Самый мощный двигатель в истории человечества

В закладки

За всю историю космических исследований было создано множество отличных двигателей, и в наше время разрабатываются еще более эффективные. Каждая волна освоения космоса приносила все новые и новые разработки, и так будет продолжаться как минимум в ближайшем обозримом будущем. Но в этой статье я хочу рассказать не о кандидатах на звание «самый лучший двигатель, воплощенный в металле». Таких кандидатов много, и каждый сыграл свою важную роль в свое время. Американская лунная программа не состоялась бы без Сатурновских «F-1», советско-российские рабочие лошадки из серии двигателей «РД» сделали возможными отправки Союзами и Протонами сотен самых разнообразных грузов на орбиту и дальше, двигатели Мерлин и Драко частной компании SpaceX являются одними из тех, кто пишет современную историю в сфере ракетостроения. Есть много других названий, типов и видов двигателей, которые применялись за всю историю освоения космоса. Перечисление всех их в данной статье сделало бы ее слишком большой для чтения и все-равно не смогло бы в полной мере описать их вклад в развитие индустрии.

В этой статье я хочу рассказать о мощнейшем двигателе в обозримой нами вселенной. О двигателе, который был, есть и будет самым важным основополагающим двигателем в космической индустрии. Этот двигатель – человек.

Такие черты человеческой натуры как интерес к устройству окружающего мира, пытливость, жажда знаний и открытий – это те главные движители, которые дают начало тем или иным проектам государственного или международного масштаба. Даже если говорить в разрезе каждого отдельно взятого человека, можно увидеть параллели между мотивацией ребенка, который конструирует свою первую миниатюрную ракету, и взрослого состоявшегося бизнесмена, который спонсирует стартапы, часто заведомо нерентабельные, не гарантирующие прибыли. Ведь и ребенок может сказать «я делаю это отчасти из-за имиджа и репутации». Так же можно сказать и о бизнесмене. Но согласитесь – и у того, и у другого есть мотивирующая к действию причина. Это интерес. Это желание быть причастным к тому, что захватывает ум и воображение.

Именно этот захват и интерес к открытиям действует как связующее звено между целыми странами, разными религиями, нациями и правительствами. Сотрудничество в космической сфере очень яркий пример такой кооперации ради науки и открытий.

Зарабатывание денег строительством новых ракет является отнюдь нелегким делом. Напротив, это скорее одна из наиболее рисковых затей — инвестировать в космические разработки. Ведь, в отличие от огромного количества других способов куда делать инвестиции, попытки создать новую, лучшую ракету или космический корабль — это лучший способ потерять деньги. Особенно если есть амбиции создать чтото абсолютно новое. Рисков огромное множество, и на любом этапе что-то может пойти не так.

Поэтому одной из главных причин почему в наши дни появляется так много больших и маленьких организаций, осваивающих космос – это часто в первую очередь личный интерес тех, кто эти организации создает. Да, есть еще много второстепенных факторов, влияющих «за» и «против». Существуют различные обстоятельства, их сочетания. Но одними из главных составляющих процесса создания чего-то нового или хотя бы попыток это сделать в космической сфере – всегда были простые человеческие черты, присущие каждому: интерес, желание получить ответы на свои вопросы и участвовать в том, что для тебя имеет смысл. Поставить амбициозную цель и идти к ней.

Люди, которые создали большие корпорации или же находятся у руля больших государственных организаций, имеют огромное влияние на темпы роста индустрии и ее направление. Но не стоит думать, что на таких людях все заканчивается. Каждый из нас приносит свой вклад в общее дело. Это дело – поддержание информационного фона, «эфира», в котором формируется и поддерживается интерес к освоению космоса. Из этой среды появляются новые люди, которые могут иметь все большее и большее влияние на положение вещей.

