Как (и зачем) SpaceX колонизирует Марс. Глава 2: Миссия Маска

Примечание: данный материал является второй частью серии авторских переводов, опубликованных в замечательном сообществе interpreted.dirty.ru. Материал публикуется с разрешения автора.

Глава 2: Миссия Маска

Как и у большинства из нас, у Маска полно целей в жизни. Но в отличие от большинства из нас, одна из целей Маска — заселить 1000000 людей на Марс.
В последнее время всякий раз, когда я объяснял своим друзьям, о чём будет эта серия постов, всегда наступал неловкий момент, когда я упоминал всю эту штуку с Марсом. В ответ я получал разные выражения лица от «Да ну, не может быть» и «Ну вот, до этого я считал, что Элон Маск нормальный мужик, но теперь оказалось, что он очередной чудак–миллиардер» до «Можно ли сейчас засмеяться, или Тим в это правда верит, и ему будет неприятно?». Но я ни разу в ответ не видел выражение лица, которое бы говорило: «Круто, это совсем не лишено смысла».

И я это понимаю, я сам был настроен скептически до недавнего времени. Обычно предложения, в которых звучит слово «Марс», относятся к какой–нибудь эзотерической астрономии или гиковской научной фантастике. А слово «колонизация» обычно всплывает, когда речь идёт об истории. В реальном мире эти два слова не сочетаются.

Теперь чтобы объяснить, зачем Маску отправлять миллион человек на Марс, я представлю вам двух инопланетян, которые живут на планете, похожей на Землю, на другом конце Млечного пути, зовут их Зурпл и Квигни.

Планета, на которой живут Зурпл и Квинги, называется Ювувуву. Она образовалась на 1,2 миллиарда лет позже, чем Земля, но потому, что организмам на ней потребовалось всего 300 миллионов лет, чтобы эволюционировать от одноклеточных до сложных (на Земле это заняло 1,6 миллиарда лет), жизнь на Ювувуву уделала нас подчистую, а население достигло уровня человеческого интеллекта ещё 11 миллионов лет назад. Сегодня обитатели Ювувуву развиты так, что мы даже представить себе не можем.

Зурпл и Квинги друзья ещё со средней школы, в которой они познакомились 2,4 миллиона лет назад, и одно из их любимых занятий — наблюдение за появлением разумных живых организмов во всём Млечному пути, чтобы делать ставки на то, вымрет или «прорвётся» этот вид (у них есть возможность наблюдать за происходящим в реальном времени благодаря технологиям, которые мы не в силах понять).

С недавних пор Зурпла и Квинги не оторвать от планеты 143–Снуги, так они называют Землю. Заинтересовались они ей 350 000 лет назад, когда Зурплу пришло уведомление в приложении по отслеживанию разумных форм жизни:

Жизнь на 143–Снуги достигла эмбрионального уровня интеллекта.

В этот момент он обедал с Квинги и рассказал ему об уведомлении, на что Квинги сказал: «Ставлю 2 к 1, что они вымрут». Зурпл согласился и они пожали друг другу руки. Почему бы и нет? Ведь наблюдать за каким–то видом, болеть за него всегда интересно.

Но совсем недавно, где–то 100 лет назад, оба инопланетянина стали пристальнее наблюдать за существами на 143–Снуги, и сегодня их внимание приковано к событиям, разворачивающимся на этой планете.

Чтобы понять почему, давайте подумаем об их споре и о том, что может привести одного из них к победе. Квинги хочет, чтобы человеческая раса вымерла. Он хочет этого очень сильно. Зурпл хочет, чтобы они «прорвались», что бы это ни значило. Но мы к ним ещё вернёмся.

Они, скорее всего, внимательно отслеживают последовательность исчезновений видов на 143–Снуги. Давайте взглянем на неё.

Страшная правда о Вселенной

Исчезновение видов похоже на смерть человека — это случается постоянно и этот процесс протекает равномерно. Но массовое исчезновение для живых организмов — это как война или глобальная эпидемия — масштабное событие, сразу убивающее большую часть населения. С людьми массовое вымирание не случалось, но, если бы это произошло, то велики были бы шансы, что всему человеческому роду пришёл бы конец — либо нас уничтожила бы сама катастрофа (например, столкновение с достаточно большим астероидом), либо её последствия (что–то, что влияет на температуру или состав атмосферы). График ниже показывает исчезновения видов на примере вымирания морской фауны. Я отметил пять массовых вымираний и процент видов, исчезнувших в ходе каждого из них (на графике не указан период, который, по мнению многих, является новым массовым вымиранием, вызванным людьми, и происходит прямо сейчас).

Встречающиеся в природе исчезновения видов могут быть вызваны множеством причин. Вселенная — это жестокое, враждебное место, а мы лишь группа хрупких живых организмов, существующих благодаря сложившемуся соотношению определённых условий. Мы до сих пор живы только потому, что нам позволяет Вселенная. Вот некоторые события, которые могут нас уничтожить:

Вспышка сверхновой неподалёку. Сверхновая звезда — это крупный взрыв во Вселенной, который происходит, когда умирает звезда–гигант. Если такой произойдёт в 30 световых годах от нас, что случается примерно каждые 250 миллионов лет, то нам, скорее всего, конец.

Гамма–всплеск. ГВ — наиболее яркое электромагнитное событие во Вселенной. Он происходит, когда ядро массивной звезды сплавляет всё более и более тяжелые элементы до тех пор, пока не перестаёт быть способным плавить их. Тогда звезда коллапсирует в чёрную дыру, выбрасывая двусторонний луч, высвобождающий столько энергии за пару секунд, сколько вырабатывает Солнце за десять миллиардов лет своей жизни. Гамма–всплески встречаются намного реже, чем вспышки сверхновых, они случаются в галактиках раз в пару миллионов лет (в отличие от взрывов сверхновых, которые случаются пару раз каждые сто лет в галактиках типа нашей). Но гамма–всплеск сильно испортит нам день, если произойдёт даже на далёком расстоянии в нашей галактике, в случае, если его луч будет направлен в нашу сторону. Существует гипотеза, согласно которой пять массовых вымираний, случавшиеся до нас, были вызваны как раз таким гамма–всплеском.

Солнечная сверхвспышка. Вспышки на Солнце происходят постоянно и обычно магнитное поле Земли защищает нас от них (в результате чего мы можем наблюдать северное сияние), но на других звёздах, похожих на Солнце, фиксировались вспышки в миллион раз мощнее обычных. Сверхвспышка оказалась бы полным отстоем для нас. В тему магнитного поля Земли —

Инверсия магнитного поля Земли.
Это может произойти в любой момент, если магнитное поле Земли захочет оказаться в центре внимания — в среднем это происходит каждые полмиллиона лет. Сам по себе переворот не страшен, но здесь стоит бояться переходного периода. Пока магнитное поле будет в процессе перехода, который занимает от 100 до 1000 лет, его сила сократится примерно на 5%, и, так как мы зависим от его защиты, это может привести к разрушительным последствиям для жизни на Земле. Учёные продемонстрировали связь между инверсией магнитного поля и массовым вымиранием.

