Загадочный мини-шаттл X-37B установил новый рекорд полёта

Часть информации о полезной нагрузке носителя была рассекречена.

2929
Беспилотник Космических сил США около взлётно-посадочной полосы. Источник: Boeing Space.

7 июля 2022 года беспилотный космоплан Космических сил США X-37B побил собственный рекорд продолжительности нахождения на орбите, проведя в космосе 781 сутки подряд. Это произошло в ходе миссии Orbital Test Vehicle-6 (OTV-6) – шестого полёта многоразового аппарата. О событии объявила в своём Твиттере компания Boeing, которая разработала и построила X-37B.

Значительная часть полезной нагрузки аппарата засекречена, однако про некоторые из расположенных на борту научных экспериментов публике всё же рассказали. Одним из таких является испробованный в прошлом году модуль PRAM (Photovoltaic Radio-frequency Antenna Module) – небольшое устройство, преобразующее солнечную энергию в микроволны, которые затем, в теории, могут быть переданы с орбиты на Землю. Целью эксперимента является оценка эффективности процесса преобразования; по предварительным результатам, она составляет около 8 процентов.

Помимо этого, X-37B доставил на орбиту спутник Академии ВВС США FalconSat-8, а также два эксперимента NASA, предназначенные для проверки воздействия радиации на семена растений и оценки характеристик различных материалов в условиях космоса.

Внешне космоплан напоминает легендарные Шаттлы, однако имеет гораздо меньшие размеры. Длина X-37B составляет всего 8,8 метра, высота – 2,9 м, размах крыльев – около 4,6 м. С полной загрузкой аппарат весит 4990 кг.

X-37B предназначен для работы на высоте от 240 до 805 километров. Аппарат может сходить с орбиты и совершать посадку без человеческой помощи, а также оснащён полностью электромеханической системой управления, которая устраняет необходимость в гидравлике. По словам Boeing, их разработка является «одним из самых продвинутых возвращаемых космических аппаратов мира».

Ходят слухи, что X-37B может быть тестовой платформой для орбитального оружия или даже использоваться для захвата спутников противника – однако эксперты опровергают подобные мнения, ссылаясь на малые габариты и недостаточную манёвренность аппарата. Скорее всего, основная его цель – испытание новых сенсорных систем и иных технологий, как и утверждают представители вооружённых сил США.

42 комментариев

Развернуть все

Пожалуйста, в свой профиль, чтобы комментировать сообщения, делать закладки и оценивать других пользователей. Для создания профиля или входа в систему требуется два клика.

Лип 09, 2022 16:47

Мне одно непонятно, если это “шатл” был такой успешный, то на кой чёрт…создавался “Драгон” для перевозки космонавтов? Создали бы этот “шатл” чуть побольше, и он бы успешно возил космонавтов на орбиту. Непонятно….

Лип 09, 2022 17:22

у этого заказчик DOD, а не NASA + на нем нет систем жизнеобеспеченияб т.е сравнивать его с Дрэгоном не корректно.
К тому же, это все еще тестовый аппарат, а вот что построят на основе этого опыта – уже увидим

Лип 09, 2022 19:08

Контент видалено за запитом автора

Лип 10, 2022 01:47

Создали бы этот «шатл» чуть побольше

Не влезет)))
А и не надо чтобы влезал. Этот аппарат уже имеет все нужные аэродинамические формы. Зачем его “впихивать” под колпаки? Поставили как “наконечник” на бустер Фалкона 9….и вперёд…

Лип 10, 2022 14:53

 если это «шатл» был такой успешный, то на кой чёрт…создавался «Драгон» для перевозки космонавтов? 

Карго дрэгон создавался с 2008 и в декабре 2010 уже полетел. Весьма успешно – ни одной критической проблемы по вине КК за всё время эксплуатации.

Что бы “чуть чуть допилить” его для пилотируемых миссий, понадобилось 10 лет (2010-2019), то есть ровно впятеро больше чем для его создания с нуля – и это при том что он изначально создавался с прицелом на пассажиров.

Х37 тоже полетел в 2010, но работы над ним начались в 1999 году. Реши его доработать для пилотируемых полётов, “в пять раз больше времени” закончились бы аккурат в 2060х….

Лип 10, 2022 20:34

Шаттл успешен с точки зрения технологий. Но никак не с точки зрения эксплуатации и экономики.

Лип 09, 2022 17:17

по предварительным результатам, она составляет около 8 процентов

Это ровно на 8 процентов больше того, что используется сейчас 🙂

Лип 09, 2022 21:06

Восемью процентами на поверхности Земли ничего не повредишь. Атака с космоса откладывается. 🙂

Лип 16, 2022 23:37

Да, только остальные 92% не исчезают бесследно, а тихонько греют планету. Поэтому эта технология пока сильно проигрывает АЭС с их 35-40% КПД.

Лип 17, 2022 05:02

Да, только остальные 92% не исчезают бесследно, а тихонько греют планету.

Насколько я понимаю – поток этого излучения и так был направлен на планету, т.е оно и так и так бы ее грело.
АЭС сейчас все проигрывает 🙂 И по-моему огромной ошибкой некоторых стран был вывод АЭС, о мотивах горе-руководителей которые решили это предпринять можно только гадать.
Лично я за то, что бы электроэнергия генерировалась всеми возможными, относительно безопасными и чистыми, способами и за то что бы все что ездит, ползает, летает, жужжит, гремит и пыхтит – делало это на электричестве.

Лип 17, 2022 01:02

Вот чего не понимаю – это какое счастье в том, чтобы преобразовывать электромагнитные волны световой частоты в некие “микроволны” с паровозным КПД: чем они лучше света с точки зрения энергетики? Тот хоть собрал зеркалом и передавай на здоровье, только вот некуда передавать на Землю, как мне кажется

Лип 17, 2022 05:14

могу только гадать, а гадать не хочу. Первые идеи с передачей энергии с орбиты били именно такие как вы описываете, но сейчас вот решили преобразовывать в микроволны. Возможно они рассеиваются меньше.

Лип 09, 2022 19:06

Контент видалено за запитом автора

Лип 10, 2022 12:38

Як одна контора може будувати X-37 і одночасно ж Starliner?..

Лип 10, 2022 13:46

Так то для военных, а они похоже не сюсюкаются с ними особо, держат в тонусе.

Лип 10, 2022 14:24

Контент видалено за запитом автора

Лип 10, 2022 16:15

X37 создали тогда, когда к старлайнеру только приступали. Тогда же ослили Boeing 787. А сейчас 737 обновленный довести до ума не могут. Деградация как она есть (из-за дугласа, имхо).

Лип 10, 2022 20:40

Х-37 здійснив перший політ у 2010 році, а Starliner почали розробляти у 2014. Тому зовсім не одночасно.