ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Тур по космодромам мира от спутников Planet

Этот текст также доступен на русском языке
Стартовая площадка SpaceX Falcon 1 на острове Омелек, атолл Кваджелейн, Республика Маршалловы Острова. Фотография 5 октября 2019 года

На Земле есть всего с десяток мест, оптимальных для проведения космических запусков, и они или спрятаны в глуши, или находятся на берегу океана. А иногда и то, и другое сразу. Причин для этого несколько, каждая из которых обусловлена скоростями, необходимыми для достижения орбиты: чтобы вывести спутники Planet на орбиту высотой 500 км, нужно развить скорость до 28 тысяч километров в час. Это в 80 раз больше рекорда Формулы-1!

Причина номер один: космические запуски опасны. Чтобы оторваться от земли и выйти на орбиту, нужно много топлива. И если это топливо неожиданно бахнет, то обломки ракеты, её двигателей и спутника окажутся разбросанными по очень большой территории. Особенно если взрыв произойдёт, когда ракета успеет набрать высоту.

Авария ракеты Orbital ATK Antares вместе с кораблём Cygnus на борту вскоре после старта с площадки 0А Среднеатлантического регионального космопорта в центре полётов NASA Уоллопс в Вирджинии, 28 октября 2014 года. (Credit: NASA/Joel Kowsky)

Причина номер два: чтобы выйти на орбиту нужно так много топлива, что приходится использовать несколько ступеней – и попутно сбрасывать лишнюю массу в виде отработавших двигателей и пустых топливных баков. Поскольку делать такое лучше не над чьим-то домом (или, что еще хуже, позволить другой стране найти относительно целые куски ракеты и украсть технологии), трасса полёта ракеты должна быть над безлюдными территориями или же океаном.

Причина номер три: запуск ракеты очень громкое дело – до 200 децибел. Этого достаточно, чтобы повредить здания поблизости. Они должны быть по-особому спроектированы, чтобы выдержать рокот ракеты.

Держите всё это в уме, а Planet приглашает вас в тур по особенным местам, которые делают возможным исследование космоса, будь это глухомань и/или местечко с видом на океан.

Космодром Байконур, Казахстан

Вот я был, и вот меня не стало – ракета Союз с 48-ю спутниками Planet Dove и другими грузами стартовала с космодрома Байконур 14 июля 2017 года в 12:36:49 по местному времени. Спутники Planet SkySat сфотографировали стартовую площадку за миг до (слева) и сразу после (справа) запуска.

За Байконуром числится первенство во многих дисциплинах космической гонки: первый искусственный спутник (Спутник-1), первый человек в космосе (Юрий Гагарин), первая женщина в космосе (Валентина Терешкова). Космодром продолжает использоваться для запуска на орбиту и людей, и спутников – включая группировку RapidEye на ракете Днепр (об этой уникальной ракете поговорим ниже) и спутник SkySat на борту ещё одного Союза.

Космодром Восточный, Амурская область, Россия

Расположенный в глубине сибирской тайги, Восточный – новейший космодром России. С него было проведено пять запусков, в одном из которых на орбиту были выведены 12 спутников SuperDove. Эта фотография была сделана спутником SkySat 2 августа 2019 года.

Пусковая база Ясный, Оренбургская область, Россия

Пусковая база Ясный относится к необычным местам для орбитальных запусков. На Ясном роль стартовых “столов” играет не типичная масса бетона с многоэтажной башней, а подземные шахты, разбросанные по российской степи. Полезная нагрузка отправляется на орбиту на ракете Днепр, переоборудованной МБР времён Холодной войны. SkyBox Imaging (теперь ставшие частью Planet) запустили свой первый SkySat с Ясного в 2013 году, и ещё 11 Dove в 2014-м. Этот снимок был сделан спутником SkySat 5 августа 2019 года.

Космодром Цзюцюань, провинция Ганьсу, Китай

Космодром Цзюцюань – самый старый и активный космодром Китая, а также родина их пилотируемой космической программы. Пока что было произведено шесть пилотируемых запусков, и они должны продолжиться в 2020 году. Этот снимок был сделан спутником SkySat 31 августа 2019 года.

Космодром Тайюань, провинция Шаньси, Китай

С космодрома Тайюань в космос отправилось много метеорологических спутников и спутников дистанционного зондирования Земли. Этот снимок был сделан спутником SkySat 25 июня 2019 года.

Космодром Сичан, провинция Сычуань, Китай

Расположенный на юге Китая, космодром Сичан обеспечивает страну доступом на геостационарную орбиту. С этого космодрома также была запущена миссия Чанъэ-4, совершившая первую в истории высадку на дальней стороне Луны. Фотография была получена спутником SkySat 11 августа 2019 года.

