Как построить замкнутую систему жизнеобеспечения на Луне или Марсе для растущей колонии за счёт ресурсов самой Луны или Марса

ХАС МАН

Колонки

Если мы собираемся колонизировать Луну и Марс, нам придётся научиться использовать местные ресурсы этих тел для обеспечения поселений.

6789
Кратер Клавий. Изображение: NASA/USGS

Если мы собираемся колонизировать Луну и Марс, нам придётся научиться использовать местные ресурсы этих тел для обеспечения поселений, параллельно обеспечивая рост самих колоний. Всё время доставлять ресурсы с Земли – чрезвычайно дорого. А если цикл использования ресурсов ещё и не будет замкнутым – то это ещё и не эффективно. Предлагаю свою схему на примере Луны (для Марса тоже подойдёт), как не только обеспечить колонию ресурсами, но и гарантировать её рост вплоть до образования на поверхности спутника Земли самодостаточного поселения. В три этапа.

Этап первый – создание первичной инфраструктуры

На первом этапе, безусловно, всё необходимое придётся везти с собой с Земли для создания самых первых герметичных отсеков, жилых модулей, фильтров, источников электропитания, систем аэропоники и отсеков переработки местных ресурсов. Системы для электролиза воды, системы для проведения реакции Сабатье (получение метана из углекислого газа и водорода) и системы для восстановления оксидов металлов с помощью метана. Для всего этого понадобится много энергии. И хотя на полюсах Луны есть пики вечного света (области, которые всегда освещаются Солнцем), их скорее всего будет недостаточно для обеспечения энергией всего необходимого. Поэтому одними солнечными батареями вряд ли удастся обеспечить потребности начальной колонии. Необходимо сразу рассматривать ядерные источники электропитания. Они не зависят от Солнца и даже за долгую двухнедельную лунную ночь смогут обеспечить колонию бесперебойным электропитанием. Поскольку с Земли мы должны брать минимум всего, необходимо выбрать местность, где будет доступна вода, хотя бы в виде льда, чтобы её можно было путём электролиза разложить на водород и кислород, которым можно заполнить герметичный отсек. Азот конечно нужен растениям, но его можно для них привезти в виде минеральных удобрений. Для заполнения атмосферы внутренних отсеков можно обойтись чистым кислородом под сниженным давлением. Такой атмосферой человек дышать может, и она использовалась астронавтами в программе «Аполлон». Разница состава атмосфер советской космической станции, на которой использовалась обычная азотно-кислородная атмосфера и американской, где был чистый кислород под сниженным давлением, в своё время была проблемой при стыковке «Союза» и «Аполлона-4». Но сейчас не об этом. Важно то, что для заполнения атмосферы внутри блоков азот не обязателен. Защиту от радиации под герметичными отсеками обеспечивает сама Луна, а сверху отсеки можно покрыть слоем реголита.

Так может выглядеть первичный жилой блок на поверхности Луны. Изображение: ESA.

Этап второй – создание замкнутого цикла жизнеобеспечения и использование ресурсов самой Луны (или Марса)

