Crew Dragon Demo-2. Предварительные итоги

6745

Вот и завершился первый пилотируемый полет Crew Dragon. Детальные итоги пока подводить рано, команды SpaceX и NASA продолжают изучать телеметрию и начинают обследовать физическое состояние корабля. Но предварительные итоги того, что мы увидели, подвести можно.

Итак, SpaceX сейчас имеет:
– первую в мире многоразовую первую ступень ракеты Falcon 9;
– самую мощную двух-ступенчатую ракету в мире Falcon 9;
– самую мощную в мире эксплуатируемую сейчас ракету Falcon Heavy;
– первый в мире (и пока единственный) моноблочный многоразовый грузо-пассажирский корабль капсульного типа Crew Dragon.

Что было нового в миссии Демо-2, чего мы не видели раньше.
Ну, не буду повторять заклинание про первый в мире частный пилотируемый космический корабль. Это очевидно.
Просторный, комфортабельный корабль – это тоже все видели.

Из смешного.
По английски, commode chair – это такой стул-туалет. А Komodo dragon – это такая рептилия

Комодский Дракон

Астронавты прозвали туалет в корабле – Commode Dragon.

Собственно, с интерьером корабля мы уже успели ознакомиться и во время перелета к МКС, и во время пребывания Дракона в составе станции, и во время возвращения.

Что нового мы увидели при возвращении, приводнении и при транспортировке Crew Dragon.
Предыдущие пилотируемые корабли, Аполлоны, совершали посадку в Тихом океане, Джемини приводнялись в некотором отдалении, на восток, от Флориды.
Аполлоны и Джемини встречали либо авианосцы класса Эссекс, либо десантные вертолетоносцы класса Иво Джима.
Процедура эвакуации корабля и экипажа была достаточно сложной и опасной.
При помощи команды спасателей в костюмах химзащиты, открывались люки, экипаж переходил в надувные лодки, а потом их поднимали специальными хомутами или сетками в вертолет, который и переносил астронавтов на борт большого военного корабля.

Спасатели с авианосца USS Hornet встречают Аполлон-11

Не обошлось без проблем.
Миссия Меркури-4 едва не завершилась трагически. Люк отстрелился раньше времени, корабль Liberty Bell “нахлебался воды” и, несмотря на все попытки вытянуть его из воды, пошел ко дну. Благо, астронавта Гуса Гриссома успели эвакуировать.

Эвакуация астронавта Virgil “Gus” Grissom после завершения миссии Mercury-4

После эвакуации экипажа, корабль вытаскивали краном на палубу боевого корабля

Аполлон-13 грузят на вертолетоносец USS Iwo Jima

Чтобы было более понятно, авианосцы класса Эссекс – это легендарные корабли, вошедшие в состав флота США с 1943 по 1945 год. Всего, флот тогда получил ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ таких корабля, которые, собственно, и уничтожили практически весь японский императорский флот, включая супер-линкоры Ямато и Мусаси.

Авианосец USS Randolph (Essex Class) , “ловивший” Меркурий-4

Позже, для подбора экипажей Аполлонов стали привлекать большие авианесущие десантные корабли класса Iwo Jima. Эти не несли самолетов, пока не появились известные Хэрриеры.

Десантный вертолетоносец USS Iwo Jima (LPH-2)

Crew Dragon совершил посадку в воды Мексиканского залива, на относительно небольшом расстоянии от берега. SpaceX и NASA заранее подобрали несколько районов приводнения поблизости от берега. Наиболее предпочтительным было бы садиться рядом с космодромом, но погода внесла коррективы – для того и подбирали несколько районов, чтобы обезопасить космический корабль и экипаж от капризов природы.
Небольшое расстояние до берега не требует использования таких больших кораблей, как раньше. Достаточно относительно небольшого судна, вроде GO Navigator

Теперь, небольшое (меньше 8 минут) видео посадки и вылавливания Crew Dragon.

