Год пилотируемой экспедиции к Марсу – 1990. Часть первая

1В закладки

Прошло почти полвека с момента, когда нога человека впервые ступила на поверхность другого небесного тела. Старт «Аполлона-17» состоялся 7 декабря 1972 года, 11 декабря 1972 года «Челленджер» с Юджином Сернаном и Харрисоном Шмиттом на борту совершил посадку в долине Таурус. Астронавты оставались на Луне чуть более трёх суток, 74 часа 59 минут 40 секунд. За это время они совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. 19 декабря «Аполлон-17» приводнился в Тихом океане. Экспедиция продолжалась 301 час 51 минуту 59 секунд. Даже сейчас нам не известна дата следующего пилотируемого полета дальше низкой околоземной орбиты.

Могла ли история пойти по-другому? Могло ли человечество за прошедшие годы отправить своих представителей к Марсу, или уровень развития техники не позволил бы сделать этого ни при каких условиях? Оказывается, могло бы! Сегодня мало кто знает о предложении, выдвинутом научным сотрудником Курчатовского Института Робертом Карловичем Зуберманом. В 1987 году, после успешного испытательного полета ракеты-носителя «Энергия», Роберт Карлович разработал детальный план, который позволил бы уже через 3 года, во время очередного противостояния с Марсом, отправить к нему двух советских космонавтов.

Гениальность плана заключалась в том, что его осуществление не потребовало бы разработки новых образцов космической техники. Все его этапы могли бы быть выполнены исключительно с использованием хорошо отработанных ракет-носителей и космических аппаратов, требовавших лишь небольших модификаций, таких как установка более «дальнобойных» систем связи. Основным кораблем, который должен был стать домом для космонавтов на долгих 30 месяцев был выбран основной модуль орбитальных станций серии «Салют». Первоначально продолжительность экспедиции предполагалось сократить за счет выполнения гравитационного маневра вблизи Венеры, однако от такого решения пришлось отказаться, так как станция «Салют» проектировалась для эксплуатации на орбите земли и не могла защитить экипаж от воздействия испускаемых солнцем высокоэнергетических частиц, если бы находилась слишком близко к нему. Также важная роль отводилась транспортному кораблю снабжения ТКС. Он имел на борту маршевые двигатели с большим запасом топлива, большой грузовой отсек, в котором могли разместиться запасы воды, пищи, научного оборудования и других необходимых космонавтам припасов. Кроме того, он обладал собственным возвращаемым аппаратом ВА, предназначенным для возвращения экипажа на землю. Корабль подобного типа к тому времени уже эксплуатировался в составе станции «Салют-7» и за счет собственных двигателей производил коррекцию ее орбиты. «Энергия», будучи единственной из советских ракет, обладающей соразмерной задачам марсианской экспедиции грузоподъёмностью, имела ряд особенностей, затруднявших ее применение. Будучи двухступенчатой, она была рассчитана прежде всего на доставку груза на орбиту и не могла отправить к марсу свою полезную нагрузку, которая к тому же не помещалась под головной обтекатель, как у других ракет, а крепилась, как и «Буран» – сбоку. Для этих проблем было найдено элегантное решение. Перелетный корабль ПК, как и корабли снабжения, устанавливались штатным образом на верхнюю ступень от ракеты «Протон-К», которая в свою очередь навешивалась на Энергию в качестве ее полезной нагрузки.

Перелетный корабль (справа) с пристыкованным кораблем снабжения

В первую очередь планировалось вывести на орбиту за три пуска «Энергии» три корабля ТКС с присоединённой к каждому из них третей ступенью «Протона», которая в дальнейшем отправила бы их на орбиту вокруг Марса. Таким же образом на околоземную орбиту должен был быть выведен перелетный корабль с собственной третьей ступенью. Наконец, 7 ноября 1990 года, к ПК должен был быть направлен, на ракете «Союз», корабль «Союз ТМ» с тремя космонавтами на борту. Двое из них должны были переместиться в перелетный корабль, а оставшийся отвести «Союз» на небольшое расстояние. Далее, согласно разработанному плану, все четыре корабля, при помощи своих разгонных ступеней, начинают свой путь к красной планете, который продлится без малого восемь месяцев. Находящийся в «Союзе» космонавт контролирует ситуацию и готов в случае аварии разгонной ступени провести эвакуацию своих товарищей. По прибытии к Марсу остатки топлива в «протоновских» ступенях расходуются для перехода на ареоцентрическую орбиту высотой 15000 км, и эти ступени сбрасываются. Далее происходит стыковка ПК к одному из транспортных кораблей. В результате космонавты получают возможность пополнить свои запасы, использовать ТКС в качестве буксира для орбитальных маневров, и, наконец, приступить к изучению столь загадочной красной планеты.

Продолжение следует…

Войдите, чтобы видеть ещё 6 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

У них - Зубрин, у нас - Зуберман. Интересное созвучие. :)