В процессе дыхания внутри герметичных блоков со временем будет накапливаться углекислый газ, который необходимо извлекать из атмосферы. И вот тут то нам пригодится водород, который мы получили при электролизе воды вместе с кислородом. Необходимо провести реакцию Сабатье, при которой водород взаимодействуя с углекислым газом образует метан и воду, которая будет частично возобновлена. Схематически реакция выглядит так: СО2 + 4Н2 => СН4 + 2Н2О. ∆H = −165.0 кДж/моль. Обычно метан предлагают выбрасывать в открытый космос, но это неэффективная трата углерода и водорода. Можно конечно его использовать в качестве топлива, но и это будет лишь тратой ресурсов. Намного эффективнее будет его использовать для восстановления оксидов металлов, которых полно в составе реголита. Лунный реголит в основном состоит из ильменита (FeTiO3), оливина ((Mg, Fe)2[SiO4]), алюмосиликата кальция (Ca[Al2Si2O8]) и пироксена (R2Si2O6, где R – Na, Ca). Как видим, в составе реголита есть и кислород, и кремний, и металлы. И всех их можно восстановить при помощи метана. Как это делается на примере Cr2FeO4 можно прочесть здесь. Но для наглядности рассмотрим реакцию восстановления метаном чего ни-будь попроще, например оксида железа или FeO. FeO + CH4 => Fe + CO2 + H2O. Таким образом мы получили чистый металл, из которого можно построить новый отсек колонии, воду, которую путём электролиза можно разложить на водород и кислород, которым заполняем новый отсек, а водород сразу можно пустить на реакцию с углекислым газом с получением опять же воды и метана, который можно вновь использовать для добычи чистых металлов, из которых строим новые отсеки; и кислорода, которым эти отсеки заполняем. В итоге цикл становится замкнутым. Параллельно вместе с металлами можно получить кремний, из которого можно в будущем делать солнечные батареи. И колония при этом будет расти чисто за счёт ресурсов самой Луны или Марса. Пока не дойдём до третьего этапа.

Третий этап – прекращение роста колонии. Обеспечение круговорота химических элементов с помощью систем аэропоники.

На третьем этапе системы аэропоники потребляют достаточно углекислого газа для того, чтоб он не накапливался в атмосфере. На этом этапе достройку дополнительных отсеков можно прекратить. Системы аэропоники уже способны самостоятельно обеспечивать колонистов едой и восстанавливать состав атмосферы, пригодный для дыхания. Но почему именно аэропоника? Дело в том, что реголит Луны и Марса по составу далёк от земной почвы, и необходимые микроэлементы, да и макроэлементы тоже придётся доставлять растениям иным путём, нежели на Земле. А 2 других варианта – это либо гидропоника, которая не подходит в условиях дефицита воды, либо аэропоника, которая сэкономит ещё и воду. На этом этапе прекращается необходимость использовать электролиз для разложения воды на кислород и водород, больше не нужно проводить реакцию Сабатье и не нужно использовать метан для восстановления оксидов металлов. На этом этапе внутренняя биосфера герметичных колоний становится самодостаточна и самоподдерживающаяся. Всё что, для неё нужно – это энергия.

Приблизительно так можно будет освоить как Луну, так и Марс. И возможность использовать местные ресурсы – это главный аргумент о том, чем идея Маска с колонизацией Марса лучше идеи Безоса с созданием автономных космических станций, для которых все ресурсы придётся везти с Земли и которые не будут способны расти за счёт элементов окружающей среды.

375 комментариев

Развернуть все

Пожалуйста, в свой профиль, чтобы комментировать сообщения, делать закладки и оценивать других пользователей. Для создания профиля или входа в систему требуется два клика.

Лис 22, 2021 03:13

Ну, я не согласен только с необходимостью использования на Луне ядерных реакторов. Если на Земле, где интенсивность солнечного света намного меньше, чем на Луне, солнечная энергетика уже сегодня побеждает атомную по рентабельности и эффективности, то как она не победит на Луне? “На первых порах, мол, хватит и энергии солнца, а потом понадобиться, атомная. Солнечных батарей будет мало”… Что это за “великое производство” или деятельность вдруг разовьётся на Луне, что срочно понадобяться “гигаватты” энергии? Это Луна, а не Земля, “быстро” там налаживаться ничего не будет. А вот постепенно наладить проиводство солнечных элементов там будет очень просто. Помешать этому может только отсутствие на Луне металлов, необходимых для их производства, что кажется также маловероятным. К тому же технологии развиваются и производство как солнечных батарей, так и аккумуляторов происходит из всё более разнообразных материалов. Так что тут не будет проблемы… Вот на Марсе как раз обратный вариант. И солнца там мало, и атомосфера есть, что сделает невыгодным использование солнечных батарей. Там путь есть только у атомных реакторов.