– YouTube

youtu.be

Первое – экипаж не эвакуируют без корабля, не открывают люков в воде.
Второе – два катера подходят к космическому кораблю на определенное расстояние и проверяют окружающую среду на наличие остатков ядовитого гидразина от работы двигателей Драко в воде и воздухе. Помните, как к Аполлонам первые спасатели подходили в костюмах химзащиты? Причина та же. Всегда есть опасение, что корабль принес следы гидразина. Точно также встречали шаттлы и сейчас встречают мини-шаттлы Х-37В

Х-37В сразу после приземления.

После того, как экипажи катеров проведут анализы воды и воздуха, они подходят вплотную к Дракону, продолжая его “обнюхивать” со всех сторон. Убедившись, что опасности нет, они дают разрешение судну-эвакуатору подойти к космическому кораблю.
Эвакуатор подходит к Дракону кормой, опускается рама подъемника, космический корабль цепляют линями, подтягивают к полузатопленной рампе и аккуратно вынимают из воды. Потом корабль втягивают в эвакуатор и устанавливают на специальную подставку, которую они назвали “гнездо Дракона”. И последнее – гнездо Дракона, установленное на рельсовых направляющих, вдвигается вглубь палубы, подальше от среза кормы, вплотную к помосту, расположенному почти на уровне люка корабля.
Когда Дракон установлен в рабочей зоне, к нему подходит ещё одна команда, которая снова проводит проверки на следы гидразина. Они есть практически всегда, но существуют безопасные нормы. Команда ждет, пока воздух очистится до безопасного уровня, проверяет на утечки, после чего люк открывается. В Дракон входят ребята из команды встречающих

Экипаж Демо-2 – большие пальцы вверх. Классно покатались!
Сначала, на каталку – медицинская предосторожность. Всё-таки, 63 дня в невесомости

Забавная подробность.
Перед приводнением Crew Dragon, береговая охрана очистила зону радиусом 10 морских миль – не дай бог Дракон плюхнется на голову каким-то зевакам. Но после приводнения, ограничения сняли. Вернее, разрешенную зону приблизили к Дракону на сотню метров или что-то около того. Катера поклонников NASA и SpaceX тут же примчались поприветствовать Crew Dragon и его экипаж.

Встречающие построились в линию.

Надо сказать, что экипаж достаточно быстро доставили на земную твердь так, что они успели покончить с докторами и принять участие в пресс-конференции вместе с Джимом Бриденстайном и Илоном Маском, примчавшимся из Калифорнии.

Полное видео пресс-конференции с переводом мы ждем от воронежской группы канала юТьюба “Илон Маск”. Поэтому я не буду вдаваться в подробности речей. Скажу только, что астронавты и NASA в полнейшем удовлетворении, а Бриденстайн даже упомянул перспективу, наряду с Орионом и Старлайнером – “начать летать Старшип”.
Чего и мы все желаем.

99 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Сер 03, 2020 05:24

…астронавты и NASA в полнейшем удовлетворении, а Бриденстайн даже упомянул перспективу, наряду с Орионом и Старлайнером — «начать летать Старшип».Чего и мы все желаем!!

Сер 03, 2020 06:06

честно говоря, лично я, желаю конкуренции, а сейчас, при всей моей симпатии, Спейсы начинают доминировать. Особенно с учетом заката МКС

Сер 03, 2020 06:36

Спейсы уже давно, лет 8 доминируют.
Проблема в том, что конкуренты не поспевают за ураганом, который раскрутил Маск.
Вы только подумайте, что 12 лет назад SpaceX был практически ничто. Фалькон-1, 3 запуска из 4 – аварийные…
А потом прорвало: Фалькон 9, Дракон, Фалькон-9 версия 1.1, версия 1.2, версия FT, многоразовая первая ступень, многоразовый Дракон-1, Фалькон Хэви. А теперь ещё и Crew Dragon в эксплуатации и Старшип в процессе создания. Всего-то за 10 лет…
Если бы их ещё и не тормозили чиновники….

