Почему должна полететь SLS. Этого должны ждать, как поклонники, так и хейтеры этой РН

klod_ua

Колонки
4005

Часто встречаю сообщения о том, что многим не нравится Space Launch System. То слишком долго, то слишком дорого, нет дальше смысла, старый космос. Я тоже в числе тех, кто с этим согласен. Однако же, я не согласен с тем, что SLS не должна вообще полететь.

Начнём с того, что я склонен к тому, что Starship от SpaceX – это будущее и возможная революция в ракетостроении и, вообще, в плане закрепления человечества в космосе, куда далее, чем НОО. SLS, в этом плане, играет не последнюю роль. Но, не ключевую и не технологическую, а репутационную, финансовую, а также повышает планку перед другими потенциальными конкурентами.

Репутация заключается в том, что человечество может быть в космосе, надолго и по крупному. SpaceX – это исключение и аномалия. Многие, пока что, не готовы принять их роль, как лидера отрасли. Ну, пока они думают, то SLS может подтолкнуть к нужным решениям, а именно – космос это ближайшие перспективы, а не далёкое будущее.

Финансы – чем раньше полетит, тем больше денег может уйти на подобные проекты. Например, тот же посадочный модуль для Луны нужно разрабатывать, а денег особо то и нет, зато в полном объеме и даже больше выдается на SLS. После этого делается лунная орбитальная станция, куда можно направить деньги.

Конкуренция – как в США и Китае и других странах. Если проект взлетает, значит другим нужно будет доказывать, что они не просто лучше на бумаге, но и на деле. Всё тот же Starship сейчас претендует на роль такого конкурента и не просто рядом, а с полным замещением. То есть, полетит SLS, значит, команде SpaceX нужно будет постараться куда больше, чтобы довести проект до какой-то точки.

Это всё круто, но раз я не в восторге от SLS, то чего я жду запуска, ведь я поддерживаю Starship. Всё проще, чем кажется. SpaceX участвует в разных конкурсах от NASA для лунных проектов. Для Gateway’я будут доставки грузов на Falcon Heavy + Dragon XL – это одна часть доходов компании, и чем раньше станция построится, тем быстрее начнут поступать заказы и деньги по доставке грузов. Далее нужен посадочный модуль. NASA высказалось, что хочет оставить 2-х подрядчиков для таких работ, возможно даже 3. Но, чем меньше будет денег на модуль, тем меньше вариантов для подрядчиков, могут остановиться только на одном. ИМХО, у SpaceX самая слабая позиция среди 3-х участников, ибо слишком инновационно. Так и быть, здесь не возьмут SpaceX контракта, есть же еще в будущем варианты по доставке грузов на Луну. Там, как раз, SpaceX тоже подавались со своим Starship’ом. И, да, пройдет больше времени и, возможно, тогда у команды Маска будет больше козырей в виде летающих прототипов и им могут отдать доставку грузов. В своё время, Маск высказался, что он рассчитывает на то в NASA передумают и доставки грузов к Gateway’ю, в конечном итоге, будут делать на Starship’е. Да, это может быть так, как только Starship будет доставлять ПН на орбиту. Еще другой момент, что, в теории, Starship может побывать на Луне до 24-го года и тогда Лендер тоже могут отдать SpaceX. Но, это лишь спекуляции.

Смысл этого поста заключается в том, что глупо хейтить SLS и ждать её провала. Раз вы поклонник космоса и SpaceX, в частности, то нужно желать только удачи SLS. Ибо, как только с SLS успокоятся и будут давать деньги, в том числе, и на Starship, то последний имеет в разы больше потенциала, чтобы потом затмить SLS своими возможностями. Но, кроме затмения, нужно куда больше усилия для развития ракетных технологий и, вообще, движения человечества за пределы Земли. Должно летать как можно больше ракет. Всех стран. С увеличением запусков и возможной хозяйственной деятельности на орбите – нужно будет думать о снижении стоимости доставки грузов. Повторное использование ракет – вот один из ключей. Сейчас есть лишь 2 орбитальные ракеты, которые частично многоразовые. Остальные – даже без намёка, и те, что в разработке, за исключением New Glenn’а – все одноразовые. Да, что-то там придумывают китайцы и Питер Бек пытается возвращать, но этого мало. Отрасль еще не хочет думать о многоразовости. Космос, пока что, не рассматривается, как реальный сектор экономики. Только престиж, геополитика, наука и еще какая-то ерунда, но никак не коммерческая деятельность. Пока нет хоз. деятельности человека в каком-то ареале, значит, не будет интереса.

