ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Древние лунные вулканы могут помочь будущим колонистам в поисках воды

Море Восточное глазами Lunar Reconnaissance Orbiter. Фото: NASA GSFC

Миллиарды лет назад Луну сотрясла череда мощнейших вулканических извержений. В результате немалая доля поверхности спутника оказалась покрыта озёрами раскалённой лавы, которая, затвердев, со временем образовала знакомые нам лунные моря. Учёные из Колорадского университета в Боулдере считают, что этот же катаклизм мог создать на полюсах Луны залежи льда толщиной в десятки метров.

Лунные вулканы заинтересовали исследователей тем, что их извержения образовывали гигантские облака из двуокиси углерода и, что важно, водяного пара. Иногда эти облака могли даже превращаться во временную атмосферу для спутника. Команда предположила, что перед тем, как совсем улетучиться в космос, эта атмосфера могла частично оседать на лунной поверхности подобно земной росе.

Учёные построили компьютерную модель, воссоздающую условия, царившие на Луне от 2 до 4 миллиардов лет назад, во время периода высокой вулканической активности. Оказалось, что в виде льда на поверхности спутника оседало до 41% выброшенной извержениями воды.

Каждая «атмосфера» держалась около 1000 лет – более чем достаточно для формирования льда.

Эндрю Вилкоски, ведущий автор работы

Этот процесс создавал столько льда, что его было бы видно невооружённым взглядом с Земли – конечно, если бы в это время на планете существовала жизнь. Команда посчитала, что всего за приблизительно 2 миллиарда лет на Луне должно было образоваться около 8 квадриллионов килограмм льда. Как считают учёные, часть этой массы не исчезла до сих пор и погребена на полюсах спутника под метрами лунного грунта.

Качественный Знайка