Размышления про Starlink

Serge N

SpaceXСтатьи
1981

В феврале интересующаяся космической тематикой общественность была взбудоражена новостью о том, что спутниковая сеть Starlink может быть отделена от SpaceX в качестве самостоятельной, публичной компании. Обсуждались плюсы и минусы подобного решения. В качестве плюсов назывались такие, как приток денег от IPO, а в минусах маячил переход полученной прибыли не на финансирование постройки флота старшипов, а в карманы акционеров.

Однако, в своей речи на открывшейся на днях конференции “Satellite 2020” Илон Маск сообщил, что, по крайней мере, в ближайшее время, никакого разделения компаний не планируется. Тем не менее, на фоне обсуждений IPO, у меня возникло несколько соображений насчет бизнес-модели Starlink, которыми я и хотел бы тут поделиться.

Итак, ключевым рынком, очевидно, является Северная Америка, а конкретно – США и Канада. Именно с этих двух стран начнется предоставление услуги, следом должна подключиться Австралия. Что объединяет эти рынки? Тут есть все три фактора, важных для Starlink. Во-первых, на всех них существенная часть населения проживает вне центров крупных городов, т.е. выполняется условие невысокой плотности абонентов, связанной с естественными ограничениями сети. Во-вторых, в подобной местности классическим операторам развертывать свои сети не слишком выгодно, от чего часто качество интернета оставляет желать лучшенго. Наконец, третий фактор – население всех этих стран принадлежит к т.н. “золотому миллиарду”, иначе говоря, есть платежеспособный спрос на услугу.

Из последнего вырисовывается и приблизительный возможный размер абонентской платы – это порядка 70$ в месяц. На самом деле, примерно по такой цене в этих странах и пользуются выделенным интернетом от классических операторов.

Среди следующих кандидатов следует рассмотреть Южную Америку. Прежде всего, такие страны, как Аргентина, Бразилия и Чили. Там так же значительная часть населения проживает вне городов и занимается сельским хозяйством, и качественный интернет им тоже не помешал бы. При этом средней руки бразильский фермер вполне потянет платить вышеозвученную сумму.

Далее, конечно, следует вспомнить о Европе. Тут, собственно, тоже хороший интернет есть не везде, а учитывая европейский уровень доходов, среди 500 миллионов европейцев явно найдется достаточно желающих платить по 70 евро в месяц. Этого явно не скажешь об оставшихся регионах – Африке и густонаселенной Азии, вроде Индии и Пакистана с их миллиардами населения, но для 99,9% которых такая сумма неподъемна. Что характерно, даже если снизить цену вдвое, грустная картина массовой доступности сильно не изменится.

Отдельно можно упомянуть про Аравийский полуостров – население там богатое, но сосредоточено, преимущественно, в городах, так что существенного числа клиентов там не будет.

Суммируя число домохозяйств вне городов на ключевых рынках, можно предположить, что речь идет, о цифре уровня 100 миллионов потенциальных клиентов. Каков среди них будет процент реально подключившихся, сказать сложно, но даже цифра в районе 2-3% преврщается в 2-3 млн клиентов, обеспечивающих денежный поток в размере 2 млрд. долл. в год.

При этом до текущего момента мы говорили только о частниках. Что же касается корпоративного применения, тот тут порядок цен, как правило, иной, а желающие подключиться найдутся действительно на всех континентах – прежде всего, это добывающие компании, чьи места работы находятся в удалении от очагов цивилизации.

Еще одной группой клиентов являются авиакомпании. Они и сейчас исользуют спутниковый интернет, но он слишком дорогой и медленный, а вот с переходом на Starlink доступ к интернету в полете, наконец-то, рискует стать массовым явлением.

Наконец, не забываем про такого клиента, как Пентагон. Известно, что они уже являются альфа-тестерами интернета от Илона Маска: в конце прошлого года было установлено соединение между спутником и самолетом со скоростью 610 мегабит. Очевидно, что суммы контрактов будут другими, ведь старлинк будет предоставлять доступ к интернету практически повсеместно, а это другой уровень цен.

Резюмируя все вышесказанное можно считать, что бизнес-модель Starlink вполне жизнеспособна. Ведь даже 2 миллиарда позволяют окупить изготовление и вывод на орбиту, как минимум, 2000 спутников.

О себестоимости
Данные о себестоимости примерные, но циркулируют сведения о том, что себестоимость посторного запуска Falcon 9 составляет 30 млн. долл, а стоимость самих спутников, по словам Маска, несколько ниже, чем стоимость их запуска.

И если все пойдет по плану, то к концу этого года сеть запустится, а к середине следующего – станет доступной повсеместно. Ведь даже при текущих темпах развертывания в 240 спутников в квартал (4 пуска за январь-март, включая предстоящий в субботу), начальный этап из 1584 спутников на 550-км орбите завершится уже к середине следующего года.

