Главные видео года на канале Alpha Centauri: 2020

5В закладки

Мы собрали для вас 23 главных ролика, которые были выпущены на канале Альфа Центавра в уходящем году. Отличный способ освежить что-то в памяти, а возможно, — наверстать упущенное!

Удивительные эффекты ракетных двигателей

Знаете, что общего в испытаниях двигателя SpaceX — Raptor, Blue Origin — BE-4 и шаттлов — RS-25? Да, это странные ромбы в выхлопной струе газа. Нет, это не привидения быстро, внепланово разобранных двигателей, это так называемые диски, кольца (или иногда диаманты) Маха. Их можно обнаружить и в выхлопе турбореактивных двигателей и даже в струях воды испускаемых через горлышко бутылки! Это видео — о дисках Маха и интересных эффектах ракетных реактивных струй.

Проклятье одноступенчатых ракет: Почему все ракеты — многоступенчатые?

Почему все летавшие в космос ракеты обязательно являются частью многоступенчатых систем? Неужели нет способа запихнуть в один бак побольше топлива и запустить это всё на орбиту — без необходимости что-то выбрасывать? В этом видео мы разберёмся, по какой причине космические ракеты используют многоступенчатую структуру. Какие проекты одноступенчатых ракетных систем испытывались в прошлом и какие испытываются прямо сейчас.

Удивительные эффекты космических ракет

Что гасит вода, которую подают на стартовый стол перед запуском ракеты? Куски чего от этой ракеты буквально отваливаются во время полёта? Что за удивительные медузы появляются в небе после пусков, заставляя буквально сотни людей публиковать фотографии этих, как им кажется, НЛО? Меня зовут Павел Поцелуев, и сейчас мы здесь, на Alpha Centauri, расскажем вам о самых интересных эффектах запусков космических ракет.

Всё о посадках ракет: посадка ступени SpaceX

В этом видео мы очень детально разберём процесс посадки первых ступеней SpaceX Falcon 9 и Falcon Heavy, выясним, для чего вообще нужны многоразовые ракеты и как компания Илона Маска планирует их применять. Перечислим возможных конкурентов SpaceX на «многоразовом» поприще: Blue Origin, Rocket Lab, United Launch Alliance. И поговорим о том, чем посадка Starship будет отличаться от посадок сегодняшних ракет компании.

Как измерить скорость света?

Сегодня всем известно, что скорость света в вакууме является неизменной, а ее величина — максимальная скорость среди возможных во Вселенной. Но в течение истории она претерпела множество уточнений, пока в 20-м веке не перевернула всю физику вверх тормашками. Именно об этом — об истории измерения скорости света — и о ее значении, как физическом, так и для физики в целом, мы сегодня и поговорим.

К Земле приближается смертельно опасный астероид (НЕТ)

Как часто вы сталкивались в интернете с заголовками вида «NASA предупреждает: на Землю скоро рухнет смертельно опасный астероид»? Уверены, что частенько. Недавние подобные новости гласят, что «опасный объект» пролетит около Земли уже 29-го апреля. Но насколько он действительно представляет угрозу нашей планете? Как специалисты определяют, какие астероиды опасные, а какие — нет? Как самостоятельно проверить подобную информацию? Мы решили записать для вас небольшой ролик, который ответит на все эти вопросы.

Телескоп-легенда. Что о Вселенной рассказал Хаббл?

Под нашим переводом фильма о запуске телескопа им. Хаббла хватало вопросов о том, для чего вообще нужен этот телескоп и какие открытия он совершил. В новом ролике мы вместе с командой Hubble ESA рассказываем об основных научных достижениях Хаббла. Возраст Вселенной и её ускорение, красное смещение, тёмная материя и тёмная энергия, сверхмассивные чёрные дыры, атмосферы экзопланет и многое другое — в небольшом невероятно красивом ролике!

Спейс Шаттл: Полная история великого американского корабля

Это 80-минутная документальная картина NASA, посвящённая программе Space Shuttle. В ней расскажут об истории возникновения шаттлов, о том, какие миссии были поручены новому американскому челноку. О запуске и обслуживании телескопа Хаббл, о стыковке со станцией Мир и о строительстве МКС. О причинах аварий и закрытии программы. В оригинале диктором выступил Уильям Шетнер, актёр, игравший капитана Кирка в сериале «Звёздный путь». Масштаб моей личности конечно с ним не сравним, но всё же надеюсь работа вам понравится.