Блуждающая чёрная дыра. Время от времени одна из этих стерв без приглашения заглядывает в нашу Солнечную систему и тусует тут, сея хаос вокруг себя. Даже не приближаясь сильно к Земле, на расстоянии миллиарда километров от нас, она отшвырнёт Землю и изменит её орбиту так, что летом средняя температура будет около 65 градусов, а зимой около –50 градусов, что совсем не круто.

Инопланетяне окажутся мудаками. Пускай за меня эту мысль выразит физик Джерард О’Нил: «Продвинутая западная цивилизация разрушительно повлияла на все примитивные цивилизации, с которыми сталкивалась, даже в тех случаях, когда были предприняты все усилия, чтобы защитить примитивную цивилизацию. Я не вижу причин, почему этого не может случиться с нами».

Глобальная эпидемия. Вспышка вируса без голливудского хэппи–энда.

Астероид. Тут много чего можно сказать, в связи с чем небольшое отступление:

Пару слов о неприятных последствиях столкновения с астероидом.

Существуют астероиды и кометы. По большому счёту, это одно и тоже, только астероиды состоят из каменных пород и металла, тогда как кометы состоят из камней и льда. Большинство астероидов расположено в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, а большинство комет находятся в поясе Койпера и облаке Оорта, именно поэтому они ледяные. Вода испаряется из тающего/кипящего льда и именно поэтому у комет такие прикольные хвосты. И те, и другие могут нас убить. Ещё нужно упомянуть метеорные тела, это, по сути, маленькие куски астероидов и комет. Метеор — это такое тело, которое загорается в момент прохождения через слои атмосферы, вот почему они выглядят как полосы света на небе, иными словами, метеор — это то, что мы привыкли называть падающей звездой. Метеорит — часть метеора, которая смогла преодолеть слои атмосферы и приземлиться. Астероиды и кометы летают по всей Солнечной системе, по размеру они могут быть как булыжник или как карликовая планета. Большинство из них сосредоточено в трёх местах: 1) пояс астероидов между орбитами Юпитера и Марса (если бы не гравитационное поле Юпитера, они могли бы слиться в отдельную планету); 2) огромный пояс Койпера, огибающий орбиту Нептуна и 3) гигантское облако Оорта, большое скопление небесных тел вокруг Солнечной системы.

Быстренько сориентируемся в размерах: представим, что Солнечная система размером с монетку диаметром в 2 см, Нептун в таком случае — это точечка, вращающаяся вокруг края монетки (а Земная орбита столь мала, что выглядит, как крошечная точка в центре монетки), пояс астероидов — это нарисованный остро заточенным карандашом круг диаметром в 2 мм в центре монетки. Пояс Койпера — это плоская окружность, описанная вокруг монетки (как Кольца Сатурна), толщина которой такая, словно её нарисовали пальцем. Облако Оорта — это не диск, в отличие от двух предыдущих, а сфера, которая начинается в 30 см от монетки равномерно во всех направлениях, но продолжающаяся ещё на 30 метров (по размеру как аттракцион космический корабль «Земля» в Диснейленде, в который я влюблен с 5 лет). Ближайшая звезда в таком случае находится в 90 метрах от монетки, что в три раза больше, чем расстояние от монетки до внешней стороны сферы Оорта. Так, если бы монетка Солнечной системы лежала на одном крае футбольного поля, а ближайшая звезда находилась на другом, то Вояджер–1, самый быстрый объект, созданный людьми, отдаляющийся от нас последние 38 лет, проделал путь только в 4 см от монетки, став самым удалённым искусственным объектом во Вселенной. Так, мне пора бы уже прерваться и вернуться к основному посту, но мне охренеть как нравится этот абзац.

Короче, астероиды.

С нами может столкнуться комета или астероид (с этого момента я просто буду писать «астероид»), которой вытеснило с его орбиты каким–то столкновением или гравитационным волнением (которое вызвал либо Юпитер, либо проходящая мимо звезда).

Астероиду не обязательно быть очень большим, чтобы всё нам испортить. В 1908 году крошечный 60–метровый астероид взорвался в небе в 5–10 км над Сибирью. Даже с такой высоты онповалил 80 миллионов деревьев. Если бы он долетел до поверхности Земли, то он бы взорвался с силой, равной 1000 Хиросим. Астероид диаметром в 800 метров при столкновении поднял бы такое облако пыли, что температура на Земле на несколько лет бы понизилась на пару градусов, что повлекло бы за собой колоссальные последствия для нас. В 1989 году астероид такого размера пролетел сквозь Земную орбиту разминувшись с нашей планетой всего на шесть часов. Какой был бы результат от столкновения с астероидом большего размера? Ну просто взгляните на шрамы на поверхности Юпитера, каждый из которых по размеру не меньше Земли:

Легендарный астероид, который огорчил динозавров, был диаметром в десять километров. Если с нами столкнётся такой, то сначала нас ждёт аномальная тепловая волна, в 10 раз превышающая температуру на Солнце рядом с местом удара, так как астероид, летящий со скоростью в 100 раз быстрее пули, будет сжимать под собой воздух. Затем, почти мгновенно, последует ударная волна радиусом в сотни километров, стирая с лица Земли всё на своём пути. В этот момент с силой, превышающей миллиард Хиросим, взрыв разнесёт тысячи кубических километров камня от астероида и поднимет чёрную стену выше облаков, за которой в этой части планеты никому ничего не будет видно. Когда все эти камни посыпятся обратно на Землю сквозь слой атмосферы, они превратятся в тысячи огненных шаров, которые при падении вызовут разрушительные пожары по всей планете. Вскоре вся поверхность Земли станет раскалённой, начнётся череда землетрясений, извержений вулканов, и невообразимо гигантские волны цунами обрушатся на все океанские побережья. Всё это будет сопровождаться облаком пыли, которое окутает всю планету и затмит Солнце на месяцы, а может и годы, что существенно охладит поверхность Земли. Климату в таком случае потребуется около тысячи лет, чтобы нормализоваться.

И всё это может произойти от столкновения такого масштаба, как если бы Земля была трёхэтажным особняком, с предметом размером с горошину.

Сама Земля сильно от этого не пострадает, но условия на её поверхности подвергнутся огромным изменениям — настолько они хрупкие.
Вот жутковатое видео, которое показывает всё, что я только что описал :
Вдобавок пугает, что астероиды почти незаметны в космосе и обнаруживать их затруднительно. Космические агентства и астрономы–любители отслеживают некоторые потенциально опасные астероиды, но велика вероятность, что мы не будем знать о приближающемся астероиде, пока тот не нависнет над Землёй (Как бы то ни было, когда я спросил Маска об астероидах, он отметил, что долгопериодическая комета — такие обычно приходят из облака Оорта — «представляет большую опасность, чем астероид», но потом его отвлекли, и ему пришлось положить трубку, а мне так и не довелось понять, что он имел в виду, поэтому я оставлю это здесь в скобочках).

