PopularEditorialNewBest

Уникальное солнечное извержение поможет пролить свет на природу звёздных выбросов

В закладки

Недавнее красочное извержение солнечной материи может помочь учёным раскрыть тайну происхождения этих загадочных событий чудовищной мощи. Это, в свою очередь, позволит точнее предсказывать последующие проявления солнечной стихии.

Особенность этого извержения в том, что оно состояло из компонентов, характерных для трёх разных типов выбросов, причём таких, которые редко наблюдаются вместе. Данные о первом запечатлённом событии такого рода, полученные весной 2016-го года, стали для учёных чем-то вроде солнечного Розеттского камня, и позволило им сопоставить три вида солнечных катаклизмов и дополнять пробелы в знаниях о каждом из них с помощью информации об остальных. Благодаря этому исследователи надеются понять механизм, лежащий в основе всех таких извержений.

«Это событие – утерянное звено, благодаря которому мы можем увидеть различные аспекты разных типов извержений в одном месте, – говорит Эмили Мэйсон, учёный в Центре космических полётов имени Годдарда и автор новой статьи на эту тему, представленной 7-го июня. – Оно показывает, что все эти извержения имеют общий механизм появления».

Три вида извержений, о которых идёт речь – корональный выброс массы (Coronal mass ejection, CME), джет и частичное извержение. И CME, и джеты выбрасывают непомерные объёмы энергии и массы в космос, но делают это по-разному. Первые формируют огромные пузыри, которые расширяются и изменяют форму под действием магнитного поля звезды, в то время как вторые представляют собой узкие колонны солнечной материи. Частичные извержения, с другой стороны, начинаются как выброс массы с поверхности Солнца, но из-за недостатка энергии выброшенное вещество потом обрушивается обратно.

Уникальное событие происходило с 12-го по 13-е марта 2016-го года и было запечатлено обсерваториями NASA и ЕКА. Первым, что увидели учёные, было извержение солнечной материи на поверхности Солнца, которое было слишком большим для джета, но слишком маленьким для CME. Через полчаса в том же месте произошёл второй выброс, который потом, подобно частичному извержению, упал обратно на поверхность. Такая комбинация всех трёх типов извержений навела учёных на мысль о том, что они имеют общий механизм возникновения.

Необычный тройной взрыв на Солнце поможет пролить свет на причину выбросов материи с нашей звезды. NASA/Mara Johnson-Groh/Haley Reed

Это открытие позволило исследователям совместить всё, что известно про джеты, с данными о корональных выбросах массы. Также теперь известно, что частичные извержения имеют схожее устройство с этими событиями, но упираются в энергетический барьер неизведанной природы, которое не позволяет им покинуть Солнце.

Джеты, частичные извержения и в особенности CME могут представлять опасность для человечества. Корональные выбросы излучают магнитные поля и облака заряженных частиц по всей Солнечной системе, вызывая космическую погоду – шторм из таких частиц, который может угрожать астронавтам и космическим аппаратам, а иногда – даже энергосетям на Земле. Понимание механизмов их появления поможет нам предсказывать эти события за несколько часов до того, как их последствия настигнут нашу планету – в срок, достаточный для принятия защитных мер.

Статья за авторством Эмили Мэйсон была представлена на встрече Американского астрофизического общества AAS 238 и принята на публикацию в Astrophysical Journal Letters.

Источник: NASA.

Войдите, чтобы видеть ещё 3 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.