55 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Лис 26, 2020 14:28

ну да хоть и хейтер этой ракеты но все равно жду пуска SLS

Лис 26, 2020 14:35

У меня самого подгорает ). Но, пускай слетает 1-2 раза, а Старшип в это время выполнит с десяток запусков… в тогда можно СЛС закрывать ). Но, её не закроют, эта программа еще выполняет социальную функцию – обеспечивает рабочими местами. К тому же, чем больше усилий будет на космос, может быть люди уменьшат затраты на вооружение на земле. Шанс малый, но всё же.

Лис 27, 2020 15:20

4 – есть 16 старых двигателей от шаттла – по 4 на запуск.
Как их утопят – будет видно

Лис 26, 2020 14:48

2 орбитальные частично много разовые ракеты это falcon9 и falcon heavy? Или под вторым имелся в виду space shuttle?

Лис 26, 2020 14:55

Сейчас есть. Фалконы – 9 и Х. Шаттлы уже не летают и при самом большом желании, будет очень дорого восстановить их полёты. Даже несмотря на промахи по датам Драконов и Старлайнеров, никто не возобновил работу Шаттлов. Это была не очень удачная попытка сделать многоразовые системы. ТО обходилось слишком долго, поэтому и дорого.

Лис 26, 2020 15:04

А почему “оффтоп”? Всё по теме сайта

Лис 26, 2020 15:06

Ну, это трёп, не более. Возникла идея написания заметки в процессе разговора вчера в чате АЦ.

Лис 26, 2020 19:33

У нас есть рубрика “Колонки”
Материалы, отображающие личную точку зрения автора.
https://thealphacentauri.net/columns/
Она на 100% подходит.

Лис 26, 2020 17:06

“Космос, пока что, не рассматривается, как реальный сектор экономики. Только престиж, геополитика, наука и еще какая-то ерунда, но никак не коммерческая деятельность.”
Сотни частных стартапов, пришедших в отрасльза последние годы, меньше всего интересует какая-то ерунда типа геополитики. Взрывной рост сектора где-то совсем рядом.

Лис 26, 2020 19:28

Мировой ВВП за 18-й год составил 85,6 триллионов долларов США
https://knoema.ru/atlas/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B8%D1%80/%D0%92%D0%92%D0%9F
Мировой бюджет космических агентств за 18-й год – 70,9 млрд – это 0,8% от мирового ВВП.
https://spacenews.com/op-ed-global-government-space-budgets-continues-multiyear-rebound/#:~:text=According%20to%20Euroconsult’s%20Government%20Space,annual%20growth%20rate%20of%205.75%25.
Да, это не весь космос, есть подсчёты, что в районе 300 млрд в год.
Для сравнения – оборот компании Уолт Дисней – 59,4 млрд за 18-й год
https://www.vedomosti.ru/technology/news/2018/11/09/785987-disney
Какой там взрывной рост? Пока транспорт не упадёт на порядка 2-3, ничего там взрывного не будет. Еще очень долго.

Лис 27, 2020 15:39

Кхе, 0,8% было бы хорошо. Но имеем 0,08% 🙁

Лис 26, 2020 17:23

SLS обязательно должен полететь. Только тогда можно будет реально оценить экономику проекта, сроки, идеологию. И тогда ничто уже не спасёт НАСА от давно перезревшего глубокого апдейта этой скорей бюрократической, чем научной структуры. А это ускорение процесса освоение космоса на десятки лет вперёд.

Лис 26, 2020 17:39

Якщо Старшіп сідатиме на Місяць, то… навіщо якісь ще лендери? Це і буде Суперлендер. А якщо він затримається на поверхні, плавно і непомітно перетвориться на Місячну Суперкомфортну Базу.
І, сидячи на 3-му чи 4-му поверсі тої Бази, та граючи в підкидного дурня, команда Бази задумається “А нафіга нам ота штука на орбіті Місяця?”
“Все своє ношу з собою”, як той казав

Лис 26, 2020 19:34

Это всё так, только не верят в Старшип. Даже если и поверят, это попадос на бабло, Маск скупой, работает очень эффективно, куда им потом девать десятки тысяч инженеров, да еще и кучу прихлебателей. Думаете, что там просто так дают бюджеты на СЛС?

Лис 26, 2020 19:47

От і я про те. Такий красивий цугцванг може намалюватися, що прям Масковий Гамбіт

Лис 26, 2020 19:47

Можно сказать это и будет такая себе, местная революция в космонавтике. Исключить из логистики навскидку целых два, три звена это по мне круто и очень прогрессивно. Делает весь процесс дешевле и открывает много новых вариантов.

Лис 26, 2020 20:26

«А нафіга нам ота штука на орбіті Місяця?»
Она может пригодиться по двум причинам”

  1. Как “домик лесника” или хижина в лесу, где забрёдший слишком далеко или заблудившийся путник сможет согреться, безопасно отдохнуть, поесть, высушить одежду, пополнить запасы. Она сохранит ему здоровье и порой жизнь.
  2. Орбита – это очень перспективное место для туристических маршрутов ближайшего будущего. Про базу на Луне/Марсе такого нельзя будет сказать ещё очень долго.

