PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Телескоп им. Джеймса Уэбба получил своё первое изображение экзопланеты

На этом изображении планета HIP 65426 b выглядит как яркое пятно, а её материнское светило отмечено символом звёздочки. Изображение: Aarynn Carter (UCSC)

Астрономы впервые получили прямое изображение экзопланеты с помощью телескопа им. Джеймса Уэбба – мир HIP 65426 b в 400 световых годах от нас является газовым гигантом и не может быть обитаем. Экзопланете всего 15-20 миллионов лет и она в 7 раз массивнее Юпитера – новые наблюдения помогли точнее определить массу.  Впервые этот объект был обнаружен ещё в 2017 году с помощью инструмента SPHERE на масcиве радиотелескопов VLT.

Делать прямые изображения экзопланет сложно, поскольку звёзды сияют намного ярче их. Телескоп “закрывал” материнскую звезду экзопланенты коронографами, которыми оснащены его приборы MIRI и NIRCam, и таким образом получал изображения. HIP 65426 b находится примерно в 100 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, и совершает полный оборот за 630 лет. Такое большое расстояние означает, что планету легче увидеть на фоне яркого света звезды, а учитывая высокую температуру самой экзопланеты (около 900°C) и её яркость – это идеальный кандидат для получения прямых изображений.

Коронографы Уэбба действительно впечатляюще сработали, чтобы закрыть свет от материнской звезды.

Саша Хинкли, руководитель наблюдений из Эксетерского университета

Структура поверхности HIP 65426 b не видна на фотографии, однако, по мнению астрономов, экзопланета «вероятно является полосатой», как Юпитер, с поясами и пятнами в атмосфере, вызванными изменениями температуры и состава, а также ветрами.

Это не первое прямое изображение экзопланеты (первое было получено телескопом «Хаббл»), однако оно открывает путь вперёд для исследования экзопланет «Уэббом».

С учётом того, что производительность «Уэбба» выше, чем учёные рассчитывали изначально, ожидается, что он сможет фотографировать совсем маленькие экзопланеты – не тяжелее трети массы Юпитера. Хинкли считает, что, увидев отличную работу коронографов, астрономы будут выстраиваться в очередь за съёмками новых миров. К концу срока службы телескопа учёные рассчитывают иметь больше сотни подобных изображений.

Самое интересное в этом то, что это только начало. Впереди ещё много фотографий экзопланет, которые помогут нам сформировать общее понимание их физики, химии и появления. Возможно, с помощью таких наблюдений мы сможем обнаружить новые миры.

Ааринн Картер, руководитель анализа изображений из Калифорнийского университета в Санта-Круз