Лис 22, 2021 12:58

Гігавати енергії на Місяці як раз будуть необхідні, бо там для життя потрібна буде набагато більша промисловість ніж на Землі. Для життя на місяці треба штучно створити не лише житло, або транспорт, а буквально ВСЕ! До того ж у вакуумі можна отримувати матеріали просто перегонкою реголіта, тобто сильно спростити технології за рахунок підвищенного споживання енергії. Але ж енергії на місяці просто повно, тому чому б ні? Коли там буде будуватися повноцінна промисловість, просто будуть прокладені кабелі щоб отримувати вночі енергію з освітлених ділянок.

Лис 22, 2021 20:51

Есть только одна проблема: лунная ночь. ЯР Заодно будет обеспечить гипотетическую лунную базу теплом.

Гру 04, 2021 16:42

На солнечном пике нет луной ночи. Особенность орбиты
1ю базу надо ставить там,а потом реаорганизовывать ее в узел генерации и разросться в бока.
Но интенсивность света там всеже не постоянна и колеблится раза в 2 там уже приколы с графитацией и орбитой
https://en.wikipedia.org/wiki/Peak_of_eternal_light#On_Mercury
Но я за ядерный реактор всеравно хотя он и не обязателен, но лишним не будет

Лис 22, 2021 21:13

По Роберту Зубрину для Марса так же актуальна геотермальная энергия. Но даже ветровую не стоит забывать.

Лис 22, 2021 21:25

Ветровая на Марсе? На Луне никто не предлагал?

Лис 23, 2021 12:49

Интересный вопрос: насколько геотермальная энергия актуальна на Луне?

Лис 22, 2021 09:18

Вы всё сильно упростили. Например:
Таким образом мы получили чистый металл, из которого можно построить новый отсек колонииПолучили вы железо. В каком количестве? В каком виде? Чтобы получить металлопрокат или литьё нужно иметь громоздкое и энергозатратное производство. Которое нужно создать, обеспечить сырьём и энергией. На уровне формул всё просто, а в реальности будет гораздо сложнее…

Лис 22, 2021 13:00

“Чтобы получить металлопрокат или литьё нужно иметь громоздкое и энергозатратное производство” – технологія 3Д друку є виходом.

Лис 22, 2021 16:31

Можливо. Але ж не все можна надрукувати. Наприклад, сталевий лист. Та й енергетичні затрати теж великі будуть.

Лис 26, 2021 19:56

Ну, скажем так, затраты энергии на восстановление металла – сильно больше, чем на нагрев до температуры обработки. Так что вопрос об энергии – здесь, мягко говоря, не решающий. А вот громоздкость оборудования – это да, прокатный стан маленьким не сделаешь

Лис 26, 2021 23:35

Коли озвучують потребу у прокатному стані мабуть усвідомлюють необхідність хоча б кількох мільйонів колоністів поблизу, які зможуть застосувати продукцію прокатного стану. Прокатні стани це взагалі то досить великотоннажне виробництво.

Гру 04, 2021 16:58

Металлопрокат не нужен в первое время достаточно шнекового 3д принтера или проволакивания под пруток,а потом его уже использовать из стали формировать только тонкий каркас который накрывать полимерной пленкой(которую естественно привозить ибо она легка и не плохо прессуется, растягивается и сваривается можно в виде рулона плотного,а можн в виде однородного блока но его придется раскукожить) и местным грунтом.
Прокат это просто не эффективно для первого времени.
Качество опорных конструкций может спокойно очень сильно хромать по сравнению с земной сталью из-за низкой гравитации этого будет достаточно
Самое главное получить способ расширять помещений

Лис 22, 2021 11:53

Експерименти з вирощування рослин у космосі якось не дуже на слуху. Цікаво було б побачити, як функціонує автоматична система для вирощування рослин на поверхні Місяця. У китайців був досвід вирощування на посадковій станції і з того часу більше нічого не чутно.

