Эти грандиозные китайские планы появились на фоне сокращения бюджета NASA.
27.03.2025, Эрик Бергер, arstechnica.com

Credit: Китайское национальное космическое управление
Китай создал новую организацию под названием Deep Space Exploration Laboratory (Лаборатория исследования глубокого космоса) три года назад, чтобы укрепить подход страны к исследованию Солнечной системы. Расположенная в восточном Китае, недалеко от Шанхая, новая лаборатория представляет собой партнерство между национальным космическим агентством Китая и местным государственным колледжем, Китайским университетом науки и технологий.
За пределами Китая о лаборатории известно немного, но недавно она раскрыла некоторые очень амбициозные планы по исследованию Солнечной системы, включая внешние планеты. На этой неделе в рамках презентации китайские официальные лица поделились некоторыми датами будущих миссий.
Космический журналист Эндрю Джонс, который следит за космической программой Китая, поделился некоторыми изображениями с несколькими подробностями. Среди запланированных миссий:
- 2028 : миссия «Тяньвэнь-3» по сбору образцов марсианского грунта и горных пород и доставке их на Землю.
- 2029 : миссия Tianwen-4 по исследованию Юпитера и его спутника Каллисто.
- 2030 : Разработка большой наземной среды обитания для имитации длительного полета человека в космос.
- 2033 : Миссия на Венеру, которая доставит образцы ее атмосферы на Землю.
- 2038 : Создание автономной исследовательской станции на Марсе для изучения использования ресурсов на месте.
- 2039 : Миссия на Тритон, крупнейший спутник Нептуна, с исследованием его недр и океанов.
К планам следует относиться серьезно
Было бы легко отмахнуться от этих планов как от фантастических, и действительно, только первые две миссии были официально одобрены центральным правительством Китая. Некоторые из концепций чрезвычайно захватывающие, но другие кажутся нереалистичными. Например, неизвестно, насколько велик ледяной панцирь Тритона, и разработка зонда, который прожжет этот лед, чтобы достичь океана, будет чрезвычайно сложной задачей.
Тем не менее, масштаб миссий показывает, что Китай планирует реализовать обширную программу по исследованию Марса и не только, что исторически (но не всегда) было почти исключительной прерогативой NASA.
И есть веские причины не сомневаться в амбициях Китая и в его способности к межпланетному успеху. Благодаря своей методичной программе исследования Луны, начатой в 2007 году, Китай добился ряда успехов в роботизированных миссиях, включая возвращение образцов с обратной стороны Луны прошлым летом.
Но и за пределами Луны – миссия Tianwen-1 на Марс, запущенная в 2020 году, была не менее впечатляющей. Ни одна страна, кроме Соединенных Штатов*, никогда не совершала мягкую посадку космического аппарата на Марс так, чтобы он продержался более нескольких минут. Но в своей первой миссии на Марс Китай отправил не только орбитальный аппарат, но и посадочный модуль, а также небольшой марсоход, которые проработали около года.
Все эти грандиозные китайские планы появились на фоне сокращения бюджета NASA. Хотя ничто не является окончательным, Ars сообщал ранее в этом году, что некоторые должностные лица в администрации Трампа хотят сократить научные программы в американском космическом агентстве на целых 50 процентов, и это будет включать значительные сокращения для исследования планет. Такие сокращения, сказал Ars один из представителей The Planetary Society, будут представлять собой событие «уровня вымирания» для космической науки и исследований в Соединенных Штатах.
Это повышает вероятность того, что в ближайшие десятилетия США могут уступить лидерство в исследовании космоса Китаю.
Так что же произойдет?
На сегодняшний день большинство целей Китая в области космической науки были успешно достигнуты, что повысило доверие к правительству, которое рассматривает космические исследования как проекцию своей мягкой силы. Став крупным игроком в космосе и превзойдя США в некоторых областях, Китай может как порадовать собственное население, так и стать более привлекательным партнером для других стран по всему миру.
Однако, если будут громкие (и для некоторых в руководстве Китая, постыдные) неудачи, будет ли Китай так готов финансировать такую амбициозную программу? С перечисленными выше целями Китай попытается осуществить некоторые беспрецедентные и технически сложные миссии. Некоторые из них, конечно, столкнутся с неудачами.
Кроме того, Китай также инвестирует в программу по высадке человека на Луну, стремясь высадить собственных астронавтов на поверхность Луны к 2030 году. Одновременное финансирование амбициозных пилотируемых и роботизированных программ, скорее всего, потребует значительно больше ресурсов, чем вкладывалось раньше. Насколько глубоки карманы Китая?
Поэтому, вероятно, можно с уверенностью сказать, что некоторые из этих концепций и временных рамок миссий являются амбициозными.
В то же время Конгресс США, скорее всего, заблокирует некоторые из самых глубоких сокращений в исследовании планет, если они будут предложены администрацией Трампа. Так что у NASA все еще есть значимое будущее в исследовании планет. И если такие компании, как K2, преуспеют в снижении стоимости спутниковых платформ, сочетание недорогих запусков и планетарных миссий позволит NASA делать больше с меньшими затратами в глубоком космосе.
Поэтому, будущее еще не предопределено. В исследованиях планет в глубоком космосе у NASA впервые с 1960-х годов появился достойный соперник.
*- первую мягкую посадку на Марс 2 декабря 1971 года совершила автоматическая межпланетная станция Марс-3, запущенная СССР. Передача данных (телевизионной панорамы) с нее началась через 1,5 минуты после посадки на поверхность Марса, но прекратилась через 14,5 секунд после начала трансляции.
Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti)
Оригинал: As NASA faces cuts, China reveals ambitious plans for planetary exploration

Справка: Deep Space Exploration Laboratory (DSEL, Tiandu Laboratory) – Лаборатория исследования дальнего космоса (Лаборатория Тианду) основана совместно Китайским национальным космическим управлением (CNSA), Народным правительством провинции Аньхой и Китайским университетом науки и технологий (USTC). Штаб-квартира находится в городе Хэфэй, а отделения — в Пекине и Хайнане.
Целью лаборатории является содействие долгосрочному развитию исследований дальнего космоса, в том числе Луны, планет, астероидов и окраин Солнечной системы.