Информация по пуску H-IIA (GCOM-C1 & SLATS)

Дата: 23 декабря 2017.
Пусковое окно: 01:26-01:48 UTC/03:26-03:48 по Киеву/04:26-04:48 по Москве.
Место: cтартовый комплекс Ёсинобу, космический центр Танэгасима, Япония.
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri

Основная миссия: Global Change Observation Mission (GCOM) — проект JAXA по наблюдению климата. Он состоит из двух серий спутников, одна из которых посвящена изучению круговорота воды на планете (GCOM-W, то есть -Water), а вторая, первый спутник которой будет запущен в этот раз, будет исследовать изменения климата.
GCOM-C1 — спутник массой 2000 кг, рассчитанный на 5 лет эксплуатации и оборудованный оптическим датчиком для съёмки Земли в 19 волновых диапазонах. Он будет выведен на высоту 798 км на гелиосинхронную орбиту, откуда будет делать снимок всего земного диска каждые два-три дня. Разрешение снимков будет составлять от 250 м до 1 км. Собираемые данные — это наблюдения облаков, растительного покрова, снега и льдов, цвета океанов — будут использоваться учёными для уточнения климатических моделей и прогнозирования изменений окружающей среды. Например, наблюдения аэрозолей в атмосфере позволят отслеживать распространение пыли и дыма от лесных пожаров, а данные по распределению фитопланктона и растительности будут задействованы в рыболовстве и агрикультуре.

Второй пассажир пуска — небольшой спутник SLATS. Как можно понять из названия (Super-Low Altitude Test Satellite), эта миссия испытает технологию поддержания орбиты на очень низкой высоте — меньше 300 км. На такой низкой высоте очень важно компенсировать аэродинамическое торможение, иначе спутник быстро сойдёт с орбиты. При этом есть и свои преимущества — можно проводить съёмку Земли с большим разрешением, передатчики данных могут быть менее мощными, да и производить и запускать небольшие спутники на низкую орбиту дешевле.
SLATS весит около 400 кг и сначала будет выведен на орбиту повыше, чтобы проверить исправность всех систем. Затем он снизит высоту и остаток миссии (около двух лет) проведёт на высоте от 250 до 180 км. Для поддержания высоты будет использоваться ионный двигатель на ксеноне.
Основная миссия SLATS посвящена демонстрации возможности работать на низкой орбите продолжительное время; при этом спутник будет собирать данные о плотности атмосферы на такой высоте. Ещё SLATS оборудован датчиком для измерения т.н. атомарного кислорода. Это аллотроп O1, на который разбиваются молекулы кислорода из-за воздействия космической радиации и ультрафиолетового излучения на низких орбитах. Он представляет некоторую опасность для спутников, поскольку моментально окисляет органические материалы; например, космические шаттлы во время первых миссий возвращались с признаками коррозии, и этот опыт был учтён — солнечные панели МКС, фотоэлементы которых размещены на полимерной основе, покрыты защитной тонкой плёнкой из диоксида кремния. Так что SLATS тоже будет защищен специальным покрытием, а собранные данные пригодятся при разработке будущих спутников для очень низких орбит.

Credit: twitter.com/shinnosuke0113

РН: Это будет 37-й пуск для японской РН H-IIA и шестой за 2017 год.

Двухступенчатая ракета производства Mitsubishi Heavy Industries способна вывести на низкую околоземную орбиту до 11 тонн полезной нагрузки. В случае гелиосинхронной и геопереходной орбиты такие возможности составляют около 4 тонн груза. Ракета будет запущена в версии 202 — как всегда, в коде заложены основные характеристики ракеты.

Первая цифра — количество ступеней, которых всегда две. Обе используют кислород-водородное топливо. Один двигатель LE-7А на первой ступени производит 1078 кН тяги. Зажигается он за несколько секунд до отрыва, чтобы проверить работу всех систем, после чего он отрабатывает около 6.5 минут. Затем первая ступень отделяется. Вторая ступень оснащена одним двигателем LE-5B, который выдает 137 кН тяги. Обычно он отрабатывает около 8 минут, но способен провести до 16 включений и 40 минут общего времени работы.
Вторая цифра в коде 202 обозначает количество жидкотопливных ускорителей, а третья цифра — количество твердотопливных. H-IIA 202, как понятно, оснащена двумя твердотопливными ускорителями, расположенными по бокам первой ступени. Каждый из них добавляет по 2260 кН тяги, отрабатывая первые 100 секунд полёта и отделяясь после.
Вместе с адаптером полезной нагрузки всё завершает головной обтекатель диаметром в 4.07 м. Он защищает полезную нагрузку во время полёта сквозь атмосферу и отделяется, когда РН выходит за пределы атмосферы.

Ирина Ларина

Переводит, пишет о предстоящих пусках (и не только!), шарит в ракетах и лучше всех мониторит зарубежные источники. Ира — это Ира.