Космический центр имени Имама Хомейни, Семнан, Иран

Из космического центра имени Имама Хомейни успешно достигли орбиты четыре спутника, все они были выведены ракетой Сафир. Запуски Сафир производятся с меньшей из двух стартовых площадок на космодроме. Сейчас площадка отстраивается после аварии в августе 2019 года. Спутник SkySat сделал эту фотографию 2 октября 2019 года.

Пусковая зона Вумера, Южная Австралия, Австралия

В 1960-х с ракетного полигона Вумера в Австралии было произведено сотни запусков, включая пару успешных орбитальных – австралийского спутника WRESAT в 1967 году и британского Prospero в 1971 году. На этом снимке, сделанном спутником SkySat 30 сентября 2019 года, запечатлена пусковая зона 5B, с которой на ракете Black Knight был запущен Prospero.

Огромные пустынные участки полигона Вумера идеально подходят на роль посадочной зоны. Именно сюда японская миссия Хаябуса-2 вернёт образцы астероидного грунта в 2020 году.

Космический центр Танэгасима, остров Танэгасима, префектура Кагосима, Япония

Японское аэрокосмическое исследовательское агентство (JAXA) описывает его как “самый красивый пусковой комплекс в мире”. Космический центр Танэгасима находится на острове к югу от острова Кюсю. Такое южное расположение выгодно для выведения спутников на геостационарную орбиту и другие орбиты с низким наклонением, а также запусков в плоскости эклиптики (плоскость обращения Земли вокруг Солнца) для миссий к Венере (Акацуки) и околоземным астероидам (Хаябуса-2). Ракета H-IIB отправила 14 спутников Dove к Международной космической станции в 2015 году. Этот снимок был сделан спутником SkySat 2 сентября 2019 года.

Космический центр Утиноура, префектура Кагосима, остров Кюсю, Япония

С космического центра Утиноура был запущен первый спутник Японии, Осуми, который отправился в космос в 1970 году. Сейчас космический центр специализируется на запуске геофизических ракет и небольших научных нагрузок. Этот снимок сделан спутником SkySat 29 сентября 2019 года.

Гвианский космический центр, Французская Гвиана

Главный космодром Европы находится вовсе не в Европе, а в Южной Америке. Гвианский космический центр располагается на побережье Французской Гвианы, всего в пяти градусах к северу от экватора. Благодаря этому космодром идеален для запусков на геостационарную орбиту.

На этом снимке, сделанном спутником SkySat 31 августа 2019 года, видны стартовые площадки Ariane 5 (та, что правее) и Vega (снизу слева). В 2016 году Vega вывела на орбиту 4 спутника SkySat, и в 2020-м должна будет вывести ещё одну партию спутников Dove.

Пусковой комплекс Rocket Lab-1, полуостров Махия, Новая Зеландия

Перспективный провайдер пусковых услуг для малых спутников, Rocket Lab запускает ракеты Electron c полуострова Махия на Северном острове Новой Зеландии. На их счету уже 40 спутников, выведенных на орбиту, включая один Dove. Этот снимок SkySat получил 17 декабря 2018 года.

Тихоокеанский космический комплекс, остров Кадьяк, Аляска, США

Расположенный на острове Кадьяк близ залива Аляска, с открытия в 1998 году Тихоокеанский космический комплекс стал домом для ракетных испытаний и нескольких орбитальных запусков. Этот снимок был сделан спутником SkySat 11 августа 2019 года.

Космический центр имени Сатиша Дхавана, штат Андхра Прадеш, Индия

Пусковые услуги для стремительно растущей космической программы Индии сосредоточены в космическом центре имени Сатиша Дхавана. Космодром на острове у восточного побережья Индии поддерживает запуски двух семейств ракет: PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle) и GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle). PSLV не раз запускала спутники Planet, включая рекордный запуск 88 спутников Dove (вместе с 16 другими аппаратами) 15 февраля 2017 года. Спутник SkySat сфотографировал одну из стартовых площадок космического центра 19 августа 2019 года.

Космический центр Наро, провинция Чолла-Намдо, Южная Корея

Из космического центра Наро на орбиту вышел один спутник, и сделал он это на ракете с российскими деталями. Однако теперь с Наро будут проводиться испытательные запуски KSLV-2 (Korea Space Launch Vehicle-2), которая полностью производится в Южной Корее и должна начать эксплуатироваться в 2021 году. SkySat сделал снимок 10 октября 2019 года.

