Космическая статистика под конец года

5812

Решил на досуге собрать вместе данные по орбитальным запускам за последние два десятилетия и представить их в удобоваримой форме. Вообще я цифры и графики люблю, и искренне верю, что только с помощью них можно по-настоящему разобраться в положении дел. В 2020 нас ожидает ещё несколько пусков, но общая картина от этого не изменится.

Для тех, кто “шарит за космос”, тут вряд ли найдётся что-то принципиально новое. Я просто собрал все цифры в одной табличке и попытался сделать из них простую, наглядную и актуальную инфографику, которая даст понимание того, что происходило в сфере запусков последние 20 лет. Ну, и ещё эти графики можно показывать людям, занимающим различные сомнительные позиции.

Дисклеймер:
Все данные я взял из английской Википедии. Много чего копировал вручную, так что могут иметь место неточности и опечатки. Я считал все пуски, в том числе частично и полностью неудачные, и испытательные. Аварийность я не анализировал, потому что не считаю, что я достаточно хорошо разбираюсь в этих вопросах.

Итак, начнём с общемировой статистики.

Тренд последних лет очевиден: запусков становится всё больше и больше (в среднем на 15 в год). Разберёмся, чья это заслуга.

Ещё один дисклеймер:
Rocket Lab – американская компания, так что их ракету-носитель Electron мы будем считать американской. Союзы, которые ЕКА запускает с космодрома во Французской Гвиане, мы будем считать российскими. Ракеты-носители Зенит и Днепр будем считать украинскими.

Ни для кого не секрет, что в ракетно-космической отрасли есть три “гиганта”: США, Россия и Китай. Кроме них, ракеты с переменным успехом запускает множество других стран, от Евросоюза до Северной Кореи.

Рост количества запусков происходит в основном за счёт “большой тройки”. На остальные страны приходится около 25% запусков, и их доля относительно стабильна (хотя если захотеть, то можно увидеть слабый тренд в сторону уменьшения их доли).

Теперь рассмотрим положение дел в тройке лидеров.

Как видно, Россия сейчас запускает примерно столько же, сколько и 20 лет назад. Означает ли это, что положение России не изменилось?

Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте.

Алиса в стране чудес, Льюис Кэрролл

Внесём поправку на то, что общее количество запусков растёт, и посмотрим, какой процент запусков из общемировых совершают страны из “большой тройки”.

Китай планомерно идёт к успеху, США возвращается к уровням начала нулевых, а вот Россия после 2014 года начала терять позиции, и в итоге опустилась с первого места на третье.

Что произошло в 2014 году (кроме известных геополитических событий)? Примерно в это время на рынок вышел Falcon 9. Сравним количество запусков ракет-носителей Протон (различных конфигураций) и Falcon (в вариантах Falcon 9 и Falcon Heavy).

Ещё одна новинка последних лет из США – легкая ракета-носитель Electron от Rocket Lab.

Количество запусков с каждым годом растёт, и Electon вносит всё более весомый вклад в запуски США. Однако, учитывая небольшую грузоподъемность ракеты, возникает вопрос – а честно ли учитывать эти запуски в статистике, ставя Electron в один ряд с Falcon 9 и Протон-М, которые выводят на орбиту в 10-20 раз больше груза?

Посмотрим, как выглядят приведённые выше графики без учёта Electron.

Теперь США смотрится не так выгодно, но в целом позиции конкурентов не поменялись. Какой вариант подсчёта лучше отражает реальность – вопрос вкуса, но держать в голове лучше оба, особенно если принять во внимание планы Rocket Lab совершать до 100 пусков в год.

Для полной картины осталось выяснить, как обстоят дела у других стран. Четыре страны совершает орбитальные запуски более-менее регулярно: Евросоюз, Индия, Япония и Украина.

За два десятилетия места не раз перераспределялись, но в целом количество пусков, совершаемых этой группой, осталось прежним. У ЕС, Индии и Японии виден слабый восходящий тренд.

Кроме того, ряд стран совершает пуски ещё реже. По найденной мной информации, ещё 6 стран предпринимали попытки совершить орбитальный запуск: Израиль, Иран, Северная и Южная Кореи, Тайвань и Бразилия. Многие из попыток завершились неудачно.

Теперь, вроде бы, никого не забыли.

Бонус: как лидеры делили “космический пирог” в последние два десятилетия:

Спасибо за внимание! Надеюсь, было интересно.

109 комментариев

Развернуть все

Пожалуйста, в свой профиль, чтобы комментировать сообщения, делать закладки и оценивать других пользователей. Для создания профиля или входа в систему требуется два клика.

Гру 20, 2020 20:25

Падение доли России имеет очевидные причины – американские коммерческие запуски “вернулись на родину”. Из теперь запускает SpaceX со своей земли и своими ракетами. Двадцатилетняя халява, при которой Россия играла роль “извозчика” для американских спутниковых компаний закономерно закончилась. Остались только свои национальные запуски, их количество растет.

