ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Учёные открыли новый вид звёздных вспышек

Взрывы новых, когда белый карлик на конечном этапе своей эволюции почти мгновенно увеличивает свою светимость на много порядков и за несколько дней выделяет количество энергии, сравнимое с выделенной за всю свою предыдущую жизнь, знакомы астрономам многие сотни лет.

Однако совсем недавно учёным удалось впервые зарегистрировать подобное по механизму, но гораздо менее масштабное событие.

Мы открыли и впервые идентифицировали явление, которое называем микроновой”, – рассказывает Симоне Скаринджи, астроном из Даремского университета в Великобритании, который руководил исследованиями. И похоже, что это открытие заставит учёных переосмыслить некоторые аспекты звёздной эволюции.

Взгляд художника на систему, в которой может вспыхнуть микроновая. Изображение: ESO | M. Kornmesser, L. Calçada

Микроновая, как и новая, является взрывным событием, но, в отличие от последнего, охватывает не всю звезду, а развивается локально на части её поверхности. Кроме того, оно развивается быстрее — в течении нескольких часов, а не дней, как в случае с новой.

Механизм образования новой чаще всего связан с аккрецией вещества звезды-компаньона белого карлика. При этом на его поверхности формируются условия, способствующие развитию и поддержанию термоядерной реакции синтеза гелия, что и приводит к вспышке.

Подобный механизм образования характерен и для микроновой, но, в отличие от своей «старшей сестры», топливом служит вещество самого белого карлика. Это характерно для белых карликов, обладающих сильным магнитным полем, направляющим вещество к магнитным полюсам звезды. В силу этого в приполярных областях поверхности карлика развиваются локальные процессы, дающие толчок взрывному термоядерному синтезу.

Несмотря на приставку «микро» в названии и энергию взрыва, составляющую примерно одну миллионную от энергии новой, во время вспышки звезда теряет около 20 000 000 триллионов килограммов вещества, уносимого в межзвездное пространство.

Открытое явление ставит под сомнение понимание астрономами природы звёздных взрывов. Они могут оказаться более распространёнными, чем ранее считалось. Однако в силу своей кратковременности большинство из них проходит незамеченными.

Впервые микровзрывы были обнаружены в результате анализа данных спутника TESS, запущенного NASA для поиска экзопланет. Было обнаружено три вспышки, природа двух из которых не вызывала сомнений. Данные о третьей вспышке пришлось перепроверить при помощи Очень Большого телескопа, который и подтвердил её принадлежность к микроновым.

Группа планирует продолжить поиски микроновых, воспользовавшись мощностями Очень Большого телескопа или Телескопа новых технологий (TNT).