В октябре, как и предполагалось, велись интенсивные работы по завершению орбитальной стартовой инфраструктуры. Так, на башню установили последнюю составляющую, известную как Мехазилла — гигантский манипулятор для захвата бустера и, возможно, так же и Starship. Кроме того, на криоферме был завершен монтаж баков — теперь все они накрыты защитными кожухами (фото — на титульной картинке). Между тем, работа по окончательной доводке еще осталась — предстоит установить теплоизоляцию, подсоединить все заправочные линии к стартовому столу и т. д. Да еще привезли пару огромных горизонтальных криотанков, точное предназначение которых пока неизвестно.

Впрочем, хотя работы ведутся безостановочно, в первой половине месяца ничего особо примечательного не происходило. Да, движение велось по всем направлениям, но что-то особенное выделить сложно, ну разве что можно рассказать о том, что уронили одну из кареток для установки Мехазиллы, из-за чего, возможно, сама установка была проведена на несколько дней позже.
Во второй половине месяца произошли и другие интересные события. Так, впервые за несколько месяцев (со времен ныне списанного B3), в суборбитальной части космодрома был произведен статический прожиг Ship 20. Даже 2 прожига, один за другим: сначала завели вакуумный Raptor, а спустя час — его же вместе с центральным RC. Испытание признано успешным.

Более того, за 3 дня до этого провели полную заправку корабля топливом и провели тестирование запуска турбин, в результате чего в ночи можно было наблюдать красочную вспышку. Ну а в конце месяца S20 получил уже все 6 двигателей и, судя по всему, готовится к еще одним испытаниям, с полным комплектом. То, что в процессе испытаний корабль лишился нескольких плиток, по словам Маска — не большая проблема. Вероятно, какие-то меры с этим предпринимают для будущих прототипов.

Что до испытаний бустера, то тут пока тихо, если не считать того, что установили термозащиту для рапторов. Однако, в конце месяца наконец-то нашлось применения для строившегося почти полгода нагрузочного стенда. На него установили тестовый бак BN2.1, к которому ранее наварили верхнюю часть от бустера. Иначе говоря, на полное давление сначала будет испытан упрощенный прототип. И произойдет это, вероятно, уже на первой неделе ноября.

Относительно испытаний всего в сборе, т. е. орбитального полета — то тут Маск заявил, что все будет готово уже в ноябре. Может быть, это так и есть, но тут надо помнить, что только 1 ноября завершится этап общественного ревью FAA. После чего эта бюрократическая организация должна будет выдать лицензию. Так вот в том, что они управятся меньше, чем за месяц, надежд откровенно мало. Кроме того, как известно, ранее появилась информация, что NASA планирует снимать вхождение Starship в атмосферу со своего специального самолета. И запланировано сие действие было не ранее, чем на март месяц. Ну а недавно было заявлено, что первый полет SLS состоится в феврале. Я тут ничего не продаю, я просто показываю, но определенные мысли тут прямо напрашиватся по аналогии с тем, что в свое время происходило между Dragon 2 и CST-100, который должен был полететь с астронавтами первым. В тот раз только громкий провал Boeing предотвратил дальнейшие задержки с запуском пилотируемого Dragon, надеюсь, тут хоть SLS отлетает нормально и без очередных задержек.

Ну а тем временем, несмотря ни на что, строительство последующих бустеров и кораблей идет своим чередом. Составные части S21 и B5 полностью подготовлены ожидают окончательной сборки, собственно, для завершения B5 осталось соединить 3 детали, а S21 — 4 (не считая нижних «крыльев»). Все больше деталей можно заметить и для следующей пары — S22 и B6. Более того, отдельные детали замечены уже и для более поздних прототипов. Речь идет о распределительных крышках для бустеров 8 и 9, которые, согласно ранее озвученным Маском сведениям, получат не 29, а 33 двигателя. С учетом того, что внешний ряд никак не может вместить их более 20 штук, то приходится уплотнять центральную часть. Соответственно, вместо компоновки 1+8 (как у Falcon 9), на более поздних прототипах используется компоновка 3+10.

Все это, вместе с продолжающейся оптимизацией самих двигателей, должно помочь добиться соотношения тяги к весу ракеты как 1,5 к 1. Это, в свою очередь, позволяет снизить потери на борьбу с гравитацией. Логика тут простая: чем больше соотношение тяги к весу, тем быстрее ракета будет разгоняться, значит затратит на разгон меньше времени, и соответственно, меньше времени придется тратить топливо на борьбу с земной гравитацией.
Вообще относительно двигателей следует отметить, что в октябре продолжались их подвозы, снятия и замены. Уже имеются прибывшие с испытательного полигона RB30-33, т. е. еще немного, и хватит уже на второй комплект для бустера. Вполне вероятно, что ко второй половине ноября, когда работу над сборкой Booster 5 полностью завершат, он сразу же получит свой комплект Raptor-ов.
Тут надо отметить, что в МакГрегор тоже началось строительство. Там с конца сентября вовсю возводится цех площадью около 5000 м2 для серийного производства Raptor 2. И первый экземпляр двигателя (собранного еше в Хоторне) прошел испытания, достигнув давления в 321 бар, после чего незапланированно разобрался. Впрочем, Маск утверждает, что проблема была не в двигателе, а в недостаточном давлении подачи окислителя. Завершить строительство предприятия планируется до конца текущего года.

А вот когда завершат строительство нового, самого большого сборочного цеха в Бока Чика, пока доподлинно неизвестно. Но, как я и предположил в прошлом выпуске, в этом месяце появятся первые надземные элементы конструкции. Так, собственно, и случилось — 22 числа были установлены первые 2 угловые опоры, а через неделю уже стал вырисовываться полный контур строящегося сооружения. Следует отметить, что к строительству данного сооружения относятся более основательно, залив мощный фундамент и собирая стальной каркас отдельно, а не стыкуя готовые щиты, как с предыдущими Bay-ями.

Ну и, наконец, про краны. Легендарный Frankenkrane — LR-11350 под конец месяца начали разбирать. Зато сюрприз-сюрприз, приехали детали от упомянутого мной в сентябрьском выпуске LR-11000 в фирменной черно-белой расцветке, первого собственного сверхтяжелого гусеничного крана SpaceX. Новый кран привезли для сборки на стартовую площадку.

Октябрь в ретроспективе
В октябре прошлого года происходило что-то очень похожее — к первому полету готовился первый высотный прототип Starship, SN8. Огневые испытания тогда проходили с переменным успехом, к тому же он не был еще полностью собранным. Но впервые было установлено 3 двигателя, а не 1, как на ранних SN5 и SN6. К слову, полетел он в итоге в декабре. А годом ранее, в 2019, в конце октября выл выкачен на испытания самый первый прототип, Mk1.
В октябре 2012 года, т.е. 9 лет назад, SpaceX осуществила свою первую регулярную миссию по доставке груза на МКС — CRS-1. Миссия была так же примечательна тем, что в ее процессе Falcon 9 (тогда еще 1.0) показала себя как достаточно грамотно спроектированный РН: несмотря на отключение 1 двигателя, основная миссия была выполнена успешно. И только сопутствующую нагрузку в виде микроспутника вывести на нужную орбиту не удалось. Сейчас же, как мы знаем, уже 2-й год к МКС регулярно летают Dragon второго поколения, доставляя на станцию не только грузы, но и астронавтов. А Falcon 9 пережил несколько этапов глубокой модернизации, превратившись из весьма заурядного носителя среднего класса в самый эффективный средне-тяжелый, с возможностью многократного переиспользования 1 ступени и обтекателя.