Маск и Starship теперь в центре внимания и надежд NASA при подготовке высадки на Луну

1543

Администратор NASA Билл Нельсон говорит, что в SpaceX его заверили в отсутствии поводов для беспокойства, пока генеральный директор Илон Маск поглощен Твиттером.

Кристиан Дэвенпорт, The Washington Post

Обновлено 23 декабря 2022 г., 10:48 по восточному поясному времени. Опубликовано 22 декабря 2022 г., 16:00 по восточному поясному времени.

image
Космический корабль SpaceX Starship на объекте компании в Южном Техасе в феврале. Credt: Джонатан Ньютон/The Washington Post.

В этом месяце Администратор NASA Билл Нельсон покидая церемонию вручения Премии центра Кеннеди, столкнулся с Гвинн Шотвелл, президентом и главным операционным директором SpaceX, космического предприятия Илона Маска.

В настоящее время компания является подрядчиком NASA № 2 , получая от космического агентства больше денег, чем Boeing и Lockheed Martin. Она доставляет астронавтов NASA на Международную космическую станцию ​​и разрабатывает космический корабль, который должен высадить людей на Луну. Но Нельсон все больше беспокоился о том, что Маск, основатель и генеральный директор SpaceX, оказывается втянутым в покупку Twitter и теряет концентрацию.

«Скажите, что мне не нужно беспокоиться о том, что его отвлекает Твиттер», — сказал он Шотвелл, когда они вместе вошли в здание на церемонии награждения.

«Уверяю вас – вам не о чем беспокоиться», — вспоминал Нельсон в интервью The Washington Post ответ Шотвелл.

Этот обмен мнениями ослабил беспокойство Нельсона по поводу Маска и его руководства SpaceX — по крайней мере, на данный момент. Но с завершением в начале этого месяца своей миссии Artemis I — полета капсулы NASA Орион вокруг Луны без астронавтов на борту — космическое агентство будет все чаще обращаться к SpaceX за помощью в достижении своей цели по возвращению людей на поверхность Луны.

В прошлом году NASA сделало большую ставку на компанию Маска, заключив с ней контракт почти на 3 миллиарда долларов на использование космического корабля Starship следующего поколения для высадки астронавтов на поверхность Луны к 2025 году. С тех пор SpaceX выиграла еще один контракт на сумму 1,5 миллиарда долларов – на вторую лунную посадку.

Компания проводит интенсивную программу испытаний на своем частном пусковом и производственном предприятии в Южном Техасе, быстро продвигаясь к созданию самой большой и мощной ракеты, когда-либо запущенной в эксплуатацию. Компания уже строит для Starship стартовую башню в Космическом центре Кеннеди, откуда запускает свои ракеты Falcon 9 и космический корабль Dragon.

Пока Маск занимался Твиттером, SpaceX продолжала работать в быстром темпе, выполнив на прошлой неделе три запуска за 34 часа, в том числе один, который стал 15-м полетом многоразовой первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, что является рекордом.

Все это превратило Нельсона, когда-то скептика SpaceX, в верующего.

«Помнишь, что все говорили? SpaceX была журавлем в небе, — сказал в интервью Нельсон, бывший сенатор от Флориды. – Как говорят на Юге, доказательство в пудинге». [Отсылка к поговорке:  чтобы узнать, каков пудинг, надо его попробовать.]

Указав на модель ракеты, выставленную в его офисе, он добавил: «И посмотрите, что они сделали с вот этой ракетой, Falcon 9».

image
Администратор NASA Билл Нельсон выступает на пресс-конференции в июле 2021 года. Credt: Джонатан Ньютон/The Washington Post.

Тем не менее, набег Маска на социальные сети и то, что это отняло у него время, обеспокоило Нельсона, других руководителей NASA и космическое сообщество в целом.

Когда его спросили о том, что может означать захват Маском Twitter-а для NASA, Нельсон сказал: «Я очень верю в Гвинн Шотвелл. И я также верю, что Илон доверяет Гвинн и передал бразды правления SpaceX ей».