Ну а далее останется только наращивать группировку в целях увеличения пропускной способности, поскольку желающих подключиться будет, на мой взгляд, вполне достаточно.

85 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Бер 11, 2020 17:41

Этого явно не скажешь об оставшихся регионах – Африке и густонаселенной Азии, вроде Индии и Пакистана с их миллиардами населения, но для 99,9% которых такая сумма неподъемна.В курортных регионах Средиземноморья, Красного и Черного морей у Старлика будет куча потенциальных клиентов в виде отелей и курортных комплексов. В свое время я был шокирован – доступ к интернету на окраине Украины (в районе Вилково) – намного лучше, чем в Египте, Турции или Болгарии с Черногорией.

Бер 11, 2020 17:58

Да, встречается такое в курортных зонах, причем состаточно часто. Возможно, еще на островах всяких.

Бер 11, 2020 21:02

Добавлю еще Непал. Вот где проходной двор!

Бер 12, 2020 23:55

Кста, у Непала связь должна быть лучше всех, т.к. они находяться ближе всех к Старлинку 🙂

Бер 12, 2020 00:40

Вилково — Венеция Украины.

Бер 12, 2020 09:18

Угу. И проблемы там похожие. С поправкой на украинские реалии.

Бер 11, 2020 19:12

По мне, так ты слишком занижаешь потенциальный размер этого рынка, даже в развитых странах.

О других говорить не буду, так как за других я мало чего знаю, поэтому приведу в пример одну только Германию, в которой я уже давно живу.

Итак, в Германии примерно 15% жителей, живёт в населённых пунктах, размером менее 5 тыс. ч.,
27% в населённых пунктах от 5-20 тыс.,
ещё 27% живёт в городах среднего размера, в 20-100 тыс. ч.,
Т.е. около 70% населения Германии (а это 57-58 млн.), проживает в населённых пунктах, с населением в менее, чем 100 тыс. человек, где из-за низкой плотности населения, оптоволокно тянуть очень затратно.

Идём дальше…)

В Германии все коммуникации, находятся под асфальтом (провода между столбами, и по, и между крышами – не висят) и наш городской совет (“чтобы далеко не ходить”) даже так решил, что оптоволокно будут прокладывать только тогда и там, где предусмотрен плановый ремонт дорожного покрытия, а так как покрытия отличного качества, то это может затянуться на долгие годы.

Так же, у нас все любят жить отдельно (поддерживаю это полностью, ибо я родился и вырос в частном доме, и до сих пор не понимаю “муравейники” и не могу к ним привыкнуть, ибо не для людей они…), а в отдельностоящий дом дороже провести кабель, чем в многоквартирный (в основном у нас это что-то малоэтажное, вроде советских “хрущёвок” (3-5 этажей), ибо много где, но существует даже запрет на постройку зданий, выше определённой высоты).

Не стоит забывать и о том, что у нас (тут я уж конкретно, про место жительства, Верхнюю Баварию) и рельеф местности “специфичный”, и горы/холмы чредуются с различными водоёмами (туева хуча ручьёв, рек и озёр), да и грунт у нас, с песком мало чего общего имеет 🙂

P.S. чуть не забыл!!! – у нас до сих пор большинство подключается к интернету, посредством xDSL технологий, из которых выжимают уже последние соки (сейчас это VDSL2, иногда даже с технологией “VDSL2-Vectoring”, которая позволяет получать скорости в районе 50-300 мбит/с, по телефонному кабелю.

Бер 11, 2020 20:18

Да, в Баварии холмисто, это точно. Но мне показалось, что мобильный интернет сравнительно хороший, хотя не уверен насчет тарифов.
В любом случае, в Европе в целом лучше, чем в Штатах, так что если в США число подключившихся будет определяться ёмкостью сети, то в Европе где как. Плюс к тому получение лицензий затянется из-за бюрократии, потому я Европу на 3 место и поставил по срокам.
Но в целом да, я придерживался консервативных оценок.

Бер 12, 2020 01:22

“мне показалось, что мобильный интернет сравнительно хороший”
– да, местами, особенно, когда ты в роуминге.

“хотя не уверен насчет тарифов.”
– это 10-50 евро, за полный “безлимит” по ЕС (с ограничением скорости, после “пары” ГБ потраченного трафика).4

“в Европе в целом лучше, чем в Штатах”
“получение лицензий затянется из-за бюрократии”
– поэтому, мой поставщик сотовой связи, до сих пор не получил разрешение на использования частот, используемых в 5G-сетях.

“потому я Европу на 3 место и поставил”
– а я бы на 53-е.

