PopularEditorialNewBest

Ганимед

1В закладки

7 июня космический аппарат NASA «Юнона» совершил близкий пролёт  мимо одного из галилеевых спутников Юпитера — Ганимеда, пройдя около 1000 километров (600 миль) от ледяной поверхности луны. Это событие ставит миссию в ряд с семью другими космическими аппаратами, которые также передали изображение этого тела, расширяя наше понимание этого уникального мира.

Тёмная сторона Ганимеда, 7 июня 2021 года.
NASA / JPL-Caltech / SwRI

Цель этого сближения — коррекция орбиты, которая позволит «Юноне» начать изучение крупных спутников, и Ганимед оказался первым из них. Этот ледяной мир — самый крупный спутник в Солнечной системе (он крупнее Меркурия и в два раза тяжелее Луны) с разреженной атмосферой и собственным магнитным полем.

Фотографии никогда не были главной целью миссии «Юнона», которая фокусируется на изучении магнитного поля, гравитации и атмосферы Юпитера. Тем не менее аппарат вооружён камерой JunoCam, работа которой уже признана успешной. Специалистами были получены изображения газового гиганта, а некоторые из снимков после обработки представляли собой потрясающие панорамы.

Теперь у JunoCam появилась возможность предоставить более детальные изображения Ганимеда. И прежде чем появятся новые изображения, давайте вспомним историю исследования Ганимеда.

17 век: открытие

Легендарный итальянский астроном Галилео Галилей открыл Ганимед — вместе с Ио, Европой и Каллисто — в 1610 году. Благодаря серии зимних наблюдений, в процессе которых Галилео исследовал вечернее небо, было обнаружено три, а затем и четыре маленькие точки вблизи Юпитера. Галилей первоначально принял их за звёзды, о чём и записал в своих заметках, лишь спустя недели истина стала очевидной: эти небесные тела вращались вокруг большой планеты.

В конце весны 1609 года Галилей узнал о подзорной трубе, изобретённой нидерландскими оптиками. А в начале августа он прослышал, что некий голландец вот-вот привезет такую трубу на продажу в Венецию. Галилей бросился в мастерскую и начал экспериментировать с выпуклыми и вогнутыми линзами, в пожарном порядке изготовляемыми стеклодувом. Если верить его воспоминаниям, он уже через пару недель имел 8-кратную трубу, которую 25 августа продемонстрировал в работе венецианским нобилям, среди которых был сам дож Леонардо Донато. Сенат немедленно предложил Галилею двойное жалованье и пожизненную профессуру в Падуе. После этого Галилей вплотную занялся астрономией. В начале осени он приступил к лунным наблюдениям, которые продолжил с помощью 20-кратного телескопа, собранного в собственной мастерской. В течение нескольких месяцев Галилей и его помощники изготовили около сотни телескопов, но качественное изображение давали не более десятка. Этот гигантский труд принес ценнейшие плоды. Галилей увидел лунные моря, горы и кратеры, обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд и звездных скоплений. Самое знаменитое из этих открытий случилось 7 января 1610 года, когда Галилей заметил вблизи Юпитера четыре тусклые звёздочки. Сначала он и принял их за обычные звёзды, однако в течение следующей недели увидел, что они смещаются относительно Юпитера, и 15 января осознал, что эти «как бы звёзды» движутся вокруг планеты.

Алексей Левин, Наука in statu nascendi: новая модель Научной Революции

1610-1973: наблюдения с Земли

В отличие от Юпитера, его луны слишком малы и находились слишком далеко, чтобы детали поверхности можно было рассмотреть даже в большие телескопы. В лучшем случае наблюдатели могли бы сделать некоторые очень незначительные измерения альбедо и цвета. Так что же можно было узнать о Ганимеде и его собратьях?

Изучив орбиту Ганимеда, можно было вычислить его массу и плотность, по которым астрономы, в свою очередь, могли получить информацию о составе луны. Спектроскопия также дала ключ к разгадке.

Но иногда эти подсказки вводили в заблуждение. Например, учебник астрономии 1901 года комментирует низкую плотность галилеевых спутников: “Было высказано предположение, что эти спутники не являются твёрдыми телами, как Земля и Луна, а всего лишь крупное скопление астероидов, удерживаемых в таком состоянии воздействием Юпитера”.