Хотя нам и кажется, что мы находимся в безопасности на нашей планете в тихой и спокойной Вселенной, но на самом деле это больше похоже на жизнь в лесу, которая кажется тихой и спокойной, но в любой момент из кустов может выскочить страшный хищник и истребить половину местной фауны. График массовых вымираний рассказывает нам пять страшилок из прошлого, когда тихая и спокойная Земля становилась местом действия ужасающего кошмара для всех существ, которые в ней на тот момент обитали. И это произойдёт снова, прямо здесь, где ты сидишь, вопрос только когда.Давайте взглянем на 600 миллионов лет жизни фауны и массовые вымирания:

Глядя на этот график, можно с уверенностью сказать, что в будущем произойдут страшные вещи, но временные рамки в этом вопросе очень большие, поэтому вероятность природной катастрофы, угрожающей вымиранием в ближайшем будущем, очень невелика. Насколько невелика?

Чтобы с этим разобраться, давайте предположим, что из прошлого мы знаем, что такое событие вероятно через 50 миллионов лет, это означает, что есть 1 шанс из 50 000, что это произойдет в следующие 1000 лет. В пропорции это тоже самое, как если бы кто–то начертил отметку на земле и сказал, что в неё точно ударит молния в следующем месяце. Одна пятидесятитысячная месяца приблизительна равна минуте, так что шансы, что молния ударит в эту точку через минуту, такие же, как шансы, что массовое вымирание произойдёт на Земле в следующем миллениуме. Иными словами, пребывание на Земле ближайшие 1000 лет должно быть по ощущениям столь же безопасным, как если стать на эту отметку на одну минуту, зная, что молния ударит в эту точку в течение месяца.
Если в примере с молнией миллениум — это минута, то человеческая жизнь равна примерно пяти секундам. Так что вопрос такой — как бы вы ощущали себя, ступив на эту отметку на пять секунд? Я был бы не в особом восторге от любого количества времени, проведённого на такой отметке, и эти пять секунд, наверное, были бы для меня небольшим стрессом, но я бы также знал, что со мной, скорее всего, всё будет в полном порядке. Вот так мы и должны чувствовать себя, живя сейчас на Земле, по крайне мере, в том, что касается вероятности катастрофы, угрожающей массовым вымиранием.

И если вы думаете только о своей жизни, или даже жизнях десяти поколений ваших потомков, то в привязанности к Земле нет ничего такого.

Давайте взглянем на это с другой стороны, представим, что Земля — это жёсткий диск, а каждый живой вид на ней, включая и нас, это экселевская таблица, заполненная триллионами строк данных. Если использовать нашу укороченную версию временных рамок, в которой 50 миллионов лет равняются одному месяцу, то вот, что нам известно:

Сейчас август 2015. Жесткий диск (то есть Земля) начал работать семь с половиной лет назад в 2008. Год назад, в августе 2014, жёсткий диск был заполнен экселевскми таблицами (то есть происхождением фауны), с того момента жёсткий диск начал постоянно пополняться новыми экселевскими документами, а старые стали выдавать сообщение об ошибке и перестали открываться (то есть вымерли).

С августа 2014 жёсткий диск успел поломаться пять раз (то есть было пять катастроф) в ноябре 2014, в декабре 2014, в марте 2015, в апреле 2015 и в июле 2015. Каждый раз, когда жёсткий диск ломался, он перезагружался через пару часов, но после перезагрузки 70% экселевских файлов удалялись. Кроме марта 2015, тогда удалилось 95% документов. Сейчас середина августа 2015 и экселевская таблица для Хомо Сапиенс была создана примерно два часа назад.
Теперь подумайте, если бы у вас был жёсткий диск с необычайно важным экселевским файлом, и вы знали бы, что этот жёсткий диск ломается почти каждый месяц или через месяц и последний раз он ломался пять недель назад, то каким был бы ваш самый очевидный поступок?

Вы бы скопировали документ на другой жёсткий диск.

Именно поэтому Элон Маск хочет отправить миллион человек на Марс.
Почему миллион? Именно столько людей, по его мнению, необходимо, чтобы создать полностью самодостаточное население. В данном случае под самодостаточным понимается то, что если Земли не станет, население на Марсе сможет продолжить выживать, расти и развиваться. Они там не будут зависеть от Земли. Нужна добыча ископаемых? Нужно построить шахты и отправить туда шахтеров. Нужно построить новый госпиталь? Нужно запустить ракету, чтобы починить спутник? Расширить сельское хозяйство, чтобы увеличить съестные запасы? Меры обороны в случае войны? Населению Марса нужно будет уметь справляться со всем этим. Маск считает, что 10000 или 100000 для этого не достаточно, а вот 1000000 должно хватить.

Саму идею сделать человеческую жизнь мульти–планетарной и автономной часто называют «планетарной избыточностью». Маск называет это страхованием жизни вида. Я называю это резервной копией жёсткого диска.
Конечно же, Марс не намного надёжнее Земли. Он уязвим перед теми же вещами, что и Земля, и тоже ломается каждый месяц или два. Но в большинстве случаев такие поломки происходят в разное время. Если на одном жёстком диске экселевский файл станет битым, то на другом он сохранится, и у вас будет достаточно времени, чтобы приготовить новую резервную копию.

Теперь мы поместили драгоценный экселевский файл на два жёстких диска. И вы сразу почувствовали себя спокойнее. Но если документ действительно для вас важен, то вам будет не достаточно хранить его всего на двух жёстких дисках. Вы захотите скопировать его еще на кучу жёстких дисков, но какие у вас варианты? Пришло время для очередного отступления:

Какие планеты пригодны для жизни?

Давайте пройдёмся по ним.

Меркурий

Меркурию не повезло, он находится очень близко к Солнцу, это всё равно, что сидеть с двухсоткилограммовым похотливым мужиком. Свой день на Меркурии вы бы проводили в 430–градусном пекле — если при такой температуре положить кусок свинца на землю, то он превратится в лужу. На Меркурии почти нет атмосферы, так что пока вы горели, вы бы ещё и находились практически в полном вакууме, который вытянул бы весь воздух из ваших лёгких и испарил всю влагу из вашей кожи. Нехватка атмосферы означает и то, что у вас было бы жуткое радиоактивное отравление от солнечного излучения (которое было бы там в два с половиной раза мощнее, чем на Земле). Но есть и приятная сторона — гравитация на Меркурии составляет всего 38% от земной, и вы бы весело припрыгивали себе там по поверхности, будучи мёртвым. В этот момент вам бы очень хотелось, чтобы наступила ночь, но вы бы очень расстроились, узнав, что меркурианские сутки равны 58 земным.
Спустя месяц, когда ночь наконец–то наступит, у вас улучшится настроение, но только до того, как вы осознаете, что теперь температура — 170 градусов ниже нуля, что на 80 градусов ниже самой низкой земной температуры,зафиксированной на станции «Восток» в Антарктике. Ведь нет атмосферного слоя, который мог бы захватывать солнечное тепло и распределять его по планете. Ну и ко всему прочему, вы по–прежнему в вакууме. И вы целый месяц проведёте так, будучи замороженным до смерти, пока не наступит рассвет, с которым вы снова сгорите.

