы на быстрое завершение разработки Циклон 4М с последующим созданием действительно перспективного носителя вроде Super Heavy 🙂 (ракета-носитель для Starship). Единственная найденная мною фишка — одинаковость ступеней (описанная вкратце выше), не работает.

Конечно, все завит от финансирования конструкторского бюро государством.

253 комментариев

Развернуть все

Пожалуйста, в свой профиль, чтобы комментировать сообщения, делать закладки и оценивать других пользователей. Для создания профиля или входа в систему требуется два клика.

Гру 26, 2020 18:47

Щось таке знайоме, де ж ми могли вже таке бачити?))

Гру 27, 2020 00:09

схема “летающий забор” известна достаточно давно )

Гру 29, 2020 09:30

Считается менее массово совершенной, без творческого инженерного подхода. Потому выигрыша особого не приносит.

Гру 26, 2020 20:02

13,150 тонн с возвращением, а самая навороченная российская Ангара 24,5.
F9 с возвращением на баржу выводит 15,6 тонн на НОО, а самая навороченная Ангара А5В должна выводить 37,5 тонн

Гру 26, 2020 20:11

Водород ещё нескоро будет.

Гру 27, 2020 00:52

Я знаю, но у РК хотя бы четкие планы есть на водородную ступень.

Гру 26, 2020 20:35

Спасибо за исправление, действительно не туда глянул

Гру 26, 2020 20:10

26.06.2003 11:33 Новая украинская ракета-носитель “Маяк” вызвала пристальный интерес западных заказчиков на авиасалоне во Франции.

Ракету в первый раз выставляли на ЛеБурже ещё 17 Лет назад!! А начиналась она ещё лет за 5 до этого, практически одновременно с Ангарой. КБЮ её ещё в те лохматые годы сватал Минобороны РФ в рамках конкурса, когда начинались работы над заменой Протона, но в 2005м от услуг КБЮ в этом вопросе окончательно отказались. После этого за эскизный проект вроде саудовцы заплатили, но дальше дело не пошло. За 20 лет картинки так и остались картинками. Сделано ничего не было, хотя, если судить по периодическим медиавсплескам, Дегтярев топил за неё вплоть до своей смерти. Без Байконура эта штука никуда не может полететь априори, а туда дороги нет. Так что все остальные аспекты уже не столь важны.

Гру 26, 2020 21:16

Согласен что планы её использования без Байконура очень мягко говоря туманны, но раз разработка 100% велась (Дягтярев часто упоминал про работу в интервью), то на что-то же они рассчитывали

Гру 26, 2020 21:46

В космической программе 2012-2017 было предусмотрено 140 млн долларов на Циклон4, РД815, Маяк-12, Маяк-22 и воздушный старт. Львиная доля причиталась Циклону4, а на сколько вообще была профинансирована программа в связи с событиями – загадка.

Дегтярев очень много пиарился – это факт. В 2018 он обещал через два года сделать РД815 и запустить на нем Зенит. У человека болело сердце за отрасль, поэтому его уже откровенно несло на фоне всей ситуации.

Была общая концепция. Эскизный проект профинансировали саудовцы, но все контакты там прекратились ещё до 2014 года.

Гру 28, 2020 13:32

На бюджетный попил и чудо – очевидно-же 😉

Гру 26, 2020 21:46

Так вона майже ровесниця “Ангари”.

Гру 26, 2020 21:56

Если Ангару вести с 1994, то года на 4 младше.

Гру 29, 2020 09:34

Так рисовальщики из одного корня 😉

Гру 26, 2020 21:26

То что мертво умереть не может. Увы.

Гру 26, 2020 21:51

Згоден, наш Болівар двох не витягне зараз. Треба доробляти “Циклон” , для якого вже будують космодром.

Гру 26, 2020 21:55

Не, не будуют. Даже не начинали.

Гру 27, 2020 09:08

Контент видалено за запитом автора

Січ 06, 2021 21:20

Проблема всех этих Южмашей и Ко – тотальная закрытость, вот никакой обратной связи, даже с профильными направленцами… Через безопасников. А время не ждет…

Гру 26, 2020 21:59

Маяк-маяк и в космос.
Но невольно начинаешь задумываться, что, возможно, лучше закрыть этот дорогостоящий проект, у которого отсутствуют инновации и прогрессивные фишки, перебросив все силы на быстрое завершение разработки Циклон 4М с последующим созданием действительно перспективного носителя вроде Super HeavyА я что-то не увидел стоимости разработки Маяка, чтобы закрывать в пользу дешевых.