В конце концов, лишь тщательные и детальные наблюдения могли дать ответ на вопрос — каков этот мир, похож ли он на Луну?

1973: «Пионер» 10 и 11

Всё изменилось с наступлением космической эры. В 1973 году космический аппарат «Пионер-10» передал первые снимки Ганимеда. Лучшие из этих фотографий впервые показали рельеф поверхности Ганимеда, включая детали размером до 400 км. Изображения были немного нечёткими и довольно низкого разрешения, но гораздо лучше, чем то, что было у нас ранее. А в 1974 году аппарат «Пионер-11», пролетевший мимо Юпитера, передал свои изображения этого спутника.

«Пионер-10» сфотографировал Ганимед 1 июля 1973 года.

1979: «Вояджер» 1 и 2

Настоящий прорыв произошел в 1979 году, когда два космических близнеца программы «Вояджер» пролетели мимо Ганимеда. На фотографиях, сделанных зондами, Ганимед уже не воспринимается как точка света или размытый диск, а предстает собой новый и увлекательный мир.

Снимок «Вояджер 2» .
NASA / JPL

Большая часть поверхности луны будет отснята с высоким разрешением, а снимки будут отправлены на Землю где исследователи и обнаружат, что природа поверхности Ганимеда — это сочетание более тёмных и старых областей покрытых кратерами, а также более светлых и молодых. Также будут обнаружены полярные ледяные шапки.

«Вояджер-1» сделал этот снимок Ганимеда, крупнейшего спутника Юпитера (и Солнечной системы), 5 марта 1979 года.

1996: «Галилео»

Весьма успешный, хотя и несколько неисправный зонд «Галилео» достиг орбиты Юпитера в 1995 году и совершил шесть облётов Ганимеда в течение следующих нескольких лет. Благодаря этой миссии были получены более детальные изображения, которые были сделаны в том числе и во время очень близкого пролёта — он прошёл всего в 225 км над ледяной поверхностью Ганимеда.

Ганимед в естественном цвете во время его первой встречи с «Галилео».
NASA / JPL

На изображениях полученных благодаря «Галилео» хорошо видны равнины, горы и долины, а также некоторые участки пересеченной местности, разрушенной тектоническими процессами. Зонд также обнаружил, что у Ганимеда есть магнитное поле, что делает его уникальным объектом для нашей Солнечной системы.

2001: «Кассини»

Сказочный космический аппарат «Кассини» прошел мимо Юпитера на пути к Сатурну в 2001 году. На этот раз рекордного сближения не было, но не смотря на это был получен ряд потрясающих изображений Ганимеда на фоне бушующей атмосферы Юпитера.

«Кассини» сфотографировал относительно крошечный Ганимед на фоне гигантского Юпитера.
PDS / OPUS

2007: «Новые Горизонты»

На пути к Плутону New Horizons повидался и с Юпитером, гравитацию которого он использовал для продолжения полёта. Во время этого манёвра и были сделаны несколько снимков Ганимеда.

Это изображение Ганимеда, сделанное одной из камер миссии New Horizons 27 февраля 2007 года с расстояния 3,5 миллиона километров.
NASA / JHUAPL / SWRI

2016 – настоящее время : «Юнона»

И вот мы подошли к нынешней миссии NASA в системе Юпитера, к «Юноне». Несмотря на то, что исследование лун Юпитера не было основным направлением миссии, аппарат неоднократно фотографировала Ганимед, Европу и Ио, хотя и со значительного расстояния.

Эти снимки, сделанные спектрометром JIRAM 26 декабря 2019 года.
NASA / JPL-Caltech / SwRI / ASI / INAF / JIRAM

В дополнение к визуальным данным спектры, полученные во время пролёта «Юноны» в 2019 году, позволили астрономам составить карту распределения водяного льда в северных полярных районах Ганимеда и выявить потенциальное присутствие солей магния, аммиака и углекислого газа на поверхности.

Войдите, чтобы видеть ещё 27 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Хороший Сергей Королёв

Я полюбопытствовал, почему в данном материале утверждается высота пролёта Галилео 225км, а в других 260км. Получил развёрнутый аргументированный ответ: https://thealphacentauri.net/87865-kosmodaydjest-115/#comment-68355 Что таки 260 (а точнее 264) км. Есть встречные аргументы? ;)