Лис 22, 2021 12:01

Експерименти з вирощування рослин у космосі якось не дуже на слуху.Было бы желание слушать или читать
https://www.nasa.gov/content/growing-plants-in-space
https://www.nasa.gov/mission_pages/station/research/news/Seven-Ways-the-ISS-Helps-Study-Plant-Growth

Лис 23, 2021 09:00

О, дякую. Та я мав на увазі трохи інше: На слуху в основному нові ракети, двигуни, обсерваторії. Про способи вирощування їжі у космосі говорять менше, хоча якщо людство хоче колонізувати інші небесні тіла, без них не обійтися.

Лис 22, 2021 13:06

“Експерименти з вирощування рослин у космосі якось не дуже на слуху. ” – такі експерименти є тупіковими. Треба не рослини вирощувати, а тканини, водорості та бактерій, спеціально для того розроблених біологами. Біологічні організми – це ідеальні хімічні реактори, що можуть зробити будь що з будь чого. Наприклад, з лайна, сечі та вуглекислоти – зробити смачну їжу та кисень. Але система має бути компактною, навряд чи розумно буде робити великі герметичні замкнені об’єми з атмосферою для того, щоб там колосилися лани жита та паслися свині)) Тому – бактерії та такнини, а не рослини та тварини мають вирощуватися там.

Лис 22, 2021 20:12

Всё это верно, но на данном этапе развития человечества – невозможно. Да, есть какие-то эксперименты, которые что-то там производят, но выхлоп там настолько мизерный, что им можно пренебречь особенно на фоне с затратами. Посему в ближайшее время в космосе и нужно “щоб там колосилися лани жита та паслися свині”. А вот когда яйцеголовые дядьки поставят на поток производство стейков, молока и хлеба за счёт “бактерій та тканини, а не рослин та тварин”, тогда и “свинки” отдохнут.

Лис 24, 2021 02:44

Ты прав…

Гру 04, 2021 13:38

Загалом зараз розглядаються як рослини так і мікроорганізми, так і тварини. Людина надзвичайно консервативна у харчових перевагах. От китайці в своїй закритій біорегенеративній системі Moon Palace в якості джерела білку пропонують хробаків, але навряд чи ви або я погодимося їсти це до кінця життя. З продуктами біотехнології подібна ситуація зараз.

Лис 22, 2021 12:48

В процесі життя людина, фактично, окислює органіку. Споживає їжу та кисень, виділяє лайно та вуглекислоту, отримуючи з цього також енергію. І це робить компактний організм вагою лише в десятки кілограмів. Логічно було б припустити, що мають цснувати процеси, що можна розробити організми, або системи, які з вуглекислоти та лайна будуть робити кисень та їжу за умови подачі енергії. Саме це відбувається у природі. І ці системи можуть бути, теоретично, принаймі того ж порядку у розмірах та вазі, що й наш організм. Якщо біологи, хіміки та фізики добре попрацюють, то замкнена стстема з незмінною кількістю речовин, можливістю отримання енергії зовні та можливістю позбуватися зайвої теплової енергії, може функціонувати необмежено довго. Треба лише комфортно-великий замкнений надійний герметичний обїєм під поверхнею, сонячні батареї та радіатори, і на Місяці чи Марсі можна жити комфортно та безпечно. Один раз завантажив всі необхідні речовини, а далі треба тільки енергія, якої у космосі просто повно!

Лис 22, 2021 20:19

Вы заглядываете слишком далеко в “прекрасное далёко”(с). Сегодня надо “использовать то что под рукой и не искать себе другое”(с) Когда-нибудь “Якщо біологи, хіміки та фізики добре попрацюють” всё это станет возможным, вот только если сегодня не двигаться вперёд на том что есть под рукой, это самое “прекрасное далёко” может не настать никогда.

Лис 23, 2021 08:16

Ще на початку 2000х електромобілі були лише у фантастичних книжках, а про багаторазові ракети що садяться на землю після пуску я навйть у книжках не читав. Це кілька років тому про такі ракети дехто казав “физически невоможно”, а та ж Тоёта й досі намагається заперечити електромобілі.Тож, мабуть, “прекрасное далёко” не таке вже й далеке? А є спротив естеблішменту та старої індустрії та відсутність свого Маска у цій галузі?