Самым удачным местом на Меркурии для вас будут полюса, которые при замораживании ночью покрываются льдом, что поможет вам избежать обезвоживания. Теоретически где–нибудь там можно было бы построить базу для людей, но толку в этом было бы мало. Когда я спросил Маска о Меркурии, он назвал планету «адской дырой», чем быстро завершил разговор.

Венера

Венера не отстаёт по непривлекательности, и тем не менее в сравнении с ней, жизнь на Меркурии кажется курортом в Мауи, где вам на пляже подают жареные креветки.
Оказывается, что вакуум — это не так уж и плохо в сравнении с противоположными условиями — невероятно плотной атмосферой, как на Венере.
Вот как бы прошёл ваш визит этой планеты:
В первую очередь, воздух здесь на 96% состоит из углекислого газа, вы будете дышать ядом. Во–вторых, кому какое дело до пригодности воздуха, если вас сразу прижмёт к земле атмосфера, которая будет давить на вас в 90 раз сильнее, чем на Земле. Это приблизительно такое же давление, как на глубине один километр под водой, что в три раза глубже установленного рекорда ныряния с аквалангом. Если бы вам каким–то образом удалось встать вертикально, пошевелить рукой было бы так же сложно, как в воде.
В–третьих, кого беспокоит первое или второе, когда температура здесь 465 градусов. Представьте, что вы нагрели духовку так, что в ней плавится свинец, а потом докрутили ещё 35 градусов, и установили бы такую температуру на всей планете. Ночью (которая наступит тоже нескоро, так как звёздные сутки на Венередлиннее, чём год на ней. Венера ещё и вращается в обратном направлении, поэтому Солнце встаёт на Западе — многие астрономы считают, что это потому, что Венера имеет перевёрнутое положение, что могло произойти в результате очень сильного столкновения) температура остаётся такой же, потому что плотная атмосфера удерживает солнечное тепло.

Днём при тусклом свете под красновато–оранжеватым покровом облаков Солнце выглядит как туманная желтоватая часть неба, только немного ярче. Ночью бы вы находились в кромешной тьме без звёзд, будучи прижатым к раскалённой поверхности. По крайней мере, там хотя бы нет никаких насекомых.

Учитывая всё, что я сказал, я очень впечатлён советским зондом «Венера–13», который приземлился на поверхность Венеры в 1982 году и проработал в таких условиях целых 127 минут, ему хватило этого, чтобы сделать два снимка поверхности Венеры, единственные фотографии, которые мы имеем на сегодняшний день:

Ветер — это единственная проблема, с которой вы не столкнётесь на поверхности Венеры, где вас ждёт лишь лёгкий бриз, но когда вы будете подниматься вверх сквозь слои атмосферы, всё резко изменится. Верхние слои атмосферы Венеры — сущий ад с постоянными ветрами вдвое быстрее самых мощных ураганов на Земле с каплями серной кислоты (такой же кислотой мы прочищаем канализационные трубы), которые впиваются в ваше лицо. Венера такая Венера.

Но если вы доберётесь до верхнего края страшных атмосферных слоёв Венеры, вы будете вознаграждены, как ни странно, очень даже благоприятными условиями для жизни. Почему–то на вершине покрова облаков есть слой, в котором температура и давление похожи на земные, и потому что кислород и азот поднимаются вверх из–за плотной атмосферы (как гелий на Земле), воздух в этой зоне может быть вполне пригодным для дыхания. По этой причине многие учёные обсуждают колонизацию верхней части атмосферы с помощью «строительства городов, спроектированных так, чтобы летать на высоте 50 километров над поверхностью Венеры».

Когда я спросил Маска о Венере, он, к моему удивлению, сказал, что планету можно сделать пригодной для жизни, но «с величайшим трудом». Он сказал, что в далёком будущем, с продвинутыми технологиями, могут появиться способы расчистить атмосферу Венеры и заселить её. Если подробнее, то он сказал следующее: «Придётся установить заслонки, которые заблокируют Солнечный свет, чтобы охладить планету, и деокислить её атмосферу, и, как только она остынет, на ней появится куча жидких океанов и плотность атмосферы существенно упадёт — но это всё очень непросто».

Марс

Если бы Марс был местом на Земле, то туда бы никто не захотел поехать. Но в ходе обсуждения заселения других планет, все из которых — сущий кошмар, перспектива переехать на Марс внезапно кажется ничего такой.
Марс — это, по сути, более холодная Антарктида с ландшафтом пустынь Аризоны, где невозможно дышать и солнечное излучение смертельно, если долго ему подвергаться. Любая область на Марсе менее пригодна для жизни, чем самые непригодные для жизни места на Земле. Но эти условия вполне терпимы, если жить в хабе, построенном людьми, в котором будет небольшой тепличный сад. Имея при этом хороший скафандр, вы вполне можете существовать на Марсе не умирая. На Марсе даже есть вода, много воды, во льдах на полюсах и если вы находитесь в правильном месте в правильное время, то можете наслаждаться чудесной температурой в 21 градус тепла. Или, как минимум, вы будете знать, что погода за окном хаба сегодня хорошая.
День на Марсе длится 24.5 часа, что подходит как людям, так и растениям. И с притяжением, которое составляет 38% от Земного, вы могли бы достаточно нормально функционировать. Вас ждут даже приятные бонусы, например, вы сможете закладывать мяч в баскетбольную корзину, или, живя на втором этаже многоквартирного дома, вы сможете уходить на работу просто выпрыгивая из окна.

Самая крутая туристическая достопримечательность Солнечной системы тоже расположена на Марсе — самая высокая гора Олимп:

По площади она как штат Аризона, а Эверест на её фоне выглядел бы как предгорье:

Я уже молчу про марсианский каньон, в сравнении с которым Великий каньон — это ямочка:

Мы ещё к этому вернёмся, но при достаточных усилиях и c подходящими технологиями люди смогли бы терраформировать Марс и в будущем сделать из него неплохую планету для обитания, с деревьями и океанами, без необходимости носить скафандр постоянно.

Пару слов о расстояниях:

Сейчас мы удалимся от Солнца, и для понимания дистанций нужен контекст. Давайте разделим Солнечную систему на три приблизительно одинаковые части, каждая около полутора миллиарда километров, что составляет 10 АЕ (напомню, астрономическая единица — расстояние от Земли до Солнца):

1) От Солнца до Сатурна
2) От Сатурна до Урана
3) От Урана до Нептуна

(Если бы Плутон всё ещё считался планетой, то частей было бы 4, так как он находился ещё в 10 АЕ)

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун

Я надеюсь, вы успели насладиться покрытиями, потому что у следующих четырёх планет нет твёрдого покрытия. Вот как эти удалённые от нас планеты стали такими причудливыми:

4,6 миллиарда лет назад в космосе было огромное облако газа, которое в результате какого–то воздействия стало сжиматься. Во Вселенной всем прекрасно известно, что это свидетельствует о наступлении больших распродаж Чёрной пятницы и времени для неистовой гонки, чтобы ухватить как можно больше веществ. Любая планета и звезда скажут вам, что здесь самое важное поторопиться — если начать с наибольшей массы, то у вас не возникнет проблем с её преумножением, от чего вы будете становиться всё больше и у вас будет значительное преимущество. Как только выделяется чёткий лидер, его уже сложно догнать.