Для конкуренции нужны конкурирующие, а их сейчас нет!

Сер 03, 2020 07:30

Landing on chutes – nothing to fear (c) Elon Musk
Да, отлично, что отработали так как положенно. Но, как по мне, плюхаться в воду – это прошлый век. Реактивная посадка на космодром – вот что должно быть. Хех. Ну, раз Джим за то, чтобы Старшип летал, то нуууу, ждём-с.

Сер 03, 2020 20:57

Реактивная посадка на космодром — вот что должно быть. Должно БЫЛО быть при проектировании корабля. И семиместность именно поэтому могла быть, потому что при посадке угол таков, что все 7 кресел были бы параллельны поверхности. При посадке на воду корабль должен входить ребром нижнего обвода, дабы избежать сильного удара. Из-за этого пришлось изменить угол расположения кресел, и для нижних 3-х не осталось места. Так Crew Dragon из 7-местного корабля стал 4х-местным. Зато под креслами освободилась куча места для попутного груза. Типа 4 тонны воды в канистре (шутка) 🙂

Сер 03, 2020 21:13

Должно БЫЛО быть при проектировании корабля.Так и было. Заглушки влепили и всё.
И семиместность именно поэтому могла быть, потому что при посадке угол таков, что все 7 кресел были бы параллельны поверхности.Как говорил Лёрнер – это отмазки, всё там хорошо с углами.

Сер 03, 2020 07:42

Здорово, что все получилось. И статья интересная, хоть и не большая.

Сер 03, 2020 09:04

Astronauts Behnken and Hurley Return to Houston at Ellington Field…

https://youtu.be/Rr6RxbQmcac

Сер 03, 2020 12:31

Да, посадка прошла отлично! Косвенное подтверждение – реакция путинской пропаганды. В официальном твиторе РК – ни слова! Хоть бы дежурное поздравление сделали, и того нет.
А в неофициальных у штатных троллей – такое: “Пилотируемый корабль Crew Dragon кое как вернулся на Землю. Корабль чуть не затопило в море, и еще в течение 1,5 часа не могли открыть люк, при этом обнаружена утечка опасного тетроксид азота из баков. Кое как со скрипом американцы смогли повторить то что мы делаем 59 лет.”
Конаякин оперативно снял очередное “разоблачение” “хипстерского корабля мошенника Маска”, где сказал, что чудом все не взорвалось.
Впрочем, ничего нового, другого от этих ожидать уже давно бесполезно.

Сер 03, 2020 12:40

Кое как со скрипом американцы смогли повторить то что мы делаем 59 лет.Клоуны, что тут сказать. Шаттлы – это плевок в лицо советсвкой космонавтики… не повторили даже. Но, нужно забыть, при чём срочно. Ну. а Луна – это… вообще не летали.
Конаякин оперативно снял очередное «разоблачение» «хипстерского корабля мошенника Маска», где сказал, что чудом все не взорвалось.Зачем вы ему увеличиваете просмотры?

Сер 03, 2020 13:20

Я не увеличиваю принципиально. Открыл, остановил сразу и просмотрел что в комментариях пишут. Одно его видео как то посмотрел, все понятно стало, какой это “специалист”.

Сер 03, 2020 20:55

Не повторили Шаттлы? А что, Буран не летал? Только не надо про единственный полет и т п..При цене доставки одного космонавта , которая у Бурана была больше, чем у Союза прим. в 15 раз, эксплуатация Бурана была бессмысленной

Сер 03, 2020 15:35

Огромное спасибо коллективу Альфацентавры за их труд! Но меня удивила крайне резкая реакция ведущих вчерашней ютуб-трансляции посадки Дракона на комментарии в чате об обыденности этого полёта. Давайте спокойно посмотрим на происходящее в голых цифрах без эмоций. Появился ещё один пилотируемый корабль, третий в мире после советского “Союза” и китайского “Невыговоришь”. Что нового?

