ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Cosmos USSR

Этот текст также доступен на русском языке

Интересный документ из архивов украинского КГБ: докладная записка председателя КГБ Украинской СССР Никитченко в ЦК КПУ об отставании в космических исследованиях в СССР по сравнению с США. Изложенное в записке демонстрирует как развитие советского космоса тормозится милитаристской системой, построенной в СССР, где космос в первую очередь использовался для военного и промышленного шпионажа, и только в последнюю — для научных исследований, развития технологий.

Когда сейчас часто говорят про российскую космонавтику, что «она всё про@бала», имеют в виду, что тогда, в советские времена наша космонавтика была ого-го. И вот вам её состояние в 1967 году.

Выдержки из текста:

«Комитетом госбезопасности Украины получены оперативные данные, свидетельствующие об оставании космических исследований в СССР по сравнению с США. Это отставание объясняется тем, что в нашей стране возможности постановки научных исследований с помощью спутников и ракет значительно уступают возможностям таких исследований в США. Советским ученым приходится очень долго ждать реализации их экспериментов — это приводит к тому, что научное содержание исследования «морально устаревает» и нередки случаи, когда научный замысел, впервые возникший в нашей стране, из-за задержек в постановке аппаратуры на объект, реализуется сначала в США, а затем у нас. Выявляется заметное отставание в технике научных исследований по сравнению с США, в первую очередь в области электроники, светоприемников для различных участков спектра, в частности для рентгеновских лучей, в результате чего у нас вовсе отсутствует такой актуальный раздел, как рентгеновская астрономия; заметно отставание в области телевизионной техники для различных участков спектра, в области оптики для коротковолнового излучения и др.

(…) Недостаточность исследовательских работ в области космоса у нас не остается, видимо, незамеченной для зарубежных учёных. В отношении серии «Космосов» [под этим названием запускались в т.ч. спутники-шпионы] можно услышать скептические и иронические замечания американских учёных вроде того, что «если бы мы располагали такими многочисленными возможностями, которые вы имеете и т.д». Безусловно, учёные отдают себе отчет, что «Космосы» в своей массе предназначаются не для исследовательских работ.

(…) Указывается на ряд причин, приводящих к отставанию наших космических исследований:

1. Незаинтересованность в НИР тех организаций, которые работают на военные ведомства: «не приставайте к нам с наукой»

2. Отсутствие ответственности или нежелание её нести за запуски объектов и их подготовку

3. Нагромождение различных учреждений значительно дублирующих работу друг друга в области космических исследований. Создалось положение, при котором значительная часть времени и энергии людей во всех этих учреждениях уходит на выяснение того, кто что должен делать.

(…) Многие «ключевые лица», от которых зависит постановка исследовательских работ, стремятся иногда идти по пути «наименьших неприятностей» и зажимать науку, потому что они знают, что за отставание научных исследований в космосе особенно не взыщут, тогда как за невыполнение прикладных и военных задач могут строго взыскать.»

via https://t.me/kgbfiles_rus/

Увійдіть, щоб читати ще 84 коментаря, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Чарівний Вернер фон Браун

Вот, как бы очередные ответы. Что проблемы СССР были не в инженерах. Они были и очень хорошие, после развала Союза многие свалили "туда" и сейчас мы наблюдаем результаты. У того же Маска "ангофицированных" советских инженеров хватает и они двигают уже тех, против кого работали...

Веселий Знайка

Вот поэтому в России все архивы засекретили ещё больше и ничего не публикуют. Правда глаза колет. Кстати в конце 80-х, 90-х отрывали архивы. Сейчас полная блокада, думаю они уже уничтожили половину компромата.

Коханий Томаш Пескєк

Картинка к статье на главной странице классная, жаль, что она в статье отсутствует.