Я написал несколько полемических и ознакомительных статей и заметок. Их многие очень читали, многие приняли участие в дискуссиях, я получил много слов благодарности и пожеланий. Всем большое спасибо.
В ходе обсуждений, проявились сторонники моей точки зрения и оппоненты, что абсолютно нормально. В том числе, я получил интересные сообщения в личку.
Как довесок, обнаружилось, что многие факты, события и даже имена, представлявшиеся мне общеизвестными, оказались очень многим людям совершенно неизвестными.
Всё это я хочу свести вместе и ответить публично.
Я получил письмо в личную почту, в котором меня вежливо упрекают в “жесткой однобокости” подачи материала, что, по мнению автора письма, не переубедит моих оппонентов, но ещё больше их ожесточит.
Отвечаю публично.
Я не умею писать портрет горбатого верблюда в виде стройной быстроногой лани. Литературным методом соцреализма я не владею. Уж простите.
Я пишу то и так, как понимаю на основе известных мне фактов. Если это кого-то не устраивает, давайте, предлагайте свои аргументы. Если я вижу, что проект Буран-Энергия стал провальным, то я так и говорю. При этом, я привожу обоснования, факты, цифры цитаты и источники информации. На основании этого, я озвучиваю моё персональное мнение.
Если я вижу два проекта, двух руководителей программ, направленных на достижение одной и той же цели, проходившие параллельно по времени, но в разных странах, я считаю правомерным их сравнить по “выходным параметрам”. И на этом основании сделать выводы по уровню конструкторов и их талантов.
Можно, конечно, писать портрет одноглазого в профиль, со стороны здорового глаза. Но будет ли этот портрет отражать действительный облик человека?
Как акын, я пою то, что вижу и так, как вижу.
В одной из статей я упомянул имя великого конструктора Роберто Орест ди Бартини, работавшего в СССР, итальянского барона, убежденного коммуниста, проведшего многие годы в тюрьмах, потом в туполевской шараге.
Я и подумать не мог, что это имя остается мало известным в среде людей, увлеченных техникой, наукой, космосом и авиацией.
После освобождения из заключения, интригами коллег, ему не давали работать, доводить его проекты до реализации даже до уровня испытательных образцов.
Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем. К сожалению, по моему мнению, это не тот случай, когда “победителю-ученику от побежденного учителя”.
Бартини позволяли доводить проекты или перспективные идеи до определенного этапа, а потом это всё тормозилось, закрывалось и всё, наработанное Бартини, примитивно передавалось в руки конкурирующих конструкторов.
Ну вот, к примеру, Роберто Бартини в 1933 году строит истребитель Сталь-6. Максимальная скорость 420 км/час, практический потолок 8 км.

Но Бартини этого недостаточно. За год, он превращает Сталь-6 в Сталь-8.

Идет 1934 год.
Поликарпов запускает в серию И-16.
Поликарпов с трудом выжимает из Ишачка:
– максимальная скорость – 362 км/час,
– скороподемность (важнейший показатель для истребителя) – 11,2 м/с,
– практический потолок 7440 м.
Эти летные характеристики, по тем временам, были очень неплохи. ЗК Поликарпова выпускают из тюрьмы, награждают орденом, поднимают над всеми другими.
И тут этот итальянский барон-недобиток, к гадалке не ходить – шпион Муссолини, хочет построить истребитель Сталь-8, у которого:
– максимальная скорость – 630 км/час,
– скороподъемность 20 м/с,
– практический потолок 9500 м.
В Сталь-8 много новизны, как конструктивной, так и технологической. Цельнометаллический, сплавы алюминия, электросварка, убирающееся шасси “велосипедного типа”, радиаторы водяного охлаждения скрыты под обшивкой.
Казалось бы – хватайтесь и делайте. Пусть проектных характеристик и не достигните, но всё же, это лучше всего, что есть в мире на долгие годы!
Но, нет… Туполев – царствует в ЦАГИ. В 1932-м он запустил в серию ТБ-3, на который идут алюминиевые сплавы.
ТБ-4, известный как АНТ-20 Максим Горький строится как раз в это же время, в 1934 году.
Сталь-8 угрожает выпуску туполевских самолетов. Алюминия дефицит!
Понятно, что свеже воспаривший Поликарпов тоже не хочет видеть Сталь-8 в воздухе.
Начинаются дворцовые интриги, пишутся доносы, ЦАГИ выдает сфальсифицированное “экспертное заключение”… Вы думаете, просто закрыли проект Сталь-8? Ах, наивные…
Предыдущий вариант, испытывавшийся образец Сталь-6 порезали-порубили на куски. Мол, нефиг тут нам пудрить мОзги!
А Бартини не царедворец, на интриги в кабинетах у него нет времени. У него другие идеи. В 1935-1936 он создает двухмоторный транспортный самолет Сталь-7 с крылом типа “обратная чайка”.
Максимальная грузоподъемность 5 тонн, максимальная дальность 5000 км, максимальная скорость 450 км/час, практический потолок 10000 метров