  1. Теперь можно доставлять четверых на МКС. Но похоже, что столько народа на станции не нужно, если посмотреть, что частенько трёхместный “Союз” летал полупустой (экипаж из двух человек). В 2019 году три удачных полёта, два из них с двучленным экипажем, третий с туристом – арабом.
    Бенефициар один, Илон Маск, который заберёт себе процентов 90 рынка пилотируемых пусков.

  2. Можно возвращать грузы вместе с экипажем. Похоже, что возвращать особо нечего. Смотрим 2019 год. Грузовой Dragon может вернуть на Землю 2 500 кг. Было 3 пуска, реально вернул 1900 кг, 1225 кг, 1633 кг

  3. Многоразовость.
    Но это просто финансовый вопрос, заказчикам ведь всё равно, на чём и как отправят его пассажиров и груз, ему важен результат. Да, заказчики немного сэкономят на доставке. Тут, кстати, NASA слегка нагадила Маску, разрешив повторное использование в пилотируемых полётах и носителя и корабля. Смотрите, так Маск получал полную оплату и за пуск и за полёт корабля и ему бесплатно доставались б/у первая ступень для грузовых миссий и б/у корабль для возможного в будущем туризма. А теперь шиш 🙂

  4. Первый частный корабль.
    Ну, слушайте, Boeing тоже не госконтора, просто бизнес-модель изменилась, раньше NASA заказывало ракету и корабль, а теперь заказывает пусковую услугу под ключ.

  5. Я что-то забыл?

    Что в итоге? Как всегда, частный бизнес оказался эффективнее государственного. Я смотрю на Маска и восхищаюсь.

    Пришёл парень с улицы, разворошил тухлое болото NASA + Boeing и заграбастал почти весь мировой пусковой и пилотируемый бизнес, самый высокотехнологичный, кстати, очень маленький, всего шесть миллиардов долларов в год. Для сравнения, рынок пресловутых огнемётов для борьбы с зомби только в США – полтора миллиарда в год, всего в четыре раза меньше, но и никакой мороки и рисков. Подарил нам завораживающие трансляции посадок бустеров, футуристические кабину Crew Dragon и скафандры. И пусть конаныхины несут чушь и дальше, караван идёт.
    Но это просто обычная эволюция в космических делах после революционного пуска Фон Брауна в 1943 на 190 километров. Как по мне, революцию Маск сделал в энергетике, создав Теслу и Солар Сити. В пригороде Вашингтона у меня на глазах люди меняют обычные крыши на его солнечные панели и “отключаются” от электросети (не физически, а наоборот, скидывают в сети излишки своего электричества)

И давайте скажем Роскосмосу спасибо, это он создал SpaceX. Если бы русские жлобы не задрали цену за место в “Союзе” с 20 миллионов до 90, Маску не было бы экономического смысла влезать в этот бизнес. Как говорят за преферансным столом, жадность порождает бедность 🙂

Сер 03, 2020 15:52

Но похоже, что столько народа на станции не нужно,Так не нужно, что уже сразу на год вперед застолбили все 4 места.
Похоже, что возвращать особо нечегоБольше народу, чаще полеты – больше экспериментов. К тому же не раз в полгода возвращать можно будет (с грузовиками), а четырежды в год (и с пилотируемыми тоже).
Но это просто финансовый вопросФинансовый – это не просто. Это чаще всего главное.
просто бизнес-модель измениласьНе просто. Раньше запусками и всем остальным НАСА занималась. Теперь частники от и до.
обычная эволюция в космических делахОбычная эволюция превратила телегу с мотором в современный автомобиль.