Гру 26, 2020 23:39

Фантазии нищих. Хоть не публикуйте такое,позор! Ведь ясно,что это лажа!

Гру 26, 2020 23:58

Без паники!

Гру 28, 2020 00:31

Вы ошибаетесь, демонстрировать возможности, пусть даже на картинках всегда полезно. Это своего рода реклама предприятия.

Гру 28, 2020 05:22

Одно дело, когда такую рекламу делают SpaceX, и совсем другое дело, когда это делает Южмаш…

Гру 28, 2020 14:41

Вы ошибаетесь, демонстрировать возможности, пусть даже на картинках всегда полезно.Тогда не понимаю, почему мы практически всем коллективом АС периодически ржем над мультиками Рогозина.

Січ 06, 2021 21:27

Лажа, это самоунижаться 😉

Гру 27, 2020 00:22

Я вважаю, намагання копіювати підходи, як технічні, так і стратегії розвитку, це галіме лоховство. Це ж російський шлях створення тотемів карго-культу. Спроби робити державним (моїм) коштом гарантовано другорядні штуки, аби зеленські могли гордо заявляти всяким нью-йорк-таймзам “Ми космічна держава, США — теж”, є ганебний разводняк.
Український космос має відійти від держави на відстань рейлганового пострілу і бути виключно приватним. Не займатися прожектами, а робити те, що дійсно може зацікавити приватників США. В кооперації з ними. На субпідряді в них. Робити не щось гігантське-величаве, а щось притомне, що відповідає можливостям деградованого 4-го техукладу. Але робити так добре і так дешево, як це тільки можливо з нашою дармовою рабсилою і з допомогою технічних можливостей цивілізації 6-го укладу.
Лише так в українського космосу є майбутнє.

Гру 27, 2020 05:55

Тогда непонятно, зачем нужны Южмаш и южное в их сегодняшнем виде.

Гру 27, 2020 07:11

Не потрібні. Мають бути акціоеовані

Гру 27, 2020 07:29

В целом абсолютно правильный и реалистичный подход. Но опираться на
нашою дармовою рабсилоюне стоит.
В высокотехнологичных отраслях (ИТ это хорошо показала) рабочая сила или оплачивается конкурентно в Украине или сваливает за границу.

Гру 27, 2020 09:35

А тут працює ефект відносної вартості долара. В Україні 100 доларів забезпечують приблизно ті ж можливості, що 1000 в Каліфорнії (цифри навмання, але в рази — це точно)

Гру 27, 2020 12:31

Я тут с удивлением узнал, что рабочим, которые непосредственно заняты на производстве первой ступени Антареса зарплату не платят уже год. И это при том, что Орбитал исправно все оплачивает.

Якщо не помиляюсь то і куйлошенко скрізь кудахтало про те, яка Україна ракето-авіа-судно-танко будівна країна але ні салольотів, ні ракет та хоча б супутника не запустила)

Січ 05, 2022 00:03

Контент видалено за запитом автора

Січ 05, 2022 00:14

А Вільхи та Нептуни, хіба не ракети?

Гру 27, 2020 07:12

Веселые картинки), тут сомнения есть способна ли Украина сделать Циклон-4м, а вы про Суперхэви.

Гру 27, 2020 08:05

я подозреваю что все упирается в ЖРД 1 ступени, хотя если это будут земные РД-120 больших проблем по идее быть не должно…

Гру 27, 2020 11:34

Даже для РФ проблематично сделать новый ЖРД, хотя РФ богаче, так что нет.

Гру 27, 2020 12:35

РД-120К Энергомаш вроде делает, а не Южное. И у него тяги маловато будет даже для Циклона, а больше одного в Циклон не поставить.

Гру 27, 2020 08:05

Украина не смогла даже перепилить Циклон-3 в Циклон-4.

Гру 28, 2020 13:48

К чему така профанация, на гептиле? Хотя вариант его конвертануть на перекись и изопропанол вполне возможен. Но такие новации для КБЮ наверное неизвестны

Гру 27, 2020 08:31

Ракетостроение это не старенькие т72 апгрейдить. Нужны ученые, инженеры и много денег. Россия вон кое как со скрипом новые разработки ведет, а тут только картиночки есть и картиночками останутся.

Січ 07, 2021 00:20

Стоимость создания СЛРН ~100М$

Січ 07, 2021 08:59

Это если не воровать и иметь политическую волю и здравый смысл.

Січ 07, 2021 10:35

В мечтах. Бренсон уже около 700 млн потратил и всё никак.