Финальный победитель становится звездой — а все остальные станут завистливыми папарацци–планетами, вращающимися вокруг звезды 10 миллиардов лет, до тех пор, пока та не погаснет и не уйдёт на пенсию, после чего всё начинается по новой.

В случае с нашей Солнечной системой Солнце одержало победу, собрав около 99,8% общих веществ газового облака. В этот момент остальные начинают жёсткую борьбу за оставшиеся вещества. Тот, кому удастся собрать достаточно, будет удостоен стать хотя бы планетой. Те, кто будет пытаться, но безуспешно, будут довольствоваться ролью папарацци–спутников этих планет.
Неудачливая материя, которой не удаётся стать звездой или планетой или спутником планеты, обречена стать либо астероидом, бомжом Солнечной системы, или же пищей для более крупного тела, после чего она утратит всю свою индивидуальность. Это жестокий бизнес.

Во время этой гонки может случиться странная штука. Иногда есть такая материя, недостаточно опытная, которой неведомо золотое правило образования солнечных систем — она не понимает, когда проигрывает. Меркурий, Венера, Земля и Марс точно ознакомились со всеми правилами заранее, заметили, что Солнце ощутимо оторвалось от них, оставили актёрскую карьеру и продолжили жить дальше. Они изменили свою цель и стали трудиться над тем, чтобы стать планетами.

Четыре газовых гиганта (более крутое название Урана и Нептуна — «ледяные гиганты», потому что в их составе более тяжёлые вещества, которые принимают форму льда в таких температурных условиях. Водород и гелий — вещества, из которых по большей части состоят другие газовые гиганты, содержатся в них не в таком большом количестве. Беспонтовое отличие, ведь и у них нет покрытия, поэтому мы продолжим называть их газовыми гигантами), с другой стороны, продолжили понапрасну собирать газ в печальной отчаянной попытке отыграться. А когда ты так поступаешь, ты оказываешься в плохом положении, ты становишься «почти, но не совсем звездой». Юпитер состоит из водорода и гелия, прямо как Солнце, но в отличие от Солнца ему не хватает массы, чтобы гореть, его массы хватает только чтобы напоминать остальным, что он не умеет проигрывать в гонке за популярностью.

Но газовые гиганты, конечно же, в этом никогда не сознаются. Как только стало окончательно ясно, что им никогда не быть звёздами, все четверо быстро запели на другой лад. И стали притворяться, будто бы они изначально собирались стать планетами. И вот теперь они находятся в странном положении — и не совсем звёзды, и не до конца планеты, и так им светит провести 10 миллиардов лет, раздутыми и без поверхности. Никто не хотел бы быть планетой без поверхности.

Мы точно не знаем, что происходит на Юпитере (но мы знаем, как он звучит, благодаря жутковатым записям с Вояджера), но если бы вы попытались это выяснить, вы бы приблизились через густые облака, пока сильная гравитация (в 2,5 раза сильнее, чем на Земле) не начала бы притягивать вас всё быстрее и быстрее. Пока бы вы падали вниз, вокруг вас всё бы становилось темнее и горячее, а давление бы становилось всё выше и выше. В конечном итоге вы бы оказались в кромешной тьме, температура бы превысила температуру на поверхности Солнца, с огромным атмосферным давлением, а газ вокруг был бы настолько сжат, что вы не смогли бы отличить его от жидкости (это называется «сверхкритическим состоянием». Обычно для того, чтобы довести водород до жидкого состояния, его необходимо заморозить, но есть и другой способ — сжать молекулы так сильно вместе, что, по сути, он станет жидким. Горячий жидкий водород — это что–то странное). Тогда водород становится настолько сжатым, что электроны начинают двигаться от атома к атому, превращая его в жидкое море электро–проводимого металлического водорода.

Неоспоримо то, что люди никогда не переедут ни на Юпитер, ни на Сатурн, ни на Уран, ни на Нептун.

Но люди могли бы переехать на огромные каменистые покрытые льдом, спутники Юпитера и Сатурна. Но там будет прохладно. Мы могли бы перебраться на свою Луну, но это лишь более мягкая версия Меркурия с дневными температурами, которые способны испарять воду, и ночными температурами, которые сжимают кислород до жидкого состояния без какой–либо защиты от солнечной радиации. И с 28–дневным циклом вращения растениям придётся по две недели находиться без света, что для них будет непросто.

Когда я спросил Маска, куда бы ещё помимо Марса могли перебраться люди, он сказал, что есть немало вариантов, но все они требуют большего технического прогресса — пара спутников, несколько больших астероидов, даже Меркурий и Венера, если вы совсем спятите, но в завершение он сказал, что «Марс на данный момент является самым лучшим вариантом».

Прежде чем мы двинемся дальше, давайте признаем как классно нам живётся на Земле. Представьте, какая это привилегия жить при комнатной температуре с давлением в одну атмосферу, со стандартной гравитацией, легкими ветрами, водянистыми дождями, кучей жидких океанов, магнитной и атмосферной защитой от солнечной радиации, едой повсюду, с воздухом, которым можно просто дышать. Нужно, чтобы совпало множество различных условий только для того, чтобы вы могли выйти из дома, не надевая скафандр. Так что давайте оценим роскошь жизни на Земле следующие 5 минут, прежде чем мы вновь об этом забудем и опять начнём наплевательски к ней относиться.

Давайте подведём небольшой итог. На данный момент мы установили, что:
1) Резервная копия жёсткого диска человеческого рода в определённый момент становится необходимой. Держа все яйца в одной планетарной корзине, мы подвергаем себя опасности вымирания.
2) Марс на данный момент является лучшим вариантом для резервного копирования.
3) Но с подходящими технологиями мы можем сделать ещё больше резервных копий, как минимум, на десяти разных спутниках, астероидах и планетах Солнечной системы.
Есть ещё один весёлый вариант: учёные исследовали кучу идей об искусственно созданных поселениях. Пока что идеи ограничены нашим воображением, но я могу представить себе будущее, где жизнь на какой–то планете кажется людям столь же примитивной, как нам кажется жизнь доисторических людей в пещере. За последние пару тысяч лет люди выработали концепцию нахождения «внутри», и сегодня все думают о доме как о каком–то помещении. Возможно, в будущем гигантское искусственное человеческое поселение с горами, деревьями и реками и миллионами людей будет как изобретение «внутри», только применяться ко всему миру. И, возможно, беспокойство по поводу природных катаклизмов или столкновения с астероидом будет восприниматься так же, как страхи пещерного человека о том, что на него ночью может напасть стая волков. Всё может быть.
В любом случае, как только миллионы людей будут населять другие космические тела или поселения, экселевский файл будет в полной безопасности и человечество сможет выжить.