Сер 03, 2020 16:01

1. Теперь можно доставлять четверых на МКС. Но похоже, что столько народа на станции не нужно,Как не нужно, если нужно, по полгода 4 человека. Минимум. По многим программам они отставали. Успевали только заниматься содержанием станции.
2. Можно возвращать грузы вместе с экипажем.Людей было меньше, была меньше деятельность. Работали на минималках. Возврат грузов – полезная штука. Это уже минус? Типа избыточные возможности? Корабль делался на 7 человек. Дракон запускается, в т.ч. б/у по очень низким ценам, и если есть возможность возвращать что-то – будут думать, как забивать трюм.
3. Многоразовость.Планы – 2-6 пусков. Если повторно использовать 5 раз, то это 6 пусков 1 корабль, уже есть 2 пилотируемых, и 1 грузовой. То есть, 1 грузовик может выполнить все заказы, 2 маршуртки могут выполнить 12 полётов. 6 есть, куда еще 6 девать? Зачем 6 новых кораблей? Это 6*6 = 36 полётов. Даже 2 полёта в год – это 18 лет. 2038 год. МКС пока продлили до 24-го, а далее может быть до 28-го. Куда девать Драконы? Хранить? Так на это тоже нужно бабло. Марсоход за 2 года потянул бы на полмиллиарда за хранение.
4. Первый частный корабль.Форма сотрудничества другая. Ранее все оплачивала НАСА, при этом не важен ценник, там схема была, что оплачивалась маржа. Без вариантов. В этом случае – концессия. Часть государство, часть – частники. Да меньше, но у государства нет кораблей, а только услуга.
Если бы русские жлобы не задрали цену за место в «Союзе» с 20 миллионов до 90, Маску не было бы экономического смысла влезать в этот бизнес.Замену Шаттлам искали уже давно, еще до Маска, хотели Орион, но это дорого. Так что, еще до окончания полётов Шаттлов и задирания цен на места в Союзе было решение по поводу частников. Если бы МКС прикрывали в 2020-м, то не было бы смысла начинать программу, долетали бы на Союзах.

Сер 03, 2020 21:35
  1. Теперь можно доставлять четверых на МКС. Но похоже, что столько народа на станции не нужно

,Как не нужно, если нужно, по полгода 4 человека. Минимум. По многим программам они отставали. Успевали только заниматься содержанием станции.
2019 год – на станции жило 8 человек + 1 краткосрочник (не считаем). Из них трое русских (вычитаем). Остаётся пятеро, американцы и другие. Теперь другие полетят на Драгоне. Значит, станет 8 человек в год, не считая русских. Но американцев, судя по англоязычной Википедии только пятеро. Было трое. Разница минимальна, там нет больших работ.

  1. Можно возвращать грузы вместе с экипажем.

Людей было меньше, была меньше деятельность. Работали на минималках. Возврат грузов — полезная штука. Это уже минус? Типа избыточные возможности? Корабль делался на 7 человек. Дракон запускается, в т.ч. б/у по очень низким ценам, и если есть возможность возвращать что-то — будут думать, как забивать трюм.
А при чём тут цены, если корабль уже на орбите, загружай под завязку и вези. 2019 год – 8 человек наработали обратного груза 4800 кг, то есть 600 кг на рыло. Из них часть русского груза. А могли бы могли вернуть 7500 кг. К тому же явно будет один дополнительный грузовой Dragon в год, народа-то больше, ещё 2500 кг можно вернуть. Места навалом

  1. Многоразовость.

Планы — 2-6 пусков. Если повторно использовать 5 раз, то это 6 пусков 1 корабль, уже есть 2 пилотируемых, и 1 грузовой. То есть, 1 грузовик может выполнить все заказы, 2 маршуртки могут выполнить 12 полётов. 6 есть, куда еще 6 девать? Зачем 6 новых кораблей? Это 6*6 = 36 полётов. Даже 2 полёта в год — это 18 лет. 2038 год. МКС пока продлили до 24-го, а далее может быть до 28-го. Куда девать Драконы? Хранить? Так на это тоже нужно бабло.
Я имел в виду, что заказчиков не волнует, одноразовый или многоразовый корабль доставит пассажиров. Это вопрос денег в карманах Маска и заказчиков, но ничего не прибавляет революционного в космонавтику. Сверхнадёжный «Союз» выполняет эту задачу десятилетия. И откуда 2-6 пусков? NASA пока заказывает 2 пуска в год, Ещё какие-то туристы есть на 2021 год, но это пока никому не ведомо как пойдёт, это шоу, а не практическая научная космонавтика.