В 1938 году Сталь-7 устанавливает мировой рекорд беспосадочного перелета – на маршруте Москва-Свердловск-Севастополь, протяженностью 5068 км, машина показывает СРЕДНЮЮ скорость 405 км/час.
Но Бартини не увидел своё детище в полете. Он арестован 14 февраля 1938 года, как итальянский шпион. Подвергнут пыткам, признает свою вину, приговорен к расстрелу. А в это время Сталь-7 устанавливает свои рекорды и на приеме у Сталина, награжденный командир экипажа, летчик Шебанов, сообщает вождю, что конструктор сидит в тюрьме. Сталин делает вид, что не знал о враге народа шпионе Бартини и тут же дает указание Лаврентию Палычу сохранить жизнь конструктору и сделать так, чтоб он “продолжал приносить пользу стране”.
Конечно, Сталина мало волнует грузо-пассажирский самолет гражданской авиации. Но он видит в нем дальний бомбардировщик.
Превратить гражданский самолет в бомбардировщик – задача инженерная и не особо сложная.
Бартини в тюрьме. Бомбардировщик поручают инженеру Ермолаеву, работающему в ОКБ-240. 14 мая 1940 года дальний бомбардировщик ДБ-240, позже переименованный в Ер-2, совершает первый полет.
Переделанная Ермолаевым Сталь-7, теряет в дальности, скорости, бомбовой нагрузке, ухудшается управляемость и надежность, но он принимается на вооружение и эксплуатируется до 1946 года.
А Бартини переводят в туполевскую шарагу, где он работает самостоятельно.
В 1943 году Бартини выдает проект реактивного истребителя с дельтавидным крылом и максимальной скоростью 2 Маха. Потом крыло становится вообще невиданным – Бартини “на кончике пера” изобретает оживальное крыло, которое и по сей день многие называют “крылом Бартини”. Это крыло с переменным профилем по передней кромке, с передними наплывами. Без аэродинамических труб, без исследований моделей, только на бумаге, только математически, Бартини создает крыло, которое мы увидели через пару десятков лет бурного развития авиации, на Конкорде и Ту-144.
Позже, то ли в ЦАГИ, то ли в МАИ, проект 2-махового истребителя 1943 года подвергся технической экспертизе. Заключение было убийственным. Да, этот проект мог быть реализован в СССР в 43-44 гг, и да, заявленные характеристики были более, чем достижимы.
Но, проект закрыт. Всесильный авиа-референт Сталина, в то время “король истребителей”, Александр Яковлев, дает ответ Берии – это безумная фантазия и вредительство.
Бартин снова меняет направление работ. У него новые замыслы.
1944 год и Людвиг Робертович задумывается о мобильности войск. Бартини создает первый в мире проект широкофюзеляжного транспортного самолета Т-117. Самолет может поднимать до 80 десантников, автомобили, можно загружать пушки полевой артиллерии и даже легкие самоходки.

Одна проблема – моторы. Бартини закладывает а проект Аш-73, но их производят для туполевской копии В-29, бомбардировщика Ту-4. И Туполев делает всё возможное, чтобы проект закрыли. А Яковлев отбирает у Бартини всю документацию, передает её своему ближайшему помощнику Антонову, для которого создает отдельное КБ в Киеве. И Антонов создает на основе Т-117 свой Ан-8. С тех пор КБ Антонова специализируется на широкофюзеляжных самолетах-тяжеловесах. Потом появятся Антей, Руслан и Мрия.

Я тут не смогу рассказать про все разработки Бартини.
Возьмем, к примеру, бомбардировщик Мясищева М3. Что мы видим? Видим “велосипедное шасси” Бартини, ещё от Сталь-6 и Сталь-8.
В проектах Бартини были и сверхзвуковые стратегические бомбардировщики амфибии, которые могли садиться в океане для дозаправки с подводных лодок

Работая над этим проектом, Бартини придумывает использование проекта экрана, что послужило началом для разработок экранопланов.
Бартини работает в Таганроге, ездит на работу в автобусе – персональный автомобиль ему не положен. Но под патронажем Бартини, его ученик Бериев создает свои гидросамолеты. А сам Бартини задумывает и строит свой амфибийный самолет вертикального взлета, способный лететь “на экране”, ВВА-14.
Невероятный самолет, прозванный Змеем Горынычем – первая машина Бартини после Сталь-6, которую он увидел летающей.