Ох, и ещё…

Все эти жёсткие диски хранятся в Солнечной системе, и если держать все резервные данные в одном доме, будет весьма проблематично их сохранить в случае пожара. И так же, как мы используем жёсткий диск, который точно сломается, мы живём в доме, который точно когда–нибудь сгорит. Солнце выгорело уже почти наполовину и находится в середине второго акта:

Закончив терроризировать Землю, Солнце отправится дальше и один за одним будет делать наши потенциальные дома непригодными для жилья. К счастью, у нас есть зелёный коридор, который позволяет нам что–то с этим поделать. Маск утверждает, что на данный момент мы находимся на отметке в 90% от зарождения Земли до момента, когда все океаны начнут испаряться, планета начнёт нагреваться, и все сложные организмы на ней вымрут. «Таким образом, если бы разумной жизни на дальнейшее развитие оставалось всего 10%, она никогда бы не развилась». В другой нашей беседе Маск высказался конкретнее: «Очень вероятно, что многоклеточные организмы на Земле начнут вымирать, когда температура окружающей среды начнет превышать температуру изменений естественных свойств белка, принимая во внимание испаряющее охлаждение (около 60–65 градусов), так что у нас в запасе 300–400 миллионов лет».

Выходит, что мы прибыли в девятый раунд, назовём так период времени, в котором мы находимся, и теперь нам надо понять, как вывести своё существование за пределы своей планеты и, в конечном счёте, всей Солнечной системы до того, как нас поглотит бесконечное небытие.

Хорошая новость в том, что здесь у нас очень много времени. Солнце начнёт плохо себя вести ещё очень нескоро, и я предполагаю, что если мы доберемся до конца зелёного коридора, наши технологии к тому моменту позволят нам либо с лёгкостью путешествовать в отдалённые уголки Солнечной системы, если будет нужно; либо мы станем существами, обитающими в нескольких дружелюбных Солнечных системах в галактике и/или создадим безопасные поселения, которые будут сами обеспечивать себя энергией, не нуждаясь в звёздах — либо с помощью ядерных технологий, либо, что более вероятно, с помощью другой технологии, которую мы пока ещё не постигли.

Таким образом, наш список дел выглядит следующим образом:

1) о безопасить себя от земных воздействий, заселяя другие планеты до того, как что–то убьёт нас здесь;
2) обезопасить себя от Солнечной системы до того, как Солнце начнёт её уничтожать.

И когда речь заходит о первом пункте, то да, массовое вымирание может начаться в любой момент, но если мы уже сейчас начнём думать, как за следующие несколько тысяч лет вывести своё существование за пределы Земли, то у нас есть хорошие шансы сделать резервную копию себя до того, как на Земле произойдёт глобальная катастрофа.

Поэтому кажется, что это мы контролируем ситуацию, но вернёмся к Зурплу и Квинги. Если мы действительно в тысячах, а может и в миллионах лет от ужасной катастрофы, то почему эти двое так увлечённо наблюдают за тем, что происходит на 143–Снуги прямо сейчас?

Страшная правда о людях

Для того, чтобы подчеркнуть истинный масштаб того, что означает для человечества переход к мульти–планетарной цивилизации, Маск часто говорит о том, как расширенный взгляд на историю выставляет все события в их истинной значимости. Чем сильнее ты отдаляешься, тем крупнее должен быть масштаб событий, чтобы оставаться на исторической шкале.

Это применимо и к окружающему миру. Оттуда, где вы сидите, улицы, машины и дома кажутся существенными вещами. Но в иллюминаторе самолёта они исчезают из виду, и только крупные вещи типа гор, городов и озёр выделяются. С МКС только континенты кажутся значимыми. Если отдалиться ещё, то заметны будут только планеты и звёзды. Отдалимся ещё и будем различать целые галактики.

То же происходит и с историей жизни. Для ежедневных новостей может сгодиться скандал или движение финансовых рынков, ограбление, забастовка, спортивный матч или встреча двух политиков. Это маленькие события, но и отверстия в сите «важности» тогда меньше.

Когда мы расширяем картинку в масштабе года, это подобно тому, как переместиться с земли в самолёт, мы слишком далеко, чтобы замечать достойные освещения в ежедневных новостях события, и большинство из них сливается в общем шуме. На таком расстоянии заметны только самые важные события за год, а также те, которые долго развивались и которые было сложно понять в отдельном фрагменте, здесь они принимают отчётливую форму, например, террористическая атака, крупные выборы, новый товар или услуга, которая стала популярной.

Взгляд на целое столетие подобен взгляду с МКС. Самые крупные события века подобны океанам и материкам, которые невозможно разглядеть целиком из самолёта — крупные культурные и политические сдвиги, войны и другие масштабные трагедии, значительные научные открытия и технологические достижения.

Отдалившись ещё до нескольких тысячелетий, мы увидим рождения и падения цивилизаций, распространение мировых религий, взаимодействия научного прогресса и развития технологий, феномены, которые влияли на мир на протяжении веков, например, всю эпоху империализма, индустриальную революцию и зарождения государств.

Отдалимся на уровень 10000 лет и увидим развитие всего нашего рода. Основные миграции, развитие языка и сельского хозяйства и зарождение промышленных государств.

И тем не менее, даже в таком грандиозном масштабе мы по–прежнему недостаточно отдалились, чтобы увидеть контурные черты истории всей жизни на Земле, которая протекает намного медленнее человеческой.

Даже удалившись на 10 миллионов лет, мы по–прежнему видим только отпечатки событий жизненного масштаба. В истории нашей эволюции мы можем наблюдать повышающееся многообразие приматов, племенное разделение на людей и шимпанзе и прогрессивное развитие человеческого рода. И такие вещи вы будете видеть по всей исторической шкале в 10 миллионов лет — ничего особенного, просто небольшие биологические изменения.

С линзой на 500 миллионов лет мы сможем разглядеть большую историю фауны. Появление всё более сложных организмов — рыб, насекомых, рептилий и млекопитающих вместе с расцветом и гибелью динозавров. Здесь нам видны все пять массовых вымираний.

Но если мы отдалимся на все 3.8 миллиардов лет, мы сможем увидеть зарождение жизни на одном конце шкалы и наши дни на другом. Что ещё мы увидим, что можно считать важным?

Мы увидим простейшие клетки, потом сложные клетки, потом многоклеточные организмы. Мы увидим всплеск многообразия форм жизни, выход из океана на сушу и расцвет млекопитающих, развитие разумной жизни.

Может показаться немного эгоистичным, что мы включили появление млекопитающих и развитие интеллекта в список самых важных событий истории развития жизни на Земле, но это не так, ведь только с помощью разума жизнь на Земле может сделать очередной скачок — стать мульти — планетарной.

Если люди смогут автономно существовать на Марсе, это будет очень большим поворотом событий для всей жизни на Земле, который будет виден только в ещё большем масштабе — для чего потребуется линза покрупнее.