Бер 11, 2020 19:32

Сейчас неизвестно еще о различных тарифах для разных скоростей. Кажется мне что мобильный 5G будет оч. конкурировать в частном секторе. А вобще странно что у нас в Украине частный сектор довольно-таки быстро оптикой накрывают а в штатах нет, я не знал про это

Бер 11, 2020 22:45

Не будет, 5G рассчитывается на очень малые расстояния от БС до абонента

Бер 11, 2020 20:23

Добре було б до моделі додати субпровайдінг. Наприклад, в якомусь селі дядько підписується на Старлінк, а потім за долю малую ділиться каналом із сусідами. Така схема “набору 70USD на місяць” може стати популярною в незаможних країнах. А це мільярди душ

Бер 11, 2020 21:18

А що, так одразу не можна буде робити? Думав, що підключення в форматі тарілка Старлінку-ВайФай роутер було б можливим по замовчуванню. А з ВайФай роутера вже сусідам роздавати інтернет. 300 мегабіт в одну оселю далеко не завжди потрібно, а якщо поділити це на 3-5 сусідів, то і по грошах виходить нормально, і по швидкості підключення.

Бер 11, 2020 22:57

Та чому ж не можна? Тим більше, що для Старлінка такий комплекс буде виглядати як один абонент, який просто роздає по “хаті” інет. Не відслідкуєш

Бер 11, 2020 21:15

Спасибо, интересный анализ.
Моя мечта об микроавтобусе для путешествий по континетну стала еще ближе – тарелка от Старлинк будет решением для интернета)) Все складывается потихоньку)

Бер 11, 2020 22:01

Вы недооцениваете азиатские рынки, обеспеченных потребителей там достаточно в абсолютных цифрах. Та же Индия может по объему рынка значительно обойти Австралию с ее 9 миллионами населения, проживающего вне 7 городов, являющихся столицами штатов.
Кроме пользователей домашнего интернета, авиации и сырьевиков можно вспомнить таких клиентов, как сотовые операторы или сельские школы. Я не удивлюсь, если, с распространением связи с использованием низкоорбитальных спутников, потребители и операторы в малонаселенных местах начнут массово отказываться от оптики и других наземных каналов, содержание которых станет невыгодным. И, наконец, Старлинк идеально приспособлен для связи с большинством видов транспорта. Если сегодня Теслы гонят большие объемы трафика через 4G, то скоро станет удобнее использовать Старлинк. При этом машины других марок тоже неизбежно рано или поздно поумнеют и им тоже потребуется качественная связь.

Бер 11, 2020 23:11

Возможно, но я все же о первой фазе говорил. Когда сеть заработает на полную, можно будет и коллективных пользователей за недорого подключать, тогда и азия подтянется.
А вот насчет богатых – трудно сказать, там они все-таки обычно в мегаполисах живут.

Бер 12, 2020 00:13

Кстати OneWEb свой терминал выкатил, теперь ждём НЛО на палочке)

Бер 28, 2020 09:38

Банкротство это ещё не всё, рано радоваться )

Бер 12, 2020 00:39

У Маска была очень кислая морда, когда он говорил о Старлинке, да, в прочем, и обо всем остальном.
те 3-4% от “удаленных пользователей” — это не то, что хотелось бы от него услышать.

много вопросов

Бер 12, 2020 11:44

Он вообще убитый был. Видать, постоянное присутствие на стройке старшипов сказывается – он же последнее время оттуда не вылазит. Собственно, когда тройку в массовое производство запускали, он такой же был.

Бер 17, 2020 12:57

Покриття супутниками практично рівномірне над всією поверхнею Землі. Отже Starlink буде мати технічну можливість забезпечити підключення однакової кількості абонентів як над багатими країнами так і над бідними країнами. Але тут намагаються довести, що над бідними країнами будуть відключати і обмежувати і так невелику кількість абонентів. Щоби що? Для чого? Щоб жаба не душила?

Бер 17, 2020 13:07

Покриття супутниками практично рівномірне над всією поверхнею Землі. Нет, это не так. Есть разные этапы, да, если будет 40 тыс., то возможно такое покрытие, но не сейчас.
Але тут намагаються довести, що над бідними країнами будуть відключати і обмежувати і так невелику кількість абонентів.Каким образом отключать? Можно просто не подключать. Но, это бессмысленно. Ибо если над условной Африкой пролетает спутник, и к нему не обращаются с земли с трафиком, то он будет “простаивать”. То есть, есть смысл раздавать всем в мире, но не концентрировано в одной точке.

Бер 17, 2020 13:19

В коментарях наполягають на відключенні абонентів бідних країн, які забажають розділити абонементну плату і вартість терміналу із іншими субабонентами.