Planet 10: Еще одна планета земного размера на периферии Солнечной системы?

Согласно новому исследованию, в ледяных просторах за орбитой Плутона скрывается неизвестный ранее объект.  Ученые из Лаборатории по изучению Луны и планет (LPL) университета Аризоны считают, что в поясе Койпера среди тысяч астероидов, комет и карликовых планет, прячется еще одна планета. Ее масса больше массы Марса, но меньше земной.

В январе 2016 другая группа ученых уже предсказывала существование планеты размером с Нептун в 25 раза дальше Плутона. Ее назвали Планетой Девять, так что если правы обе группы ученых, в Солнечной системе появится не только девятая, но и десятая планета.

Так называемый «объект планетарной массы», описанный учеными из LPL, влияет на орбиты ледяных глыб в поясе Койпера. Плоскости орбит далеких объектов этой области (ОПК, объекты пояса Койпера) наклонены сильнее среднего. Дело в том, что большинство ОПК обращаются примерно в одной плоскости — неизменной плоскости Лапласа (invariable Laplace plane). Однако, орбиты большинства далеких ОПК отклоняются от нее в среднем на 8 градусов, что говорит о том, что их движение возмущает массивный объект», — пишут исследователи в своей статье в Астрономическом журнале.

«Самое правдоподобное объяснение нашим результатам —существование еще неизвестных гравитирующих тел», — заявила Кат Волк, постдок в LPL и главная автор статьи. «По нашим расчетам, объяснить подобное возмущение орбит может объект массой с Марс».

«Эти ОПК похожи на вращающиеся волчки», — говорит Рену Малотра, профессор планетарных исследований в LPL, соавтор исследования. «Представьте, что у вас много-много волчков и вы слегка толкнете каждый из них… Если потом сделать фото, на нем оси волчков будут ориентированы по-разному, но в среднем они будут направлены вертикально», — сказала она. «Оси ОПК также наклонены под разными углами, но в среднем они должны быть перпендикулярны плоскости, в которой движутся Солнце и крупные планеты».

Возможно, этот объект планетарной массы и есть Планета Девять? Нет, согласно расчетам он слишком мал и слишком близок к Солнцу. Планета Девять предположительно находится на расстоянии 500-700 а.е., а ее масса должна быть в 10 раз больше земной. (1 а.е. — среднее расстояние от Земли до Солнца — 150 000 000 километров. Максимальное расстояние от Плутона до Солнца — немногим менее 50 а.е.)

«Планета Девять находится слишком далеко, чтобы влиять на орбиты тел из пояса Койпера», — считает Волк. «Для этого небольшая планета должна быть намного ближе 100 а.е.»

Хотя в поясе Койпера объекты планетарного размера замечены не были, ученые уверены, что Большой обзорный телескоп (Large Synoptic Survey Telescope, LSST), который сейчас строят в Чили, откроет эти скрытые миры. «Мы ожидаем, что с LSST число наблюдаемых ОПК возрастет с 2 000 до 4 000», — заметила  Малотра.

«На самом деле их очень много, просто мы пока видим далеко не все», — добавиляет она. «Некоторые из них слишком тусклы даже для LSST, но благодаря тому, что этот телескоп исследует небо более полно чем  инструменты до него, думаю, мы сможем засечь Планету 10, если она существует».

Это перевод новости Ханнеке Вайтеринг для Space.com от 22 июня 2017.