PopularEditorialNewBest

Метеорит, который пережил наводнение и человеческую глупость

В закладки

Этот метеорит с, возможно, самой удивительной историей имеет два названия : официальное — Уилламетт (Willamette) и более древнее — Томановос (Tomanowos). Tomanowos — дословно “пришелец с небес” на языке индейского племени клакамас, проживавшего ранее в штате Орегон и почитавшего этот кусок космического тела, возлагая на него надежды на спокойное будущее.

Подобные объекты имеют своего рода фатальную привлекательность для нас, людей. Когда более ста лет назад американцы нашли этот 15-тонный метеорит возле реки Уилламетт, для Tomanowos началась одна из самых странных историй, с которыми я сталкивался за годы работы геологом. Но позвольте мне начать эту историю с самого её начала, итак перенесёмся на три миллиарда лет в прошлое.

История

Tomanowos — это яркий представитель группы железных метеоритов, состоящий в основном из железа, с примесью никеля (примерно 8%). Материал для подобных объектов ковался в ядрах звёзд, которые закончили свою жизнь взрывами сверхновых. Эти невероятно мощные процессы приводят к распространению продуктов ядерного синтеза, возникновению туманностей, зарождению новых планетарных систем.

В конце концов гравитация сделала своё дело — на месте туманности начались образовываться зародыши будущих планет нашей системы — протопланеты. Около 4.5 миллиарда лет назад Tomanowos был частью ядра одной из этих протопланет, где и накапливались более тяжёлые элементы, такие как железо и никель. Некоторое время спустя последовало событие обычное для только зарождающего мира — столкновение с другим массивным телом, которое и отправило наш метеорит в космическое путешествие.

Метеориты — не просто космические камни, а космические ископаемые. По мнению планетологов, это единственные осязаемые свидетели рождения Солнечной системы. Считается, что это куски астероидов, которые являются фрагментами планетезималей, никогда не участвовавших в формировании планет и навсегда оставшихся в замороженном состоянии. Состав метеоритов отражает все, что случилось с их родительскими телами. Поразительно, что на них видны следы от давнего гравитационного воздействия Юпитера. Железные и каменные метеориты очевидно образовались в планетезималях, испытавших плавление, в результате чего железо отделилось от силикатов. Тяжелое железо опустилось к ядру, а легкие силикаты собрались во внешних слоях.

«В мире науки», Происхождение планет

Верхом на потопе

Последующие столкновения в течение миллиардов лет в конечном итоге подтолкнули Tomanowos к орбите Земли. В результате этой космической игры в бильярд метеорит Tomanowos вошёл в атмосферу Земли около 17 000 лет назад и упал на территории одного из ледников в Канаде (ударный кратер так и не был обнаружен).

В течение следующих десятилетий, в результате таяния ледяной шапки, метеорит постепенно перемещался на юг, к другому леднику близ реки Кларк-Форк штата Монтана, Соединенные Штаты. Этот ледник создал огромную 600-метровую дамбу, перегораживающую проток реки и окружившую огромное озеро Мизула выше по течению.

Пришло время и ледяная плотина просто рухнула, вызвав одно из самых больших наводнений, когда-либо зарегистрированных: наводнение Мизулы.

Геологические свидетельства наводнения в Мизуле включают следы ряби в прериях и слоистые отложения ила.

Пойманный в ловушку метеорит, пересёк современные Айдахо, Вашингтон и Орегон — вышедшая из берегов Колумбия несла его со скоростью 60 км в час, согласно современным моделям. Во время этого безумного путешествия вблизи того места, где сейчас находится город Портленд, ледяной корпус метеорита раскололся, и Tomanowos опустился на дно реки. Наш гость был не единственным кого постигла судьба неожиданного переезда, во время наводнения огромное количество «странной» породы (нехарактерной для местной геологии) было просто размыто вдоль течения реки Колумбия. В последствии эти образцы стали неким сувениром для местных геологов, но самой большой редкостью являлся Tomanowos.

Камень за который стоит подать в суд

По мере того как паводок спадал, Tomanowos подвергался воздействию стихии. На протяжении тысячелетий вода смешивалась с сульфидом железа в метеорите, что приводило к образованию серной кислоты, которая постепенно разъедала скалу, создав удивительную поверхность, которую мы и наблюдаем.

Через несколько тысяч лет после наводнения в Мизуле племя клакамас прибыло в Орегон и обнаружило метеорит. Догадывались ли они о природе этого объекта, несмотря на отсутствие кратера? Название Tomanowos, или пришелец с небес, предполагает, что они, возможно, подозревали о внеземном происхождении этого камня.

Тысячелетия мирного отдыха в долине Уилламетт закончились в 1902 году, когда житель штата Орегон, обычный шахтёр Эллис Хьюз решил тайно перевезти железную скалу на свою землю и объявил её своей собственностью.