«Все своє ношу з собою», як той казав
“Рюкзак” можно потерять.

Лис 26, 2020 20:47

Романтик 🙂

Лис 26, 2020 19:53

Я искренне желаю успеха даже самой маленькой трубе с пороховым зарядом, а не то что таким проектам. Чем больше их будет, тем больше моя убежденность в том что человечество уже никогда не остановится на пороге Земли. Извините меня за пафосность, но как то по другому не выходит сформировать мысль..

Лис 26, 2020 20:25

Мой главный расчёт на то, что Землю оставят в покое и будет куда мирней и спокойней, ведь в космосе куча вариантов для добычи ресурсов.

Лис 26, 2020 21:08

Не надо так. На Земле полно дел, какими нужно заниматься, мировой океан или Антарктида, навскидку. А то- голод!, нехватка воды, глобальное потепление!! А под боком куча ресурсов и возможностей. С одной стороны мне думается что нафига нужен тот космос когда здесь столько не решенных проблем. Но с другой, прикол заключается в том что решение земных проблем очень часто напрямую зависит от освоения космоса. Причем это не пафосное, типа сохранение цивилизации, а банальная нехватка ресурсов, и еще того, что еще можно поделить или присвоить..Торговлю никто не отменял, коммерческий расчет и жажда прибыли, вот двигатель прогресса)).

Лис 26, 2020 21:17

Вашу думку запхати в голову кожного і завтра ми проснемся у дивному новому світі.

Лис 27, 2020 02:13

Думаю что Бранстейн “полетит”, если не полетит SLS. Давно бы НАСА могло признать эффективность работы СпейсХ и перекинуться на его поддержку. Но тогда сразу всплывут все вопросы “неэффективно потраченных денег” на эту SLS. Поэтому простаивает Фалкон-Хеви, которую хоть сейчас можно было бы использовать на лунные и марсианские программы. Но нет…. Им нужно чтобы SLS полетел. Тогда “под фанфары” его полёта, вопрос бездарной и расточительной работы Бранстейна и его команды не будет поднят….

Лис 27, 2020 09:10

Финансирование работ СЛС идёт со стороны Сената. Сенат Лонч Систем – альтернативное название для СЛС. Вы зря наезжаете на Брайденштайна, Джим провёл хорошую работу по пинанию Боингов и Локхидов для проведения работ. Но, не сильно ему позволяли это делать. Он назначенец, вам бы предъявлять претензии к Шелби, многие из отрасли в США ждут когда же он свалит с должности, ибо лобби у него очень отличное и СЛС – его лобби.

Лис 27, 2020 15:33

Ну и Constellation — ни разу не личный проект Брайденштайна

Лис 27, 2020 23:53

Нехай собі летить. Потім саме життя все розставить на своє місце.

Лис 28, 2020 16:14

Практически все проекты сначала убыточны и требуют больших вливаний.Желаю всем удачи в деле освоения космоса.

Лис 28, 2020 16:47

СЛС не предусматривает возвращения средств.

Січ 18, 2021 14:47

Андрей Тариков Может добавите пару слов?

Гру 07, 2020 16:29

Еле нашёл эту статью на сайте.
Видел её анонс в видео “горизонт событий” – искал на сайте, пересмотрел разделы “Новости и “Статьи” на месяц назад – нет её.
Через неделю – снова вижу её анонс в следующем горизонте событий – снова ищу на сайте и не нахожу!
Оказалось, что найти её через меню сайта невозможно, а надо на главной странице нажать лучшее и выбрать период (например за месяц) и только там она есть.
UI/UX – надо улучшать.

Гру 07, 2020 17:59

Специально для вас мы в дайджесте упоминаем, что ссылки на все представленные материалы можно найти в описании под видео. Не нужно рыться на сайте – просто зайдите в описание и перейдите по ссылке на тот материал, который вас заинтересовал. Если ссылка неправильная – вы можете сообщить об этом в комментарии под дайджестом или любым другим способом.
Поиск на сайте можно (и нужно) осуществлять с помощью одноимённой функции “Поиск”. В шапке сайта есть значок лупы, нажимая на который открывается поле поиска. По запросу “SLS” искомая вами статья находится на самой первой позиции в выдаче результатов.

Гру 08, 2020 15:48

Благодарю за ответ.
Я как-то, по старинке, думал, что любую статью можно найти в разделе “статьи”, но прогресс не стоит на месте, через “Поиск” – несомненно логичнее и удобнее 🙂