Я вообще начал с того, что Crew Dragon просто ещё один корабль для решения задач, которые давно решены. Ну доделает Boeing свой Starliner рано или поздно. Кого и куда на нём возить?

Сер 03, 2020 18:49

Когда налетело куча зевак и ближе, чем положено, мне напомнила ситуация из LotR (03:54)
https://youtu.be/TrJJ6ncp1fc?t=234

Сер 03, 2020 19:27

Красота. Спасибо за фото и видео)

Сер 03, 2020 20:26

Да нема за що.
Сейчас я жду прыжка SN5 в Бока Чика.
Сейчас на прямой трансляции ожидают почти 12 тысяч человек.
Площадка зачищена от персонала, но дороги пока не закрыты. Как только закроют дорогу, это будет означать начало процедуры подготовки к прыжку.

Сер 03, 2020 21:39

Тоже домой вернусь и присоединюсь) https://www.youtube.com/watch?v=5QbM7Vsz3kg

Сер 03, 2020 21:07

первый в мире (и пока единственный) моноблочный многоразовый грузо-пассажирский корабль капсульного типа Crew DragonНу, насчёт его моноблочности – это терминологический вопрос. Всё-таки “багажник”, или TRUNK, как вы его называете – это второй блок корабля, несущий солнечные батареи и радиаторы охлаждения, отделяемый перед входом в атмосферу при посадке, и сгорающий, подобно Апполоновскому. А за статью – спасибо.

Сер 03, 2020 21:22

Багажник – это не блок корабля. По сути, это пустой цилиндр с соларами на внешней стороне.
Во первых, он дешевый, а во вторых, его функционал для корабля – это носитель солнечных батарей. Больше ничего.
Если бы не было этого цилиндра, а солары бы просто крепились к корпусу и отстреливались перед входом в атмосферу, вы бы тоже записывали солары в блок корабля???

Корабли состоят и обитаемого блока (или 2 обитаемых блоков, как у Союза) и служебного (сервисного) модуля. Причем, сервисный модуль очень дорогой – там все двигатели, баки, оборудование связи, системы жизнеобеспецения и т.д. По стоимости, эта часть стоит даже больше, чем обитаемый отсек.

В Драконах, обитаемый модуль и сервисный модуль объединены в моноблок общим корпусом корабля. Поэтому Драконы и называются моноблочными.

Сер 03, 2020 21:27

Формально он таки функциональный блок, т.к. несет функциональную нагрузку (выработка энергии от солнечных панелей). Но по факту можно его считать “навесным” оборудованием.

Сер 04, 2020 17:53

Если бы не было этого цилиндра, а солары бы просто крепились к корпусу и отстреливались перед входом в атмосферу“Если бы кабы, во рту росли грибы.” Цитата. В полёте корабль и TRUNK – одно целое до разделения перед посадкой. Терминологические споры никому не интересны. Хотите называть его навеском – флаг в руки. Кому это что доказывает? “Союз” состоит из 3-х частей, но это всё равно “Союз”, несмотря на то, что совершает посадку только капсула. Я абсолютно не топлю за “союз”, но надо всё же потщательней с терминами.

Сер 03, 2020 21:15

Да, и ещё маленькая деталь. Были обнаружены не следы гидразина (топлива), а пары диоксида азота (окислителя). Что, конечно, тоже очень ядовитая субстанция.

Сер 04, 2020 08:58

Вопрос автору – Статью можно репостнуть? Естественно со ссылкой на оригинал.