Представьте себе, что с рождения вы бы никогда не слышали обо всем том, что вы знаете о вселенной, о ближнем и дальнем космосе, об устройстве солнечной системы или планет. В такой ситуации вы бы не корили себя за то, что упускаете такие важные знания об устройстве окружающего мира. Вы бы просто были в неведенье. Занимались бы чем-то другим, что могло бы вас занимать. Но это не значило бы, что космос и космическая индустрия вам не интересны как таковы. Вы просто ничего о них не знали бы.

А теперь используем наше воображение, чтобы представить общество, где постоянно циркулируют новости о больших и маленьких успехах (и провалах тоже) в сфере освоения космоса и новых знаниях об устройстве вселенной, ее законов. В такой информационной среде было бы много людей, которые выбрали бы данное направление как важное для себя. С интересом проводили бы свое время, привнося свою пользу общему делу. И такое явление имело бы лавинообразный эффект, что потрясающим образом отразилось бы на темпах роста космической индустрии в планетарных масштабах, в масштабах целой цивилизации. Нечто такое мы можем наблюдать в наше время, или вспомнить времена лунной космической гонки США и СССР, когда космос был у всех на слуху. Но только сейчас у общественности появляется возможность сделать индустрию не так зависимой от государств и чиновников.

Возвращаясь к размышлению насчет влиятельных людей нужно понимать, насколько все взаимосвязано. Нужно представить себе, какова ценность всех тех процессов, которые происходят по всему миру, но не являются такими же ярко заметными как персоны Джеффа Безоса, Илона Маска или Чарльза Болдена. Все они – это только верхушка айсберга. И держатся все они на том самом «эфире», на информационном поле и чертах человеческого существа – любопытство, интерес, жажда знаний и новых открытий.

Десятки миллионов людей по всей планете интересуются всем тем, что творится в солнечной системе и далее. Многие пробуют создавать свои небольшие и микро-стартапы. Это те люди, у которых есть кое-какое финансирование. Большинство идей проваливается, но некоторые находят инвестиции и развиваются. В любом случае – внимание к космосу привлекается, информация циркулирует в обществе.

Есть люди, у которых нет достаточно большого финансирования, и они создают сообщества, веб-сайты и различного рода ресурсы по космической тематике. Некоторые из таких начинаний развиваются и вносят огромный вклад в популяризацию космических исследований. Некоторые существуют какое-то время, но потом из-за различного рода причин – уходят в небытие. И даже здесь не все так однозначно: такие «провальные» проекты могли взрастить хотя бы первоначальный интерес в нескольких людях, которые через год-два создадут свой, более успешный проект. Не было бы «провального» проекта, в котором условные двое друзей усваивали азы знаний о космосе — не существовало бы потом успешно функционирующего сообщества популяризаторов науки, которое те же двое друзей создали через некоторое время.

Глобализация и масштабирование в наше время дают возможность организовать финансирование проектов на краудфандинговых площадках, Патрионе, прямыми микротранзакциями и еще множеством других способов. То, что для одного человека является совсем несущественными деньгами – в ситуации с тысячью, десятками тысяч поклонников, которые скидываются на кажущийся им перспективный проект, является существенным финансированием и дает возможность развиваться. Современные технологии и организационные модели дают возможность находить новые, более эффективные пути осуществления того, что раньше казалось невозможным.

Вот почему нужно понимать, как тесно все связано. Есть много причинно-следственных связей, которые сразу не бросаются в глаза и которые сложно проследить. Но они есть. Казавшиеся незначительными по одиночке – вместе они являются колоссальной движущей силой. Темная материя имеет колоссальное значение во вселенной, но в меньших космических масштабах ее даже отследить сложно. Так и усилия каждого отдельного человека, связываясь воедино с общим, планетарного масштаба движением на пути освоения космоса, имеют колоссальную важность. Это и есть самая мощная подъемная сила, выводящая полезную нагрузку на орбиты и дальше. Это и есть самый мощный двигатель, который мы когда-либо знали. Это — Человек. Это Вы.