Когда дело доходит до повседневных операций SpaceX, это было правдой в течение некоторого времени. Но SpaceX по-прежнему остается компанией Маска; он не только исполнительный директор, но и главный инженер. Он устанавливает видение и идеалы для более чем 10 000 сотрудников. И Starship, полностью многоразовый космический корабль, который он хочет использовать для доставки людей на Луну и Марс, был проектом, на который он потратил большую часть своего времени и энергии в SpaceX.

Обеспокоенный ходом работ, Маск в прошлом году написал электронное письмо сотрудникам SpaceX, сетуя на то, сколько времени ушло на наращивание производства двигателя Raptor следующего поколения, на котором работает Starship. «Производственный кризис Raptor намного хуже, чем казалось несколько недель назад», — написал он. Он сказал, что компания столкнулась с «реальным риском банкротства, если мы не сможем достичь частоты полетов Starship не реже одного раза в две недели в следующем году».

Электронное письмо в значительной степени рассматривалось Маском как способ мотивировать свою команду работать быстрее. Но Starship еще не летал в этом году, не говоря уже о таком быстром темпе. Сейчас компания рассчитывает совершить полет где-то в первой половине следующего года.

Но пока не ясно, когда. В этом году компания получила предварительное одобрение Федерального авиационного управления на запуск корабля на орбиту, но это одобрение сопровождалось списком из более чем 75 действий, которые компания должна выполнить, чтобы защитить окружающую среду и уменьшить воздействие деятельности SpaceX на близлежащий общественный пляж и заповедник дикой природы.

FAA сообщило на прошлой неделе в заявлении для The Post, что сроки выполнения этих этапов варьируются. «Некоторые меры должны быть выполнены до запуска, в то время как другие предназначены для выполнения после запуска или после серьезной аварии, — говорится в заявлении. – FAA обеспечит соблюдение SpaceX всех необходимых мер по смягчению последствий».

Когда SpaceX может стартовать, не сообщается. SpaceX отказалась комментировать эту статью.

Ранее в программе разработки SpaceX отправила прототипы Starship на несколько миль в воздух, где они зависли, а затем спустились к своей посадочной площадке. Несколько разбилось и взорвалось. Но после нескольких попыток команда разобралась и благополучно посадила космический корабль. С тех пор компания сосредоточилась на строительстве стартовой башни с парой рычагов, которые будут ловить ракету-носитель при ее снижении, и на подготовке всего корабля к попытке запуска на орбиту. В последние месяцы были проведены испытания двигателей, в том числе одно на прошлой неделе.

Пэм Мелрой, заместитель администратора NASA, заявила на недавнем мероприятии, что компания делает успехи. Но она не назвала сроки, когда может произойти попытка орбитального запуска.

«У них есть готовая конструкция. Проведя серьезное тестирование оборудования, они выйдут за рамки фазы «мы, вероятно, взорвем площадку», — сказала она.

Как бывший заместитель помощника администратора в FAA, она сказала, что знает, «как сложно разработать новое место для запуска ракет. … Создать новое место очень сложно, и я думаю, что они просто испытывают некоторые из этих вещей».

В интервью Нельсон сказал, что постоянно спрашивает новости о прогрессе компании. «И мне постоянно говорят, что они идут по графику, соблюдают все этапы, а в некоторых случаях даже перевыполняют поставленные задачи, — сказал он. – И знаете, посмотрите на историю SpaceX. Они стартуют, но иногда взрываются. Но, в конце концов, они продолжают это делать».

Они понадобятся NASA. После того, как агентство успешно выполнило миссию Artemis I, оно смотрит на Artemis II, который отправит команду астронавтов на космическом корабле Orion на орбиту вокруг Луны, возможно, в 2024 году. Затем для попытки посадки на Луну Starship встретится с Orion на лунной орбите, переправит астронавтов на поверхность и снова вернется к Ориону, который доставит их домой.

