ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Российская орбитальная станция. Что может быть

Этот текст также доступен на русском языке

Вячеслав Ермолин, 27 ноября 2020 года.

Текст основан на слухах, наблюдениях и спекуляциях относительно будущего развития российской космической пилотируемой программы (орбитальной станции).

Инфографика. Варианты развития российской ОС. В высоком разрешение

Несколько тезисов, которые для меня очевидны:

— Российская пилотируемая программа должна быть в будущем;
— Пилотируемая программа будет опираться на полеты на НОО;
— Для продолжения пилотируемых полетов наличие орбитальной станции необходимо;
— Орбитальная станция должна быть национальной, т.е. под управлением России. Международное сотрудничество при этом должно продолжаться.

Это следует из логики развития космической деятельности и мировых трендов, один из которых предполагает рост пилотируемых полетов и расширению стран умеющих и желающих запускать людей в космос. А также попытки создания новых рынков (коммерция) в космической сфере.

Совсем не факт, что подобный сценарий (продолжение пилотируемых полетов) реализуется в реальности. Могут сработать негативные факторы. Как объективного, так и субъективного характера. Например, на космические исследования элементарно не будут денег (экономическая деградация страны). Или у Кремля не будет никакого желания заниматься этой деятельностью (приоритеты власти). В негативных сценариях пилотируемая деятельность может продолжиться, в качестве партнерских или подчиненных отношений с другими участниками (услуги извоза и т.д.).

По вариантам (инфографика):

«Тупик». МКС. Продолжение работы на МКС до её естественного конца — сведения с орбиты и закрытие этого международного проекта. К 2030 году. За это время к МКС будет запущен модуль «Наука» и модуль «Причал» (они готовы) и возможно модуль «НЭМ» — научно-энергетический модуль. Полеты двух пилотируемых кораблей и до четырех грузовых в год. Возможно несколько дополнительных с туристами. Это инерционный сценарий, продолжение существующего с использованием уже изготовленного. Расширение научных и технологических работ и увеличение численности постоянного российского экипажа до 3 человек. После окончания МКС строительство либо своей ОС, либо участие в международном сотрудничестве. Этот вариант наиболее ожидаем в околокосмической тусовке.

«Выживание». РОС — Российская Орбитальная Станция. Завершение строительства российского сегмента МКС. Модули «Наука», «Причал» и «НЭМ». После 2026 года отделение части российского сегмента от МКС и строительство собственной ОС на базе новых модулей из состава МКС и вновь построенных (на архитектуре НЭМ). Орбита наклонением 51,6 градусов. Возможно участие (если возникнут условия) в строительстве новой международной ОС — МКС-2. Этот вариант неоднократно озвучивался в прессе от менеджмента Роскосмоса и выглядит как наиболее вероятный.

«Развитие». РОСС — Российская Орбитальная Сервисная Станция. Строительство полностью независимой национальной ОС. Высокоширотной, (орбита на 70 градусов) для работы по национальной территории. Отказ от достройки МКС и использование существующих модулей «Наука» и «Причал» для начала строительства собственной ОС. Строительство и выведение двух базовых модулей — НЭМ и шлюзового модуля. Постепенное расширение ОС универсальными модулями (на базе архитектуры НЭМ). Это могут быть коммерческие (для туристов), производственные (если возникнет запрос), складские и прочие модули. Смена основного назначения ОС с научно-технологического на сервисно-технологический. Специальная платформа для обслуживания космических аппаратов орбитального и межпланетного назначения. Возможет вариант без постоянного присутствия экипажа.

«Два проекта». МКС + РОСС. Комбинация первого и четвертого варианта из инфографики. Достройка МКС в минимальном варианте с одновременным строительством собственной МКС на новых модулях без использования российского сегмента МКС. Умозрительный вариант при наличии денег, мотивации и адекватной промышленности, способной все это сделать в намеченные сроки (потребуется увеличенное количество запусков пилотируемых и грузовых кораблей).

P.S.
Эти варианты неоднократно мелькали в открытых СМИ. В частности, РКК «Энергия», возможно, проталкивает вариант с национальной высокоширотной ОС. Из ее недр недавно был вброс о «разрушении МКС после 25-го года» и необходимости строительства собственной ОС. Думаю в ближайшие месяцы услышим много противоречивых и резких заявлений. Так как идет борьба за конфигурацию новой федеральной космической программы и деньги под нее.

Несколько иллюстраций по теме.

Прогноз пилотируемых полетов на НОО. Bryce
Китайская ОС. Строительство с 2021 года.
Американская коммерческая ОС Axiom.

Увійдіть, щоб читати ще 80 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Відмінний Wall-E

Я понимаю, что Николай Васильевич Гоголь к космосу не имеет никакого отношения, но от прочтения этой статьи, в голове всплывает литературный персонаж по фамилии Манилов... К чему это я?! Да ни к чему... Просто впечатление очень сильное...

Корисний Пітер Снепбек

Головне питання "Щоби що?" Програми решти космічних гравців так чи інакше мають на меті цілі дальньої перспективи. Якій цілі слугуватимуть будь-які згадані проекти, окрім намагань втримати сам факт "ми теж в космосі"?

Осяйний Пол Атрейдес

Хорошая инфографика. А теперь по планам: а) Действително самый вероятный, причем в минимальной конфигурации; б) Маловероятно, с учетом недавно озвученной изношенности модулей. Смысл отстыковывать и что-то лепить на основе модулей, у которых уже заканчивается срок эксплуатации? Если только как вынуженная мера, чтобы остальную станцию не угробить; в) Вариант хороший, но маловероятный. Ибо, как верно подмечено, имеют место быть "экономическая деградация страны" и "приоритеты власти". Дед спросит "А бомбу на Флориду оттуда сбросить можно? Нет? Ну и не дам денег!".