Телескопы засекли рекордное столкновение галактик

В нём участвуют 14 галактических образований.

В журнале Nature появилась публикации об одном из самых масштабных космических происшествий, которые мы когда-либо замечали. Речь идёт о столкновении одновременно 14 галактик, которое произошло примерно тогда, когда возраст Вселенной составлял всего 10% от сегодняшнего.

Эти галактики — настоящие кузницы звёзд, процессы звёздообразования происходят в них до 1000 раз быстрее, чем в нашем Млечном Пути. Компактность этого скопления и его активность делают находку уникальной.

Система получила название SPT2349-56, она является протокластером, который мы наблюдаем в возрасте около 1,5 миллиардов лет от Большого взрыва. В процессе слияния все 14 галактик образуют одну — центральную — похожую на те галактики, которые мы наблюдали ранее.

SPT2349-56 в представлении художника. Credit: ALMA/APEX

«Для нас настоящей загадкой является то, как этим галактикам удалось настолько сблизиться за столь короткое время», — говорит Тим Миллер, автор исследования из Йельского университета. «Это открытие даёт больше возможностей в изучении процесса столкновения галактик и образования в результате таких столкновений новых».

Команда воспользовалась данных с уникального телескопа ALMA и APEX (об обоих телескопах мы немного рассказывали в недавнем обзорном ролике). Однако эта находка, пускай и самая масштабная, но не уникальная. Ранее в Astrophysical Journal уже сообщалось о подобном скоплении, правда, «всего» 10 галактик.

«Считается, что время существования пыльных звёздообразований сравнительно мало, вследствие того, что они очень быстро используют весь газ» — говорит Айван Отео, глава упомянутого исследования, — «когда бы и в какой бы уголок Вселенной мы раньше ни заглядывали, всегда такие активные скопления были представлены в небольшом количестве. Так что находка сразу 14 звёздообразующих галактик очень озадачивает. Это значит, что нам ещё многое предстоит узнать».

Впервые объекты были замечены в виде слабых свечений такими инструментами как Телескоп на Южном полюсе и обсерватория Гершель. Уже дальнейшие наблюдения показали, что это не одна галактика, а несколько.

Карлом де Брейк, астроном Европейской южной обсерватории, говорит: «Эти открытия ALMA являются лишь верхушкой айсберга. Дополнительные наблюдения при помощи телескопа APEX показали, что реальное число звездообразующих галактик, скорее всего, в три раза выше».

Ранняя Вселенная по-прежнему полна неизведанного, но мы, наконец, видим хоть какой-то свет. Причём буквально.

content-1524585753-eso1812b.jpg

Три изображения 14-ти обнаруженных галактик / Credit: ESO/ALMA/APEX/SPT

Этот материал является переводом новости c сайта IFLscience.

Руководитель проекта. Переводит, озвучивает, ведёт прямые трансляции, короче, рулит этим огромным космическим кораблём.