Небольшое рассуждение в ответ на вопрос, почему обычному русскому человеку так интересен запуск Crew Dragon.
Я патриот своей страны и я довольно много знаю про её вклад в освоение космоса. Многое в истории нашей страны меня восхищает без преувеличения. Мои любимые достижения это создание ракеты Р-7, которая для своего времени была невероятным технологическим прорывом, создание кораблей “Восток”-“Восход”, первая стыковка на орбите двух “Союзов”, когда впервые космонавт, взлетевший на одном корабле, вернулся на Землю на другом, создание целой серии орбитальных станций. Особенно мне нравится эпизод 1986 года, когда два советских космонавта летали на космическом корабле со станции “Мир” на “Салют-7” и обратно. Это, кстати, достижение, которое никакая страна в мире пока не смогла повторить. Те, кто спрашивает, почему человечество изобрело айфон, но не вернулось на Луну, могут задать себе вопрос, почему ни одна страна мира не эксплуатирует сразу две орбитальные станции, летая между ними туда и обратно. Конечно, меня восхищает создание “Бурана” и его единственный испытательный полёт. Есть и много маленьких событий, вроде эксперимента “Знамя”. Меня расстраивает то, что в обсуждении истории космонавтики существует перекос в сторону лунной гонки и лунной программы США. Мне хотелось бы видеть хорошие, качественно сделанные фильмы, интересные подробные книги и бурные дискуссии про советский космос. Да и из американской пилотируемой программы многое зря теряется в тени Луны.
В космонавтике, наверно, больше, чем в какой-либо другой технической области, интересно исследование нового, новые технологии и новые достижения. Конечно, полёты на низкую околоземную орбиту уже давно отработаны, но всё равно появление новой техники вызывает интерес. Если взять аналогию из авиации, то ждут ли патриоты России каждого следующего полёта Ту-154 так же, как того момента, когда первые пассажиры полетят на новеньком МС-21? Наблюдая за разработкой новых отечественных самолётов, мы же не говорим “в этом нет ничего необычного, братья Райт таким сто лет назад занимались”. А в случае с космическими кораблями новая техника появляется гораздо реже. За всю историю пилотируемых полётов было создано меньше десяти реально летавших с экипажем космических кораблей. Поэтому полёт абсолютно нового корабля (да ещё и многоразового, да ещё и четырехместного) это большое событие для всех любителей космоса. Могу ошибаться, но, кажется, за последние 30 лет появилось всего два новых пилотируемых космических корабля – китайский Шенчжоу и американский Crew Dragon. Если Вы не видите разницы между очередным полётом старого корабля и первым полётом нового, то, может быть, Вам просто надо интересоваться чем-то другим?
Мне кажется, надо привыкнуть, что для того, чтобы любить свою страну, совсем не нужно верить, что она имеет передовую космическую программу. Есть очень хорошие развитые страны, например, Великобритания и Канада, которые не имеют своей космонавтики и вполне неплохо живут. Наша страна уже не та, какая была 50 лет назад, когда гигантские суммы из бюджета тратились на космос, в то время, как простому человеку для покупки телевизора или автомобиля надо было записываться в очередь. Я не хочу возвращения позднего СССР, несмотря на то, что у людей, влюблённых в космос, тогда было много поводов для радости. Положение третьей или четвертой космонавтики мира это то, что мы реально способны себе позволить в настоящее время. С другой стороны, нам очень хотелось бы, чтобы преимущества, которые у нашей страны уже есть, не терялись, а развивались, принося новые достижения и новые доходы. В этом плане Роскосмос можно сравнить с другой государственной корпорацией – Росатомом. Почему-то последняя продаёт свои реакторы по всему миру (без глупых замечаний о том, что “полученные деньги не стоят взятой на себя ответственности”), проектирует и строит атомные ледоколы (с авариями и задержками, но и у Маска ракеты иногда взрываются), создаёт новые продукты, в числе которых мобильная АЭС и реакторы на быстрых нейтронах (кое-что из этого – просто реализованные советские наработки, но и СпейсИкс пока не телепорт изобрела). Можем ли мы составить похожий перечень для Роскосмоса? С трудом в него можно впихнуть космодром Восточный (первому пуску оттуда я радовался больше, чем созданию Crew Dragon) и ракету Ангара (которая всё ещё не используется). Больше всего меня расстраивает отсутствие видимого движения вперёд. Хочется верить, что когда-то будут реализованы возвращаемые ступени “Байкал”, но для того, чтобы эта вера появилась, нужно видеть прототипы, испытательные пуски, броски с самолёта и так далее. То же самое относится и к “Федерации”, и к “Арго”, и к “Морскому старту”, и к “Союзу-5”, и к “Луне-25”. Когда будет видно, что реально делается что-то новое, тогда и поговорим… А пока любителям космоса приходится хранить в душе надежду и следить за достижениями других стран.