Это запланировано на 2025 год – амбициозный, возможно, идеалистический график, учитывая, что Starship еще не полетел на околоземную орбиту, не говоря уже о Луне. Миссия усложняется еще и тем, что SpaceX придется заправлять Starship на околоземной орбите несколькими танкерами, прежде чем он сможет полететь на Луну.

Нельсон признал, что есть большая вероятность, что миссия может быть перенесена на 2026 год, тем более что космическое агентство должно подготовить свои новые скафандры и осуществить успешную миссию Artemis II.

«От этого зависит очень многое, – сказал он. – SpaceX должна быть готова».

Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti.space)
Оригинал: Musk and Starship are now at center stage in NASA’s moon landing hopes

40 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Гру 29, 2022 07:38

Скорее надо FAA спрашивать, стоит ли беспокоиться, а не Маска…

Лют 20, 2023 04:27

Вот и я это хотел сказать. Всячески тормозят запуск….и торопят с результатами…

Лют 20, 2023 09:37

Да, крайне странные тенденции. Первым быть плохо…

Гру 29, 2022 08:25

Остаётся только надеяться, что спейсы знают что делать, потому что внешне всё выглядит ровно так, что НАСА волнуется не напрасно: как минимум проблема плиток теплоизоляции так и не нашла удовлетворительного разрешения, очевидные промахи в конструкции орбитального старта выглядят совершенным эпик фейлом для компании с многолетним уже успешным опытом запусков тяжёлых ракет, эпопея с изготовлением а потом завариваем прорези для вывода Старлинков, с фееричным объяснением что не просчитали прочность конструкции. Ну и заканчивая поведением Маска, которое иначе чем желанием забыть про надоевшую плюшевую игрушку Старшип и попробовать облагодетельствовать человечество простыми гениальными решениями как искоренить войны и удалить людскую злобу и агрессию в соцсетях – никак не объяснить. При том, что вопросы стратегического характера в доведении Старшипа до ума без действующего ген. конструктора никак не решить, на что намекает устоявшаяся практика “тех же щей да пожиже влей” в решении проблем. Пишу с горечью, как многолетний поклонник Маска и инженерных решений спейсов, опасаюсь как бы программа супертяжа не стала ещё одним крахом надежд мирового масштаба.

Гру 29, 2022 08:42

Контент видалено за запитом автора

Гру 29, 2022 08:54

А что есть альтернативы Маску «мирового масштаба» ?
Если вы про супертяжёлые носители, то похожего пока нет, хотя направление многоразовых ракет и кислородно-метановых двигателей подхватили многие, тот же Китай. А так пока что сверхдорогой и тупиковый SLS, опять же Безос в темпе “улита едет” ожидается

Гру 29, 2022 10:36

проблема плиток теплоизоляции так и не нашла удовлетворительного разрешения
Для “лунного” starship не актуально, а для “земного” уже обсуждалась опция расходуемой и соответственно упрощенной/более дешевой “второй” ступени (аналогично falcon 9).

Но как Вы совершенно справедливо заметили
вопросы стратегического характера в доведении Старшипа до ума без действующего ген. конструктора никак не решить