Гру 20, 2020 20:55

Дали фору, ею не воспользовались. Потому: “-Доктор сказал в МОРГ, значит в морг”. У “жулика” реально дешевле и надежнее. Игрушечный казалось-бы Электрон реально эффективен.

Гру 20, 2020 22:19

Падение доли России имеет очевидные причины — американские коммерческие запускиОбратите внимание на 2014. Резкое начало падения количества рос запусков. Там же и проседание графика у США. Ваше предположение притянуто за уши. Вспоминайте 2014 ! Вы не совершили никакой роковой ошибки в тот год?
Автору статьи – респект. И насколько же надо быть упоротым, чтобы не замечать настолько явные тенденции.
национальные запуски, их количество растет.Интересно, это самогипноз или в самом деле пытаетесь кого-то убедить?

Гру 20, 2020 22:31

Согласен полностью,во всех графиках 2014 год ключевой! Безумный поступок который приведёт к краху всего и космической отрасли в частности!!!

Гру 21, 2020 11:15

это самогипнозНет, это отрицательный рост и стабилизация тренда на понижательном уровне 🙂 В РФ сейчас так принято в пропаганде говорить.

Гру 21, 2020 12:12

Контракты на запуски заключаются за несколько лет до пусков. Британский ВанВеб запускается на российских Союзах, поэтому разные намёки на политику – не сильно подходят.

Гру 21, 2020 12:20

Ровно два “вернувшихся на родину” пуска в 2020 году подорвали могущество! Это ж надо так в аналитику уметь. Аж страшно от того, что случится, когда все остальные пуски будут происходить без незаменимого участия “извозчика”, предлагавшего беспрецедентную “халяву” этим ничтожествам – всего-то около 90 млн баксов за место в последнее время.

Двадцатилетняя халяване останавливайтесь, отпустите свою фантазию, перестаньте сомневаться

Гру 20, 2020 20:57

У Китая реальный рост числа пусков. Более значительный чем у США. Но в исследованиях дальнего космоса, по прежнему слабаки.

Гру 20, 2020 21:32

ну, надеюсь, что догонят. Очень надеюсь, хотя бы потому, что чем больше денег улетает в космос – тем меньше остается на то что бы творить фигню на Земле, а во-вторых – конкуренция подстегнет другие страны активнее двигать пятой точкой.

Гру 21, 2020 12:34

Поддерживаю. Хотя есть впечатление, что Китай некоторое время будет плотно заниматься Луной.

Гру 21, 2020 15:13

Угу. Но справедливости ради, большинство китайских РН весьма маленькие. Собственно одна из причин малого кол-ва АМС.

Гру 21, 2020 21:39

Эээ, это CZ-5 маленький? Вы, видимо, слегка приотстали от реальности. Ну, для начала ознакомьтесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B6%D1%8D%D0%BD-5

Гру 22, 2020 11:38

Может ли мне тут кто-то объяснить. Мне частенько говорили аля “да что там китай, советские разработки и ничего более”. Я же правильно понимаю это миф и всё гораздо сложнее.

Гру 24, 2020 10:23

это миф и всё гораздо сложнее.Теперь – миф. Они давно уже опередили советские разработки. Да и современные российские тоже.
Кратко: Луна, тяжёлая CZ-5, Марс, Новый пилотируемый корабль (пока 1 удачный беспилотный запуск) + масса мелких быстроразвивающихся получастных компаний, которых не то, что в СССР, но и в России пока нет.

Гру 20, 2020 21:33

До более-менее полной картины осталось выяснить, как обстоят дела у других стран. Четыре страны совершает орбитальные запуски более-менее регулярно: Евросоюз, Индия, Япония и Украина.Ну, Украина… локомотив мчался, а рельсы закончились, а с ними и запуски. С натяжкой можно причислить Антарес и Вегу. А так, Украина ничего не запускает и не будет… ближайшие года, если только с Канадой не получится. Фаерфлай… типа частично, но нет.

Гру 21, 2020 10:23

С натяжкой можно причислить Антарес и Вегу. Тогда надо и часть атласов на рд-180 считать “частично” российскими.
А с остальным, увы, как вы написали.

Гру 21, 2020 10:31

Тогда надо и часть атласов на рд-180 считать «частично» российскими.Хм, а вы не слышали, что негласно так и считают, что если бы не РФ, то в США не было бы почти никаких пусков?

Гру 21, 2020 11:45

Самокритично.

Гру 21, 2020 12:08

А вы так не умеете. У вас всё хорошо.

Гру 28, 2020 13:25

Надо по мотивам Электрона и Копенгагенских суборбитальщиков свой батут ваять, никакого водорода – максимально безопасная всококипячка.
Какому частному стартапу – законодательно ведь можно. Змеиный есть, Олешки пустнька – тоже. На ночном освещении здорово сэкономим. На болотах зарево будет перманентным.