Испытательный полигон Сохэ, провинция Пхёнан-Пукто, Северная Корея

С полигона Сохэ в Северной Корее спутники пытались запускать всего несколько раз. Из них только два достигли орбиты, и похоже, что только один оказался рабочим (Кванмёнсон-4). Северная Корея заявила, что летом 2018 года площадка была ликвидирована, но сделанные весной 2019 года снимки показывают, что площадка была как минимум частично отстроена. Фотография была сделана спутником SkySat 2 мая 2019 года.

Центр полётов Уоллопс, штат Вирджиния, США

Будучи относительно малоизвестным, центр полётов Уоллопс поддерживает орбитальные запуски, начиная с Explorer 9 в 1961-м, а в 2013 году даже отправил миссию LADEE на орбиту вокруг Луны. Сейчас из Уоллопса на ракете Antares запускают миссии снабжения Международной космической станции. Эта же ракета трижды выводила спутники Dove. Снимок сделан 1 августа 2019 года.

Военно-воздушная база Ванденберг, штат Калифорния, США

С военно-воздушной базы Ванденберг проводятся гражданские, военные и коммерческие запуски на полярную орбиту. С Ванденберга было запущено много передовых миссий NASA по наблюдению Земли – Terra, Aqua, Aura, Landsat и другие. Теперь он вступил ещё и в межпланетный клуб. 5 мая 2018 года со стартового комплекса 3 на Марс отправилась миссия NASA InSight.

Снимки показывают подготовку на стартовом комплексе 576 21 октября 2017 года, после чего шесть спутников SkySat и четыре Dove укатили в космос на борту Minotaur C (переоборудованной МБР Peacekeeper) компании Orbital ATK (теперь Northrop Grumman Innovation Systems).

Мыс Канаверал, штат Флорида, США

На этом фото, сделанном 28 марта 2019 года, показаны стартовые площадки космического центра имени Кеннеди и базы военно-воздушных сил США на мысе Канаверал.

Космический центр имени Кеннеди вместе с соседней базой ВВС на мысе Канаверал такие большие и важные, что заслуживают не одной, а даже двух фотографий. С этих двух космодромов было запущено немало знаменательных миссий:

• Первый пилотируемый полёт США (Алан Шепард в 1961 году)
  • Первый запуск к другой планете (пролёт Маринер-2 у Венеры)
  • Все миссии Аполлон к Луне (1968-1972 года)
  • Все миссии к внешним планетам (Пионер 10 и 11, Вояджер 1 и 2, Галилео, Кассини-Гюйгенс, Юнона и Новые Горизонты (когда зонд был запущен в 2006 году, Плутон ещё был планетой))
  • Единственные созданные человеком аппараты, вышедшие в межзвёздное пространство (вышеупомянутые Вояджер 1 и 2)
  • Все 135 полётов космических шаттлов (NASA отказались от планов на стартовую площадку на Ванденберге после аварии Челленджера)
  • 48 спутников Dove на Международную космическую станцию за четыре разных запуска
  • Первый запуск SpaceX Falcon Heavy с Теслой цвета полночной вишни на борту

Стартовый комплекс 39А, космический центр имени Кеннеди, штат Флорида, США

Фотография была сделана спутником SkySat 9 августа 2019 года. Со стартового комплекса 39А был запущен Аполлон-11, который доставил астронавтов Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза к Луне. Сейчас комплекс используется SpaceX, и планируется, что с 2020 года отсюда астронавты будут отправляться на Международную космическую станцию.

Источник. Все фотографии, кроме фото аварии Antares – Planet Labs, Inc.

Увійдіть, щоб читати ще 24 коментаря, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Успішний Іншопланетянин

Супер ! Спасибо за розвёрнутый обзор ! Очень интересно !

Економний Томаш Пескєк

Спасибо большое, Ирина! Есть ещё одно интересное место - "Капустин яр". 16 марта 1962 года Капустин Яр стал космодромом: был осуществлён запуск спутника «Космос-1». В дальнейшем с космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовалась ракета-носитель лёгкого класса серии «Космос». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%AF%D1%80 С 1961 по 2008 год с полигона Капустин Яр был осуществлен 101 космический пуск ракет с 106 космическими аппаратами. При этом с площадки 107 в космос стартовало 27 ракет «Космос-3М» и К65М-Р. https://vz.ru/news/2019/8/6/991010.html

Чарівний HAL 9000

Большое спасибо Ирине за интересный пост. Для Павла предложение изменить дизайн постов категории "Галереи". Можно сделать слайдшоу с горизонтальным переключением изображений и с описанием под изображением, а обычные параграфы показывать отдельным слайдом. Но всё это без вертикальной прокрутки. А то сейчас получается, что все посты отличаются только категорией, а оформлены одинаково.