Гру 29, 2022 12:22

Остаётся только надеяться, что спейсы знают что делать, потому что внешне всё выглядит ровно так, что НАСА волнуется не напрасно
Никто не знает будущего, поэтому это нереально. Обеспокоенность НАСА … дажавю просто как с Драконом. НАСА не подошли парашюты… так Спейсы провели столько тестов, что в НАСА просто офигели от количества и интенсивности. Как Шотвелл один раз сказала – в мире ещё никто столько тестов не проводил парашютной системы. НАСА нужно показать, что они владеют ситуацией, что всё под контролем. А если нет – то виноваты Спейсы, скрывая это от них. По графикам всё хорошо, даже с превышением идут.
как минимум проблема плиток теплоизоляции так и не нашла удовлетворительного разрешения, очевидные промахи в конструкции орбитального старта выглядят совершенным эпик фейлом для компании с многолетним уже успешным опытом запусков тяжёлых ракет,
Если краткосрочно смотреть на проблему – то да, эпик фейл. Особенно на фоне того, что у других есть очень много примеров многоразовых космических кораблей, которые бы летали быстро, долго и надёжно. Планы Маска – увеличить объемы пусков 10-100х, а без простого решения не обойтись. Но да, оно должно быть безопасным. Удачи в поиске такого.
эпопея с изготовлением а потом завариваем прорези для вывода Старлинков, с фееричным объяснением что не просчитали прочность конструкции.
И что же это за эпопея? Можно примеры других ракет орбитального класса, которые бы мы могли под микроскопом рассмотреть каждый день их разработки? Про Н-1 упомянули публично лишь в конце 80-х. А что там творилось при разработке вы в курсе? К китайцам зайдите и спросите – что там у них с разработкой, всё ли с 1-го раза сделали? там за такой вопрос лишь – 100 в рейтинг и на пару лет в каталашку.
Ну и заканчивая поведением Маска, которое иначе чем желанием забыть про надоевшую плюшевую игрушку Старшип
Смешно. Мысли читаем? 20+ лет занят вопросом, а тут пару месяцев больше времени выделил на другие вопросы – всё, провал, жопа. Кто-то уходит в отпуск на пару месяцев и ничего. А тут хоп – зрада.
и попробовать облагодетельствовать человечество простыми гениальными решениями как искоренить войны и удалить людскую злобу и агрессию в соцсетях — никак не объяснить.
Что поделать, у каждого есть свои мечты. Не у всех есть возможности просто чтобы их услышали миллионы, а ещё меньше – сделать.
При том, что вопросы стратегического характера в доведении Старшипа до ума без действующего ген. конструктора никак не решить,
Вот бы мы знали, как там со стратегией развития Старшипа обстоят дела…
на что намекает устоявшаяся практика «тех же щей да пожиже влей» в решении проблем.
Ого, фигасебе. Это вы как разработчик ракеты орбитального класса говорите?
Пишу с горечью, как многолетний поклонник Маска и инженерных решений спейсов, опасаюсь как бы программа супертяжа не стала ещё одним крахом надежд мирового масштаба.
Старшип – планка очень высока, да есть риск, что не потянут. Только никто публично не знает о проблемах и успехах.

Гру 29, 2022 21:39

А что там творилось при разработке вы в курсе?
Нет, ну так обижать Маска сравнивая Суперхэви с Н1 я не буду )) Но допустим действительно это мелочь для супермиллиардера, хотя логически рассуждая если учли все нагрузки сразу то и запускали бы с просто закрытой дверцей, нахрена заваривать? Значит точно накосячили. Но в общем действительно, что толку спорить? Я в этот проект деньги не вкладывал, так что сижу и жду что получится, как будто это первый проект Маска, который не реализовался. Только вот большие надежды многих людей – это большие деньги в итоге, а большие разочарования это нередко крах предприятия, тоже надо помнить.

Лют 20, 2023 04:40

и попробовать облагодетельствовать человечество простыми гениальными решениями как искоренить войны и удалить людскую злобу и агрессию в соцсетях — никак не объяснить.
Ну, думаю что Маск занялся Твиттером не от хорошей жизни. Там готовилась и назревала большая “травля” Маска коммунистическим руководством Твиттерра за то что он на Марс лезет, вместо того чтобы рещать проблемы “голодных и бездомных” на Земле. А также “тушканчиков и полевых мышей”. Они бы его точно “окольцевали”, повернув против него всю общественность через Твиттер. Это они могут. Заставили же они его продать акции и заплатить налоги, заставят и прочее сделать. Поэтому он сделал встречный и неподвластный этим “дерьмократам” шаг, выкупил Твиттер. Этого они не ожидали, но тут решали владельцы акций, которым “бабки” превыше всего. Если бы он промедлил, то потом бы могло быть поздно. Теперь по крайней мере, он не даст его использовать против себя.

