Джим в гостях у Илона

Глава NASA Джим Брайденстайн посетил штаб-квартиру SpaceX в Хоторне, где вместе с Илоном Маском и астронавтами Бобом Бенкеном и Дагом Херли пообщались с журналистами. Было сказано много общих слов о возвращении к полётам американских астронавтов с американской земли, о том, что безопасность ставится во главу угла и испытания нужны именно для поиска слабых мест проекта. А также Джим отметил главное отличие SpaceX от других подрядчиков NASA: быстрые итерации проектов по циклу – полёт, испытание, исправление.

Администратор NASA Джим Брайденстайн слева и главный инженер SpaceX Илон Маск справа

Но были интересные особенности. Главным приоритетом в проекте сейчас является парашютная система. По словам Илона Маска, парашютная система Mk2 достаточно безопасная, но ожидается, что Mk3 будет в 10 раз безопаснее и в 2 раза безопаснее, чем парашюты Аполлонов.

Можно ожидать ещё 10 испытаний парашютной системы, чтобы сравнить насколько парашюты Mk3 похожи на Mk2. Потому что о развёртывании Mk2 собрано очень много данных. Если данные согласуются, то не потребуется много дополнительных испытаний, иначе массогабаритный макет Crew Dragon с парашютами будут сбрасывать и сбрасывать с самолёта до тех пор, пока не будет 10 успешных испытаний. Илон Маск назвал это необходимым условием для полёта астронавтов.

Четыре медийные фигуры на фоне собираемого Crew Dragon

Главным отличием парашютов Mk3 от Mk2 является более прочное соединение парашютов между собой. Нейлон заменён на зайлон – более прочный и дорогой материал. Также изменён рисунок швов, чтобы иначе распределить механические напряжение в местах соединения купола со стропами.

В ближайшем будущем нас ожидает огневое испытание двигателей SuperDraco корабля Crew Dragon, чтобы на практике убедиться, что все изменения, внесённые в систему подачи топлива, позволят ей работать как надо. Если всё пройдёт хорошо, то до конца года система спасения этого корабля будет испытана в полёте. По времени Илона это произойдёт в конце декабря. Как мы уже не раз успели убедиться, Илон любит оптимистичные оценки сроков.

А Джим хотел бы, чтобы NASA перешли от формы партнёрства с Роскосмосом, когда NASA платит по 85 миллионов долларов за полёт американского астронавта на Союзе, к форме сотрудничества, когда и американские астронавты летают на Союзах, и российские космонавты летают на американских кораблях. Но сейчас главное для NASA, это чтобы не было ситуации, когда на МКС нет американских астронавтов. По нынешнему контракту последний полёт американского астронавта на Союзе будет в марте 2020-го. Поэтому NASA купит ещё несколько мест на Союзах на тот случай, если у SpaceX и Boeing что-то пойдёт не по плану.

Также Илон подчеркнул, что до первого полёта людей на Crew Dragon осталось много работы по анализу данных и не стоит относится к ней, как к пустой бюрократии.

Джим и Илон непринуждённо общаются, как будто между ними и не было никакой напряжённости несколько дней назад

А Джим пояснил причину написания своего твита перед презентацией Starship, в котором призывал подрядчиков NASA внимательно относиться к срокам совместных программ. Джим признал, что множество программ испытывали нехватку средств, в том числе и программа коммерческих пилотируемых полётов. Но надо прилагать все усилия, чтобы сроки разработки нового оборудования не выходили за рамки разумного. Это важно для NASA, чтобы привлекать международных партнёров к работе по программе Артемида, главная цель которой: возвращение людей на Луну, но не ради прогулок, а чтобы человечество там закрепилось. Илон Маск отметил, что в отдельные годы Конгресс сокращал финансирование программы коммерческих пилотируемых полётов наполовину. И что трудно в таких условиях соответствовать запланированным срокам. А вот НЕКОТОРЫЕ программы были профинансированы больше, чем требовалось.

Но этот момент не стал поворотным в диалоге, и так как разговор плавно перешёл к обсуждению полётов за пределы земной орбиты, то обсудили и полёт на Марс. Джим намекнул, что NASA интересуется созданием ядерных двигателей и развитием электрических реактивных двигателей. А также, что NASA восхищены проектом Starship и планируют развивать сотрудничество со SpaceX. По крайней мере в том, что касается вопросов аэродинамики, испытательных полигонов, дозаправки на орбите и использования дальней космической связи NASA, когда Starship будет совершать полёты за пределами земной орбиты. Прямо сейчас NASA использует свои аппараты на Марсе, в том числе и для того, чтобы определить, куда в будущем стоит осуществлять посадку Starship. А именно, какие места располагают необходимыми ресурсами.

В конце Илон Маск отметил, что Crew Dragon сейчас является самым приоритетным проектом SpaceX и только 5% ресурсов SpaceX отведено на Starship. А сейчас SpaceX готовится к началу серийного производства Crew Dragon. Разные команды занимаются разработкой космического корабля и его производством. Так что как только разработка Crew Dragon будет закончена, команда разработчиков переключится на Starship.