Хаябуса-2 закончила миссию у астероида

В закладки

У астероида Рюгу делать больше нечего: запланированные научные наблюдения проведены, образцы грунта собраны, а все спускаемые аппараты оставлены на поверхности. Пора возвращаться домой.

Прощай, Рюгу!

13 ноября в 01:05 UTC Хаябуса-2 получила команду включить двигатели ориентации и начала удаляться от астероида со скоростью 9.2 см/с, покинув привычную позицию на высоте 20 км от поверхности астероида. Неспешное прощание зонда с Рюгу можно наблюдать в серии фотографий, которые публикуются на сайте миссии.

Так близко мы астероид Рюгу, скорее всего, больше никогда не увидим. Снимок сделан 13 ноября в 01:15 UTC (Credit: JAXA, Chiba Institute of Technology, etc.)

18 ноября расстояние между Хаябусой-2 и Рюгу достигнет 65 км — примерно тогда же аппарат выйдет из сферы гравитационного влияния астероида. Затем команда миссии возьмётся за подготовку аппарата к длительному путешествию домой. Будет проверена работа каждого из четырёх ионных двигателей, а сам зонд развернут к Солнцу, чтобы его солнечные панели генерировали максимум энергии. С этого момента новых фотографий Рюгу мы больше не увидим.

Наконец, 3 декабря планируется включить ионные двигатели на полную, чтобы начать путешествие длиной в 800 миллионов километров. Пункт назначения — Земля, куда Хаябуса-2 прибудет в ноябре-декабре 2020-го.

Новая фаза миссии — новая версия эмблемы! Зелёный цвет символизирует Землю. А вот в надписи спрятаны отсылки к составляющим миссии. Пишите в комментариях, что узнали 😉 В полном размере можно рассмотреть эмблему тут (Credit: JAXA)

Коротко об успехах за полтора года

Хаябуса-2 была запущена в 2014-м году. В отличие от предшествующей миссии, которая столкнулась с кучей проблем, у Хаябусы-2 все этапы проходили успешно. С июня 2018-го аппарат находился у астероида Рюгу, где успел:

Продолжение миссии?

Капсула с образцами грунта приземлится на полигоне Вумера в Австралии (Credit: JAXA)

Если первую Хаябусу по ряду причин встретил огненный конец в верхних слоях земной атмосферы, то Хаябусу-2 ожидает судьба поинтереснее. Капсула с пробами грунта будет отделена и последний отрезок пути — с орбиты Земли и на просторы австралийской пустыни — проделает самостоятельно. Хаябуса-2 имеет все шансы получить продление миссии, если с самим аппаратом всё будет в порядке. По оценкам команды, к тому моменту на борту останется примерно 30 кг топлива. Этого хватит, чтобы отправить Хаябусу-2 изучить ещё какой-нибудь космический объект в окрестностях Земли. Кандидат уже выбран — околоземный астероид 2001 WR1, пролёт у которого Хаябуса-2 сможет совершить в 2023-м году.

Но пока команда сосредоточится на возвращении аппарата к Земле. Кстати, с 13 по 18 ноября JAXA проводит кампанию «прощания с Рюгу». Так что расчехляйте Twitter и пишите под хэштегом #SAYONARA_Ryugu: можете рассказать о любимых моментах миссии, поздравить команду с успехами и просто пожелать им удачи.