Січ 02, 2023 16:59

“Очевидные промахи в конструкции орбитального старта” – это про бетон? Так там проблема больше в том, что проводятся испытания с длительным прожигом двигателей прямо на нём. У всех остальных такое делается на стенде с совершенно отличной от стартового стола конструкцией.
Прорези? Так весь проект сводится к тому, чтобы добиться максимальной дешевизны материалов и производства. Испытания “в металле” тупо дешевле компьютерного моделирования.

Січ 02, 2023 19:19

Я про бетон.
33 раптора думаю вдарят по сильнее “длительного” прожига из 11шт на 14 сек. А 14 штук и того меньше работали.

Січ 11, 2023 19:14

Ну и заканчивая поведением Маска, которое иначе чем желанием забыть про надоевшую плюшевую игрушку Старшип и попробовать облагодетельствовать человечество простыми гениальными решениями как искоренить войны и удалить людскую злобу и агрессию в соцсетях — никак не объяснить.
Думаю тут другая проблема была в причине почему “Маск влез в социальную сеть”. Твиттер стал “убойной силой” всех этих демократов, Грет Тулберг, защитников тушканчиков и плачущих от жалости и сострадания белых европейцев и американцев, желающих спасать голодающих африканцев, и вполне определённо желающих заставить Маска и прочих крупных фигур бизнеса нашего времени посвятить себя и все свои деньги на решение именно этих проблем. То есть превратить мировое сообщество в этакий мировой социализм “на манной каше”, где все будут бедные, “но накормленные”. Маск понял что если ничего не сделать, то в итоге его просто “обкарнают” и посадят строить кошары для миллиардов бедняков по всей Земле и выпускать дешёвую манную кашу. Вот он и “влез”, пока не поздно в это дело, чтобы отрубить голову (самую большую) у этой нарастающей “социалистической гидры”. Не хотел он этого, но пришлось. Иначе вместо полёта на Марс, ему бы устроили полёт в Африку….

Січ 11, 2023 21:35

Довольно сложная конструкция у вас получается, но определённая логика конечно есть, не берусь судить насколько это вероятно, я интересуюсь политикой, но уж точно не в США, это бесконечно далеко от меня, как на Марсе ))

Гру 29, 2022 12:05

Но Нельсон все больше беспокоился о том, что Маск, основатель и генеральный директор SpaceX, оказывается втянутым в покупку Twitter и теряет концентрацию.
Маск просто позволяет другим источникам что-то да высказывать, ибо основные – левоцентриские под контролем демократов. А он, будучи демократом, обеспокоен, что его шеф может пострадать.
Скажите, что мне не нужно беспокоиться о том, что его отвлекает Твиттер
Так а движ есть вокруг Старшипа? Когда был, так Маск там ночевал, подругу кинул, жил только на работе. А сейчас – ждут отмашки от ФАА. Да, по железу может не всё готово. Но когда ты понимаешь, что можешь что-то сделать – это совсем другой подход, чем вот-вот будет разрешение и готовим эту версию к пуску. Прошло 2 месяца, а движа нет. А разработка то не стоит на месте. Так что делать – текущую пытаться запустить или забить болт и рассчитывать на следующую итерацию, которая будет готова через 3-4 месяца. Неопределённость с разрешением – очень сильно мешает в свободе действий. Раз тупняк есть с разработкой… что ж, можно заняться и Твиттером.
Этот обмен мнениями ослабил беспокойство Нельсона по поводу Маска и его руководства SpaceX — по крайней мере, на данный момент.
Крис мысли читает?
для высадки астронавтов на поверхность Луны к 2025 году.
План тогда был 2024-й. А сейчас тут даже не 26-й, а ближе к 28-му (по словам Бергера).
Компания уже строит для Starship стартовую башню в Космическом центре Кеннеди, откуда запускает свои ракеты Falcon 9 и космический корабль Dragon.
Не встречал такого термина. Стартовый стол, башня обслуживания, стартовый комплекс.
Тем не менее, набег Маска на социальные сети и то, что это отняло у него время, обеспокоило Нельсона, других руководителей NASA и космическое сообщество в целом.
Их беспокоит движ, который создаёт твиттер, а не работа Маска в Спейсах. Всё остальное – это следствие их беспокойства.
И я также верю, что Илон доверяет Гвинн и передал бразды правления SpaceX ей
Удачи ему в этой вере.
Но пока не ясно, когда. В этом году компания получила предварительное одобрение Федерального авиационного управления на запуск корабля на орбиту
Управление называется – Федеральное управление гражданской авиации США.К тому же, разрешение там дано на деятельность и вообще возможность постройки стартового комплекса, а не разрешение на запуск.
«От этого зависит очень многое, — сказал он. — SpaceX должна быть готова».
Дадада. Там с Орионом и СЛС сложности есть, чтобы запускать далее, но Спейсы должны быть готовы. Не в первый раз, что ли. Ну, это с одной стороны – придирка, а с другой – так и должно быть, чтобы весь паззл сошёлся – нужны, чтобы все были готовы. Да, у СЛС и Ориона уже сильный рывок вперёд по сравнению со Старшипом. Спорить тут уже бесполезно. История наездов повторяется как было с Фалконами и Драконами – от недоверия до восхищения. Может также получится и со Старшипом.

