Когда Марсу потребуется собственный календарь

В закладки

Когда Марсу потребуется собственный календарь, будет из чего выбирать. К существующим проектам добавляется ещё один, возникший на просторах Украины в 2020 году.

Сам по себе марсианский календарь выглядит проще, а непривычная замысловатая структура позволяет установить соответствие с датами григорианского календаря. (Удлинённые клетки означают, что в течении данного сола на нулевом меридиане Марса новый день на нулевом меридиане Земли наступает дважды.)

Наблюдая за движением солнца, луны, звёзд и планет, многие народы составляли календари для своих житейских нужд. В древности это была основная задача астрономических наблюдений. Чтобы создать календарь, который одобрят будущие обитатели Марса, нужно ясно представлять как выглядят и перемещаются светила на марсианском небосводе. В идеале неплохо бы построить обсерваторию вроде Гринвича или Стоунхенджа непосредственно на поверхности соседней планеты… Недостаток технических возможностей компенсируется накопленными знаниями и смелой фантазией, поэтому для нас сейчас не проблема мысленно перенестись на сотню-другую миллионов километров.

Возникает вопрос: какое место на планете лучше всего годится для созерцания неба с целью создания местного календаря? Подсказывает логика – точка с нулевыми координатами.

Итак, наблюдатель высаживается на Марсе в местности, где пересекаются экватор и центральный меридиан. Над головой он обнаружит картину астрономических явлений, которые повторяются здесь сотни, тысячи, миллионы лет. Прежде всего, это Солнце. Оно восходит точно на востоке и заходит за горизонт прямо на западе. В полдень проходит через зенит (в дни равноденствий) или отклоняется максимум на 25 градусов (в дни солнцестояний). Как на «голубой», так и на «оранжевой» планете наклон оси вызывает смену времён года, однако экваториального пояса это явление практически не касается. Зато на Марсе для признаков зимы/лета есть другая причина — вытянутость орбиты (в шесть раз больше, чем у Земли). Гипотетические жители и гости четвёртой планеты наяву увидят как от месяца к месяцу меняется в размерах солнечный диск! Поэтому за начало календарного года принимаем точку афелия. Тогда получается, что в первом полугодии Марс приближается к Солнцу и удаляется во втором.

Уникальная фишка марсианской обсерватории — наблюдение спутников. Фобос и Деймос относительно быстро двигаются по небу в противоположных направлениях. Каждый год по неизменным датам начинаются сезоны затмений. Спутники регулярно входят в тень планеты, периодически затмевают Солнце, звёзды и друг друга.

В удалённо созданном календаре отсутствует понятие недели. Пока нет необходимости делить марсианские дни на рабочие и выходные. Лишь когда появятся постоянные работники, настанет время решать как лучше организовать график труда и отдыха. Может быть, при пониженной гравитации удобнее будет 5-, 6- или 8-дневная неделя. А, может, решение подскажут вечно кружляющие спутники. То же самое с наименованием месяцев. Мы называем их «первый», «второй», «третий», а право дать собственные имена (типа «січень», «лютий», «травень», «листопад») оставляем первопроходцам, чувствам которых откроются природные нюансы инопланетной реальности.

И, конечно, чрезвычайный интерес для потенциальных марсиан представляют наблюдения Земли. Яркая блуждающая звезда появляется после заката или перед рассветом. Временами она видится как двойная — Луна, как маятник часов, постоянно сопровождает судьбоносную планету… Да, будущее Марса напрямую зависит от развития разума близлежащей цивилизации. Какое событие в истории человечества считать началом нового марсианского летоисчисления?

Важная веха — изобретение телескопа. С помощью замечательного прибора человек заглянул в глубины космоса и стал по-новому осознавать себя и своё место во вселенной. Но самому Марсу ни холодно ни жарко от того, что где-то кто-то как-то посмотрел или что-то подумал. Другое дело — когда вдруг посреди бескрайней красноватой пустыни с неба свалилась какая-то непонятная штука! Затем последовали другие гостинцы из параллельного мира — вещественные доказательства, что поблизости творится нечто из ряда вон выходящее… Останется сей казус для безжизненной планеты курьёзным недоразумением? Или возникшая цепь сверхестественных событий приведёт к тому, что (как поётся в песне) будут яблони цвести? Вот в чём интрига взаимоотношений наших непохожих планет.

Презентуемый календарь размечает течение времени на длительные отрезки, именуемые «историческими веками». Хронологически они разделяются знаменательными явлениями — когда в марсианском небе на фоне солнечного диска проецируется планета Земля. В данном случае век не столетие, а полный цикл реализации конкретной исторической задачи. Без её успешного решения нельзя перейти на следующий уровень эволюции двухпланетной жизни. Первый исторический период (1905-1984) отлично вписался в парадигму: от фанерных самолётов-этажерок, оторвавшихся на несколько метров от земли, до «Викингов» — космических аппаратов, которые преодолели сотни миллионов километров, совершили мягкую посадку на Марс и несколько лет передавали Земле всё, что воспринимали фотоэлементы и другие чувствительные датчики.

Согласно календарю, спроектированному на вынужденной дистанционке, ныне идёт второй век межпланетной эры, когда все исследования Марса сводятся к одной неоспоримой цели (человек ступает на поверхность иной планеты). Если справимся, дальше человечество будет решать более масштабные задачи — технические, социальные, этические… Но это заботы для следующих поколений, а мы сейчас, поглядывая на разные календари, следим за сводкой новостей.

Войдите, чтобы видеть ещё 6 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.