Гру 28, 2020 13:41

Всё может быть. Но далее разговоров я не встречал реальных действий.

Гру 20, 2020 23:27

Класс. Давно хотел такую статистику.
А по коммерческому рынку и рынку госзаказов вы не проводили сравнения?

Гру 21, 2020 08:56

Пока нет, потом, может быть, сделаю. Для этого надо будет перекопать значительно больше документов.

Гру 21, 2020 12:35

Это отличная тема, тем более, что никакой аналитики я не могу найти в доступе.

Гру 20, 2020 23:44

Если у России в 2021 году будет меньше 20 пусков с учётом Куру, то это будет очень печально.

Гру 21, 2020 15:16

Их по планам-то 23 штуки. Но в этом году по плану вообще 40 запусков было…

Гру 21, 2020 07:36

Качество лучше количества, СССР делало одно время более 100 пусков в год, потому что спутники работали не долго, вот и приходилось дырявить озоновый слой.

Гру 21, 2020 09:36

Не вижу а этом ничего плохого. В ближайшие десятилетия тоже будет много пусков, тоже озоновому слою придётся несладко.
Бесспорно, качество лучше. Но в СССР его отсутствие компенсировалось количеством за счёт хорошего бюджета. Пример — Луна. Было совершено 72 запуска к Луне, из которых были успешными… 17. Зато были! А проблема современной России состоит в том, что при небольшом росте культуры производства и качества изготовления катастрофически маленькие бюджеты. В итоге мы имеет одну неудачную АМС раз в 15 лет.

Гру 21, 2020 10:10

А качество упало с количеством?

Гру 21, 2020 11:47

Тут следствие обратное, качество электроники было низким, приходилось брать количеством.

Гру 21, 2020 10:51

“Вы не понимаете – это так и задумано”

Гру 21, 2020 09:07

классно написано, багато графіків – круто

Гру 21, 2020 11:44

Не понял, как, чем, откуда запускала Украина?

Гру 21, 2020 15:09

Речь явно про Зенит.
Во всяком случае график неплохо стыкуется со списком его запусков.

Гру 21, 2020 15:12

Ну так украинский он частично, может другая рн? Циклон?

Гру 21, 2020 16:45

Зенит, Днепр. Понятно, что все ракеты собирают по частям несколько стран, но в английской Вики они считаются украинскими, и я тоже их записал в украинские.
В графике скользящее среднее, которое “размазало” последний запуск Зенита с 2017 на 2018.

Гру 21, 2020 15:08

“Количество запусков с каждым годом растёт, и Electon вносит всё более весомый вклад в запуски США. Однако, учитывая небольшую грузоподъемность ракеты, возникает вопрос — а честно ли учитывать эти запуски в статистике, ставя Electron в один ряд с Falcon 9 и Протон-М, которые выводят на орбиту в 10-20 раз больше груза?”

“Теперь США смотрится не так выгодно, но в целом позиции конкурентов не поменялись.”

Может быть тогда ещё, для справедливости, уберёте из графиков китайские мелкие ракеты? Да и стоит учесть, что у США масса выводимого груза очень сильно выросла как раз из-за тяжёлых Falcon 9.

Гру 21, 2020 16:10

Тогда уж не убирать те или иные пуски, а посчитать суммарную массу грузов, которую в разные года выводили разные страны.

Гру 21, 2020 16:49

Было бы хорошо, но очень трудозатратно, особенно если идти назад на 10+ лет.

Гру 21, 2020 17:55

так я к тому и веду.

Гру 21, 2020 20:42

Спасибо! Люблю статистику. Оформленную в графиках — особенно!

Гру 22, 2020 04:13

Статья хорошая, спасибо.
Поправил бы только тут:
Союзы, которые ЕКА запускает с космодрома во Французской Гвиане, мы будем считать русскими
Союзы, которые ЕКА запускает с космодрома во Французской Гвиане, мы будем считать российскими

Гру 22, 2020 10:57

Поправил, спасибо.

Гру 22, 2020 11:14

Не хватило. Хотелось увидеть анализ, статистику по успешным/неуспешным запускам всех стран) А не только пытающихся выйти в эту сферу. В США, России, Китае неудачи – единичные случаи, но все же. Я не знаю про них) Может отдельный пост? Про то, какие конкретно неудачи были, на фоне всей статистики.

Гру 22, 2020 16:23

https://en.wikipedia.org/wiki/2020_in_spaceflight

Тут всё расписано.

Гру 27, 2020 16:00

Насчет того, как учитывать Электрон и прочих легковесов.
А может, привести статистику не по количеству запусков, а по выведенной за год полезной нагрузке в килограммах?

Тоже будет странно и смещение статистики. Лучше приводить не или-или, а сразу оба. Графиков мало не бывает 🙂

Гру 27, 2020 17:55

Ну тут тогда у амеров (SpaceX) огромный отрыв будет.