Почти как Маск или где достать ключи от подержанного шаттла

Автор материала: Maria Shamota

Что ж, друзья, поздравляю вас с очередной занимательной космической годовщиной. В этот день, 36 лет назад шаттл Columbia отправился в свой второй полет. Спросите, что тут важного? Второй полет ведь не первый.

Как по мне, событие по своей значимости сравнимо с повторным запуском первой ступени Falcon. Только дело было давно и не в SpaceX, а в NASA. Именно 12 ноября 1981 года, астронавты впервые отправились на орбиту, используя аппарат, который до этого уже побывал в космосе.

STS-2 на стартовой площадке 39A в Космическом центре им. Кеннеди

Кстати, «ключи» от шаттла (его еще называют orbiter) первая команда передавала второй в официальном порядке. Расчет был на то, что это станет доброй традицией. Но Янг и Криппен, командир и пилот первой миссии, просто не смогли удержаться от шуточек на тему продажи «бэушной» тачки (да и кто бы смог?). Серьезность момента была утрачена. Энгл и Трули, командир и пилот второй миссии, забрали ключи от своего подержанного шаттла, слетали на нем в космос и через два дня и 6 часов успешно вернулись обратно. Подтвердив тем самым состоятельность проекта, которого, к слову, могло вообще не быть.

О создании ракеты многоразового использования, которая будет приземляться, как самолет и сделает полеты в космос обыденностью, Никсон говорил еще в начале 70-х. Планировалось, что челноки будут летать чуть ли не каждую неделю, астронавты станут проводить научные исследования, строить орбитальную станцию… Но хайп не вечен, в адрес правительства посыпалась критика, дескать, оно попросту выбрасывает деньги на ветер, а точнее в космос. Короче, к концу 70-х бюджет NASA урезали вдвое (еще в середине 60-х он составлял 1% от федерального бюджета). Агентству пришлось отменить проект полета к комете Галлея (делов-то, вернется же через 75 лет). От миссий Аполло 18, 19 и 20 тоже пришлось отказаться (побывали уже на Луне, пора и честь знать). Работа над программой Space Shuttle шла, но очень медленно, со срывами дедлайнов и необходимостью дополнительных финансовых вливаний. Шаттл даже прозвали «9-лярдным кораблем, который отказывается летать».

Посадка STS-2 на базе Эдвардс

Несмотря на негатив и задержки, первый полет челнока, т.н миссия STS-1, все же состоялась 12 апреля 1981 года. Дату легко запомнить: как раз прошло 20 лет со дня знаменитого гагаринского «Поехали!». За STS-1 последовали STS-2,3,4 и так далее. Для ясности: STS расшифровывается, как Space Transportation System. Цифра рядом – номер полета. Всего таких стс-ок было 135 за почти 30 лет. Каждая из них была важна по-своему.

В частности, во время второй миссии впервые была протестирована роботизированная рука Canadarm. Сейчас таким никого не удивишь, но в 81-м это было круто. Тем более, к руке прикрутили камеру, что позволило заснять шаттл снаружи. Есть видео, где астронавты машут в иллюминаторы, а Трули держит листочек с надписью: «Hi, Mom!».

Вот ссылка на неплохой ролик о миссии STS-2. На 6:13 видно, как Трули передает привет маме:

В работе над Canadarm плотно участвовала выпускница Стэнфорда и сотрудница NASA Салли Райд. Еще она «вела» миссию в качестве т.н. CapCom или Capsule Communicator. Так называют человека, отвечающего за общение с командой космического корабля. Люси была первой женщиной на этом посту. А через два года и сама полетела в космос, став первой женщиной-астронавтом США.

Источники:
Интервью Джо Энгла