И если посмотреть на это с такой точки зрения, то вы поймёте, что Нил Армстронг был не совсем прав, когда назвал высадку на Луне «огромным шагом для всего человечества». Высадка на Луне сравнима с запуском первого человека в космос или покорением горы Эверест — это великое достижение человечества. Но если бы первое существо выйдя из океана на сушу было бы сразу же смыто обратно в океан, это не было бы большим шагом для всей жизни, поэтому и высадку на Луне таковым считать не стоит. Вот когда существа начали жить самостоятельно на суше, это стало большим скачком. То есть колонизация Марса будет огромным шагом для человечества.

Но не стоит ли нам сделать небольшую паузу и отметить, что это немного странно, что спустя 3,8 милларда лет или 38000000 веков именно в этом веке мы, как я утверждаю, сможем стать свидетелями такого скачка, каких всего было шесть или семь за всю историю? Как такое может быть?

Погодите, мне это всё кое–что напоминает, когда мы разбирались с искусственным интеллектом, мы определились, что: А) мы можем достигнуть сверхинтеллекта в следующем столетии; Б) это будет чем–то, что может кардинально изменить всю жизнь на Земле к лучшему или к худшему. Вопрос — будет ли это тоже считаться потенциальным гигантским скачком?
По мере того, как наше понимание генома человека улучшается, а генная инженерия стремительно развивается, разве сложно поверить, что за 100 лет наука сможет увеличить продолжительность человеческой жизни и обратить процессы старения? Если это произойдёт и мы победим старение, не станет ли и это очень большим достижением, достойным списка самых важных исторических событий жизни на Земле?

Да что вообще, чёрт возьми, происходит?

Либо я безнадёжно наивен, либо мы живём в очень интересное время. Вот что, по моему мнению, сейчас происходит:

Как мы уже обсудили, чем больше прогресса накапливается, тем быстрее происходит развитие, таким образом, прогресс развивается каскадом стремительно вверх. Мы можем это пронаблюдать на череде всплесков развития:

Влияние доисторических людей на окружающий мир было намного более существенным, в течение всех 100 000 лет ни один другой вид не менялся так сильно и так быстро.

Уменьшим масштаб и увидим, что человеческий прогресс за последние 10 000 лет со времён Аграрной революции был больше, чем достижения людей за любой период в 10 000 лет, предшествующий этому событию.

Приблизим ещё: взрыв технологического прогресса за последние двести лет со времён индустриальной революции между 1815 и 2015 годом намного превышает все достижения, имевшие место за любой период в 200 лет до этого момента.

Если эти графики сложить, то получится вот такой вот, с заметной тенденцией:

Так что, возможно, я не такой уж и наивный, возможно, есть причины верить в то, что мы живём на подъёме кривой прогресса, подобной которой жизнь на Земле до этого не испытывала. И так как с прогрессом приходит сила, у нашего вида есть беспрецедентная власть над вещами, до этого не виданная.
И в какой–то момент эта власть стала увеличиваться так сильно, что скачки, которые совершали микроорганизмы и животные сотни миллионов лет, будут осуществляться за столетия.Когда существа становятся столь могущественными, что могут достигать таких грандиозных скачков за столетия, они, по сути, могут выполнять роль бога во многих аспектах. Давайте назовём это достижением Уровня Бога. Если прогресс действительно ускоряется, то вполне возможно, что продвинутый вид достигнет уровня Бога. Существует куча доказательств в пользу того, что если люди ещё не достигли его, то очень к нему приблизились — достижения в таких сферах как космические путешествия, искусственный интеллект, биотехнологии, физика частиц, нанотехнологии и вооружение открыли дверь невообразимому влиянию на будущее.В этом длинном списке есть множество позитивных разработок, которые могли бы сделать человечество бессмертным, но есть и такое же множество сценариев конца света, которые могли бы уничтожить человеческий вид, вызвав массовое вымирание или уничтожить всю жизнь от искусственной чумы, катастрофы с адронным коллайдеромом, неконтролируемой цепной реакции наноботов и непредсказуемого враждебного искусственного сверхинтеллекта, до глобальных климатических изменений и кучи других вещей, которые мы пока не можем себе представить, потому что таких технологий ещё не изобрели.Большинство как хороших вариантов развития событий, так и плохих, не произойдёт, но некоторые из них вполне могут, особенно если технологии продолжат совершенствоваться. Реальная ситуация такова, что мы за свою жизнь можем стать свидетелями нескольких событий, которые будут столь же значимыми, как когда первые живые организмы покинули океан и перебрались на сушу. Мы, возможно, не просто находимся на краю огромного скачка, после которого жизнь станет мульти–планетарной, мы можем быть на грани нескольких подобных скачков.Есть ещё много других признаков, которые доказывают, что мы живём в крайне необычное время:
1) 99.8% всей истории Землю населяло меньше одного миллиарда людей. За последние 0.2% истории население Земли переступило черту в 2,3,4,5,6,7 миллиардов.
2) Вплоть до последних 25 лет у нас не было такой вещи, как мировой мозг с доступом ко всей известной информации. Сегодня у нас есть Интернет.
3) Не используя почти никакой энергии за последние 99800 лет человеческой истории, за последние 200 лет мы внезапно вступили в Эру ископаемого топлива. Мы используем кучу залежей углерода, не понимая полностью последствий своих действий.
4) Люди ходили пешком и катались верхом на лошадях 999 из 1000 последних веков. Сейчас мы ездим на машинах, летаем на самолётах и высаживаемся на Луне.
5) Если бы внеземные существа искали другую жизнь во Вселенной, им было бы намного проще найти нас за этот век, чем за любое другое предшествующее столетие, так как мы отправляем миллионы сигналов в космос.
6) Имея в среднем одно массовое вымирание каждые 100 миллионов лет, мы, возможно, ненамеренно работаем над созданием шестого массового вымирания.

Если мы сделаем шаг назад и взглянем на всю картину целиком, то мы поймём, что ничего из того, что происходит сейчас, не нормально. Сегодня люди на Земле имеют намного больше власти, чем любые существа, когда–либо населявшие её. Думаю, если какому–то инопланетянину придётся писать диплом об истории жизни на Земле, основная часть его будет посвящена нынешним событиям, чем бы они для нас ни обернулись.

Именно поэтому Зурпл и Квинги так заинтересованы нами сейчас. У них на телефонах высветилось новое уведомление от приложения по наблюдению за разумными формами жизни:

Жизнь на 143–Снуги достигла уровня Бога.

Зурпл и Квинги не ждут нашего столкновения с астероидом или взрыва Солнца, или вспышки сверхновой неподалёку от нас, им не терпится увидеть, что произойдет с нами за следующие 100 лет.

В этом и была суть их спора. Когда жизнь на планете достигает высокого уровня интеллекта, это означает, что они в паре тысяч лет от своего «сделай или сдохни» момента. Их прогресс развивается всё быстрее и быстрее до тех пор, пока они не достигают уровня Бога, когда они одновременно приобретают мощь, чтобы сделать себя как вид неуязвимыми или же наоборот привести себя к вымиранию — вопрос только, что произойдет раньше.

