Когда мы сможем увидеть генетически модифицированных людей?

Не так давно стало известно, что Билл Гейтс вложился в стартап, занимающийся редактированием ДНК. В новостях всё чаще появляются сообщения об различных успехах в области генной инженерии. Чего ради столько шумихи вокруг биотехнологий, спросите вы? Дело в том, что уже скоро эти научные достижения перекочуют из диссертаций и лабораторий в повседневную жизнь.

Но мне и так нравится человек, зачем его менять?

Ученые в поте лица разрабатывают всё новые и новые способы изменить человека не ради забавы или издевки над природой. Развитие биотехнологий продиктовано необходимостью, не желанием — существует множество наследственных болезней, от которых нельзя избавиться иначе, как модификацией ДНК.

Открытия в области генной инженерии помогут решить проблему бесплодия, вырабатывать иммунитет к вирусным заболеваниям, исправлять врожденные патологии и создавать суперсолдат продлевать жизнь.

Так сколько ещё осталось ждать?

На самом деле, ждать уже не надо. Первое заявление о рождении генетически измененного ребенка датируется 2001 годом. В бесплодную яйцеклетку вводили материал из здоровой донорской клетки, и затем оплодотворяли.

Таким образом, дети наследовали генетический материал трех родителей. В своё время эта методика встретила жесткую критику со стороны общества, но все-таки была легализована аж в начале 2015 года.

А что насчет модификации уже взрослого человека?

С этим дела обстоят не так просто.

Современная наука успешно справляется с внесением генетических правок на эмбриональной стадии развития. Но для изменения генома зрелого организма нужно переписать ДНК множества клеток, находящихся в разных частях тела, и количество которых зависит от поставленной задачи. Сложность состоит в том, чтобы «попасть» в нужные клетки.

Целься! Пли!

Изменение генов - дело тонкое, «стрелять от бедра» здесь нельзя. Для локального поражения организма используют вирусные частицы, способные проникать в клетки и встраивать наследственную информацию.

В свою очередь, созданная несколько лет назад система CRISPR позволит редактировать определенный участок ДНК, заменяя на здоровый, либо же вообще удалить дефектные гены.

Хочу не стареть

Ну, совсем не стареть пока не получится. А вот прожить немного дольше — очень даже может быть. К примеру, введение генов теломеразы позволило продлить жизнь мышей на 13-24%. И уже существует стартап, занимающийся применением технологии в людском организме. Но лет пять ещё точно придется подождать.

Что дальше?

В 2009 году с помощью генной терапии впервые удалось вылечить дальтонизм у взрослой обезьяны. С тех пор проводятся все более активные исследования в области редактирования человеческого генома. Уже сейчас можно обойти бесплодность. Ещё несколько лет понадобится, чтобы научиться лечить простейшие наследственные заболевания (амавроз Лебера 10-го типа, к примеру, заболевание сетчатки глаза). Перед генной инженерией открываются удивительные возможности. Но и предстают сложности, одна из которых — этическая проблема изменения человека.

Где ещё можно об этом почитать?