Осенью 1902 года иммигрант из Уэльса по имени Эллис Хьюз обнаружил странную, частично погребённую скалу примерно в трёх четвертях мили от своей собственности в долине Уилламетт в штате Орегон. На следующий день Хьюз поделился своим открытием с соседом Уильямом Дейлом и показал ему свою находку. Поскольку оба мужчины были шахтёрами, они сразу же поняли, что это-железный метеорит (хватило случайного удара киркой по камню). Они спрятали его под охапкой еловых веток и принялись обсуждать, как же выжать из своей находки максимум выгоды. Проблема заключалась в том, что земля, на которой она лежала, принадлежала (по иронии судьбы) Орегонской металлургической компании. Они решили сохранить всё в тайне и купить землю, на которой и лежал метеорит. Дейл уехал в восточный Орегон, чтобы продать кое-какую собственность и собрать необходимый капитал. По какой-то причине Дейл так и не вернулся, и Хьюз решил просто выкрасть метеорит.

Украсть кусок железа весом в 32 000 фунтов-задача не из лёгких. В августе 1903 года Хьюз начал раскопки огромного метеорита, в помощь себе он взял своего сына и старую лошадь . Спустя некоторое время с помощью домкрата метеорит был погружен на примитивную плоскодонную тележку. Затем находчивый валлиец соорудил кабестан (кабестан состоял из воткнутого в землю столба и стального троса), в которую он и запряг старую лошадь. Старая кляча наматывала круги вокруг столба одновременно подтягивая тележку с метеоритом. Через каждые сто футов пути кабестан приходилось выкапывать и перетаскивать ещё на сто футов вперёд, расчищать для лошади новую поляну, рыть и перекладывать дорогу.

Хьюз и его сын трудились долгих три месяца, и метеорит наконец то оказался на территории семейства. Валлиец построил вокруг него хижину, объявил, что нашёл его конечно -на своей территории, — и начал взимать двадцать пять центов за вход.

By Douglas J. Preston, From his Dinosaurs in the Attic: an Excursion into the American Museum of Natural History

Однако вскоре Орегонская металлургическая компания, которая владела землëй, где Хьюз нашёл метеорит  потребовала его возвращения. И пока это дело рассматривалось в суде, компания решила нанять охранника, защищавшего Tomanowos от ещё одного похищения. Наконец в 1905 году компания выигрывает дело, а год спустя продаëт метеорит Американскому музею естественной истории в Нью-Йорке.

Метеорит в одном из залов Американского музея естественной истории, 1939 г.
Архив Беттмана/Getty Images

Наводнение

Tomanowos выставлен в одном из залов музея, и носит название метеорит Уилламетта. В 2000 году музей подписал соглашение с потомками племени клакамас, признав духовное значение метеорита для коренных жителей Орегона. Представители Конфедерации племëн Гранд-Ронда ежегодно совершают церемониальный визит к метеориту, а в 2019 году несколько обломков метеорита, которые хранились отдельно, были возвращены племени.

Но письменная экспозиция музея рассказывает лишь часть длинной истории Tomanowos. Он опускает наводнения Мизулы, несмотря на значимость этого события для современной геологии.

Даниэль Гарсия-Кастельянос, CC BY-ND

Спустя десятилетия после того, как геологи Дж. Харлен Бретц и Джозеф Т. Парди выдвинули теорию о катастрофическом наводнении в Мизуле в начале 20-го века, их исследования были использованы для объяснения того факта, что Tomanowos оказался так далеко от места падения. Их работа также вызвала один из самых значительных сдвигов парадигмы в современной геологи: признание того, что катастрофические наводнения вносят значительный вклад в эрозию и эволюцию ландшафта

Ранее учëные следовали принципу униформизма Лайеля, который утверждал , что ландшафт Земли формируется регулярными естественными процессами, равномерно распределёнными в течение длительного промежутка времени. Обычные наводнения вписывались в эту теорию, но представление о быстрых катастрофических событиях, подобных наводнениям в Мизуле, шли вразрез с господствующими на тот момент взглядами.

Войдите, чтобы видеть ещё 17 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Мне в истории с Хьюзом два момента понравились: 1. Чувак показал (хоть цели такой и не ставил) разным предкам немогликов, что может человек со смекалкой и прямыми руками: эдакую дуру перетащить не на один плевок. 2. Когда ему предложили мировые отступные в размере 50 баксов (не бог весть что и по тем временам, но сам факт), чувак страшно оскорбился: он его честно и с таким трудом цапцарап!

Название норм, но понимаю по своему : Метеорит, который пережил наводнение и человеческую жадность. Возможно, тот метеорит переживёт и само человечество))), а потом упадёт где в другом месте и история повторится)) :) > чувак страшно оскорбился: он его честно и с таким трудом цапцарап! Да, голь на выдумку хитра..., и старые обиды помнят в поколениях.

Знайка

Интересная статья, спасибо. > Однако вскоре Орегонская металлургическая компания, которая владела землëй, где Хьюз нашёл метеорит потребовала его возвращения. И как она узнала, если всё было в тайне? "Что знают двое, то знает свинья"(с). > Наконец в 1905 году компания выигрывает дело Кто бы сомневался. Крупные компании не привыкли проигрывать, да и денег у них достаточно и на судебные тяжбы и на взятки.