Лис 22, 2021 13:57

Блискуче. Я саме це мав на увазі, коли пропонував викласти бачення окремою монографією. Звісно, це доволі спрощена картина вийшла, але тепер є що обговорювати, і панство вже почало. В розвиток ідеі, я б ще розглянув потреби забезпечення логістики. А саме переважне отримання кисню, водню та метану. Адже це компоненти палива. І іх знадобиться на порядки більше, ніж для створення і функціонування колоніі

Лис 22, 2021 13:59

І ще, гадаю матеріал слід підключити до розділів Статті і Технологіі. Для просто Колонок він надто розгорнутий і солідний

Не понимаю, зачем для получения металлов из их оксидов использовать метан, а не водород!? При том, что для получения метана по реакции Сабатье нужен опять таки водород! На Луне тем более с метаном будет напряженка – углерода маловато в реголите (а отсюда вопросы к генерации метана для ракетных двигателей Маска (пока работают на паре метан/кислород, водородных нет (еще?). Металлы, полученные в порошковом виде можно использовать для порошковой металлургии или для 3D-печати.

Лис 22, 2021 23:36

Потому, что нам надо забрать кислород из углекислого газа, который накапливается в процессе дыхания. Поэтому мы водород тратим на углекислый газ, чтоб получить воду, которую частично восстановим после электролиза, и отнимем кислород у углекислого газа. Ну и метан проще хранить, чем водород. При схеме если действовать метан, то все химические элементы будут задействованы. А с чистым водородом – будет постоянно накапливаться углекислый газ, из которого мы не сможем отщепить кислород.

Лис 25, 2021 19:36

Чистый водород вреден для металлургии. Металлы активно насыщаются водородом и оттого становятся хрупкими и нетехнологичными. Хотя сами реакции, да, возможны, но результат плохого качества. Для лаборатории пойдет, для промышленности – нет.

Лис 26, 2021 00:51

В металлургии нежелателен как избыток водорода, так и избыток углерода. Тоже будет очень хрупким. Но вроде бы уже научились контролировать реакцию.

Лис 22, 2021 17:14

Если бы автор построил хоть один завод на земле, то не строил бы таких чисто теоретических прожектов. Будущее за роботами исследователями. Человеку на других планетах делать нечего. При нынешних технологиях ближайшие 100 лет. Да и потом незачем. Рожать и выращивать детей в космосе не реально, а стало быть колонизация бесперспективна

Лис 22, 2021 20:43

Рожать и выращивать детей в космосе не реально, а стало быть колонизация бесперспективна
Космос – бесконечный источник ресурсов и место для расселения. Если человечество в него не уйдёт оно просто остановится в развитии и медленно деградирует, как дерево в цветочном горшке.
Рано или поздно человечество начнёт производство в космосе, а значит там нужен будет:
а) персонал по обслуживанию техники который будет рисковать здоровьем и получать хорошие деньги. Да, будут болезни, патологии и уродства, но всегда найдутся те кто по причине тех или иных обстоятельств согласятся рискнуть. Постепенно человечество, или отдельная группа мутирует и приспособится. Дальше экспансия пойдёт проще.
или
б) ИИ по обслуживанию техники. Если космос будет осваивать ИИ, то на Земле останется “золотой миллион” – группа людей которая владеет всем, и прочий плебс/чернь, население не имеющее цели и живущее как домашние животные, на безусловном доходе – человечество банально выродится. Конец такой цивилизации ярко показан в замечательном фильме “Район 9” – рекомендую.
По какому пути пойдёт человечество пока не ясно, но если люди не выйдут в космос сами, то им как разумному виду гаплык.