Гру 27, 2020 09:15

Контент видалено за запитом автора

Гру 28, 2020 00:43

С мизерным государственным финансированием Южмашу ничего не светит, увы. А инвесторы быстрее вложатся в такие компании как СпейсХ например. Они бы лучше всеми силами “Гром” или “Сапсан” допилили, в условиях противостояния российской агрессии это на мой взгляд был бы наилучший вариант. С другой стороны демонстрировать возможности всегда полезно.

Гру 28, 2020 07:25
  1. Инвестор не будет вкладывать в иностранное ГП никогда. 2. Гражданский и военный сектор должны быть разделены при корпоратизации, иначе см. Пункт 1.
Гру 28, 2020 07:45

В чем проблема, провести корпоратизацию? Но это не ко мне, это больше к правительству.

Гру 29, 2020 09:24

Будущее Украинского космоса есть, только в аспекте НьюСпейс! “Забрасывать” и безопасно возвращать “бизнес-астронавтов”, имеющих свободные 150-200к$ с трендом на снижение. Как первого шага к пилотируемой бизнес-астронавтике, с орбитальными полетами. Итд итп.

Гру 29, 2020 22:05

Надо сначала государство построить, а уже потом космосом заниматься – это будет логично. А так, на ошметках совка далеко не уедешь и не только в космосе. Украина всегда была кузней мозгов, так что с этим потом проблем не будет

Січ 08, 2021 16:04

Априори государство никому ничего не должно, ему граждане обязаны. Платить налоги, а государство не должно мешать творческим и бизнес инициативам.

Січ 08, 2021 16:37

Вообще-то, всё должно быть наоборот. Государство – это и есть собрание граждан страны. Сбрасываются в общий котелок, чтобы решать сложные вопросы, которые есть у общества.

Гру 30, 2020 04:28

С этим прожектом КБЮ носится последние 20 лет. Там вообще проектирование дальше эскиза продвинулось?

Січ 12, 2021 23:48

Нет, ибо рисовалось на от*бись /по канонически руSSкой методе
Все в парадигме, если дадут денег…

Січ 08, 2021 22:05

Ух, какая дискуссия разразилась!
Вот вам взгляд человека со стороны, искренне желающего успеха космической Украине:
Есть несколько вариантов (дилетантских) для запусков:
0) Экологичное топливо – керосин или, лучше, метан (водород для 2-й ступени).

  1. Построить многоразовую первую ступень, садящуюся на наземную площадку близ космодрома. Китайцы вовсю стараются. Тогда нет проблем с зонами падения. Вторая ступень вообще сводится где угодно – в Индийском или Тихом океане.
  2. Морской старт. Опять же, китайцы показали, что лёгкие ракеты – не проблема, а рынок пока велик. Корабли Украина строить умеет (Николаев?), лёгкие и средние ракеты – тоже. Нет никаких препятствий, чтобы выйти в район экватора и запустить оттуда даже одноразовую ракету. РФ ещё лет 20 не возродит Морской старт, If ever.
  3. Потрясающий самолёт – Мрия. Воздушный старт, с которым Украина могла бы оставить в заднице хоть Брэнсона, хоть кого-бы-то-ни-было ещё. Ракету для него разработать куда проще, чем для наземного/морского старта. Опять же – нет проблем с падающими запчастями. Лети к экватору в нейтральные воды – и пуляй.
    Вот такие соображения дилетанта.
Січ 08, 2021 22:09

Вы слишком оптимистично настроены ). В большинстве случаев – проблема не в инженерах или технологиях.

Січ 09, 2021 00:11

Дык, и я о том же. Была бы воля – был бы результат. И главное – для этого не так много денег надо. Задел велик, пока ещё живой. Мрия – вообще летает по всему миру. Она же Буран возила на спине!

Січ 12, 2021 01:38

В основе всего – ЖЕЛАНИЕ!
У Датчан оно есть – работают, у Японцев из Интерстеллар – аналогично.

Січ 12, 2021 01:38

Вся эта криогенка, для ЛРН, тем более СЛРН типа Астры/Электрона – ущербна априори.
Унифицированная ступень, как основа всего. Для перекиси британцы добивались весового совершенства 0.9 без всяких карбонов.
Рынок отвоевывать самим, вертикальная интеграция ну и по деньгам должно быть дешевле.

Січ 12, 2021 12:37

У Электрона более половины запусков в интересах НАСА, Минобороны и национального управления разведки США. 80% из оставшихся – в интересах американских компаний. Рынка как такового нет. Украинская СЛРН нужна будет только самой Украине.