Именно поэтому первое уведомление в их приложении сообщило, что жизнь на Земле достигла эмбрионального уровень развития — потому что если смотреть через уменьшительную линзу, достижения первоначального интеллекта подобны зачаточному состоянию, но именно достижения уровня Бога определят, будет ли это выкидыш или рождение нового вида разумных существ. Виды, достигнувшие уровня Бога, вступают в неизбежное состояние хаоса и каким–то образом пробираются через него живыми на другую сторону или, иным словом, «прорываются», и с этого момента они полноправные члены общества взрослых бессмертных разумных существ.

Зурпл и Квинги в курсе существования 143–Снуги уже давно из–за своего спора. Но любая жизнь, достигающая уровня Бога, — это большой хит среди всех галактик с недавних пор. О 143–Снуги говорится во всех новостях на Ювувуву и все следят теперь за развитием событий: удастся ли людям на Земле «прорваться» или нет.

И если есть хоть какая–то вероятность того, что то, о чём я пишу, правда, и мы действительно достигли крайней отметки развития, при которой у нас есть вся мощь с неизвестными и непредсказуемыми последствиями, и мы абсолютные новички в плане обладания такой властью, то…

Разве сейчас не подходящее время для резервного копирования жёсткого диска?

Всё, что вам нужно сделать, так это поставить себя на место Квинги. Представьте, что вы болеете против какого–то вида существ. Вы поставили кучу денег, и вы очень хотите, чтобы те вымерли. В этом случае каким отстоем для вас будет, если им удастся стать мульти–планетарными? Меньше всего Квинги хотелось бы, чтобы люди колонизировали Марс. Конечно, некоторые виды катастроф могут уничтожить и несколько планет сразу, но проще всего виду умереть, если все яйца будут в одной корзине, резервная копия жёсткого диска серьёзно подорвёт его планы на победу.

В это время Зурпл уставился на экран своего телефона и бормочет себе под нос: «Ну же, давайте, поднажмите». Он приблизил изображение и смотрит только на одно здание на Земле — штаб–квартиру SpaceX в Хоторне, штат Калифорния.

Не только Маск думает о Марсе

Стивен Хокинг сказал:

«Не думаю, что человеческий род переживёт следующие 1000 лет, если только мы не распространится по космосу… Перед нами множество угроз существования от ядерной войны и глобального потепления до генетически изобретенных вирусов, и, скорее всего, их число будет только расти в будущем, с развитием новых технологий будут появляться новые вещи, что–то может пойти не так… Нам нужно расширять наши границы за пределы Земли, если мы рассчитываем на долгое будущее, нужно отправиться на другие планеты к другим звёздам, чтобы катастрофа на Земле не положила конец всему человеческому роду… Как только мы распространимся по космосу и установим независимые колонии, наше будущее будет в безопасности».

Профессор из Принстонского Университета Джон Ричард Готт:

«В 1970 все думали, что к сегодняшнему дню на Марсе уже будут жить люди, но мы не воспользовались возможностью. Нам нужно сделать это скорее, так как колонизация других планет — это лучшая возможность увеличить шансы для перспективы выживания нашего вида. Рано или поздно что–то нас уничтожит, если мы останемся на этой планете. К тому моменту мы будем в беде и будем жалеть, что мы не на Марсе, но уже будет поздно».

Руководитель НАСА Майкл Гриффин:

«В далёкой перспективе вид, населяющий только одну планету, не выживет… Если люди хотят жить сотни тысяч или миллионов лет, то в конечном счёте им будет необходимо заселять другие планеты… Когда–нибудь на других планетах будет жить больше людей, чем на Земле».

Научный фантаст Ларри Нивен высказался по этому поводу удачнее всех:

«Динозавры вымерли, потому что у них не было космической программы, а если мы вымрем из–за того, что у нас не будет космической программы, то так нам и надо!».

Больше всего Маска беспокоит парадокс Ферми. Тот удивительный факт, что мы не видим в космосе следов существования инопланетных существ, наталкивает его на подозрение о том, что существует «множество планет с вымершими цивилизациями». Он предупреждает, что «если мы очень редкий вид, то нам лучше поскорее заселить другие планеты, потому что если наша цивилизация столь хрупкая, нам нужно убедиться в том, что мы делаем всё, что в наших силах, чтоб как можно скорее увеличить наш никчёмный шанс на выживание».
Такая установка у Маска была ещё в 2001 году, когда один из его друзей спросил, чем тот хочет заняться после PayPal. Маск вспоминает тот разговор: «Я всегда увлекался космосом, но я никогда не думал, что сам смогу внести какой–то вклад в его освоение. Мне казалось очевидным, что скоро мы отправим людей на Марс. Потом я задался вопросом, почему этого не произошло до сих пор. Я зашел на сайт НАСА, чтобы посмотреть примерно запланированную дату, когда это должно произойти».

Но когда Маск зашёл на сайт, он был шокирован тем, что там об этом ничего не было сказано. Со времен первых сокращений финансирования НАСА в 70–х планы полететь на Марс откладывались всё дальше и дальше по мере того, как НАСА терпела поражение в борьбе за финансирование. Теперь у них там нет таких планов вообще.

И вот Маск пришёл на помощь, чтобы посадить растение на Марсе. План под названием Mars Oasis заключался в том, чтобы осуществить благотворительную миссию по отправке небольшой роботизированной теплицы на Марс. Теплица бы набрала марсианской почвы, посадила бы в неё растение, и как только то вырастет, должна была бы отправить, что Маск называет «кадром на миллион долларов», фотографию зелёного растения на красном фоне как первую (известную) жизнь на Марсе.

Предполагалось, что акция привлечёт много внимания, мир снова воодушевится космическими путешествиями, дети захотят работать в авиационно–космической области — и, в конечном итоге, как надеялся Маск, такой обновлённый общественный интерес привёл бы к повышению финансирования НАСА. Маск убеждён, что около 0.25% ВВП США или 1% бюджета страны должны выделятся на космос. Он чётко даёт понять, что не предлагает вернуться к 4% бюджетных средств, как в 60–х, он хочет простого увеличения финансирования от уровня меньше чем в 0.5%, который мы имеем сегодня. За 1% федерального бюджета мы можем купить себе страхование жизни.

Маск, который сворачивал свою работу в PayPal по мере того, как приближалась покупка компани Ebay’ем, собрал вокруг себя группу людей разбирающихся в космонавтике, которые бы работали с ним над Mars Oasis.

Чтобы это случилось, нужно было запустить ракету, которую Маск купил бы за часть денег, вырученных с продажи PayPal. Самая дешёвая ракета на тот момент стоила 65 миллионов долларов, но в России б/у ракета обошлась бы значительно дешевле. Маск отправился в Россию, чтобы договориться о покупке трёх восстановленных межконтинентальных баллистических ракет. Маск был готов выложить 20 миллионов за все три ракеты, но Русские запросили больше, и он уехал с пустыми руками.

И вот тогда он принял решение, что он сделает всё сам.

Но уже не проект с растением, а нечто более грандиозное.

Он месяцы провёл, ненасытно изучая книги о ракетных технологиях и о том, что требуется, чтобы делать их самому, и он поверил, что это возможно.

Он отправит миллион человек на Марс.

Оригинал/Артём Салютин