Лис 22, 2021 20:56

Еще одни замечательный фильм в тему,- Идиократия )

Маск, как инженер, прекрасно понимает, что никакой реальной колонизации не будет. Это просто Общество гигантских растений. Или МММ. Обмануть вкладчиков и все. Многие, что пишут тут комм, видимо представляют дело по фантастическим романам и фильмам. Мне приходилось руководить строительством заводов. Люди, вероятно, не представляют, как работает мартен или Блюминг. Ближайшие 100 лет этого не будет в космосе. Да и потом не рентабельно. Добыча металлов на астероидах ещё боле не возможна. Ничего глупее придумать нельзя. Если что то и будет производится, то только роботами. Жить и рожать детей в условиях радиации и малой гравитации невозможно. У нас на земле целый материк стоит пустует и ближайшие 1000 лет будет пустовать. А там и воздух и вода и никакой радиации и лететь не надо. Сел на пароход и все
И сколько там родилось детей на этом материке за сто лет освоения? Ноль!!!

Лис 22, 2021 20:57

Что же мешает?

Лис 22, 2021 19:59

Покритикую:
Разбор/план хоть и краткий, и казалось бы логичный, но жизнь штука жестокая и сходу обнаруживается два огромных “пробела”, которые хоронят его – энергия и отходы.

  1. На другой планете все усилия по возведению инфраструктуры и химические преобразования требуют бездну энергии. В первую очередь нужны огромные источники/генераторы по её производству. Человечество даже на Земле упирается в недостаток этого ресурса, хотя всё что надо под руками.
  2. Все ваши химические реакции выглядят здорово, но вы не учитываете огромную массу отходов/”шлака” после них. Всё это надо сначала притащить издалека, с разных концов планеты(Луны), а потом утащить подальше, чтоб не отсвечивало, иначе через пару лет ваши заводы утонут в собственных отходах. Любое производство сырья это 90-99.9% отходов. И всё это я говорю о местных ресурсах, не о земных. Понадобится ещё больше энергии, а также машин и механизмов для транспортировки всего этого “добра”. Если же вы будете использовать ядерные источники питания, то с захоронением отходов тоже прийдётся повозиться, их уже не насыпешь просто так в кучу вооооон в том овраге/кратере.
    На выходе имеем – ваш план, казалось бы такой стройный и изящный с точки зрения химических формул, легко рушится под весом неучтённых затрат на отходы и катастрофический дефицит энергии.

идея Маска с колонизацией Марса лучше идеи Безоса с созданием автономных космических станций, для которых все ресурсы придётся везти с Земли и которые не будут способны расти за счёт элементов окружающей среды.
Справедливости ради и Маск и Безос, да и все остальные будут черпать все начальные ресурсы с Земли, дальше уже Маск будет пользоваться ресурсами Марса, а Безосу никто не мешает осваивать пояс астероидов, а там “копать” проще и доставка ближе(как бы парадоксально не прозвучало). Так что оба плана приблизительно одинаково жизнеспособны.

Лис 22, 2021 21:11

А почему надо считать, изначально необходимое количество не будет находится здесь же. Если посмотреть на состав реголита в местах посадок аполлонов, то все эти оливины, пирокситы и ильмениты лежали у них прямо под ногами.
Насчёт отходов, то их можно использовать для изготовления плит или кирпичей.

Лис 22, 2021 21:49

А почему надо считать, изначально необходимое количество не будет находится здесь же.
В природе как правило все химические элементы находятся в разных соединениях и при производстве, как правило же, нас интересует один элемент, литий, алюминий, железо, титан, етц. Даже если таких элементов и несколько, то они не в выгодной для нас пропорции, а значит образуется море отходов, которые некуда девать. Даже в самых простых случаях нужно что-то тащить из далека, сырьё, энергию людей. Про огромные карьеры, шахты и терриконы все наверняка слыхали и смотрели видео. И это в добыче сильно распространённых ресурсов, таких как железо, алюминий, уголь, даже литий, что уж говорить про алмазы, серебро, драгметаллы. Там моют мегатонны камней и грунта чтобы наскрести поллитровую банку золотого песка. А ведь все они тоже нужны для местного производства. Только из железа и алюминия не построишь робота авто или электромобиль.