Хаббл: окно во Вселенную

Это перевод классного 50-минутного фильма NASA, приуроченного к годовщине запуска телескопа им. Хаббла. Сегодня мы не будем рассматривать достижения телескопа и оценивать его научное наследие. Мы посмотрим на самые сложные и волнительные этапы его работы: запуск, миссии по обслуживанию, неисправности и их исправление. Мы посмотрим на Хаббл глазами тех людей, которые его строили, доставляли на орбиту и заботились о нём все тридцать лет работы. Это история телескопа Хаббл.

Самая детальная экскурсия по МКС

Астронавты Эндрю Морган и Лука Пармитано провели для вас часовую экскурсию по Международной космической станции. Они побывали в каждом модуле — от российских и американских до европейского и японского, заглянули в каждый пристыкованный корабль (Союз, Прогресс, Cygnus и Dragon), рассказали о своей работе, о быте и о том, как проводят время люди, находящиеся в 400 километрах над поверхностью Земли. Это самая подробная и самая актуальная экскурсия по МКС на данный момент.

Главный враг SpaceX

Компания SpaceX имеет весьма амбициозные планы: запустить на орбиту несколько тысяч спутников Starlink. Она уже довольно успешно справляется, но есть кое-что, что способно поломать любые графики запусков. Непредсказуемый фактор, о котором мы сегодня и поговорим!

Марсоходы, которые изменили всё. Итоги миссии Spirit и Opportunity

Марсоходы NASA Spirit и Opportunity были отправлены к Марсу в 2003-м году. Изначально планировалось, что они проработают на Красной планете 90 сол. Однако «живучесть» роверов в итоге удивила даже их создателей: за 6 и 14 лет работы они совершили огромное количество открытий, показали, что на Марсе могли находиться вода в жидком виде и простая жизнь. А ещё — стали промежуточным этапом между мини-ровером Соджорнер и настоящей марсианской лабораторией Curiosity. В этом видео мы расскажем вам всё о Spirit и Opportunity. И подведём итоги их миссии Mars Exploration Rover.

Кризис Теории большого взрыва

Современная космология, кажется, ответила на множество вопросов, о которых мы и не могли догадываться каких-то сто лет назад. Однако каждый новый ответ ведёт человечество к более сложным вопросам: до тех пор, пока мы не упираемся в процессы и явления, которые пока не в силах объяснить. Это видео — о кризисе космологии, о вопросе, является ли тёмная материя просто «затычкой» в ошибочной теории, либо предвестником очередного научного прорыва.

Что Кассини рассказала о Сатурне и его спутниках? Итоги миссии

Миссию Кассини-Гюйгенс можно заслуженно считать одним из самых успешных межпланетных мероприятий человечества по изучению внешней Солнечной системы. За 20 лет работы аппарат успел налетать почти 8 миллиардов километров, передал на землю более 600 Гбайт данных, открыл новые спутники и кольца Сатурна, позволил рассмотреть укрытую туманом поверхность Титана и пролетел сквозь гейзеры из ледяного льда Энцелада. В этом видео мы подводим итоги миссии и вспоминаем, какие открытия и важные события были с ней связаны.

Всё о миссии Mars 2020 (Perseverance)

Летом 2020-го на Красную планету отправился очередной марсоход NASA. В этом видео мы собрали ключевую информацию о миссии: о её научных задачах, инструментах, которые помогут эти задачи решить. О том, в чём заключается различие между Curiosity и Perseverance. И о том, для чего на Марс запустили настоящий вертолёт.