Бартини опять всячески мешали, работы саботировали, не давали двигатели, запрещали проводить испытания. Но тут его прикрывал Бериев, под крышей которого Бартини работал в Таганроге.
6 декабря 1977 года Роберт Людвигович барон Орест ди Бартини умер.
Он считал свою конструкторскую деятельность чуть ли не побочным хобби. Бартини был философом и выдающимся математиком и это он считал своей основной деятельностью.
Не пожалейте времени, посмотрите фильмы о Бартини.
Ещё одна история, это, в общем-то, вполне известная часть “лунной гонки”.
Как оказалось, для многих это стало откровением.
Итак, самой гонки вполне могло и не быть.
Ещё в инаугурационной речи 20 января 1961 года, Кеннеди предложил СССР объединить усилия в освоении Луны.
Хрущев не отреагировал вообще.
В 1962 году Кеннеди на личной встрече снова предложил организовать совместный советско-американский лунный проект. Хрущев категорически отверг предложение американского президента.
В 1963 году Кеннеди выступил с заявлением:
Это место для нового сотрудничества, для дальнейших совместных усилий по освоению и регулированию космоса. И я включаю сюда совместную экспедицию на Луну. Почему первый полет человека на Луну должен быть предметом национального соревнования? Почему США и СССР, готовясь к таким исследованиям, должны дублировать исследования, строительство и расходы? Мы должны выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран и всего мира работать вместе над завоеванием космоса, чтобы однажды отправить на Луну представителя не одной нации, а всех стран.
Теперь, диспозиция.
У СССР прекрасные позиции в космической гонке. Первый спутник, первый человек в космосе, первые фотографии обратной стороны Луны. Но всё это на ракетах семейства Р-7 и баллистических капсулах Восток.
В КБ Челомея разрабатывается гептиловая ракета УР-500 (она же Протон). Феоктистов разрабатывает семейство кораблей К7, включая лунный модуль.
Королев работает над проектом ракеты Н1, Кузнецов – над двигателями НК-15.
У США уже летают более мощные, чем королевская Семерка, Сатурн-1, идут работы над Сатурн-1В.
Впервые применен водородный двигатель второй ступени RL-10, впервые использована много-двигательная схема в едином корпусе (первая ступень – 8 двигателей Н-1, вторая – 6 двигателей RL-10).
Полным ходом идут работы по созданию Сатурна-5.
Испытываются двигатели: сверхмощный F-1 и водородный J-2.
На полном ходу программа Джемини – полноценного 2-местного маневрирующего космического корабля.
Идут работы над кораблем Аполлон и лунными модулями.
По всему, американцы уже догнали СССР по технике и начинают опережать. Это очевидно Королеву. Но Хрущев этого пока не понимает. Он в эйфории от космических успехов.
Все обращения Кеннеди по совместной лунной программе Микита отвергает наотрез.
С одной стороны, Хрущев думает, что СССР обладает какими-то передовыми космическими технологиями, которые коварные “американы” хотят выведать.
Но я думаю, был ещё один мотив для отказа.
Войдя в совместный проект, обе стороны окажутся заложниками своих амбиций. Конструкторы и ученые – они же безбашенные. Достигнув одного, они сразу тянут дальше. Остановиться будет нереально. Отвизитируют Луну – потребуют лунную базу. Закончат с лунной базой – захотят огромные орбитальные станции. Получат орбитальные станции – их потянет на Марс.
Америка – страна богатая, а СССР бедная. Американцы будут тянуть в новые дорогие проекты и окончательно измотают советское народное хозяйство, которое и так разваливается. СССР уже закупает хлеб в Америке… А что будет, если супостаты совместными космическими программами устроят забег на истощение?
Короче, Хрущев все устные и письменные, публичные и приватные обращения Кеннеди ответил отказом.
Не знаю, как вам, а мне очень жаль, что так вышло. В лунном модуле Аполлон-11 мог бы, вместо Базза Олдрина, быть Алексей Леонов или Юрий Гагарин… А может, построили бы большие лунные корабли, человек на 6-7 и вместе летали бы.
Можно потом было бы найти повод, чтобы соскочить с совместных космических проектов и не шибко потерять лицо.
Но сложилось так, как сложилось. Была лунная гонка. Вернер фон Браун и США победили. СССР проиграл. Безвременная кончина Королева была тяжелой утратой, но, если бы он выжил, это ничего бы не изменило. Королев был лишь учеником Бартини, но не самим Бартини.
СССР постарался втихоря слиться из дальнейших космических гонок, скрыв само существования проекта ракеты Н1.
Мне это, право, очень жаль.