Гру 29, 2022 13:14

По-поводу SpaceX Starbase в Boka Chica.Место выбирал Маск. Люди понимающие проблему были категорически против.
Некоторые из причин:

  • отсутствие рельефа местности
  • болотистая почва

Такие условия не позволяют сделать стартовый стол с необходимым для запуска Starship газоотводом.
На КДПВ газоотвод на LC-39A.
Нужно было делать геофизический паспорт объекта, ТЭО и пр.
Но Маск “продавил” концепцию Starbase в том виде, в котором её сейчас строят.Стартовый стол без газоотводной шахты и направленного газоотвода.
Инфраструктура стартового комплекса на одном уровне с не направленным потоком выхлопных газов 27/33 Рапторов…
Исправить ситуацию можно, но достаточно дорого.
Идея со “спецбетоном” под стартовым столом не выдерживает критики.

Ну ладно, Starship взлетел (разнеся в хлам стартовый комплекс), а дальше?
А дальше при попытке ловли Starship “руками Мехазилы” выяснится что существует ветер и отраженные от конструкций стартово-причальной мачты потоки воздуха и газов.
Вычислять и компенсировать их никто не умеет.

Поэтому бегство в Твиттер и кривляния там.
Неожиданная про-трампистская фронда по той же причине – Трампа и его сторонников неизбежно снесут. На это можно будет списать мега-проёб [или мега-лохотрон] со Starbase.

Гру 29, 2022 13:40

По-поводу SpaceX Starbase в Boka Chica.Место выбирал Маск.
Да, когда США готовились к полёту на Луну, то выбирали между Техасом и Флоридой. Выбрали последнюю, а в первом случае – поставили ЦУП. Выбор простой и очевиден – самая южная точка с открытым морем на восток. Бока Чика – чуть ли не лучшее место после Мыса Канаверал. Там была дешевая земля и никому сильно не должен был мешать.
Люди понимающие проблему были категорически против.
Можно список таких людей?
Такие условия не позволяют сделать стартовый стол с необходимым для запуска Starship газоотводом.
Намыть можно.
Поэтому бегство в Твиттер и кривляния там.
Как-то… такого мнения не слышал, что не получается со Старшипом, поэтому убежал.
На это можно будет списать мега-проёб [или мега-лохотрон] со Starbase.
Где вы такие теории собираете?

Гру 29, 2022 15:22

Географически Boka Chica расположена очень удачно.
Но проблема Starbase в отсутствии нормального планирования.
Это привело к тому, что существующий стартовый стол сначала закладывался как временное ситуативное решение для испытаний и возможных первых пусков прототипов.