Смертельно опасный астероид: Сложнейшая миссия OSIRIS-REx

Знаете ли вы, что человечество до сих пор практически не получало и не изучало образцы внеземных объектов? Вы наверняка слышали о привезённом «Аполлоном» и «Луной» грунте, возможно — о Хаябуса и астероиде Итокава. Скорее всего — о Хаябуса-2 и её цели, Рюгу… Но в целом такие миссии всё ещё являются редкостью. Каждый забор реголита уникален, каждый полёт к далёкому объекту ради пары десятков граммов его вещества — настоящая авантюра! Сегодня мы подробно рассмотрим продолжающуюся прямо сейчас миссию OSIRIS-REx, в рамках которой уже в августе этого года NASA планирует получить 60 грамм грунта с астероида Бенну. Вы узнаете, почему был выбран именно этот астероид, каким образом аппарат к нему добирался, как выбиралось место для посадки и как именно произойдёт сбор грунта.

Тайна Европы и её разгадка: Всё о миссии Европа Клиппер

Europa Clipper, пожалуй, является самой амбициозной и серьёзной миссией по поиску условий для внеземной жизни в Солнечной Системе. Аппарат планирует запустить в 23-24 году, его путешествие к спутнику Юпитера займёт около шести лет, а научная миссия продлится три года. Тем не менее, уже сейчас Европа Клиппер почти готов к старту. Остаётся ждать удачного момента и подходящей ракеты. В этом видео мы немного обсудим историю миссии, поговорим о том, почему Европа интересна и откуда мы знаем, что там есть океан, перечислим все инструменты аппарата и расскажем вам о сложностях, возникших из-за SLS.

Как мы нашли сверхмассивную чёрную дыру Стрелец А*

Сверхмассивная чёрная дыра Стрелец А* в центре нашей галактики Млечный путь была обнаружена довольно давно. Её изучением занимаются тысячи астрономов по всему миру, задействованы сотни обсерваторий и телескопов. Всё — ради разгадки тайны чёрной дыры. В этом 20-минутном фильме мы с вами окунёмся в окружение Стрельца А*: исследуем ближайшие к объекту звёзды, их траектории и теории появления около столь экстремального объекта.

Революционный телескоп, о котором вы не знали: XMM-Newton

Космический телескоп XMM-Newton был запущен в далёком 1999-м году. Эта миссия была одной из пионерских в области мультиволновой астрономии: области астрономических исследований, которая одновременно опирается на данные в различных диапазонах. Телескоп внёс неоценимый вклад в изучение Вселенной: он позволил измерить скорость вращения сверхмассивной чёрной дыры, определил источники самых мощных рентгеновских всплесков и проложил дорогу для будущих астрономических миссий. Работая по сей день, он продолжает открывать для нас невероятную Вселенную.

Всё о квантовых эффектах: Телепортация, Неопределённость, Связь

Нас довольно часто спрашивают о квантовых эффектах и различных способах их применения. Особенно — в контексте космической связи. Существует несколько популярных мифов. Например, будто квантовая связь позволит передавать информацию быстрее света, а квантовая криптография поможет зашифровать всё-всё во Вселенной. Мы не будем опровергать такие мифы. Зато просто расскажем вам, как работают квантовая неопределенность, квантовое запутывание и квантовая телепортация.

Самая безумная ракета в истории: Одноступенчатый Roton

28 июля 1999 года из космопорта Мохаве в небо поднялся необычный летательный аппарат, больше всего похожий на знаменитый пепелац из фильма «Кин-дза-дза!» режиссера Георгия Данелии. О том, что это за экзотическая конструкция, кто ее создал и чем все закончилось, мы вам и рассказали.

Айзек Азимов. Как мы будем жить на Луне?

Взгляд в будущее из прошлого. Март 1988 года. В журнале «Популярная механика» опубликована статья, написанная одним из столпов научной фантастики – Айзеком Азимовым. В ней писатель поднимает вопрос о будущем нашего пребывания на Луне. Новые планы NASA относительно спутника Земли делают видение Азимова как никогда актуальным. Этот материал – видео-перевод оригинальной статьи 1988 года в полном объёме.

Спутники, о которых никто не думал: история прогнозирования погоды

Прогнозирование погоды сегодня многими воспринимается как нечто должное: мы возмущается, если прогноз на пять суток оказывается недостатояно точным. Но всего полвека назад прогнозирование находилось лишь на своём начальном этапе. Всё изменила космическая эра. Рассказываем, как это происходило.

Войдите, чтобы видеть ещё 4 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.