Исследование рисков для здоровья во время путешествий в глубоком космосе

Болезни сердца становятся причиной смерти астронавтов Аполлона, которые побывали на Луне, гораздо чаще, чем у тех, которые ни разу не бывали в космосе, либо находились лишь на низкой околоземной орбите. А нам стоит обратить внимание на потенциальную опасность дальнекосмических путешествий.

Это предварительный вывод небольшого исследования по изучению причин смерти 42 астронавтов NASA, в том числе участников программ Apollo и Gemini, которое в четверг было опубликовано в журнале Scientific Reports.

PXOGWZPx[1]

Исследователи пришли к выводу, что радиационное облучение в сочетании с невесомостью изменяет структуру кровеносных сосудов, что в итоге может приводить к болезням сердца. Для проверки своей теории авторы доклада обратили особое внимание на астронавтов Apollo: единственных людей, побывавших за пределами «щита» от радиации, магнитосферы нашей планеты. Об этом сообщил руководитель исследования, Майкл Дельп, декан колледжа гуманитарных наук в университете штата Флорида.

Ровно неделю назад была отмечена 47-я годовщина первой посадки на Луну.

Среди 35 астронавтов, которые находились невысоко над Землёй, либо оставались не более 15 дней на орбите, примерно 1 из 10 человек умер по причине сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время, трое из семи исследователей Луны (а это примерно 43%) умерли по этой причине. По данным исследования, доля смертей от сердечно сосудистых заболеваний в возрасте 55-65 лет составляет 27%. Именно в эту группу входили практически все астронавты.

«Есть все признаки того, что радиация влияет на сердечно-сосудистую систему», говорит Даг Хамильтон, бывший хирург в полётном центре NASA им. Джонсона, сотрудник Института сердечно-сосудистых заболеваний Либина (Альберта, Канада). «Но преодолённое астронавтами расстояние разнится от миссии к миссии… Там очень много запутывающих факторов».

Исследователи также наблюдали за мышами, которые подверглись воздействию высокого уровня радиации и невесомости. Их кровеносная система исследовалась несколько месяцев спустя, что имитировало долгосрочные эффекты космических путешествий, применимые и к людям. Они обнаружили затвердевание кровеносных сосудов, что является признаком болезни сердца.

Ричард Хагсон, профессор Университета Ватерлоо, который ранее исследовал влияние космических путешествий на человеческое сердце, заявил, что результаты исследования ещё необходимо подтвердить. В своих тестах он не находил различий в сердечно-сосудистой функции у космонавтов, которые возвращались с низкой околоземной орбиты. Однако, по его словам, более высокие уровни радиации — такие, как в глубоком космосе — могут представлять угрозу для здоровья. Например, ту, которую определили авторы последнего исследования. Он добавил также, что если мы хотим отправлять людей на Луну и на Марс, мы обязательно должны изучить и учесть эти факторы.

Государственные космические агентства и частные компании (вроде Space Exploration Technologies Corp.) планируют пилотируемые полёты на Марс. И подобные исследования являются неотъемлемой частью их программы по изучению опасностей для здоровья во время жизни вне Земли.

В 2014 году учёные выяснили, что длительное пребывание в космосе влияет на форму сердца астронавтов. Исследования на мышах в 2015 году показали, что космическое излучение может повредить мозг таким образом, что сильно повлияет на память.

Дэниел Бёрш, астронавт, суммарно пробывший на борту Международной космической станции около полутора лет, сказал, что чувствовал, что частота его сердцебиение в первые 6 месяцев после возвращения на Землю превышала норму на 10-20 ударов в минуту: «это моя личная оценка, сделанная просто по ощущениям». Никаких долгосрочных изменений он не почувствовал.

Дэниел Бёрш, астронавт NASA

У NASA есть проект (он работает уже сейчас), направленный на поддержание здоровья сердца. SpaceX отказалась от комментариев.

Доктор Дельп говорит, что его команда будет сотрудничать с NASA для изучения медицинских записей астронавтов, это поможет точнее определять причину смерти. До этого использовались некрологи и свидетельства о смерти.

По мнению доктора Гамильтона, исследования, которые оценивают здоровье космонавтов до и после полётов в космос, будут необходимы, чтобы в долгосрочной перспективе минимизировать эффекты от воздействия радиации.

«Следующий вопрос: каков предел?»

Автор оригинального текста: Даниэла Фернандез