Насчёт отходов, то их можно использовать для изготовления плит или кирпичей.
В редких случаях можно, но в основном их точно так же надо будет тащить за тридевять земель туда где они реально нужны. На деле выходит что кирпичи проще делать на месте. Вы когда-нибудь слышали чтоб из донбасских терриконов делали кирпичи и рассылали их по всей стране и за рубеж? Или про плиты из отвала алмазных карьеров Якутии. Я нет.

Лис 23, 2021 07:29

На фиг нужна такая колонизация – одни овощи жрать.

Лис 23, 2021 07:45

Контент видалено за запитом автора

Лис 23, 2021 11:58

Криветки, раки, рыба. Для начала. Потом, возможно, куры с кроликами. Конечно не “золото-багато”, но вполне себе сносно может быть

Лис 23, 2021 19:40

Животноводство в замкнутых поселениях на других планетах – крайне сомнительная затея. Вы знаете, сколько жрут кролики? Это просто машины для еды. Вся станция должна стать большим полем травы.
Дрожжи и хлорелла – наше всё.

Лис 23, 2021 15:00

Замкнутая система – это не только и совсем не цикл водород-кислород-углерод!!!!

Лис 23, 2021 22:07

Там ещё вода есть. Но да, вы правы, ещё надо учитывать азот, фосфор, сера, микроэлементы. Но это всё решаемые проблемы. Труднее всего наверное будет с азотом. Его придётся скорее всего везти с земли в виде азотных удобрений. А фосфор и серу я думаю найти на Луне и Марсе можно будет.

Лис 23, 2021 22:21

Вероятно, речь о том, что в тексте нет обсуждения того, откуда собственно возьмётся углекислый газ )). Чтоб его выдыхать, поселенцы должны окислять съеденную органику. И это есть главная проблема – где взять столько съедобной органики.

Лис 26, 2021 00:14

интересно, а есть уже исследования как человеческий организм реагирует на постоянное употребление возобновленной воды? Как вообще изменится биология человека через поколения проживания на Луне?

Лис 26, 2021 00:33

как человеческий организм реагирует на постоянное употребление возобновленной воды?А что такое “возобновлённая” вода и чем она отличается от “невозобновлённой”?
(Кстати, на нашей планете практически вся вода “возобновленная”…Просто масштабы побольше)

а что до биологии человека, тут сначала надо хотя бы просто “попребывать” на Луне, до поколений ещё очень и очень долго…
По идее, на Луне должно быть чуть проще с проблемами космонавтов на МКС (давление, глазки, вымывание кальция и т.п.), всё же 1/6g это хоть какая-то работа для сосудов, костей и вестибулярного аппарата. Но это только практика длительного пребывания покажет…

Лис 26, 2021 00:40

Контент видалено за запитом автора

Лис 29, 2021 11:57

А чому б не використовувати, отой міфічний гелій 3, він повинен вирішити проблем з електроенергією принаймні на місяці

Гру 13, 2021 17:42

1 Этап . На Луне нужна энергия, много энергии. Без энергии ничего не построить. Тащить ядерный реактор терраватного класса с Земли дорого и глупо. Значит нужны мегаватные солнечные электростанции на поверхности Луны, на орбите луны, в точке между Землей ,Луной и Солнцем. Нужна энергосеть на Луне.
2 Этап. Создание лунного интернета и навигации.
3 Этап. Создание центров подзарядки, утрытия от лунной погоды и технического обслуживания роботов. Причем надо сразу
учитывать, роботы будут разного назначения. Строители, геологоразведки, научные роботы, роботы аватары, и т.д.
На этом этапе уже можно говорить о коммерческой выгоде.
4 Этап. Подстройка транспортной систем Луна орбита.
5 Этап. Создание Лунной базы для людей.
Пора к космосу перестать относится как к научной сказке, а подходить с практическо-технологическим взглядом.
Если вы конечно не хотите умереть на Земле.