В одном из комментариев к статье про Старшип мне ответили “Терминологические споры – самое гиблое дело”.
Позвольте не согласиться.
Терминология – важнейшее дело. Подменой терминов с удовольствием пользуются демагогические пропагандисты. На подмену терминов легко ловятся так называемые “эксперты”. На подмене и подлоге терминов строятся некоторые политические практики и экономические теории.
Как пример, понятие “добавленной стоимости”, введенное Карлом Марксом. На этом понятии строится вся экономическая теория марксизма и последующая политическая практика.
Между тем, стоимость – это категория расходов, а прибыль – это разница между ценой и расходами. Маркс же приравнял “добавленную стоимость” с прибылью, сознательно подменив терминологию.
Раковую опухоль можно называть “новообразованием”, можно назвать “наростом”, можно приравнять к бородавке. Но лечению это точно не поможет.
Когда SpaceX впервые смог посадить первую ступень Фалькона на космодром, 21 декабря 2015 года, известный российский “эксперт” Вадим Лукашевич выступил в программе какого-то российского телеканала. Ведущий “изящно” подменил понятия, сказав, что в этом нет ничего нового, мол и шаттлы же садились.
И тогда Лукашевич легко попался на этот крючок, став рассказывать про его любимый Буран…
В политической истории подменяют понятие национал-социализма понятием фашизм.
Понятно, что германский нацизм – дьявол в последней инстанции. Но в термине национал-социализм присутствует термин “социализм”, а это неприятно для социалистов. Фашизм – это Италия, это Бенито Муссолини и Джованни Джентиле. Это тоже форма социализма, но хотя бы не имеет этого слова в названии. Можно подменить термины и объявить национал-социализм “фашизмом”. Заметьте, что всё меньше и меньше говорят нацистская Германия, всё чаще говорят про германский фашизм.
Говорят про “победу СССР над фашизмом”, а на самом деле, Советский Союз с фашизмом, то есть с Италией не воевал. Итальянский фашизм был разгромлен англо-американцами в 1943 году. СССР был в числе победителей 2МВ на Европейском ТВД.
Вот такое значение подчас имеет терминология.
А теперь перейдем к нашим темам, к космической технике.
С самых первых космических запусков имелось четкое разделение. Есть ракета (семейства Р-7) и есть спутник или корабль-спутник. Корабли сначала были баллистическими капсулами, не имели маршевых двигателей. Потом у кораблей появились маршевые двигатели (первые – на Джемини, потом на Аполлоне и Союзе). Корабли получили дополнительную функциональность.
Яков написал комментарий:
Ракетою можна назвати будь-яке фізичне тіло, що рухається реактивним принципом
Яков, при всем уважении, позвольте не согласиться.
Есть 2 основных типа кораблей: капсульные и космопланы.
Капсульные корабли имеют модули. В общем случае, это спускаемый аппарат (обитаемый модуль) и служебный модуль. У Союза есть ещё дополнительный орбитальный модуль, у Аполлона был дополнительный лунный модуль.
Во всех случаях, после баллистических кораблей-спутников типа Восток и Восход, у кораблей есть маршевые ракетные двигатели, расположенные в служебном модуле.
К примеру, посмотрите на корабль Аполлон

Хорошо видны конусный обитаемый (командный) модуль, цилиндрический служебный модуль, с огромным соплом мощного ракетного двигателя, и лунный модуль.
Кто-то может назвать Аполлон ракетой? Не думаю.
Есть ракетные двигатели и в служебном модуле кораблей семейства 7К, в частности, в Союзе

Но никто как-то не путает корабли Союз с ракетами Союз. Название одно и то же, но суть совершенно разная.
Эволюция кораблей компании SpaceX.
Первое, что революционно нового внес в дизайн капсульных космических кораблей Илон Маск – в отличие от всех остальных кораблей, его Дракон-1 был моноблочным. То есть, у него нет отделяемого служебного модуля, в котором расположены маршевые двигатели и топливные баки. Это позволило сделать корабль полностью многоразовым, не считая сбрасываемого “стакана” внешнего негерметичного багажника.

На втором этапе, моноблочный Дракон-2 получил в служебный модуль 8 двигателей Супер Драко по 8 тс тяги на уровне моря. Это не только система аварийного спасения (САС) но и возможность пропульсивно садиться на Землю, или, скажем, Луну.
Но никто не говорит про Crew Dragon, что это ракета. Нет – это космический корабль. Моноблочный и многоразовый. Пилотируемый или грузовой.
Вы знаете, что сейчас Роберт Зубрин устроил полемику, настаивая на испльзовании Crew Dragon для высадки на Луну. Теоретически, это возможно, особенно, если иметь второй корабль, загруженный топливом для дозаправки на Луне. Вопрос только в том, стоит ли овчинка выделки.
Маск считает, что нет.
На третьем этапе эволюции, количество перешло в качество. SpaceX строит гигантский многоразовый моноблочный космический корабль с мощной двигательной установкой, позволяющей ему садиться на все планеты с силой тяжести не больше земной, без дополнительных ракет взлетать с планет, лун и астероидов, а также совершать межпланетные перелеты.

Для выполнения описанных выше функций, Старшип комплектуется атмосферными и вакуумными версиями двигателей Раптор. Получается своего рода гибрид ракеты и корабля. Но практически, это космический корабль нового класса. Способность совершать межпланетные перелеты, дозаправляться в открытом космосе, производить посадки на планеты и луны, превращает Старшип в ПЛАНЕТОЛЕТ.
Вы, наверное помните, что одним из названий проекта было Межпланетная Транспортная Система (Interplanetary Transport System, ITS). Система включает корабли Старшип и ракеты Супер Хэви.
В английском языке ракеты часто (и очень правильно) называют бустерами – ускорителями. Ступени ракет называют бустерами, боковые ускорители ракет и шаттлов, тоже, понятно, бустеры, часто и всю многоступенчатую ракету называют бустер.
Есть бустер и есть полезная нагрузка, которую бустер ускоряет до скоростей, необходимых для вывода на заданную орбиту или траекторию межпланетного перелета (третья ступень Сатурна-5 переводила Аполлоны с парковочной орбиты Земли на транслунную траекторию). Ничего, кроме ускорения ПН, будь то корабль или спутник, ракеты делать не умеют. Всё остальное – не их задача.
Спейс-шаттл был космическим кораблем типа космоплан. Не ракетой, а кораблем, хотя и выполнял роль второй ступени. Проекты космопланов типа SSTO (Х-30, Venture Star, X-33, DC-X Delta Clipper и т.д.), о которых мы недавно говорили, это корабли, которые могли выходить на орбиту без помощи дополнительных ракет-ускорителей. Не ракеты, а корабли.
Старшип тоже корабль. Как и спейс-шаттл, в условиях Земли, он работает, как вторая ступень ускорителя. Но, в отличие от шаттла, Старшип может дозаправить баки на орбите, снова включить двигатели. совершить межпланетный перелет и совершить посадку, скажем на Марсе. Это не ракета. Это корабль. Корабль нового класса. Планетолет.

Именно то, что Старшип – планетолет и делает его революционным космическим кораблем, который должен изменить всю ракетно-космическую парадигму.