Три шага к лунной базе

В закладки

Космические агентства и частные компании работают над ракетами, кораблями и другой техникой для основания лунного поселения.
В 1968-м году астронавт NASA Джим Лоуэлл с орбиты смотрел в иллюминатор на Луну. Он описал её «очень одинокой». Прошло 50 лет, и человечество наконец решило, что пора составить ей компанию. Государственные космические агентства и частные компании охватил новый всплеск лунного энтузиазма. В новом космическом забеге хотят участвовать все. Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые ими создаются и позволят человечеству вернуться на Луну.

1. Доставка грузов и людей

Для этого понадобятся сверхтяжёлые ракеты-носители: NASA в своей программе Артемида опирается на SLS (Space Launch System), хотя ракета значительно превысила свой бюджет и вышла за рамки дедлайнов. Китай работает над модификацией своей ракеты Чанчжэн-5 (её второй пуск не был успешным, однако в ближайшее время старты возобновятся). Россия утверждает, что заканчивает предварительную разработку РН «Енисей», хотя эксперты сомневаются, что она будет построена. SpaceX и Blue Origin делают ставку на повторное использование первых ступеней, что сделает пуски более выгодными с экономической точки зрения. Самым футуристичным средством стать должен SpaceX Starship, который объединит в себе повторно используемые ступень и корабль, без необходимости использования отдельной капсулы для экипажа.

Credit: James Provost / IEEE.org

Пилотируемые капсулы: частные SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner начнут летать к МКС в следующем году. Однако из представленных ниже для лунных миссий предварительно подходят только Orion (США, уже построен), Федерация (РФ, проектируется) и безымянный пока китайский корабль, который тоже находится на стадии проектирования.

2. Посадка на Луне

Среди рассматриваемых сейчас NASA посадочных аппаратов можно выделить те, которые будут задействованы в коммерческой программе по доставке грузов на Луну. В мае по ней были подписаны первые контракты с Astrobotic Technology, Intuitive Machines и OrbitBeyond (эта компания успела расторгнуть контракт с NASA, сославшись на внутренние проблемы — прим. пер.). Но это всё небольшие грузовые аппараты: работы над пилотируемыми платформами только начинаются. Свои варианты уже успели предложить несколько американских компаний под предводительством Blue Origin и, отдельно, — Boeing. Очередная китайская миссия с собственной платформой Чанъэ будет запущена в декабре (на той самой ракете Чанчжэн-5).

3. Строительство на Луне

Как только мы наладим доставку людей, оборудования и припасов на поверхность Луны, появится вопрос: что делать дальше? Большое количество компаний занимается разработкой технологий, которые позволят основать на Луне постоянное поселение, базу. Вот некоторые из них, которые авторы IEEE Spectrum считают интересными.

Обитаемый модуль: Европейское космическое агентство уже несколько лет финансирует разработку и инженерные решения в рамках проекта Moon Village. По плану это будет международное поселение.

Полезные ископаемые: тут разработки ведутся Colorado School of Mines и Honeybee Robotics. Они предложили свои способы использования водяного льда на поверхности Луны для добычи компонентов ракетного топлива.

Credit: James Provost / IEEE.org

Наука: астрофизики в спонсируемой NASA Network for Exploration and Space Science планируют установить на обратной стороне Луны радиообсерваторию.

Связь: NASA и Lincoln Lab из Массачусетского института технологий уже создали лазерные коммуникационные системы, которые обеспечат лунную базу с Землёй высокоскоростным подключением.

Навигация: для точной посадки и безопасного исследования поверхности было разработано специальное ПО, позволяющее «запоминать» карту перемещений и ориентироваться по ней для возврата домой. Технология создана Astrobotic Technology и Draper Labs.

Этот материал является переводом текста IEEE Spectrum.