ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Загадочное колебание перемещает полюса Марса

Этот текст также доступен на русском языке

Подобно колеблющемуся волчку, Марс отказывается вращаться вокруг прямой оси

07.01.2021, Brandon Specktor, Live Science

Марс и две его луны, Фобос и Деймос
Изображение: © NASA / JPL

Как подтверждают исследования журнала Geophysical Research Letters, Красная планета качается и раскачивается во время вращения, а астрономы понятия не имеют, почему.

Исследователи сообщают, что, как игрушечный волчок, который колеблется, теряя скорость, полюса Марса очень-очень немного отклоняются от оси вращения планеты, смещаясь примерно на 4 дюйма (10 см) от центра каждые 200 дней или около того. Исследование было опубликовано 13 октября 2020 года. Таким образом, Марс является второй известной планетой во Вселенной, демонстрирующей это явление – известное как колебание Чендлера – причем Земля является первой, согласно новостному блогу Американского геофизического союза (AGU) Eos .org.

Это колебание, названное в честь астронома Сета Карло Чендлера, который открыл это явление более века назад, является эффектом, наблюдаемым на планетах, которые не являются идеально круглыми, как писал Джек Ли в Eos. На Земле колебания гораздо более выражены: полюса нашей планеты отклоняются примерно на 30 футов (9 м) от оси вращения, колеблясь по круговой схеме, которая повторяется каждые 433 дня или около того.

По информации Eos, это шаткое колебание практически не влияет на нашу планету, но все же представляет собой загадку. Ученые подсчитали, что колебание должно естественным образом утихнуть в течение столетия с момента своего возникновения, но нынешнее колебание нашей планеты продолжается гораздо дольше. Что-то – возможно, комбинация изменений давления в атмосфере и океанах, как было предложено в одном исследовании 2001 года – постоянно возобновляет колебание, хотя точный механизм до сих пор неизвестен.

Колебание Марса вызывает такое же недоумение. Авторы нового исследования обнаружили это колебание, используя данные за 18 лет, собранные тремя спутниками, вращающимися вокруг Красной планеты: Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Global Surveyor. Как подсчитали ученые, этот небольшой сдвиг в марсианских полюсах также должен утихнуть естественным образом, но в настоящее время, похоже, он набирает обороты.

Согласно Eos, лишенный океанов Марс и его шаткое вращение могут регулироваться только изменениями атмосферного давления, но для уверенности требуется дальнейшее изучение нашего подвыпившего соседа.

Это перевод статьи A mysterious ‘wobble’ is moving Mars’ poles around.

Дополнительная информация:
First Detection of a Built-In Wobble on Another Planet

Увійдіть, щоб читати ще 1 коментар , брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.